Урок истории в 6 классе по теме: Великое княжество Литовское и Русское
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Урок изучения нового материала позволяет познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.
Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Урок проводится в форме групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_6_klasse.doc | 61.5 КБ |
velikoe_knyazhestvo_litovskoe_i_russkoe.ppt | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе
Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта
- содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- умение выделять причинно-следственные связи
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
- формирование умения выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)
Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Основные понятия: цивилизация в двух аспектах, разделение древнерусской народности на русских, белорусов, украинцев.
Оборудование урока:
- учебник Истрия России для 6 класс авторов Данилов Д.Д., Данилов А.А., Клоков В.А., Тырин С.В., изд. «Баласс» 2012 г. «Школа 2100»
- рабочая печатная тетрадь к учебнику История России 6 класс, изд. «Баласс»
- презентация к уроку
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности | |
Этап «Постановка цели и задачи урока» 5 мин. | |||
Вводное слово: послушайте две цитаты и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке? «Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич) «Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд) Определение проблемы урока Рассмотрите карту в учебнике на с. 170 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в. Сформулируйте проблему урока Запишите проблему в рабочие тетради «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?» Сформулируйте свою версию ответа на проблему Давайте определим пути решения проблемы. | Предполагают тему урока «Взаимодействия Литвы и Руси». 1.Противоречие: в 13 в. Литва была небольшим прибалтийским государством. 2.В 15 в. это уже огромное государство и называется Великое княжество Литовское и Русское. Высказывают предположения о проблеме урока, например, «Почему к 15 в. территория Литвы увеличилась в несколько раз?» Или «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?» Делают записи в тетради Формулируют свою версию проблемы: 1.Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее. 2.Добровольное вхождение русских земель в Литву 3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства Предлагают пути решения проблемы: 1.Узнать, что собой представляет Литовское государство. 2.Их отношения с соседями на западе и на востоке. 3.Какова роль русского народа. | Взаимодействуют с учителем в режиме фронтальной беседы Участвуют в общей беседе Слушать ответы других | Контроль за правильностью ответов других обучающихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять ответы других Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы проблемы и обосновывать ее. Соотносить свои версии с версиями других |
Этап воспроизводства прошлых знаний – 3 мин. | |||
Раз речь пойдет о двух государствах, давайте вспомним, что собой представляет Русское государство в к.13 в. В рабочей тетради на стр. 51 выполняем первое задание Проверка задания с помощью экрана Сформулируйте ответ. | На ленте времени определяют даты образования и распада Древнерусского гос-ва, нашествия Батыя. Выделяют этапы изученной истории Руси Русское государство переживает трудные времена. Оно разорено и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды. Определяют место события в прошлом | Умение самостоятельно работать Слушать ответы других и соотносить со своими | Исправлять неточности других Сверять информацию по эталону Уметь формулировать собственную позицию и обосновывать ее |
Этап «Решения проблемы» - работа в группах20 мин. | |||
Приступаем к решению нашей проблемы. Работаем в группах с рабочими тетрадями. Слайд на экране с заданиями. Помощь группам в работе. | Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа Показывают умения группировать и сравнивать факты и события | Распределяют задания между членами группы, Подготовить ответ от группы Умение руководить и подчиняться | Контролировать и оценивать свои действия Вносить коррективы при помощи группы |
Этап проверки и подведения итогов работы в группах10 мин. | |||
