Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma.docx | 224.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
5 – 9 КЛАССЫ
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других[1].
Пояснительная записка
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умениКурс истории (Всеобщая история и История России) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории основной школы тесно интегрированы между собой, работают на достижение единых целей. Обе линии учебников создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом Обществознание (5–9 кл.), который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).
II. Общая характеристика учебного предмета «История»
Программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю).
Цели и задачи изучения всеобщей истории
Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:
- формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала Греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формировании у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Цель изучения курса «История Средних веков» - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Средних веков»:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.
Цель изучения курса «История Нового времени» - усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 и 8 классах:
-формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого период для страны;
- воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;
- воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;
- развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;
- формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.
Деятельностный подход позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.
Цель изучения предмета «Новейшая история» - усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Задачи изучения предмета «Новейшая история»:
- формирование морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в ХХ – начале XXI в.;
- овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием мета и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для не; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру;
- воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;
- воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;
- развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 5 – 9х классах.
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 5 – 9х классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в Деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории ООО нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия – человек, личность в истории.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 – 9х классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей ее общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 – 9 классов. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитии способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятель6ности мышления учащихся.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Характеристика содержания курса «История Древнего мира»
Программа предусматривает изучение в 5ом классе истории Древнего мира.
Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
- многофакторных подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личостно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основу программы составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.
Программа рассматривает характерные черты одной из основных исторических эпох – истории Древнего мира, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Вместо 68 часов авторской программы рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю). Добавлено 2 часа на повторение.
Место курса в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения в основной школе.
Для изучения учебного предмета «Всеобщая история» в 5 – 9х классах выделяется не менее 182 часов, из них:
- «История Древнего мира», 5 класс – 70 часов;
- «История Средних веков», 6 класс – 28 часов;
- «История Нового времени», 7, 8 классы – 56 часов;
- «Новейшая история», 9 класс – 28 часов.
Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Интегрированность проявляется не только в единой системе понятий, системе заданий, но и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия. Между 6-м и 7-м классом (рубеж Средневековья и раннего Нового времени) – это начало Великих географических открытий на рубеже XV–XVI веков. С этим рубежом совпадает такой важный процесс отечественной истории, как завершение образования Российского государства. Между 7-м и 8-м классами (рубеж раннего и собственно Нового времени) – это Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны. С этим рубежом может быть соотнесено такое важное явление российской истории, как начало переоценки российской элитой процессов европеизации России, постановка в правление Александра I вопроса о выборе между консервативно-традиционной и либерально-западнической моделями развития. Между 8-м и 9-м классами (рубеж Нового и Новейшего времени) – это, естественно, Первая мировая война. Она же рассматривается и как рубеж для российской истории, так как события мировой войны непосредственно перетекают в революцию 1917 года. При этом такой важный период, как история России начала XX века, представлен у нас как в учебнике 8-го класса (хронологически и подробно), так и в учебнике 9-го класса (проблемно и обзорно).
Линии учебников построены на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основу этой системы понятий мы заложили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).
В 5–9-м классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомить учеников с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс. В 10–11-м классах – учить объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.
истема понятий представлена во введении к каждому учебнику (в тексте, схемах), а также в словаре. Каждое понятие, описывающее общество в целом, мы представляем ученикам как набор четырех групп признаков – отличительных черт в экономике, социальных отношениях, политике, культуре.
В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».
В учебниках 7-го класса для описания процессов Нового времени всеобщей и российской истории к имеющимся ключевым понятиям мы добавляем новые: «аграрное общество» и «признаки его разрушения» (пропедевтика понятия «модернизация»). Для описания социально-экономических явлений и процессов активно используются категории исторического материализм «феодальные отношения», «капиталистические отношения» и т.п. Однако эти понятия не противопоставляются понятиям из цивилизационной теории и теории модернизации.
В учебниках 8-го класса достраивается полноценное понятие «модернизация» и вводится понятие «индустриальное общество». И здесь впервые мы знакомим ребят с тем, что существуют разные теории, описывающие ход истории. Так на основе исторического материализма вводятся понятия «капитализм», «социализм», «коммунизм».
