Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания проблемы возвышения Москвы, собирания русских земель вокруг Москвы и образования единого Московского государства. Многие вопросы темы являются дискуссионными и требуют от учащихся осмысления на более высоком уровне. Поэтому я считаю целесообразным проводить  занятие с элементами дискуссии, где учащиеся высказывают собственные суждения, сопоставляют разные точки зрения, а также знакомятся с оценками, порой противоположными, данными историками той или иной исторической личности. Урок носит проблемный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_rossii_v_10_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок истории России в 10 классе.

     

                                                                                                       Учитель истории и обществознания

                                                                                                       1 квалификационной категории

                                                                                                        Пахомова Виктория Георгиевна

                                                                                                       

Тема: Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв.

                               

Объявление 

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания проблемы возвышения Москвы, собирания русских земель вокруг Москвы и образования единого Московского государства. Многие вопросы темы являются дискуссионными и требуют от учащихся осмысления на более высоком уровне. Поэтому я считаю целесообразным проводить  занятие с элементами дискуссии, где учащиеся высказывают собственные суждения, сопоставляют разные точки зрения, а также знакомятся с оценками, порой противоположными, данными историками той или иной исторической личности. Урок носит проблемный характер.

Цели урока:

1. Образовательные: привести десятиклассников к новому уровню осмысления проблемы  усиления Москвы в процессе борьбы за лидерство с другими русскими княжествами, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы,  рассмотреть различные точки зрения на процесс становления Российского государства и политику московских князей; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

2. Развивающие: развивать навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.

3. Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: дискуссионно-оценочный

Оборудование урока:

  • карта «Образование Российского централизованного государства»;
  • слайды презентации «Возвышение Москвы»
  • электронные динамические карты  «Расширение территории Московского княжества»; «Куликовская битва»
  • картина А.Бубнова «Утро на Куликовском поле»;
  • раздаточный материал.

Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на три группы в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами учащихся.

1 группа - «Москвитяне» - сторонники московских князей и их политики;

2 группа – «Тверичи» - противники московских князей; высказывают критические замечания в адрес Московских князей.

3 группа – независимые эксперты.

Кроме того, выбираются 2 ученика, которые будут представлять 2х выдающихся исторических деятелей: Ивана Калиту, Дмитрия Донского. 

Группы и «исторические деятели» получают опережающее задание подобрать и прочитать дополнительную информацию об эпохе XIV – XV веков, о политике Московских князей, об основных исторических событиях, необходимые для участия в дискуссии и работы в одной из 3х групп.

Ход урока.

I. Вводно-мотивационный этап

Вступительное слово учителя: в начале ХIV век русские земли находились в состоянии феодальной раздробленности. Сложная внутриполитическая ситуация в стране осложнялась еще и тяжелым международным положением: монгольским владычеством на Руси и усилением Литвы, претендовавшей на юго-западные русские земли. Чтобы свергнуть иго золотоордынских ханов, следовало прежде объединить русские земли в единое централизованное государство. Кто мог возглавить объединение русских земель  и борьбу против монгольского владычества?

Проблемы урока: определить, почему же именно Москва возглавила объединение русских земель, не дав шанса другим претендентам реализовать свои возможности. Какую роль сыграли московские князья в этом процессе?                                                                                 Я предлагаю вам принять активное участие в дискуссии по этому вопросу и приглашаю занять почетные места уважаемых Ивана Даниловича Калиту, Дмитрия Ивановича Донского.

В XIV веке возникают предпосылки объединения русских земель и появляются политические центры, которые могут возглавить процесс централизации.

Как вы считаете, кто в XIV веке мог претендовать на роль объединителя русских земель? Каковы были шансы у каждого из претендентов?

Выслушиваются ответы учащихся

Возможные варианты ответов: города, способные возглавить объединение русских земель: Новгород, Москва, Тверь. Юго-Западная Русь с Киевом отошла Литве в результате завоевательной политике литовских князей.

I этап. Предпосылки возвышения Москвы.

Учитель: «И почему было Москве царством бытии? И хто то знал, что Москве государством слыти?»

- удивлялся автор в XVII веке. И действительно, Тверское княжество возникло ещё в XIII веке. В XIV веке оно играло заметную роль. Московское княжество в XIII веке – самое захудалое и незавидное на Руси. Почему же именно Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо во- первых, выяснить предпосылки возвышения Москвы.

Слайд 1. Название презентации  «Возвышение Москвы».

Слайд 2. Факторы возвышения Москвы.

  1. Выгодное географическое положение (безопасность края, плодородие земель – «русское ополье», рост земледельческого, ремесленного и торгового населения в городах Северо-Восточной Руси, роль торгового пути «из варяг в персы» по Волге.
  2. Москва становится религиозным центром. Переезд митрополитов в Москву.
  3. Мудрая политика московских князей.

Во-вторых, следует проанализировать политику московских князей.

II этап. Политика Московских князей.

Слайд 3. Иван Калита (1325-1340). Портрет политического деятеля. Краткая характеристика.

 Считается, что московский князь Иван Калита получил своё прозвище за скупость. Все вроде бы понятно. Но вот предание рассказывает о Калите как о нищелюбце, щедро раздававшем подаяние.

Чем можно объяснить такое поведение Калиты?

Дискуссия учащихся. Ответное слово «Ивана Калиты».

Учитель: отдельной страницей в истории усиления Московского княжества являются отношения Москвы с соседями. 

«Москвитяне» - рассматривают международную политику московских князей. Отношения:          

               Москва - Литва

               Москва -  Орда

               Москва – Новгород

               Москва - Тверь    

«Тверичи» знакомят с событиями 1327г. и разгромом Твери войсками Ивана Калиты.              

