Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Геращенко Сергей Андреевич

Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx89.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Сторожевка» в с. Курдюм

___________ /О.А.Чупина/

«___» ___________ 20__г.

 «Утверждаю»

Директор ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм

____________/И.А.Костинян/

«___» ___________ 20__г.

Приказ от ________№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____________________________________________________

(учебный предмет, класс, уровень)

на __________________________________________ учебный год

Составитель:

Геращенко Сергей Андреевич,

учитель истории и обществознания


I. Пояснительная записка:

Источники составления программы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2006. (более поздние версии, кроме 2014 г.)
  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2009. – 256 с.: ил., карты.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2009. -  80 с.: ил.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.
  • Положение о рабочей программе педагогического работника обособленного структурного подразделения МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм

Актуальность изучения курса истории:

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом  социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает  новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

 Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,  освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся  широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом  человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Цели и задачи учебного предмета:

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века»:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до XVI  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории до XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 6 классе следующие:

- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средневековья;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средневековья в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средневековой и древнерусской литературы, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средних веков;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Методы и формы решения поставленных задач:

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Средневековья и истории древнерусского государства.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
  • личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:

-        принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Средних веков) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:

На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 340 ч на изучение истории (без разделения) в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Средних веков» в 6 классе – 34 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России с древнейших времен до конца XVI века» - 34 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 6 классе отводится 68 часов. В I четверти – 16 часов, во II четверти – 16 часов, в 3 четверти – 18 часов, в 4 четверти – 18 часов.

Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсам «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе не предусмотрено авторской программой.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.


II. Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Часть 1. История Средних веков

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Раздел 1. Раннее Средневековье

2

Становление средневековой Европы

5

3

Византийская империя

3

4

Арабы в VI – XI вв.

2

5

Феодалы и крестьяне

3

Раздел 2. Расцвет Средневековья

5

Средневековый город

1

6

Римско-католическая церковь в Средневековье

4

7

Средневековые Англия и Франция

2

Раздел 3. Осень Средневековья

8

Образование централизованных государств в Западной Европе

4

9

Германия и Италия в XIV – XV вв.

1

10

Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

11

Культура Западной Европы в XI –XV вв.

3

Раздел 4. Вдали от Европы

12

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья

2

13

Культурное наследие Средневековья

1

Часть 2. История России с древнейших времен до конца XVI века

Раздел 1. Восточные славяне в древности

1

Введение. Что изучает история Отечества

1

2

Восточные славяне и их соседи

2

Раздел 2. Формирование Древнерусского государства

3

Формирование Древнерусского государства

1

4

Первые русские князья

4

5

Культура Древней Руси

2

Раздел 3. Русь в период феодальной раздробленности

6

Начало раздробления Руси

1

7

Главные политические центры

1

8

Борьба с иноземными захватчиками

4

9

Культура русских земель в XII – XIII вв.

1

Раздел 4. Формирование единого русского государства

10

Возвышение Московского княжества

3

11

Московское княжество и его соседи в середине XIV –  конце XV вв.

4

12

Культура и быт в XIV – начале XVI вв.

3

Раздел 5. Московское государство в XVI веке

13

Внутренняя политика Московского государства

3

14

Внешняя политика Московского государства

2

15

Культура и быт России в XVI веке

1

16

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

Всего часов

68



III. Календарно-тематический план

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Основные понятия и требования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Часть 1. История Средних веков

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Опрос

Введение, сам. изучение

2.09.13

Раздел 1. Раннее Средневековье (13 часов)

Тема 1. Становление средневековой Европы

5

2

Древние германцы и Римская империя

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев, римлян и франков

Опрос

§1

6.09.13

3

Христианская церковь и королевство франков в VI – VIII вв.

1

Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Опрос

§2

9.09.13

4

Империя Карла Великого

1

Создание и распад империи Карла Великого.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Опрос

§3

13.09.13

5

Западная Европа в IX – XI вв.

1

Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Опрос

§4

16.09.13

6

Культура Западной Европы в ранее Средневековье

1

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Самостоятельная работа

§5

20.09.13

Тема 2. Византийская империя

3

7

Византия при Юстиниане

1

Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Выделять причины возвышения  Византии, показывать на настенной карте территорию империи

Опрос

§6

23.09.13

8

Культура Византии

1

Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Составлять описание произведений искусства; давать характеристику государства  

Опрос

§7

27.09.13

9

Образование славянских государств

1

Ранние славянские государства.

