Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Жовтобрюх Светлана Ивановна

Данная методическая разработка включает в себя разработку урока.  Будет полезна учителям трудового обучения и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1.docx31.19 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3.doc331 КБ
Файл foto_ramok.docx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

ХАРЦЫЗСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

Природа творчества. Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов.

Разработала учитель трудового обучения

Жовтобрюх Светлана Ивановна

Харцызск 2016

УРОК № 1

Класс : 8

Дата:

Тема:  Природа творчества. Художественное творчество. История и

             современность народных художественных промыслов.

Цели урока:

Обучающая  - познакомить учащихся с понятием «художественное творчество»,

                         видами народного творчества, его историей, формировать

                        художественное сознание в процессе развития эстетического

                        восприятия окружающей действительности и искусства;

Развивающая   – развивать понимание того, что творчество дает возможность

                          саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку; 

                                    развивать  нравственные  и  эстетические   чувства, любовь к своим

                          истокам;

Воспитательная -  формировать у обучающихся социальную активность,

                    гражданское и патриотическое  воспитание по средствам

                    исторической деятельности  умельцев Донбасса.

Вид урока-  сообщение  новых знаний  ( презентация- экскурсия) и закрепление

                       их на практике

Оборудование урока:

  • ноутбук;
  • телевизор
  • ДВД проигрыватель
  • мультимедийная презентация «Народные художественные промыслы Донбасса »

Методы обучения:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Форма организации деятельности  учащихся:

  • индивидуальная;
  • групповая

Меж предметные связи : история, мировая художественная культура,

                                             литература, уроки Гражданственности

Тип урока: теоретический.

Структура урока

  1. Организационный момент………………………………….……… 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учеников…………...…. 5 мин.
  3. Изучение нового материала………………………………………. 10 мин.  
  4. Практическая работа. Выполнение рамки для работы..….….…. .. 21мин.
  5. Закрепление новых знаний и умений учеников………………….. 5 мин.
  6. Итоги урока……………………………………………………….… 2 мин.
  7. Домашнее задание………………………………………………….. 1 мин.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

Упражнение в начале урока , которое дает настрой на урок: «Я, ты, мы». Дети становятся в круг, приседают и, сидя на корточках держа друг друга за руки, тихо говорят «Я», немного приподнявшись, чуть громче говорят «Ты» посмотрев друг на друга, и встав на носочки, подняв руки вверх, громко говорят «Мы».

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Задача: создать комфортную психологическую и диалоговую среду и обеспечить мотивацию к новому педагогическому опыту. 

На доске записан эпиграф урока:

По Донбассу мастеров не мало

Тех, чьи руки чудо создают,

В ремеслах свою землю славят

И по миру славу ей несут! 

Вопрос к обучающимся: «Как вы понимаете смысл этого четверостишья?»

         Полюбить свою родную землю можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой  природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю  народа Донбасса , удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям нашего  народа.

          Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Что такое «художественное творчество», какие бывают виды народного творчества?   Почему мы считаем изделие, выполненное своими руками,  произведением искусства? Почему в наше время необходимо поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов жителей земли Донецкой , виртуально совершим путешествие  и узнаем очень много нового и полезного для нас с вами. ? Ответы на эти вопросы Вы получите сегодня на уроке.

     А совершить это путешествие нам поможете вы – творческие группы класса, получившие задания опережающего уровня.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Задача: через создание атмосферы эмоциональной комфортности и диалога создать условия по вовлечению обучающихся в познавательный процесс по группам, содействовать развитию чувства сопричастности и ответственности за культурно-исторические перспективы народных ремесел. 

         Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
       Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
   Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны".

Сообщение группы №1  Исторические корни художественных промыслов

                                         земли Донецкой. ( Презентация №1)

Сообщение группы №2  Современные мастера своего дела земли Донецкой.

                                          ( Презентация №2)

Учитель: Очень часто бывает так, что мало изготовить какое - либо. изделие, но, для того чтобы заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно поместить в определенную оправу. В этом смысле интересна мысль В. А. Фаворского о роли рамы в художественном произведении: «Рама, ограничивая изображение, усугубляет внутрь пространственную глубину и создает как бы замкнутый мир, а наружу делает изображение вещью, предметом другого пространства, в станковой картине - предметом интерьера, можно сказать мебелью, жившей наряду со стульями, столами и т. п. Посмотрите, например, на работы, помещенные в рамы разной формы.

