Рабочая программа по истории для 5 класса Д.Д. Данилов
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Программа включает подробную пояснительную записку и развернутое тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya5.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

__________________

«__»________ ____г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________________

«__»___________ _____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________________

«__»__________ _____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Киселёвой Л.Е., II категория

по истории 5 класс

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету «История», а также в соответствии с концепцией развивающей Образовательной системы «Школа – 2100». Цели изучения истории указаны в виде линий развития личности средствами предмета истории.

Используется следующий УМК: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева, Москва, Баласс, 2008. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся. На каждом уроке используются  презентации, мультимедийные учебники и другие  ресурсы. Преподавание основано на  проблемно-диалогической технологии, разработанной коллективом авторов под руководством Данилова Д.Д., изложенная в «Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя» М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко, Москва, Баласс, 2009.

Особенности обучения в данном классе

Курс истории вводится впервые. Класс состоит из 11 учащихся. Двоих из них можно отнести к слабоуспевающим. Остальные учащиеся могут активно работать в рамках заявленных целей и задач.

Цели изучения курса:

В традиционной школе сложилась практика формулирования целей и задач по троичной схеме: цели подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В УМК «Школа 2100» принят новый формат – основным считается развитие личности ученика.

1-я линия развития личности. Картина мира в фактах.

Сформировать общие представления об эпохах (периодах) всемирной истории и дать детальную картину первых эпох – Первобытный мир и Древний мир: раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.

2-я линия развития личности. Картина мира в понятиях.

Для данной линии развития курс Древнего мира является основополагающим. Во-первых, необходимо сформировать базовые понятия, нужные для теоретического осмысления истории (первобытное общество, цивилизация, раб и т.п.). Во-вторых, требуется заложить понимание общей культуры обществоведческих понятий, представленной в виде четырех сфер: хозяйство (экономика), социальная сфера (общество), политика (управление), культура. В рамках каждой сферы необходимо сформировать базовые понятия («государство», «народ», «собственность», «религия» и т.п.) и постепенно подкреплять фактами систему взаимосвязи этих понятий с более частными.

3-я линия развития личности. Историчность мышления.

Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации. При этом возможно по-разному выстраивать причинно-следственные цепочки фактов, которые объясняли бы развитие и взаимодействие разных обществ, их сходство и различия. Недостаток или отсутствие материала об отдельных личностях заставляет при изучении тем по Первобытному миру и Древнему Востоку сделать упор на восприятии фактов как результатов действий безымянных «рядовых» личностей. Материал тем по истории Древней Европы позволяет правильно поставить акценты и уделить внимание фактам, связанным с конкретными персоналиями.

4-я линия развития личности. Нравственное самоопределение.

Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного мира и Древнего мира, соотносимых с современностью (проблема личного достоинства и общественной необходимости и т.д.). При сохранении самостоятельности в выборе ученика необходимо стремиться к тому, чтобы основанием для нравственной оценки служили гуманистические ценности. Следование принципу историзма требует, чтобы там, где это необходимо, оценка с позиций сегодняшнего дня была представлена обособленно позициям современников событий.

5-я линия развития личности. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение.

Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества; использовать различные эпизоды первобытной и древней истории для моделирования ситуаций, требующих от учеников самостоятельной гражданской оценки, определения своей гражданской позиции, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ Ильинской основной школы  на изучение истории Древнего мира в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.    

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе  происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью  дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.

Структура курса

МОДУЛЬ 1. Первая историческая эпоха.

Вводная тема. Что изучает и история  (2 урока).

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счёт лет в истории. Деление всемирной истории на периоды. История Отечества как часть всемирной теории.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Предмет и хронология истории древнего мира. Исторические источники: археологические, мифологические, письменные, этнографические.

Обучающийся должен уметь:

Применять счет лет в истории.

Тема 1. Первобытный мир. (6 часов + 2 часа на повторение и контроль)

Происхождение человека. Появление вида человек умелый. Расселение древнейшего человека. Историческая карта как источник исторических сведений. Приспособление людей к изменению климата. Родоплеменные отношения. Значение религиозных верований. Развитие орудий труда. Переход от первобытности к цивилизации.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Древнейшие люди.  Орудия труда. Расселение первобытных людей. Собирательство и охота. Изобретение лука и стрел. Пещерная живопись. Мотыжное земледелие. Приручение животных. Развитие ремесла. Появление неравенств. Род. Племя. Понятие «Человек разумный», «родовая община».