В 9-м классе по линии теории модернизации добавляется понятие «информационное общество». И уже вводятся задания на сравнительное описание одних и тех же исторических процессов с позиции, например, теорий модернизации и исторического материализма. Подробно это делается уже в 10-11-м классах.
Аналогичные ключевые проблемы ставятся и в учебниках по истории России. Однако здесь помимо культурологической они имеют и очень важную гражданскую направленность
Таким образом, для учебника «История России с древнейших времен до начала XVI века» ключевая проблема такова: «Почему наша Россия такая многоликая, разнообразная страна?». Для ответа на этот вопрос мы принципиально отказываемся от «славяноцентричного» подхода и представляем широкую историческую палитру народов и государств с первобытных времен и до конца Средневековья. Больший массив времени, конечно, уделяется истории Руси, русских княжеств и Российского государства. Однако помимо этого тексты и задания учебника позволяют посмотреть на те же самые процессы с позиции кочевых народов, Золотой Орды или великого княжества Литовского и Русского.
Для учебника «История России. XVI–XVIII века» ключевая проблема уже противоположна предыдущей: «Как Россия стала единой страной?», т.е. в каких условиях и при каких альтернативах шел процесс формирования по сути современной территориально-культурной общности многонационального Российского государства.
Для учебника «История России. XIX – начало XX века» ключевая проблема строится на споре А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева: «Каково место России в семье цивилизаций?» Этот вопрос в обозримом будущем не получит однозначного решения, но с вариантами ответов на него и действиями, вытекающими из этих ответов, восьмиклассники могут познакомиться в ходе решения проблем конкретных уроков (исторических тем и процессов).
Для учебника «История России XX – начало XXI века» основная проблема: «Как примирить историческую память разных поколений?». Любая тема этого периода – это повод для острых и даже жестоких споров в современном общественном мнении и в науке. Авторы школьного учебника не могут делать вид, что этих споров нет. Наша позиция – представить ученикам широкую палитру фактов и мнений, на основании которых каждый из нас может формулировать собственную позицию, договариваться с собеседниками, находя то, что дорого и близко всем, т.е. учиться жить в нашей общей стране. Именно таким видится нам вклад курса истории в становление российской гражданской идентичности школьников.
III. Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.
В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;
- освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;
- выработка умения определять и объяснять понятия;
- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа хронологией.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описание (реконструкция).
5. Анализ, объяснение.
6. Работа с версиями, оценками.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
В процессе изучения истории Древнего мира ученик научиться:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 70 ЧАСОВ
Цели обучения
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание
Подчеркивание – информационные единицы необходимого (базового) уровня
Прямой – обязательная для контроля часть программы на повышенном уровне.
Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (2–3 часа)
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (6 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4–5 часов)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (3–4 часа)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6–7 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (2-4 часа)
Резерв (8 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
- Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
- Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
- Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
- Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
- Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
- Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
- Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
- При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.
Содержание курса
№ | Содержательные разделы | Количество часов |
1 | Введение в историю | 3 ч. |
2 | Предыстория человечества | 8 ч. |
3 | Цивилизации Востока Цивилизация Древнего Египта Древние цивилизации Азии | ч. |