Давать характеристику государства. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития славянских государств

Опрос

§8

30.09.13

Тема 3. Арабы в VI – XI вв.

2

10

Возникновение ислама. Арабский халифат

1

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Выявлять различия католической и православной церквей. Умения и навыки работы с  контурной и настенной  картой, составлять описание произведений искусства.

Опрос

§9

4.10.13

11

Культура стран халифата

1

Мухаммед. Коран.

Составлять описание произведений искусства.

Опрос

§10

7.10.13

Тема 4. Феодалы и крестьяне

3

12

В рыцарском замке

1

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Опрос

§11

11.10.13

13

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Сеньоры и вассалы. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Опрос

§12

14.10.13

14

Обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье»

1

Самостоятельная работа

§1 – 12 повторение

18.10.13

Раздел 2. Расцвет Средневековья (7 часов)

Тема 5. Средневековый город

1

15

Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами

1

Жизнь и быт горожан. Цеха и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Опрос

§13 – 14

21.10.13

Тема 6. Римско-католическая церковь в Средневековье

4

25.10.13

16

Могущество папской власти

1

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Сравнивать особенности религиозного развития, давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Опрос

§15

28.10.13

17

Крестовые походы

1

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Опрос

§16

1.11.13

18

Крестовые походы

1

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Опрос, представление презентаций

§16

11.11.13

19

Возникновение священной Инквизиции

1

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Самостоятельная работа

§16, дополнительный материал

15.11.13

Тема 7. Средневековые Англия и Франция

2

.

20

Объединение Франции

1

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Опрос

§17

18.11.13

21

Средневековая Англия

1

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Опрос

§18

22.11.13

Раздел 3. Осень Средневековья (10 часов)

Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе

4

22

Столетняя война

1

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги.

Наносить на контурную карту ход боевых действий. Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей.

Опрос

§19

25.11.13

23

Восстание Уота Тайлера в Англии

1

Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Опрос

§20

29.11.13

24

Усиление королевской власти в Англии и Франции. Реконкиста

1

Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей.

Опрос

§21

2.12.13

25

Реконкиста

1

Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Опрос

§22

6.12.13

Тема 9 .Германия и Италия в XIV – XV вв.

1

26

Феодальная раздробленность в Германии и Италии

1

Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Опрос, представление презентаций

§23 – 24

9.12.13

Тема 10. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

27

Гуситское движение в Чехии

1

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Наносить на контурную карту ход движения.

Опрос

§25

13.12.13

28

Османская империя и Византия

1

Падение Византийской империи. Возвышение Османов. Культурное наследие Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Опрос

§26

16.12.13

Тема 11. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

3

29

Культура в Средние века

1

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Особенности средневековой культуры народов Востока.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Представление собственных проектов

§27 – 28

20.12.13

30

Эпоха Возрождения

1

Архитектура и поэзия.

Знать основные проявления культуры и искусства раннего Возрождения.

Опрос

§29

23.12.13

31

Научные открытия и изобретения

1

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Отвечать о развитии схоластики как науки и возникновении книгопечатания (И. Гуттенберг).

Опрос

§30

27.12.13

Раздел 4. Вдали от Европы (3 часа)

Тема 12. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья

2

32

Китай и Индия в Средние века

1

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Составлять описание достижений и особенностей развития культуры страны. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Опрос

§31 – 32

10.01.14

33

Народы Америки и Африки в Средние века

1

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Составлять описание достижений и особенностей развития материков до прихода Цивилизации.

Опрос

§33

13.01.14

Тема 14. Культурное наследие Средневековья

1

34

Краткий экскурс по темам Истории Средних веков и значение для современной жизни

1

Средние века как часть мировой истории. Значение Средневековья для дальнейшего развития мира.

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса истории средних веков . Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Самостоятельная работа (мониторинг качества знаний)

-

17.01.14

Часть 2. История России с древнейших времен до конца XVI века

Раздел 1. Восточные славяне в древности (3 часа)

Тема 1. Введение. Что изучает история Отечества?