Обучающийся должен уметь:

- пересказать текст учебника и рассказ учителя.

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока.

Тема 2. Древний Египет. (5 часов + 2 урока повторения).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. Образование Древнеегипетского государства. Власть и положение фараона. Древнеегипетское общество. Культурное наследие Древнего Египта. Расцвет египетского государства.

Повторение и обобщение.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Фараон,  вельможа, налог, писец. Неограниченная власть фараонов. Держава Тутмоса II. Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, иероглиф, папирус, свиток.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Египет, Нил.

     3. Проанализировать документ.

Тема 3. Древние цивилизации Азии. (9 часов + 2 часа обобщение и контроль)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего междуречья. Отличительные особенности Междуречья. Законы Хаммурапи. Образование государств в Передней Азии. Начало железного века. Завоевания Ассирии. Значение персидской державы. Культурное наследие. Библия и религиозные верования евреев.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии. Особенности цивилизации Индии. Культурное наследие Древней индии. Буддизм.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая. Особенности цивилизации. Культурное наследие древнего Китая. Великая Китайская стена. Иероглифы. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать:

 «Законы Хаммурапи», Закон, ростовщик, клинопись. Ассирийская держава. Боги Брахма (Индия). Буддизм. Учение Конфуция (Китай). Великая Китайская стена. Деспотизм.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Ассирию, Двуречье. Индию, Китай. Реки этих стран.

3. Анализировать документ «Законы Хаммурапи», « Так говорил Конфуций».

Модуль 3. Первая цивилизация Запада.

Тема 4. Зарождение цивилизации в Древней Греции (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции.

Возникновение полисов. Отличие Афин и Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии.

Культурное наследие Древней Греции. Значение олимпийских игр.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации. (5 часов + 2 урока обобщения и контроля).

Греко – персидские войны. Граждане и рабы. Расцвет демократии при Перикле. Культурное наследие Древней Греции. Отличия цивилизации Древних греков от цивилизаций Древнего востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Эллинистический мир. Культурные наследия Древней Греции.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.

Модуль 4. Империя эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока. (4 часа).

Подчинение Греции Македонии. Александр Македонский и его завоевательные походы. Распад империи Александра Македонского и создание эллинистической цивилизации.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима. (8 часов).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Патриции и плебеи. Республика. Культурное наследие Рима. Кризис Римской республики. Восстание рабов. Г.Ю.Цезарь. Падение республики.

Тема 8. Античная Греко-римская цивилизация. (9 часов +2 часа обобщение и контроля).

Октавиан Август. Римская империя. Соседи Рима. Возникновение христианства. Кризис империи. Распространение христианства. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия: 

  1. Империя Александра Македонского.
  2. Древний Рим.
  3. Легенды и верования римлян.
  4. Патриции и плебеи.
  5. Республика.
  6. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь.
  7. Римская империя и соседние народы.
  8. Возникновение и распространение христианство.
  9. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.
  10. Падение Римской империи.
  11. Культурное наследие Древнего Рима.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.

Требования к уровню подготовки в конце 5 класса.

В конце 5 класса учащиеся должны

-Уметь определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю древних государств и цивилизаций.

-Определять и доказывать,  какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое  - взошло на ступень цивилизации.

-Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

-Свободно использовать в письменной и устной речи понятия и явления, развивавшиеся в эпоху Древнего мира.

-Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

-Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей.

-Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху древнего мира.

-При оценке порядков древних обществ, завоеваний, набегов, гражданских войн, учений Будды и Христа, выявлять гуманистические и нравственные ценности.

-Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей по защите Родины, установлению порядков.

-Определять своё собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории Древнего мира

            (предмет)

Класс 5

Учитель Киселёва Л.Е.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 5, зачетов __, тестов 10 ч.;

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Евстигнеева Н. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы; концепции развивающей Образовательной системы «Школа – 2100»

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева, Москва, Баласс, 2008.