4 | Цивилизация древних греков | ч. |
5 | Цивилизация древних римлян | ч. |
6 | Цивилизации Востока | ч. |
VI. Календарно-Тематическое планирование.
№ | Раздел Тема урока | Проблемные вопросы учеников | Планируемые результаты ученика | Дата проведения | ||||
Понятия | Предметные | УУД | Личностные Научится: | План | Факт | |||
I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ (3ч.) | ||||||||
Что и как изучает история. | Зачем нужно изучать историю? | история, исторический источник, археология, хроника. Летопись. | Ученик научиться определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой; | Научится: Р.: принимать решение в проблемной ситуации П.: составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками | объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям | |||
22 | Лента | Как люди научились считать время? | Эра, век | Ученик научиться вести счет лет в истории; определять век | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | Получит мотивация к познавательной деятельности, | ||
3 | История на карте | Как правильно прочитать историческую карту? | Стороны света | Ученик научиться ориентироваться по карте; показывать необходимые объекты; находить сходства исторической и географической карты | Научится: Р.: объяснять значение условных знаков; П.: владеть элементарными методами исторического познания К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
II. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Первобытный мир | ||||||||
4 | Первые люди | Как появились люди на земле? | труд, орудия труда, охота, собирательство, человеческое стадо, | Ученик научиться давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; | Научится: Р.: строить учебно-познавательную деятельность, П.: описывать условия К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
5 | Первые шаги | Что значит человек разумный? | родовая община | Ученик научиться давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; – описывать условия существования древнейших людей; | Научится: Р.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения П.: устанавливать аналогии К.: представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. | излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | ||
6 | Первые художники и «волшебники» | Как ими были представления первобытных людей об окружающем мире, | душа, духи, боги, магия, жертвы, идолы, религия, искусство, мифы | Ученик научиться давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа; – называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей | Научится: Р.: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение К.: работать в группе | высказывать суждение по вопросу о причинах | ||
7 | Первые пастухи и хлеборобы | Как возникло | присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, племя, совет старейшин, народное собрание, каменный топор, мотыга, серп | Ученик научиться давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя; - анализировать причины появления неравенства; | Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: делать выводы; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | извлекая из истории уроки прошлого. | ||
8 | Первые мастера и воины | Почему произошло выделение и развитие ремесла. | ремесло, торговля, соседская община, собственность, народ, гончарный круг, плуг, колесо | Ученик научиться прослеживать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. | Научится: Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; П.: связывать исторические факты и понятия в целостную картину К.: аргументировать свою точку зрения | определять значение первобытной эпохи в истории человечества; | ||
9 | Первые | Зачем людям нужны органы власти? | неравенство, общественные слои, знать, рабы, города, государство, царь, чиновники, налоги, закон | Ученик научиться характеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника. | Научится: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: видеть развитие общественных процессов К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | Формирование ответственного отношения к учению | ||
10 | Общий взгляд на первобытную историю | Чему нас могут научить первобытные люди? | Основные термины по теме «Жизнь первобытных | Ученик научиться объяснять исторические термины; решать исторические кроссворды; показывать на контурной | Научится: Р.: самостоятельно определять цели своего обучения П.: Предлагать варианты мотивов поступков известных исторических личностей К.: отображать в речи содержание совершаемых действий | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре другого времени. | ||
11 | Контрольная работа 1: «Жизнь первобытных людей» | Чему я научился на уроках истории? | Основные термины по теме «Жизнь первобытных | Ученик научиться определять значение первобытной эпохи в истории человечества; – описывать условия перехода от первобытности | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабаты вать собственные мировоззренческие позиции. | ||
III. ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА Цивилизация Древнего Египта | ||||||||
12 | Царство Древнего Египта | Как возникло государство у древних египтян? | орошаемое земледелие, государственная собственность, повинности, вельможи, папирус, ирригационные сооружения, ном и номарх, фараон | Ученик научиться определять характерные черты государственного строя; показывать на исторической карте границы Древнего Египта; характеризовать природные условия; объяснять причины возникновения древнеегипетского государства | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||
13 | Боги | Почему боги древних египтян похожи на зверей? | язычество, храмы, жрецы, алтарь, молитвы, богослужение, мумия, саркофаг, сфинксы | Ученик научиться называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы | Научится: Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; П.: строить логическое рассуждение К.: коллективной работе, | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
14 | Искусство строителей пирамид | В чем загадки пирамид или почему египетские пирамиды являются чудом света. | иероглифы, свиток, наука | Ученик научиться определять назначение пирамид, храмов, гробниц, статуй; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках освоение гуманистических традиций и ценностей древневосточного общества | Научится: Р.: устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. | . – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||
15 | Ступени «общественной пирамиды» | Как было устроено египетское общество. | бронза, праща, бумеранг, дротик, колесница | Ученик научиться определять основные черты, присущие разным группам населения; характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; | Научится: Р.: определять цель, проблему в учебной деятельности; П.: работать с историческими источниками К.: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод нозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||
16 | Расцвет Египетского царства | Зачем фараоны ходили в походы?
