Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_mestopolozhenie_i_priroda_drevney_indii.doc | 802 КБ |
Предварительный просмотр:
Карасунский внутригородской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 86
Методическая разработка урока по
истории древнего мира
5 класс
Тема: «Местоположение и природа Древней Индии».
Составитель:
Учитель истории МБОУ СОШ № 86
Цатурян Л.Ю.
Краснодар – 2012
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.
Основные знания: природа Древней Индии, джунгли на берегах Ганга, индийские боги, сказание о раме, вера в переселение душ.
Основные понятия: природа, занятия, джунгли, Ганеша. Рамаяна, Ашока.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о природе и занятиях людей в Древней Индии.
- Формировать мировоззрение о тесной связи занятий людей и их представлений об устройстве окружающего мира, показать актуальность знаний по теме.
- Воспитывать уважение к истории других государств.
- Сформировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок с показом электронной презентации «Природа и люди Древней Индии».
Учебное оборудование: карта Древней Индии, электронная презентация.
План урока:
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Образование Персидской державы».
- Географическое положение и природные условия Индии.
- Занятия жителей Индии.
- Религиозные верования индийцев.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач урока:
Наша задача на уроке:
-узнать о местоположении природе, занятиях и религиозных верованиях жителей Древней Индии.
-сравнить местоположение, природу, занятия и религиозные верования жителей Древней Индии, Египта и Двуречья.
-выделить особенности местоположения, природы, занятий и религиозных верований жителей Древней Индии.
III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Образование Персидской державы».
Карта «Персидская держава»
Карточка № 20 (Выдать ученику для подготовки.)
А) Фронтальный опрос:
1. Какие 3 великие державы образовались в Западной Азии (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.)
2. Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. До н.э.)
3. Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.)
4. Какие 2 большие реки впадают в Персидский залив? (реки Тигр и Евфрат.)
5. Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.)
6. Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.)
7. Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.)
8. Чем платили налоги Дарию I покорённые народы? (Золотом, серебром, верблюдами, конями и т.д.)
9. Какой царь в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)
10. Какими средствами Дарий I держал в повиновении покорённые народы? (Держал тайных осведомителей, организовал царские дороги, жестоко карал нарушителей, держал 10-тысячную личную охрану.)
Б) Устный ответ по карточке № 20.
1. Какие государства нами изученные вошли в состав Персидской державы при Дарии первом и его предшественниках?
2. Для чего Дарий первый разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил 20 наместников?
3. Для чего Дарий первый начал чеканить золотые монеты?
4. Почему Дарий первый заботился о своей армии?
5. Как выглядела царская дорога?
Ответы:
- Мидия, Лидия, междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Египет.
- Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой.
- Для того чтобы облегчить торговлю на территории своей державы.
- Так как боялся восстания покорённых народов.
- На широкой дороге через каждые 20-30 км. Были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь.
В) Индивидуальный опрос:
Рассказать о завоеваниях персов.
Рассказать о легенде происхождения царя Кира.
Рассказать содержание библейской легенды о пире Валтасара.
Рассказать о Персидской державе при Дарии Первом.
Вывод: Персидская держава охватила почти все изученные нами государства. Её называли «царство стран», её властелин носил титул «царь царей».
IV. Переход к новой теме.
Мы познакомились с историей Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, некоторые из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию. А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займёмся на следующих уроках.
Занятия для учащихся: Сегодня познакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.
V. Изучение новой темы.
На доске записана тема урока.
- Местоположение и природные условия Древней Индии.
Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Он отделён от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями.
Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является Родиной древних цивилизаций. Здесь возышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны.
По земле Индии текут 2 великие реки – Ганг и Инд. Своё название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. В долине Инда дожди выпадают редко, засушливый климат, приводящий к зависимости урожая от разлива Нила. В долине Ганга летом идут ливневые дожди.
Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.
Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.
2.Население Индии.
Люди населяли Индию с древнейших времён. Археологи находят здесь поселения, относящиеся к каменному веку. На огромной территории Индии уже тогда жили многочисленные и разнообразные племена. Каждое из них имело свой язык и культуру. Часто племена воевали, иногда заключали мирные договоры и даже объединялись. Так образовались новые народности.
Племена состояли из сельских соседских общин, в которые объединялось несколько больших семей, входящих в один род. Главой семьи являлся самый старший мужчина – патриарх. Во главе общины стоял выбранный всеми патриархами староста – «грамани».В Древней Индии существовало семейное рабство. Это означало, что жена и дети являлись рабами главы семьи. Поэтому отец мог продать в рабство своего сына или дочь.
Древнейшие жители Индии были темнокожими, невысокого роста, с чёрными жёсткими волосами. До сегодняшнего дня на юге Индии живут их потомки – дравиты.
3.Занятия жителей Индии.
Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землёй. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире.
Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали лёгкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы ещё в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.
С тех давних времён, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких больше не было нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.
Задание:
Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.
- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну какой же ты выдумщик и враль!
- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…
Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.
- Враньё!... На свете нет ничего слаще мёда!
- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).
4.Животные и боги.