Тематическое планирование уроков по курсу  «Всеобщая история. История Древнего мира»  для 5- го класса

Сроки

№      

Тема урока (раздел)

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

Корректировка

Базовые понятия

УУД

1

Путешествие в страну История

История, Всеобщая (всемирная) история,  история Древнего  мира,  исторический источник, археология, этнография

Знать, что изучает история, из чего складываются исторические знания.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника, бе седа по прочи танному, рас сказ учителя, работа с новыми терминами

2

Как заглянуть в прошлое.

Наша эра, до нашей эры, год, век, тысячелетие

Научатся объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого. Уметь ориентироваться на ленте времени.

Работа с лентой времени. Решение исторических задач

Тестовая проверка знаний

3

Первые люди

Первобыт ные люди, человече ское стадо, охота, собиратель ство,             орудия труда, «человек умелый»

Научатся объяснять происхождение людей и зарождение человеческого общества. Смогут выявлять причины и следствия эволюции. Определять своё отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека.

Рассказ, беседа, работа по карте, работа с тек стом учебника, работа в рабо чей тетради

Фронталь ная беседа с классом по вопросам

4

Первые шаги разума.

«Человек разумный»,    род, сородич, родовая община, «присваи вающее хо зяйство»

Научатся выявлять главные особенности первобытного общества. Объяснять главную суть родоплеменных отношений в родовой общине. Объяснять причинно – следственные связи выживания человека, образование рас. Уметь выявлять гуманистические и нравственные ценности первобытного общества. Давать оценку первобытной морали

Работа с тек стом учебника, работа с иллю страциями учебника, ра бота в тетради, работа с новыми терминами

Фронталь ная беседа с классом по вопросам, стр. 11

5

Первые художники и волшебники.

Искусство, религия,      духи,  душа,  молитвы

Выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей. Объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире. Давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев первобытных людей с позиций современного человека.

Рассказ учителя, беседа, работа над новыми по нятиями, работа в тетради,

Инд. работа по карточке - отв. на вопр. «Что помогло первобыт ным людям выжить в новых при родных ус ловиях»;

решение творческих задач с классом

6

Первые пастухи и хлеборобы.

Ското вод ство, земледелие,   ремесло, «произ во дящее хо зяйство», род, племя

Выявлять изменения в обществе. Объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя терминологию. Выделять причины перехода к земледелию, выявлять последствия расселения земледельческих племён. Давать собственную оценку изменениям.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника, бе седа по прочитанному, работа с картой, рас сказ учителя, работа над новыми понятиями

Тест

7

Первые мастера и воины.

Ремесло, ремеслен ник,                              неравенство, знать, раб,                      царь, соседская община

Выявлять главные особенности жизни пашенных земледельцев, ремесленников и торговцев. Выявлять причины образования соседских общин и определять последствия изменений. Давать свою оценку историческим событиям и явлениям

Рассказ учителя, работа с иллюстрациями учебника; работа над новыми понятиями

Индивидуальная работа по карточкам

8

Первые цари и грамотеи.

Неравенство, знать, раб,                      царь, соседская община, государство

Выявлять главное в процессе перехода человечества на ступень цивилизации. Определить, черты какого общества более свойственны современному обществу. Выявить нравственные ценности цивилизации.

Ра бота по схеме «Образование государства»; работа над новыми понятиями

Словарно-терминологическая  работа (исторический диктант – 10-12 понятий)

9

Общий взгляд на Первобытный мир

Выявлять главное в первобытной истории человечества. Уметь ориентироваться в историческом времени, используя ленту времени. Выявлять логическую последовательность развития человеческого общества

Игра – путеше ствие по стан циям: «Рассказкино»,  «Картово», «Задачкино», «Отгадайкино»,«Кроссвордово»

10

Контрольная работа «Первая историческая эпоха»

Контрольная работа

11

Царство в долине Нила.

Папирус,  иероглиф, свиток, пороги, дельта, оазисы, дамбы, каналы

Выделять признаки государства. Обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории египтян. Уметь объяснять, как природные условия и развитие хозяйства повлияли на становление цивилизации

Рассказ учителя,  работа с тек стом учебника, работа с иллю страциями учебника, с ис торическим ис точником; ра бота над новы ми поня тиями

Фронталь ная беседа с классом по вопросам

12

Боги древнего Египта.