| Бронзовый век, Тутмос III | Ученик научиться определять причины и последствия военных походов фараонов; высказывать оценочные суждения об исторических событиях и явлениях | Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необхо димую для решения учебных задач; Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||
Древние цивилизации Азии | ||||||||
17 | Цивилизация в Междуречье | Как географическое положение, природные условия, климат влияют на нселение и его занятия. | Междуречье или Двуречье, шумеры, зиккурат, Шамаш, клинопись | Ученик научиться характеризовать географическое положение и природно-климатические условия Междуречья; высказывать оценочные суждения о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье | Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до казывать, . Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: – излагать своё мнение | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | ||
18 | Законы Вавилонского царства | Древний Вавилон. Хаммурапи и его законы. Научные знания и литература | Западная Азия, индоевропейские племена, Хаммурапи, ростовщик | Ученик научиться анализировать | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих | ||
19 | Ассирийское «железное» царство по модулю | Почему ассирийское войско в 8 веке стало самым сильным. | Железный век, рельеф, конница, библиотека | Ученик научиться характеризовать причины возникновения и гибели Ассирии; высказывать оценочные суждения о достижениях древних цивилизаций, их значении в развитии исторического региона | Научится: Р.: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата П.: описывать и объяснять назначение государственной символики К.: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | поколений – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||
20 | Евреи – народ Библии | Почему еврейский народ – народ библии. | Евреи, царство Израиль, Библия, Моисей | Ученик научиться характеризовать географическое положение, природные условия, деятельность населения и верования жителей Финикии и Палестины; определять общие нравственные ценности у различных древних цивилизаций | Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью | Сформирует способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме | ||
21 | Персидская мировая держава | Как образовалось Персидское царство. | Заратуштра, Дарий I | Ученик научиться показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств | Научится: П. классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; К.: выдвигая контраргументы в дискуссии; | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
22 | Индия – родина Будды | В чем особенности Индии? | Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, буддизм, индуизм | Ученик научиться характеризовать природные условия, занятия населения, религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического документа | Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован ные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||
23 | Китайская мудрость Конфуция | Кто такой Конфуций? | Конфуцианство, гунны, компас, бумага, шелк, император | Ученик научиться определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; называть предпосылки образования империи Цинь; сравнивать учения Будды и Конфуция; высказывать свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая; работать с контурной картой | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактиче ской (в т.ч. в своих проектах); | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||
24 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток» | Чему нас могут научить люди Древнего Востока? | Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока» | Ученик научиться определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники | Научится: П. устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио мы, догматы, теории. Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им | – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), | ||
25 | Урок контроля | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||
26 | У истоков греческой культуры | В чем особенности природы Греции? | Древняя Греция, Критское царство, Микенское царство | Ученик научиться характеризовать природные условия и за- нятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – планировать учебную деятельность; | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
27 | Времена Гомера | Что правда и вымысел в поэмах Гомера. | Гомер, «Илиада», «Одиссея» | Ученик научиться выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – излагать своё мнение (в монологе, Р.: – оценивать степень достижения цели. | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных | ||
28 | Городагосударства Эллады | Что такое полис? | Амфора, агора, гражданин, полис, аристократ, демос | Ученик научиться аргументированно доказывать своё мнение. Определять нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивать их с совре- менными | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне.К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;Р.: – находить и исправлять ошибки; | – извлекая из истории уроки прошлого | ||
29 | Олимпийские боги | Зачем изучать сказания о богах и героях | Религия, верования, пантеон богов | Ученик научиться выделять важные характеристики исторических событий, природных явлений и определять их отражение в мифологии | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; | – извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином | ||
30 | Афинская демократия и спартанские нравы | Где было лучше жить в Афинах или в Спарте? | Афины, Солон, демократия, Спарта, лаконичная речь | Ученик научиться сравнивать исторические явления; самостоятельно определять признаки для сравнения; нравственный компонент исторических явлений | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – выдвигать версии; | добровольно ограничивать себя ради пользы других; | ||
31 | Эллинское воспитание граждан | В чем заключалось эллинское воспитание? | Педагог, школа, стило, Олимпийские игры | Ученик научиться раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Научится: П. давать определение понятиям;К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; | – объяснять взаимные интересы, ценности, | ||
