Методическая разработка урока "Своеобразие картин природы в лирике Б.Л. Пастернака. Способыц создания поэтических образов"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Тема: «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Историческая основа произведения.
Сопоставление летописного источника с
художественным произведением.»
Цель: углубление знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина на примере баллады «Песнь о вещем Олеге».
Задачи: обучающие: раскрыть историческую основу «Песни», дать определение понятия «баллада», проанализировать особенности содержания. Определить смысл сопоставления Олега и волхва, показать мастерскую обработку летописных источников, осуществленных автором; расширить сведения школьников о быте и нравах Киевской Руси; учить делать выводы об авторской мысли и высказать свою точку зрения о произведении; развивающие: развивать аналитическое мышление учеников; совершенствовать навыки выразительного чтения. воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа.
УУД:
Личностные: Формировать интерес к тв-ву А. С. Пушкина, желание самостоятельного изучения жизни и тв-ва писателя. ;формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Предметные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
- подведение под понятие;
-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: умения определять тему и цели урока, планирование работы своей и в группе, оценивание сочинения , осознание усвоенности материала.
Коммуникативные: умения работать в группе, договариваться,планирование совместной работы.
Метапредметные:
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Познавательные: оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами; умение работать с таблицей.
Результаты урока: формировать навыки анализа поэтического текста на примере баллады А. С. Пушкина « Песть о вещем Олеге»
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. Игра: « Хлопаем в ладоши!» - Кто сегодня рано встал? - Кто умылся и почистил зубы? - Кто плотно позавтракал? - Кто забыл портфель дома? - У кого хорошее настроение? -Кто готов начать урок? | Хлопают или не хлопают в ладоши. | Личностные: желание включиться в учебный процесс. Создание благоприятной атмосферы в классе. |
2 | Проверка домашнего задания. | Представление проектов « Персонажи русских летописей в живописи» Оценивание проектов детьми. | Представляют презентацию.(одну) - Я бы поставил…, потому что… | Личностные: ощущения причастности к истории своей страны; Коммуникативные: умения строить монологическое высказывание. Регулятивные: способность к самоконтролю и контролю оценивания работ одноклассников. |
3 | Актуализация. | Вы убедились в том, что художники и даже скульпторы обращались к исторической теме, к русским летописям в своём творчестве. Но у нас урок литературы. Поэтому подумаем, какой вопрос может возникнуть? - Я просила повторить биографию А. С. Пушкина. Наверное, это неспроста. ? | - Обращались ли к сюжетам русских летописей писатели и поэты? _ Наверное, мы познакомимся с произведением, в котором А. С. Пушкин обратился к сюжету летописей. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. Делать выводы, обобщения. |
4. | Озвучивание темы урока. | Итак, запишите тему нашего урока. - Правильно. Уточняем - «Песнь о Вещем Олеге». Предположения ваши: А кто это- вещий Олег? - Но давайте уточним тему. Как вы считаете, о чём конкретно мы будем сегодня говорить? - «Сопоставление летописного источника с художественным произведением.» | - А. С. Пушкин. - Это русский князь. Мы о нём читали в летописи, в « Сказании о походе князя Олега на Царьград». - О документальном и художественном в « Песне…» | Регулятивные: умения определять тему и цели урока; Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
5 | Озвучивание цели урока | -- Попробуем определить цели урока | - Повторить биографию А. С. Пушкина. -Познакомиться с « Песней о Вещем Олеге» - Определить ,что своего внёс поэт в произведение. Есть ли расхождения с источником.? | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. Делать выводы, обобщения. |
6 | Процессное планирование действия. | - Как будем изучать тему урока? - Как будем работать? | - Мы будем читать статью в учебнике об А. С. Пушкине. - Читать летопись и « Песнь о Вещем Олеге» -Сравнивать летопись и « Песнь о Вещем Олеге» - По парам и по группам. | Регулятивные: умения планировать свою работу. Коммуникативные: умения высказать своё мнение, создать монологическое высказывание. |
7 | Изучение нового материала |
Проверка прочитанного:
2.Что хотите узнать? | - « Маркировочное чтение» -Ставим на полях карандашиком значки:
+- узнал ? -хочу знать -А. С. Пушкина за вольнолюбивые стихи сослали на юг России -Дважды побывал в Киеве. - Изучал летописные источники. -В 1822 написал « Песню…» - Зачем он обращался к летописям? | Личностные результаты: 1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация Познавательные УУД: 1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций 3. преобразовывать и сохранять информацию . 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности |
Работа с летописными источниками. | Чтение летописных источников. Словарная работа: Какие незнакомые слова встретились? -Отвечаем на вопросы учебника: стр.86. | Волхвы, кудесники- старцы, умеющие предсказывать судьбу. …. | Личностные результаты: морально – этическая ориентация Познавательные УУД: 1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций 4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности | |
Работа с балладой « Песнь о Вещем Олеге» | ( Чтение вслух ) | Читают сильные дети.( или учитель) | Развитие умения находить информацию, перерабатывать, анализировать, составлять характеристику героя | |
Словарная работа с последующей проверкой. | Самостоятельная работа | Личностные: желание работать самостоятельно в парах; Регулятивные: умение работать в группе; Коммуникативные: умение приходить к общему мнению. | ||
8 | Проблемно-аналитическая беседа | - Ориентировочная беседа: - Почему Олег назван у А. С. Пушкина « Вещим»? - Каким вы представляете себе волхва? - Какую судьбу предсказывает кудесник? Как звучит его обращение к князю? - Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему? Подтвердите ответ текстом - Как относится князь-воин к своему коню? -За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? | - умный, мудрый. - старым, умудрённым жизненным опытом, отшельником. | Отчет о результатах работы в парах, составление Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные результаты1характеристики героя. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Метапредметные: Развитие умения анализировать композицию художественного текста |
-Как отразилось летописное предание в стихотворении А.С. Пушкина? Подтвердить текстом. | Выразительное чтение отрывков произведения. Комментированное чтение. Примерные ответы: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника Олег искренне любит своего верного коня, ему горько осознавать, что придется с ним проститься | |||
Словарная работа | Нужно поработать над определением значений незнакомых слов. | Работают со словариками. | ||
9 | Проверка усвоения материала | - Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью? Для чего так поступает поэт? | Формулирование темы и основной мысли произведения: А.С.Пушкин показывает художественный образ князя Олега с опорой на исторический материал, но меняет некоторые элементы летописи, т.к. это произведение литературное, и может содержать вымысел. | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Метапредметные: Развитие умения анализировать композицию художественного текста |
10 | Этап контроля | Опросник:
| Выполнение задания. Взаимопроверка. | Предметные: знание содержания« Песни…» Личностные: умения |
11 | Домашнее задание |
| Запись домашнего задания | |
12 | Рефлексия | Что нового узнали?. Нарисуем « Дерево знания». - Почему? - Нарисуем смайлы. У кого смайл улыбается? Почему? | -Всё выполнено правильно, не ошибались , ошибались, но поняли свои ошибки…. - Мне урок понравился, выполнял задания с удовольствием…. | Развитие творческого мышления Умение приводить аргументы в пользу своего выбора |
13. | Выставление отметок. | -За представление проектов отметки…. - За урок отметки… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"
Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.
Данная разработка включает в себя систему уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений для углубления восприятия. Для обучения выбраны следующие стихотворе...
Методическая разработка классного часа "Природа не прощает ошибок"
Данная разработка предназначена для обучающихся в 5-6 классах. Материал построен с учётом интересов детей, в ней сочетаются тестовые задания, вопросы на смекалку. Интерес представляет своеобразная экс...
Методическая разработка урока "Дикая природа США" 9класс
Методическая разработка по учебнику "Английский в фокусе" 9класс, урок "Дикая природа США"...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....
Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».
Цели: образовательная: систематизировать знания детей о временах года; коррекционная:...