1

35

Вводный урок

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Опрос

Введение, сам. изучение

20.01.14

Тема 2. Восточные славяне и их соседи

2

36

Восточные славяне

1

Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими  документами

Опрос

§1

24.01.14

37

Соседи восточных славян

1

Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств

Опрос

§2

27.01.14

Раздел 2. Формирование Древнерусского государства (7 часов)

Тема 3. Формирование Древнерусского государства

1

38

Древняя Русь как государственное образование

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Опрос

§3

31.01.14

Тема 4. Первые русские князья

4

39

Первые киевские князья

1

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Опрос

§4

3.02.14

40

Походы Святослава

1

Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Опрос

§4

7.02.14

41

Князь Владимир. Принятие христианства

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Опрос

§5

10.02.14

42

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Опрос

§6

14.02.14

Тема 5. Культура Древней Руси

2

43

Культура Древней Руси

1

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

Опрос

§7

17.02.14

44

Быт и нравы Древней Руси

1

Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Опрос, самостоятельная работа

§8

21.02.14

Раздел 3. Русь в период феодальной раздробленности

Тема 6. Начало раздробления Руси

1

45

Раздробленность Древнерусского государства

1

Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Опрос

§9

27.02.14

Тема 7. Главные политические центры

1

46

Главные политические центры Руси

1

Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Опрос, представление презентаций

§10 – 11

3.03.14

Тема 8. Борьба с иноземными захватчиками

4

47

Монгольское нашествие на Русь

1

Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Опрос

§12

7.03.14

48

Нашествие на Юго-Западную Русь

1

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Опрос

§12

10.03.14

49

Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Литва

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Опрос

§13, 15

14.03.14

50

Русь и Золотая Орда

1

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Опрос

§14

17.03.14

Тема 9. Культура русских земель в XII – XIII вв.

1

51

Культура основных центров раздробленной Руси

1

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Опрос, реферативные обзоры

§16

21.03.14

Раздел 4. Формирование единого русского государства (10 часов)

Тема 10. Возвышение Московского княжества

3

52

Усиление Московского княжества

1

Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Опрос

§17

4.04.14

53

Причины возвышения Москвы

1

Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Опрос

§17 – 18

7.04.14

54

Куликовская битва и ее историческое значение

1

Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской).

Опрос

§18

11.04.14

Тема 11. Московское княжество и его соседи в середине XIV – конце XV вв.

4

55

Московское княжество и его соседи

1

Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Опрос

§19

14.04.14

56

Создание единого государства и конец ордынского владычества

1

Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Опрос, контрольная работа

§20

18.04.14

57

Изменения в политическом строе и управлении

1

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Опрос

§21

21.04.14

58

Церковь и государство

1

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Опрос, индивидуальная работа

§22

25.04.14

Тема 12. Культура и быт в XIV – начале XVI вв.

3

59

Культура единого русского государства

1

Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература, «Хождение...» Афанасия Никитина.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Опрос

-

28.04.14

60

Городской и сельский быт

1

Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Характеризовать особенности развития городского и сельского быта; составлять описание жилища горожанина и сельчанина.

Опрос

-

02.05.14

61

Основные социальные слои российского государства

1

«Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Давать характеристику основным социальным слоям русского государства.

Опрос

§22

5.05.14

Раздел 5. Московское государство в XVI веке (6 часов)

Тема 13. Внутренняя политика Московского государства

3

62

Экономическое и политическое развитие Московского государства

1

Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г.

Устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями и процессами внутри страны.

Опрос

§23

12.05.14

63

Реформы Избранной Рады

1

Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Опрос

§23

16.05.14

64

Опричнина

1

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Опрос

§25

19.05.14

Тема 14. Внешняя политика Московского государства

2

65

Внешняя политика Ивана IV

1

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Опрос

§24

23.05.14

66

Внешняя политика Ивана IV

1

Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Опрос

§24

26.05.14

Тема 15. Культура и быт России в XVI веке

1

67

Культура и быт России в XVI веке

1

Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Опрос

§27 – 28

30.05.14

Тема 16. Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

1

68

Урок обобщения изучения истории в 6 классе

1

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Знать основные положения изученного курса  истории за 6  класс. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное.

Итоговый мониторинг

-

30.05.14

Всего – 68 часов


IV. Требования к результатам обучения по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

V. Учебно-методический комплект

  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2006. (более поздние версии, кроме 2014 г.)
  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2009. – 256 с.: ил., карты.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2009. -  80 с.: ил.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.

Работа по учебно-методическому  Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...