Храмы, жрецы,            миф, мумия,         гробница, саркофаг,

религия

Научиться выделять особенности религии Египта. Делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних египтян. Выявить причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью и богами.

Работа с тек стом учебника

Фронталь ная беседа с классом по вопросам, или истори ческий дик тант, или индивиду альная ра бота по кар точке

13

Искусство строителей пирамид.

Пирамида,    

Большой сфинкс,    «чудеса света»,        обелиски,     колонны,

культура, архитектура, скульптура, живопись

Научиться объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религией древних египтян. Почему достижения искусства древнего Египта стали достижениями современных цивилизаций. Уметь давать собственную оценку порядков египетского общества.

Работа с учебником – груп повая.

Заполне ние таб лицы

14

В гостях у египтян.

Пороги, дельта, оазисы, дамбы, каналы.

Фараон,    вельможи,   крестьяне, ремеслен ники,     писцы,  налог

Научиться объяснять разнообразие египетского общества. Сравнить роль и образ жизни разных слоёв общества. Понимать, почему простые труженики были довольны  судьбой. Давать оценку делению общества.

Самостоятель ная работа с текстом учеб ника, беседа по вопросам, ра бота над новы ми понятиями

Фронталь ная беседа с классом по вопросам, или истори ческий дик тант, или индивиду альная ра бота по кар точке

15

Расцвет Египетского царства.

Пехота,          пехотинцы, колесницы,    колесничие, наемное войско

Научиться выявлять причины и последствия расцвета египетского царства. Уметь работать с картой.

Рассказ учителя; работа с картой; работа в рабо чей тетради; со ставление схемы; заполне ние таблицы

Тест

16-17

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Разгадыва ние истори ческого кроссворда

Разгадыва ние истори ческого кроссворда

Игра «историческая эстафета». Этапы: состав ление рассказа, решение твор ческой задачи, разгадывание кроссворда, ра бота с картой, знание терми нов и дат.

18

Цивилизация в междуречье.

Клинопись, шумеры

Уметь сравнивать цивилизации. Уметь характеризовать хозяйство междуречья. Уметь определять свою позицию в отношении правителей междуречья.

Рассказ, беседа, работа по карте, работа с исто рическим доку ментом (Хре стоматия стр. 58), самостоя тельная работа учащихся с тек стом учебника

19

Законы Вавилонского царства.

Закон,                                аренда,               ростовщик

Уметь объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии. Причины и следствия быстрого развития Междуречья. Давать собственную оценку представлениям о справедливости вавилонского царя.

Работа с клас сом – объясне ния учителя +вопросы к классу+работа в тетрадях

20

Ассирийское железное царство.

Таран,

держава

Уметь объяснять, как Ассирии удалось стать великой державой. Причины и следствия образования и гибели мировой державы.

Рассказ учителя, беседа с учащи мися, работа по карте, работа по картине

Разверну тый ответ на вопрос «О чем расска зывают за коны Хам мурапи»

21

Евреи – народ Библии.

Библия,        Ветхий Завет,          заповеди,      израильтян,    скрижали,    

миф, предание

Сравнить историю евреев и древних народов. Выявить общее и отличия. Уметь объяснять, как религия влияет на историю людей. Нравственные ценности религии евреев.

Комментиро ванное чтение – работа с древ ними еврей скими мифами.

Объяснение но вых понятий.

Устный от вет по кар точкам

22

Персидская мировая держава.

Персы. Зороастризм

Уметь объяснять процесс образования персидской державы.

Знать причины победы Персии. Давать оценку методам создания и сохранения державы персидскими царями.

Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, беседа, работа с историческими документами

Выполнение заданий в рабочей тетради

23-24

Индия – родина Будды.

Индийцы,    джунгли.

Касты. Буддизм

Касты: брахманы, воины, земледельцы, слуги

Уметь выявлять признаки цивилизации. Понять причины распространения буддизма. Сравнивать религии

Объяснение учителя, работа в тетрадях, составление таб лицы; чтение инд. легенды.

Словарно-терминоло гическая  работа

25-26

Китайская мудрость Конфуция.

Конфуциан ство.

Бамбук,    иероглифы.  Гунны

Уметь выявлять признаки цивилизации. Уметь выделять причинно-следственные связи. Научиться выявлять гуманистические ценности конфуцианства.

