Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Педагогические цели:
· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной причиной этого являлась рациональная политика московских князей;
· воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
· развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
· создать условия для развития УУД:
· Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
· Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
· Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.
· Тип и вид урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no49_predposylki_obedineniya_russkih_zemel._usilenie_moskov-skogo_knyazhestva.docx | 413.76 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс, тема: Московская Русь XIV – XVI век (16 часов)
урок №49 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Дата проведения урока: 21.03
Педагогические цели:
- образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной причиной этого являлась рациональная политика московских князей;
- воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
- развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
- создать условия для развития УУД:
- Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
- Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.
- Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Иерархия, рубеж, предпосылки. вотчина, удельные княжества.
Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV — первой половине XV в.» великие княжества Северо-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.
Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Узбек.
Основные даты: 1325—1340 гг. — правление Ивана Калиты, 1327 г. — восстание в Твери.
Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе.
Образовательные ресурсы:1) Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.
2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс : пособите для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.
3) Презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» videouroki.net.2014, ООО «Компэду».
Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор.: 1. Карта «Русь в XIV — первой половине XV в.» (с. 169 учебника). 2. Таблица «Предпосылки и причины объединения русских земель». 3. Таблица «Борьба Москвы и Твери».
План
- Орг. момент.
- Повторение опорных знаний
- Усвоение новых знаний
1) Предпосылки и причины объединения русских земель.
2) Политическая система Руси
3) Борьба Москвы и Твери
4) Правление Ивана Калиты
5) Причины возвышения Москвы.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
V.Д/з 17, учебника, вопросы и задания к нему.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:
1. Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?
2. Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы ига.
В тот период между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.
Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась под игом Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.
Задает вопросы:
1. Что такое феодальная раздробленность?
2. Какими были ее причины?
3. Схожа ли она с таковой в Западной Европе?
III. Усвоение новых знаний
1) Предпосылки и причины объединения русских земель.
- Первый пункт плана можно изучить, используя различные методические приёмы.
Первый вариант. Учитель объясняет материал сам. Перед объяснением формулируется проблема: в чём сходство и различие процессов объединения русских земель и создания единых
государств в Западной Европе?
Второй вариант. Эвристическая беседа. Учитель отмечает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.
Вопросы для беседы. Как вы думаете, какие причины заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого государства? Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе. Выявите сходство и различие процессов появления единых государств в Западной Европе и Руси.
Третий вариант. В ходе объяснения учителя, учащиеся заполняют таблицу
«Предпосылки и причины объединения русских земель».
Предпосылки | Причины | ||
Экономические | Духовные | Экономические |
2) Политическая система Руси
Объяснение учителя по ОК:
Вывод: Как вы думаете, необходимо ли было объединение земель в единое Русское гос-во и какие княжества будут это делать?
3) Борьба Москвы и Твери
Объяснение учителя: вы уже сделали вывод, что Русь была готова к объединению, вопрос заключался в том, какое княжество возглавит этот процесс. Учитель рассказывает об истории создания Тверского и Московского княжеств, показывает их первоначальную территорию на настенной карте, обращает внимание на сходные географическое положение, климатические условия, экономические процессы. Тем не менее центром объединения русских земель стала Москва. В ходе объяснения учителя, учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос: в чём же причины возвышения Москвы? Рассказ учителя должен сопровождаться работой с картой. Целесообразно также использовать схему «Московские и тверские князья», которая готовится заранее. В ходе рассказа учителя обучающиеся заполняют таблицу «Борьба Москвы и Твери».
Московское княжество | Тверское княжество |
Имя князя, годы его правления. Политика князя | Имя князя, годы его правления. Политика князя |
На рубеже 13 – 14 веков Северо-Восточная Русь достигла наивысшей степени раздробленности. Тем не менее, в силе оставался принцип подчинения великому князю владимирскому. Для подтверждения своих прав на власть великие князья посещали Золотую Орду, где им выдавались ярлыки на княжение.
Задает вопросы:
1. Назовите города, в различное время игравшие ключевую роль в русской политике.
Право занимать Владимирский престол было почетным. Великие князья собирали ордынскую дань, судили споры между другими правителями. Самыми могущественными княжествами того периода, помимо Владимирского, были Суздальско-Нижегородское, Рязанское, Тверское и Московское. Наиболее привлекательными были земли Тверского и Московского княжеств.
Задает вопросы:
1. Определите, почему территории этих княжеств были так привлекательны.
Через их территорию проходили выгодные торговые пути, отряды ордынцев редко доходили до этих территорий.