Заслушиваем ответы по группам Корректирует формулировки, Организует общую работу | Ответ 1 группы 1.К 13 в. литовские племена взошли на ступень цивилизации. У них появилось государство во главе с князем Миндовгом, об-во разделилось на слои: простые общинники, родовая знать, дружинники, жрецы, стали появляться города (Вильнюс и русские города) 2.Положение земель Литовской Руси более выгодное, чем Московской, они были дальше от Золотой Орды и не платили дань. 3.Обе цивилизации взаимодействуя, обогащают друг друга. Общая черта – стремление к независимости Ответ 2 группы. Литовское государство разными способами расширяло свою территорию. Ведущую роль сыграли князья Гедимин и Ольгерд. К 14 в. в Литву входили русские княжества западных и южных земель. Это сказалось на развитие обоих народов: они совместно боролись против общих врагов на западе и на востоке. Это считалось возрождение Древнерусского государства: язык государственным был древнерусский, жили по законам «Русской правды», православие было господствующей религией. А литовские племена быстрее стали развиваться на ступени цивилизации. Развивались и русские территории: начинают формироваться белорусская и украинская народности. Отрицательным моментом было разделение некогда единого государства между другими. Ответ 3 группы. В к. 14 в. Литва заключает с Польшей Кревскую унию (союз) последствия унии таковы: 1.Меняется вера на католическую 2.Государственным языком становится польский 3.смена государственного строя на основе Польских законов. 4.свободные общинники превращаются в зависимых крестьян 5.Меняются народные традиции и обычаи под влиянием католичества Существование Великого княжества Литовского и Русского положительно повлияло на историческую судьбу нашей страны, т.к. это спасло часть земель от постоянных набегов ордынцев, сохранились достижения этих народов. Заложили основы для дружбы между ними. Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель. | Слушают и дополняют Заполняют таблицу по сообщениям других групп | Сравнивают, исправляют ошибки, дополняют |
Этап применения новых знаний – 5 мин. | |||
Как же мы ответим на наш проблемный вопрос | Формулируют ответ на проблему: К 14 в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства. Записывают его в тетради | ||
Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве? | Ответ: оказавшись разобщенным древнерусский народ под влиянием других народов, распадается на три отдельные братские народности – русские, белорусы, украинцы. | Умение по другому посмотреть на полученные знания | |
Этап рефлексии – 2 мин. | |||
А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке. Возьмите листочки и допишите предложения с помощью подсказки на экране | Заполняют листочки 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным | ||
Домашнее задание § 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели. | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О каком государстве пойдет речь сегодня на уроке? «Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич) «Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)
Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское Подготовила истории учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 1» города Курчатова Курской области Грибова Наталья Вячеславовна
Определяем проблему урока Внимательно рассмотрите карту в учебнике на стр. 170 Вопросы: 1. Сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. и в 15 в. 2.Найдите противоречия и сформулируйте проблему урока.
Проблема урока «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»
Наши версии ответа на проблему Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее. 2.Добровольное вхождение русских земель в Литву 3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства
Пути решения проблемы Узнать, что собой представляет Литовское государство. Их отношения с соседями на западе и на востоке. Какова роль русского народа в истории Литовского государства
Вспоминаем то, что знаем На ленте времени отметить даты образования и распада Древнерусского государства, нашествия Батыя. Выделить этапы изученной истории Руси. Подписать на ленте времени
Проверяем На ленте времени отметить даты образования и распада Древнерусского государства, нашествия Батыя. Выделить этапы изученной истории Руси. Подписать на ленте времени 882 1132 1237 VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV Образование и расцвет раздробленность нашествие
Работа в группах (20 минут) 1 группа исследует сами литовские племена 2 группа исследует деятельность литовских князей 3 группа изучает взаимоотношения с соседями.
Решение проблемы К XIV в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства.
Применение новых знаний Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве? Древнерусский народ оказался в разных государствах. Стал жить изолированно. Поэтому стали формироваться особенности в речи, обычаях, традициях. Под влиянием литовцев и поляков появились народности белорусов и украинцев
Рефлексия 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
Домашнее задание § 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"
Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"
Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века».
Разработка урока....
сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»
сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»...
Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия
Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия"...
презентация к уроку истории 9 класс на тему:"Великая Отечественная война".
Данная презентация позволяет провести повторительно-обобщающий урок на тему:"Великая Отечественная война."...