С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевали землю у непроходимого леса. Но иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Особенно люди боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки, риса, молоко. А некоторых змей индийцы обожествляли, считая их богами подземного мира. Ещё жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали брёвна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников.
Индийцы почитали слонов как животных, наделённых божественной силой. Они даже изображали бога мудрости – Ганешу – с головой слона.
С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, индийцы называли кормилицей, матерью. Её почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.
Индийцы считали, что и после смерти человек не перестаёт жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Только тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.
5.Города Индии. Древнеиндийская поэма «Рамаяна».
Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячилетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо – Даро и Хараппа.
В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колёсах. В центре Мохенджо – Даро возвышалось здание с огромным бассейном.
Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.
Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами. Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, лемехи для плугов, булавы, гири, бусы, печати. Так же как и в древнем Иране на печати индийцы наносили надписи, которые по внешнему виду напоминают письменность египтян и шумеров.
Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.
В середине 2 тысячелетия до н.э. Северная Индия и города Мохенджо-Даро и Хараппа были завоеваны кочевыми племенами скотоводов, которые спустились с северных гор. Обычно эти племена ученые называют арийскими. Слово "ария" на древнеиндийском языке – санскрите - означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ". Индийцы называли так завоевателей потому, что те обратили население древней Индии в рабов или согнали с обжитых мест.
Священными книгами ариев были “Веды”. На санскрите это слово означает "знание". От него происходит и русское слово "ведать", то есть "знать". Веды считались хранилищем древнейших и важнейших знаний человечества. Они были составлены в конце 2 тысячелетия до н.э. и состояли из 4 сборников. В каждый сборник включены торжественные песни, гимны, заклинания, магические тексты. Здесь же рассказывались древнейшие мифы. Очень давно “Веды” были записаны на березовой коре и пальмовых листьях, и поэтому не сохранились. До нашего времени дошли лишь копии этих текстов, которые были сделаны жрецами в 4-3 вв. до н.э. Никто другой, кроме жрецов, не мог изучать, объяснять и произносить “Веды”. Это право закреплял за ними тексты Вед, так называемые “Брахманы”. По названию этих текстов и жрецов стали называть “брахманы”- т.е. живые боги.
О древней Индии многое можно узнать также из двух великих поэм - "Махабхарата" и "Рамаяна". В них отражены жизнь, верования и знания древних индийцев.
В поэме "Махабхарата” рассказывается о войне между двумя царскими родами, в которую вмешиваются боги. Автором этой поэмы считается легендарный поэт Вьяса. По преданию он был слепым, и записывать поэму ему помогал слоноголовый бог мудрости Ганеша.
Героем другой древнеиндийской поэмы “Рамаяны” является царь Рама. Однажды он посватался к красавице Сите. В соревновании женихов он победил, и Сита стала супругой Рамы.
Однако злое чудовище Равана похитил Ситу.
Равана унёс красавицу на далёкий южный остров Ланку. Он хотел сам жениться на ней, но Сита сопротивлялась чудовищу. Рама искала Ситу по всей Индии. В этом помогал мудрый царь обезьян Хануман.
Этот удивительный герой обладал редкостной силой, умом и смекалкой. Хитростью Хануман проник в покои Раваны и успокоил Ситу. Обнаружившие Ханумана слуги Раваны подожгли ему хвост, но и это Хануман смог обратить против врагов Рамы. Он поджег дворец и город Раваны. А затем вместе с Рамой во главе войска обезьян вторгся в царство Раваны и вступил с ним в битву. Сражение было долгим и жестоким. Но, в конце концов, благородный Рама победил Равану и воссоединился с Ситой. Все его друзья ликовали. В честь победы Рамы над злым Раваной в Индии и в наши дни устраивают праздник, сопровождая его театрализованными представлениями о герое Раме, его жене Сите и верном Ханумане.
Как видно из этих поэм, древние индийцы обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинсиво населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.
Мы познакомились с природными условиями Индии, с её географическим положением, с занятиями её жителей и их религиозными верованиями. По преданию главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст. О них мы поговорим на следующем уроке.
VI. Закрепление нового материала.
- Где расположена Индия? ( На юге Азии).
- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
- Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи).
- Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг).
- Где берут начало эти реки? (В Гималаях).
- Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места).
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
- Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
- Что выращивали в Древней Индии? (Рис, хлопок, тростник…).
VII. Домашнее задание.
Параграф № 20
Сравнить географическое положение, природу, занятия жителей Индии, Египта, Двуречья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Методическая разработка урока "Олимпийские игры в Древней Греции и современность".
Разработка урока для 5 класса посвященная олипийским играм. Представлен исторический материал, рассказывается об олимпийских играх 2014....
Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".
Данная методическая разработка включает в себя разработку урока. Будет полезна учителям трудового обучения и технологии....
Методическая разработка урока по теме:"Как древние люди представляли себе Вселенную". 5 класс
Конспект урока по географиив 5 классе (ФГОС)по теме:«Как древние люди представляли себе Вселенную» Технологическая карта урока1. ФИО учителя: Никиф...
Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"
В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...
Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.
Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:...