Урок истории в 6 классе по теме: Великое княжество Литовское и Русское
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Грибова Наталья Вячеславовна

 

Урок изучения нового материала позволяет познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов. 

Урок проводится в форме групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_6_klasse.doc61.5 КБ
Office presentation icon velikoe_knyazhestvo_litovskoe_i_russkoe.ppt270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта
  • содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • умение выделять причинно-следственные связи

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

Основное содержание темы: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.

Основные понятия: цивилизация в двух аспектах, разделение древнерусской народности на русских, белорусов, украинцев.

Оборудование урока:

  • учебник Истрия России для 6 класс авторов Данилов Д.Д., Данилов А.А., Клоков В.А., Тырин С.В., изд. «Баласс» 2012 г. «Школа 2100»
  • рабочая печатная тетрадь к учебнику История России 6 класс, изд. «Баласс»
  • презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока» 5 мин.

Вводное слово: послушайте две цитаты и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке?

«Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич)

«Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)


Определение проблемы урока

Рассмотрите карту  в учебнике на с. 170 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в.


Сформулируйте проблему урока




Запишите проблему в рабочие тетради «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Сформулируйте свою версию ответа на проблему







Давайте определим пути решения проблемы.

Предполагают тему урока «Взаимодействия Литвы и Руси».







1.Противоречие: в 13 в. Литва была небольшим прибалтийским государством.

2.В 15 в. это уже огромное государство и называется Великое княжество Литовское и Русское.

Высказывают предположения о проблеме урока, например, «Почему к 15 в. территория Литвы увеличилась в несколько раз?»

Или «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Делают записи в тетради

Формулируют свою версию проблемы:

1.Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее.

2.Добровольное вхождение русских земель в Литву

3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства


Предлагают пути решения проблемы:

1.Узнать, что собой представляет Литовское государство.

2.Их отношения с соседями на западе и на востоке.

3.Какова роль русского народа.

Взаимодействуют с учителем в режиме фронтальной беседы




















Участвуют в общей беседе

Слушать ответы других









Контроль за правильностью ответов других обучающихся








Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять ответы других





Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы проблемы и обосновывать ее.


Соотносить свои версии с версиями других


Этап воспроизводства прошлых знаний – 3 мин.

Раз речь пойдет о двух государствах, давайте вспомним, что собой представляет Русское государство в к.13 в.

В рабочей тетради на стр. 51 выполняем первое задание


Проверка задания с помощью экрана

Сформулируйте ответ.

На ленте времени определяют даты образования и распада Древнерусского гос-ва, нашествия Батыя. Выделяют этапы изученной истории Руси




Русское государство переживает трудные времена. Оно разорено и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Определяют место события в прошлом

Умение самостоятельно работать





Слушать ответы других и соотносить со своими

Исправлять неточности других


Сверять информацию по эталону

Уметь формулировать собственную позицию и обосновывать ее

Этап «Решения проблемы» - работа в группах20 мин.

Приступаем к решению нашей проблемы. Работаем в группах с рабочими тетрадями.

Слайд на экране с заданиями.

Помощь группам в  работе.

Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа

Показывают умения группировать и сравнивать факты и события

Распределяют задания между членами группы,

Подготовить ответ от группы

Умение руководить и подчиняться

Контролировать и оценивать свои действия

Вносить коррективы при помощи группы

Этап проверки и подведения итогов работы в группах10 мин.

Заслушиваем ответы по группам

Корректирует формулировки,

Организует общую работу

Ответ 1 группы

1.К 13 в. литовские племена взошли на ступень цивилизации. У них появилось государство во главе с князем Миндовгом, об-во разделилось на слои: простые общинники, родовая знать, дружинники, жрецы, стали появляться города (Вильнюс и русские города)

2.Положение земель Литовской Руси более выгодное, чем Московской, они были дальше от Золотой Орды и не платили дань.

3.Обе цивилизации взаимодействуя, обогащают друг друга. Общая черта – стремление к независимости

Ответ 2 группы.

