РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории , 6 класс, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
1. Пояснительная записка : …………………………………………………………………………………...............3-8
- обоснование выбора УМК…………………………………………………………………………………….…..5
- обоснование разбивки содержания программы…………………………………………………………………5
– национально-региональный компонент…………………………………………………………………………6
- межпредметные связи, преемственность………………………………………………………………………...7
- используемые технологии, методы, формы работы………………………………………………………….…7
2. Содержание программы учебного курса………………………………………………………………………….9-12
3. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………...13-16
4. Календарно-тематическое планирование:………………………………………………………………………...17-43
- Всеобщая история …………………………………………………………………………………………….…..17-29
- История России……………………………………………………………………………………………………30-43
5. Требования к уровню подготовки учащихся………………………………………………………………………44
6. Характеристика КИМов……………………………………………………………………………………………..45-48
7. Критерии оценивания достижений учащихся……………………………………………………………………..49-51
8. Учебно-методическое обеспечение программы……………………………………………………………………52
9. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение…………………………………….......53
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._istoriya.docx | 116.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы зам. директора по УВР на заседании ШМО
_____________ ________________
Богомолова О.И. Кузнецова Л.И. Протокол № __ «___»_______________2013г. «___»_______________2013г. «___»_______________2013г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по истории 6 класс
основного общего образования
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе:
- Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программа по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___
Учитель: Астапенкова Оксана Александровна
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
- Пояснительная записка : …………………………………………………………………………………...............3-8
- обоснование выбора УМК…………………………………………………………………………………….…..5
- обоснование разбивки содержания программы…………………………………………………………………5
– национально-региональный компонент…………………………………………………………………………6
- межпредметные связи, преемственность………………………………………………………………………...7
- используемые технологии, методы, формы работы………………………………………………………….…7
- Содержание программы учебного курса………………………………………………………………………….9-12
- Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………...13-16
- Календарно-тематическое планирование:………………………………………………………………………...17-43
- Всеобщая история …………………………………………………………………………………………….…..17-29
- История России……………………………………………………………………………………………………30-43
- Требования к уровню подготовки учащихся………………………………………………………………………44
- Характеристика КИМов……………………………………………………………………………………………..45-48
- Критерии оценивания достижений учащихся……………………………………………………………………..49-51
- Учебно-методическое обеспечение программы……………………………………………………………………52
- Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение…………………………………….......53
Приложение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе стандартов среднего (полного) общего образования по истории 2004г., примерной программы , напечатанной в сборнике нормативных документов «История» и авторской программы Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. Преподавание дисциплин образовательной области «Истории" в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г №1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010года».
- Федеральный закон « О внесении изменений в Закон РФ « Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007года
- Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003г. №2783 « Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12. 2008г № 379 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 « Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02. 2009г № 57 « Об утверждении Порядка проведения ЕГЭ»
- Приказ ГУО Н Челябинской области от 01.07.2004г. № 02-678 « Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области»
- Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Документы МО и Н Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2013-2014 учебном году.
- Инструктивно - методическое письмо МО и Н Челябинской области « О преподавании истории » в 2013-2014 учебном году» № 03-02/5639 от 24 июля 2013г.;
- Учебный план МКОУ « Нижнесанарской СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи обучения:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.
- Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по всеобщей истории - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; по истории России – Данилов А.А., Косулина Л.Г., который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2013-2014учебный год.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом:
Данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и распределения учебного материала. При составлении рабочей программы учтены изменения на выделение новых по сравнению с программой 1998 года содержательных блоков «Народы и государства на территории нашей страны в древности», «Культура Руси в домонгольское время», «Русская культура второй половины XIII-XV вв.». При этом произошло сокращение часов на изучение курса «История России» (также, как и на курс «История средних веков», выделяется не менее 30 часов) за счет более качественного отбора исторического материала и выделения для изучения наиболее ярких страниц истории. Согласно действующему в школе учебному плану в 6 классе выделяется 70 часов в год из расчёта 2 ч в неделю. Резерв свободного учебного времени не предусмотрен, однако педагог оставляет за собой право использовать уроки-повторения внутри разделов курса «История России» для углубленного изучения исторических событий. Первым изучается курс «История Средних веков», вторым куром «История России».