Работа по карте, рассказ учителя, работа с историческим доку ментом, сооб щения учащихся о пись менности и кни гах др. китай цев; выполне ние задания в рабочих тетрадях

Тестовая проверка знаний

27

Общий взгляд на Древний Восток.

Уметь сравнивать цивилизации, выделять общие черты. Уметь объяснять разнообразие.

Выполнение заданий к раз делу «Древний Восток»

Тестовая проверка знаний

28

Контрольный урок «Цивилизации Древнего Востока»

Контрольная работа

29

У истоков греческой культуры

Эллада, эллины.

Лабиринт. Мифы.

Крылатые выражения: «Нить Ари адны», «По лет Икара»

Уметь выделять признаки цивилизации. Уметь сравнивать. Анализ источников. Уметь выявлять гуманистические ценности древних греков.

Рассказ учителя, работа по карте, работа в тетради – прием сравнения – особые природные ус ловия (Др. Гре ции и Египта), чтение мифов, беседа по прочитанному; словарная работа

30

Времена Гомера

Крылатые выражения:

«Яблоко раздора»,

«Суд Пари са», «троянский конь»,

«ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой»

Научиться анализировать источники, объединяя факты и понятия в целостную картину. Уметь сравнивать современные ценности с ценностями древних греков.

Коммент. чтение текста учебника; беседа по прочи танному;

Сообщ. уч-ся о жизни древнегр. Поэта Гомера

Выполн. зад. в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Картогра фический диктант

31

Города-государства Эллады

Полисы,   демос,   ареопаг,  архонт,

долговое рабство, знать,  аристократы, аристокра тия

Выявлять отличительные особенности древнегреческих полисов. Уметь сравнивать современное общество с древнегреческим полисом. Научиться выявлять причины единства полисов Эллады. Сравнить моральные принципы граждан полисов с современными людьми.

Рассказ учителя,

работа с текстом учебника, работа в тетради, словарная работа

Текущий контроль знаний и умений – тест - опрос

32

Олимпийские боги

Мифы, мифология, религия

Объяснять особенности древнегреческой религии. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.

Работа с учебником; заполне ние таблицы; рассказ учителя;  сообщения учащихся

Текущий контроль знаний и умений – тест - опрос

33

Афинская демократия и спартанские нравы.

Реформы,  демократия,

Граждане,

Народное собрание,  Илоты,

«лаконичная речь»

Научиться делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов. Уметь выделять признаки демократии и аристократии. Выделять причинно-следственные связи противостояния полисов. Давать собственную оценку порядкам Афин и Спарты.

Рассказ учителя,

работа с тек стом учебника, работа в тет ради, словарная работа

Устный воп рос по за данию в рабочей тетради

34

Эллинское воспитание.

Атлет, пятиборье, ипподром

Научиться выявлять цели и средства древнегреческого воспитания. Уметь давать оценки правилам древнегреческого воспитания

Рассказ учителя, сообщения учащихся

1)  Прием сравнения: - обществен ное и государственное устройство Спарты и Афинского государства - образ жизни спар танцев и илотов

2) высказать свое сужде ние по во просу о воспитании спартанцев

35-36

Великая греческая колонизация

Колония,

Эллада, эллины

Научиться выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации. Научиться давать собственную оценку действиям греков по отношению к местным жителям

Работа с исто рической кар той, беседа с учащимися, ра бота в тетрадях, рассказ учителя, работа с тек стом учебника

Картогра фический диктант

37

Эллада против царя царей.

Стратег, фаланга

Анализируя события войн, выявить причины победы греков над персами.

Рассказ учителя, самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника, за полнение таб лицы в тетрадях

Фронталь ная беседа по вопросам

38-39

Афинская свобода рабовладельцев

Стратег, оратор,

Демократия

Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Давать нравственную оценку рабовладению

Работа с тек стом учебника, составление схемы, работа с историческим документом; со ставление ха рактеристики исторического деятеля - Пе рикла

Работа по карточкам

40

Столица искусств Эллады

Театр, орхестра,      скене

Выявлять главные особенности древнегреческого искусства.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом – составление рассказа (работа в группах)

Историче ский дик тант

41

Мудрецы Древней Греции.

