Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Данная методическая разработка включает в себя разработку урока. Будет полезна учителям трудового обучения и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1.docx | 31.19 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 32.5 КБ |
prilozhenie_no3.doc | 331 КБ |
foto_ramok.docx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ХАРЦЫЗСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
Природа творчества. Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов.
Разработала учитель трудового обучения
Жовтобрюх Светлана Ивановна
Харцызск 2016
УРОК № 1
Класс : 8
Дата:
Тема: Природа творчества. Художественное творчество. История и
современность народных художественных промыслов.
Цели урока:
Обучающая - познакомить учащихся с понятием «художественное творчество»,
видами народного творчества, его историей, формировать
художественное сознание в процессе развития эстетического
восприятия окружающей действительности и искусства;
Развивающая – развивать понимание того, что творчество дает возможность
саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку;
развивать нравственные и эстетические чувства, любовь к своим
истокам;
Воспитательная - формировать у обучающихся социальную активность,
гражданское и патриотическое воспитание по средствам
исторической деятельности умельцев Донбасса.
Вид урока- сообщение новых знаний ( презентация- экскурсия) и закрепление
их на практике
Оборудование урока:
- ноутбук;
- телевизор
- ДВД проигрыватель
- мультимедийная презентация «Народные художественные промыслы Донбасса »
Методы обучения:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая
Меж предметные связи : история, мировая художественная культура,
литература, уроки Гражданственности
Тип урока: теоретический.
Структура урока
- Организационный момент………………………………….……… 1 мин.
- Актуализация опорных знаний и умений учеников…………...…. 5 мин.
- Изучение нового материала………………………………………. 10 мин.
- Практическая работа. Выполнение рамки для работы..….….…. .. 21мин.
- Закрепление новых знаний и умений учеников………………….. 5 мин.
- Итоги урока……………………………………………………….… 2 мин.
- Домашнее задание………………………………………………….. 1 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Организация рабочего места.
Включение всех учащихся в деловой ритм.
Упражнение в начале урока , которое дает настрой на урок: «Я, ты, мы». Дети становятся в круг, приседают и, сидя на корточках держа друг друга за руки, тихо говорят «Я», немного приподнявшись, чуть громче говорят «Ты» посмотрев друг на друга, и встав на носочки, подняв руки вверх, громко говорят «Мы».
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Задача: создать комфортную психологическую и диалоговую среду и обеспечить мотивацию к новому педагогическому опыту.
На доске записан эпиграф урока:
По Донбассу мастеров не мало
Тех, чьи руки чудо создают,
В ремеслах свою землю славят
И по миру славу ей несут!
Вопрос к обучающимся: «Как вы понимаете смысл этого четверостишья?»
Полюбить свою родную землю можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю народа Донбасса , удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям нашего народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Что такое «художественное творчество», какие бывают виды народного творчества? Почему мы считаем изделие, выполненное своими руками, произведением искусства? Почему в наше время необходимо поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов жителей земли Донецкой , виртуально совершим путешествие и узнаем очень много нового и полезного для нас с вами. ? Ответы на эти вопросы Вы получите сегодня на уроке.
А совершить это путешествие нам поможете вы – творческие группы класса, получившие задания опережающего уровня.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Задача: через создание атмосферы эмоциональной комфортности и диалога создать условия по вовлечению обучающихся в познавательный процесс по группам, содействовать развитию чувства сопричастности и ответственности за культурно-исторические перспективы народных ремесел.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны".
Сообщение группы №1 Исторические корни художественных промыслов
земли Донецкой. ( Презентация №1)
Сообщение группы №2 Современные мастера своего дела земли Донецкой.
( Презентация №2)
Учитель: Очень часто бывает так, что мало изготовить какое - либо. изделие, но, для того чтобы заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно поместить в определенную оправу. В этом смысле интересна мысль В. А. Фаворского о роли рамы в художественном произведении: «Рама, ограничивая изображение, усугубляет внутрь пространственную глубину и создает как бы замкнутый мир, а наружу делает изображение вещью, предметом другого пространства, в станковой картине - предметом интерьера, можно сказать мебелью, жившей наряду со стульями, столами и т. п. Посмотрите, например, на работы, помещенные в рамы разной формы.
Беседа с учащимися по вопросам:
Случаен ли выбор рамы художником?