Класс | Объем учебного времени (федеральный компонент) | Разделы программы | Резерв учебного времени | |
История Средних веков – 30 часов: | История России- 40 часов: | |||
6 | 70 часов (из расчета 2 раза в неделю) | Раннее Средневековье – 12ч. Расцвет Средневековья – 10ч. Позднее Средневековье – 7ч. (резерв 1 час) | Возникновение и развитие древнерусского государства – 23 ч. Возникновение русского единого государства – 17ч. | (1 ч.) |
Национально-Региональный Компонент:
Национально-региональный компонент (НРК) в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» ( 6-9 класс) вынесен за рамки предмета «История».
Межпредметные связи, преемственность:
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагаетширокое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленностисовременных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию,осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном,многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов
истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет
умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей
истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал
процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные
особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного
творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области
«Искусство». Межпредметные связи применяются в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.
Для развития Зунов учащихся педагогом используется модульно-редуктивной технология , техника использование текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко,выборочно, полно), составление плана, кроссвордов. Техника овладения монологической и диалогической речью ( сообщения) умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, умение использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Историческое образование складывается из содержательных компонентов в соответствии с примерной программой по предмету «История» , размещенной в сборнике нормативных документов по предмету «История» стр._____.
Курс «История Средних веков» ( 30 часа.) | Курс «История России» ( 40 часа.) |
Задача данного курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь учени¬кам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, по и к чужим традициям. | |
Курс «история Средних веков» преследует следующие цели: 1) сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; 2) осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; 3) охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре; 4) показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама. Программа курса по истории Средних веков охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. В него входят следующие разделы: введение, раннее Средневековье, расцвет Средневековья, «осень » Средневековья, вдали от Европы и итоговое повторение Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Курс «история Средних веков» построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным, сквозным проблемам Средневековья, особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. 'Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. | Курс «история России» преследует следующие цели: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1 Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX – начало XII в.) Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Изучение тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» возможно и в качестве особого учебного модуля в составе курса «История Древнего мира» (V класс). Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба в внешней агрессией в XIII в. Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. |
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п.п. | Названия разделов, тем | Кол-во часов |
История Средних веков (30 часа) | ||
1 | Что изучает история средних веков. Живое Средневековье | 1 |
Раздел 1. Раннее Средневековье (12 часов) | ||
Тема 1. Западная Европа в V-XIвв (6 часов) | ||
2 | Великое переселение народов. Образование варварских государств | 1 |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках | 1 |
4 | Христианская церковь | 1 |
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы | 1 |
6 | Западная Европа в IX-XI веках. | 1 |
Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа) | ||
7 | Византийское тысячелетие | 1 |
8 | Образование славянских государств | 1 |
9 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XIвв. | 1 |
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 часа) | ||
10 | Арабский халифат и его распад | 1 |
11 | Возникновение ислама. | 1 |
12 | Повторение по разделу I. | 1 |
Раздел 2. Расцвет Средневековья (10 часов) | ||
Тема 4. Феодальное общество (4 часа) | ||
13 | Крестьяне и феодалы. (Средневековая деревня и её обитатели.) | 1 |
14 | Рыцарство на войне и у себя дома | 1 |
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов. | 1 |
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе | 1 |
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв (2ч) | ||
17 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | 1 |
18 | Крестовые походы | 1 |
Тема :. Страны Западной Европы в XI-XIVвв. (4ч) | ||
19 | Франция: объединение страны | 1 |
20 | Англия: от нормандского завоевания до парламента. | 1 |
21 | Германия в XII-XIVвв. | 1 |
22 | Повторение по разделу II. | |