Независимые эксперты представляют противоречивые оценки деятельности и поступков Калиты, высказанные учеными-историками. За основу взят исторический документ «Иван Данилович Калита», статья из произведения Карамзина «История государства Российского».

Учитель: при рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание  на родословную  тверских и  московских князей.

Слайд 4. Родословная тверских и московских князей.

Таблица.

Московская династия

Тверская династия

Ярослав Вселодович

(1238-1247)

Александр Невский

1252-1263

Даниил Александрович Московский 

-Укрепление княжества 1303г.

-Присоединение к Москве Коломны и Можайска.

Иван Калита Юрий

(1328-1341)

Ярослав Ярославич

1247

Михаил Ярославич Тверской

1276-1303

- 1305-начало борьбы;

- 1317г.-поход Юрия с приглашением Орды на Тверь;

-1318г.- казнь Михаила в Орде, ярлык у Юрия.

-1322г.-Узбек передаёт ярлык Дмитрию Михайловичу Тверскому. Убийство Дмитрия Юрием в Орде. Казнь Дмитрия монголами.

- 1327г. –посол Орды в Твери –Щелкан.

Тверское восстание.

1328г.- ярлык на княжение у Ивана Калиты. Поход на Тверь и разорение её. Усиление Москвы.

Учитель: Как вы оцениваете политику этого князя? Что вас привлекает и что отталкивает в личности Калиты? Если бы вы оказались на его месте, как бы действовали? Можно ли было обойтись без жестокости, обмана? Ответы учащихся. Затем ученик, выступающий от имени князя, подводит итоги деятельности Ивана Даниловича.

Учитель: Мы с вами проанализировали деятельность Ивана Калиты и оценили вклад, который внес этот московский правитель в дело собирания русских земель. После кончины Ивана Даниловича московским князем стал его сын Семеон Гордый, а затем Иван II Красный, который имел ещё одно прозвище «Милостивый». Он никаких войн не вел, при нем шло освоение новых земель на севере, в московские владения приходили переселенцы из других русских княжеств. Это было на редкость тихое и спокойное княжение.

Слайд 5. Работа с электронной  динамической картой «Расширение территории Московского княжества».

Учитель: Особую роль в истории борьбы русского народа с монгольским игом  сыграл Дмитрий Иванович Донской.

Слайд 6. Дмитрий Иванович. Портрет политического деятеля. Краткая характеристика

Учитель: Одна из величайших заслуг Дмитрия Ивановича – победа над монгольскими войсками в Куликовской битве. Противником московского князя был темник Мамай.

Почему Мамаю потребовалась только победа над русскими? Не свершил ли Мамай ошибки, направив все свои силы в 1380 г. На Русь? Почему Куликовская битва носила столь ожесточенный характер? Ответы учащихся. Анализ поведения Мамая и Дмитрия Ивановича.

Учитель: Русский историк XIX века Масловский считал, что московский князь Дмитрий Иванович очень неудачно выбрал позицию и также неудачно расставил войска перед сражением.

Объясните, что позволило историку сделать такой вывод. Учащиеся высказывают своё мнение, работая со схемой Куликовской битвы.

Слайд 7. Электронная динамическая карта-схема «Куликовская битва». Слова диктора.

Учитель: Почему знаменитый историк С.М.Соловьев считал, что Куликовская битва – победа на грани поражения? Согласны ли вы с такой оценкой? Ответ обоснуйте. Учащиеся отвечают, доказывая и аргументируя своё мнение. 

Учитель: Каково значение победы на поле Куликовом? Назовите источники победы. Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Почему победа русских в Куликовой битве не положила конец зависимости Руси от монголо-татар? Почему в 1382 г., в отличие от 1380 г. Московскому князю не удалось объединить северо-восточную Русь для борьбы с Тохтамышем? Высказываются мнения учащихся.

Затем слово предоставляется ученику, выступающему от имени Дмитрия Ивановича, подводятся итоги деятельности этого московского правителя, и определяется его вклад в процесс становления единого государства.

Учитель: Умирая Дмитрий Иванович благословил старшего сына Василия Дмитриевича в духовной грамоте «своею отчиной, великим княжением», не спрашивая ханского позволения. Первенство Москвы становилось всё явственнее. Но после смерти Василия I наступила эпоха, которую можно охарактеризовать фразой поэта: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Объясните причины такого эпитета, какую эпоху он характеризует? Мнение учащихся. О феодальной войне 2й четверти XV века, её причинах, участниках.

Учитель: Каковы ваши оценки этой войны? Какие значения для дальнейшей судьбы страны имел её результат? Ответы учащихся.

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение вопросов:

Закономерно ли то, что объединение русских земель происходило вокруг Москвы?

Что, на ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?

Делается итоговый вывод.

В конце урока осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Домашнее задание.

Учитель: Иван III – государь всея Руси, правитель, проводивший активную внутреннюю и внешнюю политику.

Задание 1. Провести анализ этой политики. Ивана III называют «собирателем земли Русской». Какие территории вошли в состав Московского княжества при Иване III? Работа с картой и таблицей «Этапы объединения русских земель».

Учитель: При Иване III начинается становление централизованного государства.

Задание 2. На чем основано утверждение, что в XV веке образовалось государство – Россия. Укажите признаки централизованного государства. Какой стала система управления по сравнению с феодальной раздробленностью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории России "Образование и наука в первой половине XIX века"

Презентация к уроку истории России "Образование и наука в первой половине XIX века". В презентации показывается развитие образования и науки в России, основные открытия и достижения учёных....

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...

Усиление Московского княжества в XIV - первой половины XV века

Урок по истории для 10 класса базового уровня. В разработке урока отражена часть иллюстрированного материала, который используется в презинтации....

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...