32 | Великая греческая колонизация | Зачем греки основывали колонии? | Колония, скифы | Ученик научиться работать с картой, указывая направления греческой колонизации и расположения первых колоний; раскрывать основные причины основания колоний древними греками; | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – излагать своё мнение Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са мостоятельно, используя ИКТ; | – осознавать целостность мира и многообразия | ||
33 | Эллада против «царя царей» | Почему победу одержали греки? | Марафонская битва, Миль-тиад, Фемис токл, триера, битва при Фермопилах, Саламинское морское сражение, Афинский морской союз | Ученик научиться раскрывать при- чины победы греков в Марафонской битве, последствия побед Афин над персами; рассказывать о наиболее крупных сражениях; показывать на исторической карте места основных сражений | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах); | осознавать и проявлять себя граждани ном в добрых словах и делах | ||
34 | Афинская свобода рабовладельцев | Зачем грекам нужны были рабы? | Рабовладельческое хозяйство. Афинская демократия, присяжные. Народное собрание, Перикл | Ученик научиться называть характерные черты политического устройства Афин; анализировать исторический документ; составлять личностную характеристику Перикла | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты; Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||
35 | Столица искусств Эллады | Какой вклад внесли греки в мировую культуру? | Парфенон, литература, греческий театр, комедия, трагедия | Ученик научиться раскрывать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой куль- туре; излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне; К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; | добровольно ограничивать себя ради пользы других; | ||
36 | Мудрецы Древней Греции | Что такое философия? | Философия, Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, Академия | Ученик научиться определять целесообразность соображений древних философов с точки зрения современной цивилизации; сравнивать позиции и представления древних философов | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | – осознавать целостность мира и многообразия | ||
37 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию» | Чему нас могут научить эллины? | Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям;К.: создавать устные и письменные тексты; Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), | объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; | ||
38 | Урок контроля | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: учитывать разные мнения Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
39 | Покорители свободных греков | Почему греки сопротивлялись Македонии. | Филипп II, македонская фаланга, битва при Херонее, осадные башни | Ученик научиться раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; работать с исторической картой | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) К.: формулировать собственное мнение и позицию Р.: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | – аргументированно оценивать свои и чужие поступки | ||
40 | Завоевания Александра Македо нского | Зачем Александр македонский отправился в военный поход? | Александр Македонский | Ученик научиться работать с исто- рической картой, указывая направления походов Александра Македонского; давать оценку деятельности царя Филиппа и личности Александра Великого | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне; К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, Р.: целеполаганию, включая постановку новых целей | объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям | ||
41 | Эллинистическая цивилизация | Какую пользу принесла цивилизация эллинов миру? | Эллинистические государства, пергамент, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Евклид, Архимед | Ученик научиться оценивать справедливость эллинистических порядков с точки зрения различных исторических личностей и современной этики; выделять факты, свидетельствующие о слиянии Запада и Востока | Научится: П. обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Р.: работать по плану, сверяясь с целью, | – извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять | ||
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН | ||||||||
42 | Рим – от царей к республике | Как возник город Рим? | Италия, этруски, латины, форум, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, сенаторы, народный трибун | Ученик научиться работать с исторической картой; описывать условия жизни древних латинян; объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия населения; определять, какое управление было в Риме | Научится: П. осуществлять расширенный поиск информации К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р.: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | Получит мотивация к познавательной деятельности, | ||
43 | Рим – властелин Италии | Почему римляне вели войны с соседями? | Римско-латинский союз, легион, триумф, Римско-италийский союз | Ученик научиться определять по карте рост территории империи; объяснять особенности римской армии, определять причины войн Рима с народами Италии и побед римских легионов | Научится: Р.: объяснять значение условных знаков; П.: владеть элементарными методами исторического познания К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
44 | Хозяин Западного Средиземноморья | Почему проиграл Ганнибал? | Карфаген, провинция, Ганнибал, Пунические войны, битва при Каннах | Ученик научиться соотносить даты и события; определять причины, ход, последствия войн Рима и Карфагена; давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Научится: Р.: строить учебно-познавательную деятельность, П.: описывать условия К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии | Формирование ответственного отношения к учению | ||
45 | Покоритель Восточного Средиземноморья | В чем значение римских завоеваний? | Триумф, император | Ученик научиться определять цели римлян в отношениях с другими народами; раскрывать последствия, итоги завоевания Римом восточной части Средиземноморья | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