Можете ли вы объяснить тот или иной вариант выбора формы рамы?
Как вы думаете в какой из рамок (прямоугольной, квадратной, овальной, круглой) произведение искусства будет выглядеть наиболее романтично?
IV. Практическая работа.
Задача: создание условий для инициирования выработки умений использования различных способов и приемов работы по изготовлению рамки.
Задание. Из бумаги сделайте несколько рамок одного внутреннего размера, но разной формы. Наложить их на один и тот же рисунок и посмотрите, как меняется его восприятие.
Вышивка, репродукция художественного произведения искусства или иллюстрация из журнала, которые вы решили повесить на стену, значительно лучше будут смотреться, если их поместить в объемную рамку.
/ Как изготовить такую рамку, поясняет заранее подготовленный учителем инструкционный материал. ( Приложение №2,№3) Обучающиеся имеют возможность выполнить рамку любым способом или придумать свой способ изготовления рамки./
Рефлексия.
Задача: создание условий для завершения законченного этапа и анализа того, что было осуществлено на уроке.
- Проверка основных записей по ходу урока.
- Просмотр изготовленных рамок, самоанализ.
- Ответы обучающихся на ключевые вопросы урока:
1.Почему, когда на Донбасс приезжают зарубежные гости, на память они обязательно увозят с собой сувениры народных умельцев?
2.Каким ремеслом вы готовы прославить Донецкий край?
V. Итоги урока
Заключительное слово учителя:
Богато творчество Донецкого края . Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Народ любил, высоко ценил мастеров-умельцев, потому что народные промыслы - зеркало жизни народа.
Сегодня мы как бы заглянули в прошлое, перед нами ожили картины из жизни русского народа, и мне хочется, чтобы сегодняшние посиделки остались у вас в памяти потому, что мы, русский народ, - народ талантливый и трудолюбивый.
Ребята, мне хочется сказать, что вы сегодня поработали хорошо, с любовью создавали свое произведение искусства, занимались народным промыслом «Изготовлением рамки для творческой работы». Поэтому я оцениваю вашу работу на «отлично».
Упражнение «Подарок»: Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы и мимики каждый изображает какой-то предмет и передает соседу.
Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Всё в мире создавали мастера.
Сказать спасибо мастеру пора.
Он мыслью не витал за облаками
И шёл за мыслью, клал на камень камень
И строил мир, надёжный, как гора.
Он был весьма искусен и силён
И опытом предчувствия умён,
И чувством совершенства наделён,
И красотой гармонии отмечен.
Он нужен всем. Он общечеловечен
Для всех эпох, формаций и времён.
.
М.Лудин
VI Домашнее задание.
Подготовить сообщение или отобразить на рисунке те виды народного промысла, которыми занимались ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.
Предварительный просмотр:
Приложение№ 2
Инструкционная карта
«Этапы выполнения декоративной рамки для творческой работы»
№ | Этапы выполнения работы |
1 | Выбрать образец для будущей рамки или выполнить собственный эскиз на тонком картоне. |
2 | Обвести шаблон рамки на плотный картон, вырезать. |
3 | Обвести шаблон задней рамки, с указанием ножки-держателя, вырезать. |
4 | Положить перед собой на резиновый коврик основную рамку. |
5 | Выбрать природный или нетрадиционный материал для украшения рамки. Создать примерную композицию. |
6 | Используя клей, аккуратно приклеивайте композицию на постоянное место по всей поверхности рамки, закрывая картон. |
7 ! | Возьмите шаблон задней стенки рамки, по контуру рамки наносим слой клея, но на верхний край задней стенки клей наносить не нужно (сверху вставляется фотография – поэтому на верх клей наносить не надо. |
8 | Соединить две детали между собой, придавить и оставить на несколько минут |
9 | При желании края рамки можно обработать песком, мелким опилом, мелкой крупой. |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Шаблон задней стороны рамки
----- - места сгиба
Точками отмечены места склеивания
Правая сторона прямоугольной рамки (центр вырезать)
Шаблон рамки «Сердце»
Центр вырезать, ножка на усмотрение может быть поуже.
Задняя сторона рамки «Сердце»
----- - места сгиба
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письме...
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"
Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...
методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»
Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...
Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева
Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....
Методическая разработка урока Пародия в творчестве Шостаковича
Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы: Орел Ю.А., Островс...
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»
Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Закрепление знаний о художественных промыслах....