Беседа с учащимися по вопросам:


  • Случаен ли выбор рамы художником? 

  • Можете ли вы объяснить тот или иной вариант выбора формы рамы? 

  • Как вы думаете в какой из рамок (прямоугольной, квадратной, овальной, круглой) произведение искусства будет выглядеть наиболее романтично? 

IV. Практическая работа. 
Задача: создание условий для инициирования выработки умений использования различных способов и приемов работы по изготовлению рамки.

Задание. Из бумаги сделайте несколько рамок одного внутреннего размера, но разной формы. Наложить их на один и тот же рисунок и посмотрите, как меняется его восприятие.  

       Вышивка, репродукция художественного произведения искусства или иллюстрация из журнала, которые вы решили повесить на стену, значительно лучше будут смотреться, если их поместить в объемную рамку.

/ Как изготовить такую рамку, поясняет заранее подготовленный учителем инструкционный материал. ( Приложение №2,№3) Обучающиеся имеют возможность выполнить рамку любым способом или придумать свой способ изготовления рамки./
Рефлексия. 
Задача: создание условий для завершения законченного этапа и анализа того, что было осуществлено на уроке. 

  1. Проверка основных записей по ходу урока. 
  2. Просмотр изготовленных рамок, самоанализ. 
  3. Ответы обучающихся на ключевые вопросы урока: 
    1.Почему, когда на Донбасс  приезжают зарубежные гости, на память они обязательно увозят с собой сувениры народных  умельцев? 

          2.Каким ремеслом вы готовы прославить Донецкий край?

V. Итоги урока

Заключительное слово учителя:

   Богато творчество Донецкого края . Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Народ любил, высоко ценил мастеров-умельцев, потому что народные промыслы - зеркало жизни народа.

     Сегодня мы как бы заглянули в прошлое, перед нами ожили картины из жизни русского народа, и мне хочется, чтобы сегодняшние посиделки остались у вас в памяти потому, что мы, русский народ, - народ талантливый и трудолюбивый.

     Ребята, мне хочется сказать, что вы сегодня поработали хорошо, с любовью создавали свое произведение искусства, занимались народным промыслом «Изготовлением рамки для творческой работы». Поэтому я оцениваю вашу работу на «отлично».

Упражнение «Подарок»: Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы и мимики каждый изображает какой-то предмет и передает соседу.

Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории веками

Не знающими устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

Он мыслью не витал за облаками

И шёл за мыслью, клал на камень камень

И строил мир, надёжный, как гора. 
Он был весьма искусен и силён

И опытом предчувствия умён,

И чувством совершенства наделён,

 И красотой гармонии отмечен.

Он нужен всем. Он общечеловечен

Для всех эпох, формаций и времён. 

М.Лудин

VI Домашнее задание.

 Подготовить сообщение или отобразить на рисунке те виды народного промысла, которыми занимались ваши  бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.



Предварительный просмотр:

Приложение№ 2

Инструкционная карта

«Этапы выполнения декоративной рамки для творческой работы»

Этапы выполнения работы

1

Выбрать образец для будущей рамки или выполнить собственный эскиз на тонком картоне.

2

Обвести шаблон рамки на плотный картон, вырезать.

3

Обвести шаблон задней рамки, с указанием ножки-держателя, вырезать.

4

Положить перед собой на резиновый коврик основную рамку.

5

Выбрать природный или нетрадиционный материал для украшения рамки. Создать примерную композицию.

6

Используя клей, аккуратно приклеивайте композицию на постоянное место по всей поверхности рамки, закрывая картон.

7 !

Возьмите шаблон задней стенки рамки, по контуру рамки наносим слой клея, но  на верхний край задней стенки клей наносить не нужно (сверху вставляется фотография – поэтому на верх клей наносить не надо.  

8

Соединить две детали между собой, придавить и оставить на несколько минут

9

При желании края рамки можно обработать песком, мелким опилом, мелкой крупой.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Приложение №3

Шаблон задней стороны рамки

-----  - места сгиба

Точками отмечены места склеивания

Правая сторона прямоугольной рамки (центр вырезать)

Шаблон рамки «Сердце»

Центр вырезать, ножка на усмотрение может быть поуже.

Задняя сторона рамки «Сердце»

-----  - места сгиба


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....

Методическая разработка урока Пародия в творчестве Шостаковича

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы: Орел Ю.А., Островс...

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...