На рубеже 12 – 14 веков лидером среди русских земель становится Тверское княжество. Благодаря умелым действиям своих князей Тверь долгое время избегала монгольских набегов. Все это позволило Тверской земле прекратить подчиняться власти великого князя и начать претендовать на первенство среди других русских земель. В 1305 году Михаил Ярославич получил от хана ярлык на великое княжение и официально обрел титул великого князя владимирского.
Соперником Твери было Московское княжество. Начало возвышения Московских земель приходится на период правления князя Даниила Александровича. При нем в состав земель были включены Коломна, Переяславль, Можайск. Территория княжества увеличилась в три раза.
При князе Юрии Даниловиче были налажены отношения с Ордой. Юрий желал заполучить титул великого князя Владимирского. Поэтому женился на сестре хана Узбека. Тем самым он заполучил сильного союзника и ярлык на управление во Владимире.
Задает вопросы:
1. Каким образом складывались отношения русских князей и Орды?
2. Почему русские князья вместо того, чтобы объединиться, продолжали усобицы и боролись за ханские ярлыки?
Такое положение не устраивало правителя Твери Михаила Ярославича. Между княжествами началась борьба. Русь раскололась на два враждующих лагеря – во главе одного стояла Тверь, во главе другого – Москва.
В 1317 году Московское княжество начало войну против Твери. В решающем сражении Юрий проиграл. Боясь усиления Тверской земли, хан Орды вызвал тверского князя в Сарай, где он был убит. Ярлык на управление Владимиром снова оказался у Твери.
4) Правление Ивана Калиты
Во время объяснения учителя с опорой на учебник (с. 153-154), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.
В 1325 году власть в Московском княжестве перешла к Ивану Данииловичу Калите. Свое прозвище он получил благодаря накопленному богатству («калита» – кошелек).
Вопросы обучающимся:
1. Как вы думаете, велика ли роль отдельного правителя в истории? Приведите примеры.
Он был осторожным и осмотрительным правителем и понимал, что добиться успехов на Руси можно лишь при опоре на Орду, но так, чтобы в открытую не претендовать на лидерство и не показывать собственную силу.
В первые годы своего правления Иван добился того, что в Москву из Владимира перебрался митрополит.
Иван Калита пытался столкнуть Тверское княжество с Ордой. В 1327 году в Твери началось восстание против ханского сборщика налогов Чолхана. Иван Калита предложил Орде помощь в усмирении Твери. Вскоре после подавления беспорядков, Калита получил титул Великого князя и право сбора налогов для Орды, часть из которых он присваивал и тратил на нужды княжества.
Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с текстом летописи, повествующей об итогах правления Ивана Калиты:
«Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».
1. Как вы считаете, для чего Иван Калита проводил политику примирения с Ордой?
2. Какими были итоги его правления?
Иван Даниилович расширил пределы Московского княжества. Он присоединил Ростовское, Галицкое, Белозерское и Угличское княжества. Московское княжество стало самым крупным и сильным среди русских земель.
5) Причины возвышения Москвы.
Выслушав ответы учащихся, учитель просит записать в тетрадях по истории причины возвышения Москвы.
- центр формирования древнерусской народности
- удаленность от опасных окраин
- значимые торговые пути
- земли, пригодные для земледелия
- развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)
- центр формирования древнерусской народности
- удаленность от опасных окраин
- значимые торговые пути
- земли, пригодные для земледелия
- развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
Вопросы для заключительной беседы. Какова была главная цель всех московских князей? Какими путями и средствами они добивались своего возвышения? Князь Михаил Тверской был причислен Русской православной церковью к лику святых. Как вы думаете, почему? Какова причина тверского восстания 1327 г.? Какова роль московского князя в подавлении восстания? Каковы последствия тверского восстания? Какую роль в возвышении Москвы сыграла Русская православная церковь, ордынские ханы? В заключение урока можно также обсудить проблему: поэт Н. Коржавин посвятил Ивану Калите следующие поэтические строки:
Был ты видом сильно противен,
Сердцем подл...
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.
Согласны ли вы с такой оценкой деятельности Ивана Калиты?
Задание на дом: § 17 учебника, вопросы и задания к нему.
Иван I Данилович Калита
Князь Московский
1325 — 31 марта 1340
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством М...
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. 6 класс.
Цель:сформироватьу учащихся представление о политической ситуации на руси в начале XIV века и причин объединения русских земель....
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КЯЖЕСТВА
Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с предпосылками...
Конспект урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества."
Методическая разработка открытого урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества." Включает план-конспект урока, презентацию к у...