46 | Перемена «римских нравов» | Почему в Риме произошли гражданские войны? | Сенатор-земледелец, всадник-торговец, ветеран, легионер, земельная реформа Гракхов | Ученик научиться характеризовать земельную реформу, её цели, возможные последствия; анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям;К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно;Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||
47 | Войны граждан и рабов | Как римляне относились к рабам? | Диктатор, профессиональный легионер, гражданская война, гладиатор, Спартак, вольноотпущенник | Ученик научиться описывать поло-жение рабов в Древнем Риме; определять причины и следствия восстания рабов, описывать его ход; определять источники рабства; рассказывать о гладиаторских боях | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).Р.: – определять цель, проблему в деятельности. | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||
48 | Рим – от республики к диктатуре | Кто такие диктаторы? | Кандидат, Гай Юлий Цезарь | Ученик научиться объяснять суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; работать с историческими источниками | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – излагать своё мнение Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | ||
48 | Расцвет античной культуры | В чем достижения римлян? | Римские законы, античное искусство, термы, мозаика, фреска, бетон, амфитеатр | Ученик научиться работать с картой; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность римских императоров | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде Р.: – работать по плану, сверяясь с целью | – объяснять взаимные интересы, ценности, | ||
49 | Золотой век Римской империи | Какие памятники культуры дошли до наших времен? | Колоны, император Траян | Ученик научиться анализировать культурное наследие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима; объяснять свое отношение к историческим личностям | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – находить и исправлять ошибки; | - мотивация к познавательной деятельности | ||
50 | Заря христианского мира | Кто такой Иисус? | Иисус Христос, апостолы, мессия, христианство | Ученик научиться определять мотивы поступков людей древних эпох, обосновывать свою позицию; высказывать оценочные суждения | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – излагать своё мнение (в монологе, Р.: – оценивать степень достижения цели. | - ставить цели и строить жизненные планы | ||
51 | «Добрая весть» христианства | Как развивалась христианская церковь? | Вселенский собор, христианская церковь, таинства, Константинополь, священник | Ученик научиться определять геополитическое положение региона для судьбы страны; сравнивать исторические условия развития регионов; показывать, как раз- ница в этих условиях повлияла на их историческую судьбу | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно; Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||
52 | Закат античного мира | Почему Рим переживает упадок? | Великое переселение народов, варвары, гунны, Западная Римская империя, Восточная Римская империя | Ученик научиться работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||
53 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян» | Чему нас могут научить первобытные люди? | Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим» | Ученик научиться работать с лентой времени и схемами; срав нивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | мотивация к познавательной деятельности | ||
54 | Урок контроль | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
55 | Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю» | Зачем изучать историю древних стран? | Основные понятия по темам: «Первобытность»; «Древние цивилизации Востока и Азии»; «Древняя Греция»; «Древний Рим» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: владеть устной и письменной речью; Р.: – определять цель, проблему в деятельности. Р.: – оценивать степень достижения цели. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
56 | Итоговый урок контроль | Чему я научился на уроках истории? | Ученик научиться соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: строить монологическое контекстное высказывание; Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
57-70 | Резерв |
[1] Программа обеспечена учебниками: Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. Учебник для 5-го. класса. – М. : Баласс, 2011. – 288 с.; Всеобщая история. Учебник для 6-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 288 с.; Всеобщая история. Учебник для 7-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 304 с.; Всеобщая история. Учебник для 8-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 304 с.; Всеобщая история. Учебник для 9-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 304 с.; История России. Учебник для 6-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 240 с.; История России. Учебник для 7-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 304 с.; История России. Учебник для 8-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 368 с.; История России. Учебник для 9-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса к УМК Биболетова М.З. по ФГОС ООО
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по УМК Биболетовой М.З. под новой редакцией. Рабочая программа соответствует требованиям Стандартов второго п...
Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС
рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...
Рабочая программа 2-4 классы по УМКа Кузовлев В.П (согласно ФГОС)
Данная программа составлена на основе авторской программы «Английский язык 2-4 классы» (авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.) /Программы об...
Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО
Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС Данилов А.А.
Календарно тематическое планирование по истории России Данилов А.А.Календарно тематическое планирование по истории средних веков Агибалова Е.В.Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС...
рабочая программа для 5 класса к УМК "L\'oiseau bleu" по ФГОС
рабочая программа для первого года обучения французскому как второму иностранному в средней школе...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...
Комментарии
Долго искал и, наконец, нашёл
Долго искал и, наконец, нашёл программу по истории в рамках "Школы 2100". Спасибо за эти 47 страниц!