Литовское государство разными способами расширяло свою территорию. Ведущую роль сыграли князья Гедимин и Ольгерд. К 14 в. в Литву входили русские княжества западных и южных земель. Это сказалось на развитие обоих народов: они совместно боролись против общих врагов на западе и на востоке. Это считалось возрождение Древнерусского государства: язык государственным был древнерусский, жили по законам «Русской правды», православие было господствующей религией. А литовские племена быстрее стали развиваться на ступени цивилизации.

Развивались и русские территории: начинают формироваться белорусская и украинская народности. Отрицательным моментом было разделение некогда единого государства между другими.

Ответ 3 группы.

В к. 14 в. Литва заключает с Польшей Кревскую унию (союз) последствия унии таковы:

1.Меняется вера на католическую

2.Государственным языком становится польский

3.смена государственного строя на основе Польских законов.

4.свободные общинники превращаются в зависимых крестьян

5.Меняются народные традиции и обычаи под влиянием католичества


Существование Великого княжества Литовского и Русского положительно повлияло на историческую судьбу нашей страны, т.к. это спасло часть земель от постоянных набегов ордынцев, сохранились достижения этих народов. Заложили основы для дружбы между ними. Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель.

Слушают и дополняют

Заполняют таблицу по сообщениям других групп

Сравнивают, исправляют ошибки, дополняют

Этап применения новых знаний – 5 мин.

Как же мы ответим на наш проблемный вопрос

Формулируют ответ на проблему:

 К 14 в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства.

Записывают его в тетради

Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве?

Ответ: оказавшись разобщенным древнерусский народ под влиянием других народов, распадается на три

отдельные братские народности – русские, белорусы, украинцы.

Умение по другому посмотреть на полученные знания

Этап рефлексии – 2 мин.

А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке.

Возьмите листочки и допишите предложения с помощью подсказки  на экране

Заполняют листочки

1.На уроке я работал                активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                доволен / не доволен

3.Урок для меня показался                коротким / длинным

4.За урок я                        не устал / устал

5.Мое настроение                        стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Домашнее задание

§ 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели.

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Великое княжество Литовское и Русское

Слайд 2

О каком государстве пойдет речь сегодня на уроке? «Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич) «Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)

Слайд 3

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русское Подготовила истории учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 1» города Курчатова Курской области Грибова Наталья Вячеславовна

Слайд 4

Определяем проблему урока Внимательно рассмотрите карту в учебнике на стр. 170 Вопросы: 1. Сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. и в 15 в. 2.Найдите противоречия и сформулируйте проблему урока.

Слайд 5

Проблема урока «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Слайд 6

Наши версии ответа на проблему Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее. 2.Добровольное вхождение русских земель в Литву 3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства

Слайд 7

Пути решения проблемы Узнать, что собой представляет Литовское государство. Их отношения с соседями на западе и на востоке. Какова роль русского народа в истории Литовского государства

Слайд 8

Вспоминаем то, что знаем На ленте времени отметить даты образования и распада Древнерусского государства, нашествия Батыя. Выделить этапы изученной истории Руси. Подписать на ленте времени

Слайд 9

Проверяем На ленте времени отметить даты образования и распада Древнерусского государства, нашествия Батыя. Выделить этапы изученной истории Руси. Подписать на ленте времени 882 1132 1237 VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV Образование и расцвет раздробленность нашествие

Слайд 10

Работа в группах (20 минут) 1 группа исследует сами литовские племена 2 группа исследует деятельность литовских князей 3 группа изучает взаимоотношения с соседями.

Слайд 11

Решение проблемы К XIV в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства.

Слайд 12

Применение новых знаний Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве? Древнерусский народ оказался в разных государствах. Стал жить изолированно. Поэтому стали формироваться особенности в речи, обычаях, традициях. Под влиянием литовцев и поляков появились народности белорусов и украинцев

Слайд 13

Рефлексия 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

Слайд 14

Домашнее задание § 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»

сценарий урока  в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»...

Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия

Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия"...

презентация к уроку истории 9 класс на тему:"Великая Отечественная война".

Данная презентация позволяет провести повторительно-обобщающий урок на тему:"Великая Отечественная война."...