Оратор,    красноречие

Уметь выделять главное во взглядах древнегреческих философов. Уметь давать оценку взглядам Сократа.

Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, работа в рабо чей тетради, ра бота с новыми терминами

Фронталь ная беседа по вопросам

42

Общий взгляд на Древнюю Грецию.

Уметь находить принципиальные отличия западной и восточной цивилизаций.

Работа над заданиями в раб.тетради. Подготовка к контрольной работе

Фронталь ная беседа по вопросам

43

Контрольный урок «Первая цивилизация Запада»

Контрольная работа

44

Покорители свободных греков

Уметь выявлять причины ослабления Греции. Умение работать с картой.

Объяснения учителя, работа в тетрадях – от личия македон ского войско от греческого.

45

Завоевания Александра Македонского

Фаланга,   конница,    осадные башни

Уметь выявлять причины побед Александра Македонского и последствия для покорённых народов. Уметь давать нравственную оценку поступкам Александра.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом и атласами – ра бота в тетра дях – просле дить по карте движение армии А. Маке дон ского и найти основные места сражения; хро нология

Работа по карточкам

46-47

Эллинистическая цивилизация.

«чудеса света», Музей

Сравнивая признаки запада и востока, уметь делать выводы о слиянии или раздельном сосуществовании двух цивилизаций

Рассказ учителя                  +

игра – путеше ствие по г. Александрии

+

сообщения учащихся

Терминоло гический письменный опрос.  Работа по карточкам – установить  последова тельность событий

48

Рим - от царей к республике.

Латины, весталка, ликторы,   патриции, плебеи, сенат

Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивилизаций. Понимать причины смены царской власти на республиканскую.

Объяснение учителя, работа с исторической картой; работа с учебником; сло варная работа;

работа с кон турной картой

49

Рим – властелин Италии.

Галлы,   республика,   консул,    народный трибун,      «право вето»

Уметь работать с картой.  Уметь выделять главное в завоевательных походах Рима, их причины и следствия.

Рассказ учителя о республике римлян по схеме, работа учащихся с тек стом учебника, беседа по во просам, выпол нение заданий в рабочей тетради

Тест - опрос

50

Хозяин Западного Средиземноморья

Война

Выявлять главное в пунических войнах. Уметь анализировать войны на примере Пунической войны.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника – со ставить  план-конспект по теме

Фронталь ная беседа по вопросам

51

Покоритель Восточного Средиземноморья

Провинция,

Ттриумф, император,

«разделяй и властвуй»

Анализируя завоевания римской империи, уметь делать вывод об особенностях превращения Рима в великую державу. Уметь располагать во времени последовательность событий. Уметь выявлять причины и следствия завоеваний.

Рассказ учителя,

работа по карте, составление таблицы, беседа по вопросам, работа с ил люстр. учебника

Вопросы и ответы

52

Перемена римских нравов.

Научиться выделять главное в перемене римских нравов. Выделить последствия распространения греческой культуры для римлян.

Рассказ учителя,

работа с тек стом учебника,

Решение кроссворда в раб. тетр.

53-54

Войны граждан и рабов.

Имение,   раб,       рабство,    амфитеатр,

гладиаторы.

Граждан ская война

Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно-следственные начала гражданских войн. Уметь давать оценку восстанию рабов.

Работа с исто рическими до кументами, во просы к доку ментам;

рассказ учителя;

сообщение уче ника о гладиа торских школах

Фронталь ная беседа по вопросам

55

От республики к диктатуре

Диктатор, ветеран, «перейти  Рубикон»,

«жребий брошен»

Используя историческую карту, последовательно располагать события гражданских войн в период падения республики.  Выявлять причины уничтожения республики.

Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника – что предпринял Це зарь для укреп ления своей власти

Работа с исто рическим до ку ментом, беседа по прочитан ному

56

Первые римские императоры

Империя,   император, претори анцы

Уметь выявлять главные признаки императорской власти. Выделять причины нелюбви римлян к императорам-деспотам. Оценивать деятельность императоров.

Рассказ учителя, комментиро ванное чтение параграфа, ра бота в тетрадях – установить последователь ность событий

Тест

57

Расцвет античной культуры

Термы, достопри мечатель ность

Уметь делать выводы об особенностях античной греко-римской культуры. Уметь  выявлять причинно-следственные связи с её истоками и с современностью.

