Открытый урок в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Шишманян Альбина Андреевна

 

Открытый урок в 6 классе

по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе

по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Тип урока  изучение нового материала

Цель:  познакомить учащихся с ходом нашествия крестоносцев на Русь; показать героизм русского и других народов в борьбе с крестоносцами.

Задачи:

I.  Образовательные:

1) научить оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности  Руси;

2) познакомить с этапами нашествия крестоносцев на Русь, направлением ударов крестоносцев и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомить учащихся личностью Александра Невского, дать оценку его деятельности;

4) определить историческое значение  нашествия крестоносцев для дальнейшего развития русского государства .

II.  Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду;

2) учиться  анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и  объяснять термины: «крестоносцы», «ополчение»;

3) развить навыки работы с тестами,   умения составлять хронологическую  таблицу.

III. Воспитательные:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа в борьбе с западными завоевателями;
  2. подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

     Основные понятия и термины:  крестоносцы, ополченцы.

Оборудование: карта «Русь в середине XIII века», презентация, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политическая раздробленность на Руси»;
  2. Изучение нового материала;
  3. Закрепление изученного на уроке;
  4. Домашнее задание.

1.Орг. момент: приветствие, готовность учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания в форме блиц-опроса по следующим вопросам:

  1. Почему раннефеодальное государство сменилось феодальной раздробленностью?
  2. После смерти какого киевского князя на Руси начался период раздробленности?
  3. Какие политические центры появляются на Руси в период раздробленности?
  4. В чем заключались особенности Новгородской земли?
  5. Охарактеризуйте политический строй Новгородской земли.
  6. Попробуйте объяснить, почему в большинстве русских земель установилась монархическая форма правления;
  7. Каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монголами?

3. Изучение нового материала.

На доске записывается тема, основные понятия и термины темы, учащиеся записывают новые слова и объяснения к ним в свои тетради в ходе урока.

Рассказ учителя.

Походы шведов: восточноевропейские земли привлекали внимание шведских, немецких и датских феодалов своими богатствами. Католическая церковь в этом процессе играла большую роль, так как призывала к скорейшему крещению язычников (учитель на карте показывают земли, которые вызывали интерес не только у шведов, но и у новгородцев)

Походы крестоносцев: в 1201 году немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 году был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на восток. В 1237 году Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом, так возник Ливонский орден - главная опора Ватикана в Восточной Европе. Вскоре датчане основали замок Ревель (современный Таллин), шведы захватили остров Эзель.

Ослабление Руси под ударами Монгольской империи послужило сигналом к походу шведских феодалов, а затем и немецких рыцарей на Новгород

Невская битва: летом 1240 года шведская флотилия поднялась по Неве и остановилась в устье ее притока Ижоры для отдыха. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав дружину и ополчение, подошел к месту стоянки шведского флота. Решающую  роль в сражении сыграли внезапность нападения и полководческий талант Александра.

Дату 15 июля 1240г. – Невская битва, ученики записывают в тетради по истории.

Далее идет рассказ о Невской битве с использованием слайда презентации с планом битвы, затем следует работа с документом на стр.113. Вопросы к источнику:

  1. О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец?
  2. Какие слои населения принимали участие в Невской битве?
  3. Каковы причины победы русских ратей в Невской битве?

Ледовое побоище: используя слайд презентации с планом битвы, учитель рассказывает о Ледовом побоище и дает понятие боевого порядка «свинья».

Дату 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище, ученики записывают в тетради по истории.

Личность Александра Ярославича Невского.

В завершение урока давайте с вами рассмотрим характеристику Александра Ярославича Невского.

Дополнительный материал.

Александр Невский – великий полководец своего времени. Несмотря на небольшой рост, князь был очень сильным и выносливым человеком. Он мог       натянуть самый тугой лук до отказа и пустить стрелу в цель, великолепно    владел мечом и копьем, крепко держался в седле, стойко переносил трудные конные и пешие переходы.

Князь был хорошо образован для своего времени. Рано обучившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески. Изучал труды знаменитых полководцев, вычерчивал схемы сражений Александра Македонского, прикидывая, как бы он сам построил войска в таких случаях. Эти знания очень пригодились Александру впоследствии. А сражаться Александру и его войску приходилось много.

В 1240 году шведские корабли из Финского залива вошли в Неву и продвинулись до реки Ижора. Князь Александр, который в это время правил Новгородом большого войска не имел. Он решил, что победу могут принести только быстрота и натиск. С небольшой конной дружиной и пешим отрядом ополченцев Александр напал на шведов у места впадения Ижоры в Неву. И 15 июля он разбил шведское войско. Князь сам лично дрался герцогом Биргером и ранил его копьем. Одновременно ополченцы захватили и сожгли три шведских судна.

Шведам не удалось закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. А Русь сохранила торговый выход в Балтийское море.

После прослушанного сообщения учитель задает вопрос: Какова же роль Александра Невского в истории Руси 13 века?

4. Закрепление изученного:

Вопросы:

  1. Дайте определение понятий дружина, ополчение, боевой порядок «свинья».
  2. С какой целью шведские и немецкие феодалы расширяли своё присутствие на востоке?
  3. Каково было историческое значение битв на Неве и Чудском озере?

5. Домашнее задание: § 13, ответить на вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...

Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....