Индивидуаль ная работа по карточкам – со ставление таб лицы

Дифферен. работа уча щихся по карточкам письменно на листоч ках

58-59

Золотой век Римской империи.

Колоны, «рабы с хи жинами»

Сравнить правление римских императоров, сделать вывод о целесообразности и пользе их деяний для империи. Уметь объяснить своё отношение к деятельности императоров.

Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, работа в раб. тетр., словарная работа, состав ление схемы

Выполнение заданий в рабочей тетради

60

Добрая весть христианства.

Римская империя,

Палестина

Выявлять особенности христианства как новой религии. Выделить причины распространения христианства среди римлян. Давать нравственную оценку учению.

Комментиро ванное чтение параграфа

Беседа с уча щимися

Фронталь ная беседа по вопросам

61-62

Заря христианского мира.

Варвары

Уметь находить отличительные особенности управления империей во 2 и 4 веках. Уметь выделять причины принятия христианской религии как государственной.

Работа с тек стом учебника, беседа по про читан ному, рас сказ учителя, работа по карте

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тестирование

63-64

Закат античного мира.

Варвары,    вандалы,       готы

Уметь выделять этапы и рубежи главных событий. Уметь работать с картой. Уметь выделять причины падения Западной Римской империи.

Работа по карте, работа с тек стом учебника, беседа по про читан ному

Фронтальный опрос. Работа с карточками

65

Общий взгляд на империи эллинов и римлян.

Уметь выделять признаки цивилизаций. Работать с лентой времени. Ориентироваться по карте.

Работа с картой и лентой времени.

Работа по карточкам

66

Контрольный урок «Империя эллинов и римлян»

Контрольный тест

67

Общий взгляд на Древнюю историю

Уметь выделять главные события. Выявлять причинно-следственные связи для складывания общечеловеческой цивилизации. Давать свои оценки наследию Древней истории

68

Итоговый урок контроля.

Контрольная работа за курс 5 класса


литература

Книги для учителя

Учебная литература

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.
  2. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.
  3. Д. Д. Данилов Е. В. Сизова А. В. Кузнецов С. С. Кузнецова А. А. НиколаеваВсеобщая история История Древнего мира 5 класс
  4. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику Всеобщая история История Древнего мира 5 класс В 2-х частях
  5. М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко. Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя,  Москва, Баласс, 2009
  6. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
  7. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
  8. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
  9. История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.
  10. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
  11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
  12. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.

Справочники

  1. Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
  2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
  3. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
  4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
  5. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
  6. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
  7. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
  8. Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.–М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.–352 с., ил.
  9. Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
  10. Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
  11. Хроника человечества. М., 1996.

Дополнительная литература

Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Книги для учащихся

Ко всем разделам

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.

К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»

Каратов С.Ю. Быстроногий Джар

Каратов С.Ю. Земля мамонтов

Каратов С.Ю. Каменный исполин

Рони Старший Ж. Борьба за огонь

Рони Старший Ж. Пещерный лев

Рони Старший Ж. Вамирэх

Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика

Покровский С.В. Охотники на мамонтов

            К разделу «Древний Восток»

Воронкова Л.Ф. След огненной жизни

Матье М.Э. День египетского мальчика

Матье М.Э. Кари, ученик художника

Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт

Ян В.Г. Финикийский корабль

К разделу «Древняя Греция»

Воронкова Л.Ф. Мессенские войны

Воронкова Л.Ф.Герой Саламина

Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков

Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Лурье С.Я. Заговорившие таблички

Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры

Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

Джованьоли Р. Спартак

Езерский М. Аристоник

Линдсей Дж. Беглецы

Немировский А.И. Слоны Ганнибала

Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря

Ян В.Г. Спартак

Электронные учебные материалы

Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»

Энциклопедия «Кругосвет»

Карты:

  1. Атлас История Древнего мира 5 класс
  2. Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.
  3. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности
  4. Индия и Китай в древности
  5. Эллинистические государства
  6. Греция в IV в. до н.э.
  7. Завоевания Александра Македонского
  8. Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.
  9. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 8 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 9 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа

Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___...

Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)

Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС....

Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)

Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....