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8Ч) Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XVвв (3ч) | ||
23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 |
24 | Столетняя война | 1 |
25 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 |
Тема 8 .Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XVвв (2ч) | ||
26 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 |
28 | Повторение по Разделу III. | 1 |
29 | Итоговое повторение по курсу Всеобщей истории | 1(1) |
30 | ||
История отечества с древности до конца XVI века. ( 40 ч) | ||
31 | Введение | 1 |
Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (23Ч) Тема 1. Русь древняя(11часа) | ||
32-33 | Восточные славяне. Соседи восточных славян\ | 2 |
34-35 | Формирование Древнерусского государства | 2 |
36-37 | Первые русские князья | 2 |
38-39 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром | 2 |
40 | Культура Руси в домонгольское время | 1 |
41 | Быт и нравы Древней Руси | 1 |
42 | Повторение по теме | 1 |
Тема 2.Поилитическая раздробленность Руси (11 часов) | ||
43 | Начало периода раздробленности на Руси. | 1 |
44-45 | Главные политические центры Руси | 2 |
46-47 | Монголо-татарское нашествие на Русь | 2 |
48-49 | Борьба Руси с западными завоевателями | 2 |
50 | Русь и Золотая Орда в XIIIв. | 1 |
51 | Культура русских земель в XII-XIIIвв. | 1 |
52-53 | Повторение по теме : "Политическая раздробленность Руси», Обобщение по Разделу I | |
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ( XIV-XVI)вв (18ч) Тема 3.Русь Московская (9ч) | ||
54-55 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 2 |
56-57 | Москва- центр борьбы с ордынским владычеством | 2 |
58-59 | Куликовская битва | 2 |
60-61 | Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества | 2 |
62 | Повторение по теме 4. | 1 |
Тема 4. Россия в н.XVI в. (9ч) | ||
63-64 | Московское государство в конце XV –начале XVIвв | 2 |
65 | Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв | 1 |
66 | Историко-этнографическая картина Урала | 1 |
67 | Появление русских царей на Урале | 1 |
68 | Пермь великая и политика Василия II. Иван III и военные походы на Урал | 1 |
69- 70 | Культура и быт России и Урала сXI-XVIвв | 2 |
Итоговое повторение по курсу Истории России | ||
итого - 70 часов |
- Календарно-тематическое планирование
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ -30ч.
(обобщающих уроков – 5ч)
№ урока | Дата проведения | Раздел, тема урока | Кол. час. | ФКГОС | Тип урока | Вид Деятельности уч-ся | ||
План. | Факт | |||||||
1 | Введение. Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье. | 1 | Ознакомить уч-ся с хронологически- ми и географическими границами средневековья; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов. | Вводная лекция с элементами беседы | Индивид., анализ учебника | |||
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – (12Ч) Тема 1. Западная Европа в V-XIвв. (6ч.) | ||||||||
2 | Великое переселение народов. Образование варварских государств. § 1 | 1 | Показывать на исторической карте территории расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен | Изложение нового материала с элементами организации самостоят. деят-ти | Составление схемы, сравнит. таблицы | |||
3 | Королевство франков и христианская церковь в YI-YIII в. § 2,3 | 1 | Уч-ся должны знать как формировалось раннефеодальное гос-во, его функции. Процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию. Понятия: династия, сборник законов, граф, земледельцы, феодалы, император, империя, священник, проповедь, вера, архиепископ, папа, духовенство, миря не, монастырь, аббат, келья, грехи, папская область. | Комбиниро- ванный | Групп. Работа., Участие в дискуссии Индив. работа по составлению сравнит. таблицы | |||
4 | Христианская церковь. § 2 стр. 23-26 | 1 | Описывать устройство христианской церкви, давать определение паонятий; Состематизировать материал в таблицу: высказывать суждения о роли Христианской церки в данный период. | Изложение нового материала с элементами организации самостоят. деят-ти | Индив. форма: Составление схемы, выполнение заданий в РТ | |||
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы § 3 стр. 33-37 | 1 | Описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев ранне-феод.общества. | Комбиниро- анный с элементами анализа исторических документов. | Инд. работы: выполнение заданий в РТ, составление схемы. Анализ фрагментов историч. документов | |||
6 | Западная Европа в IХ-ХI в. § 4 стр. 37-44 | 1 | Показывать на исторической карте направления походов норманов на территорию Свщенной Римской империи. Сравнивать полит власть короля и крупных феодалов, опреелять роль церковной власти. | Комбиниро- ванный с элементами самостоятельной и исследовательской работы уч-ся | Инд. работы: выполнение заданий в РТ, составление сравнительной таблицы. Анализ фрагментов историч. документов | |||
Тема 2. Византия и славянский мир (3ч.) | ||||||||
7 | Византийское тысячелетие. § 6-7 | 1 | Репродуктив.: называть существенные признаки полит. Устройства Византии. Продуктив.: Сравнивать управления гос-вом в Византии и в империи Карла Великого. Творч.: высказывать и агрументировать свое отношение к деятельности императора Юстиниана | Комбин. С элементами самотоят. работы | Групповая: анализ текста и илюстраций учебника с.55-59. | |||
8 | Образование славянских государств. § 8 | 1 | Репродукт.: Показывать на историч. Карте славянские гос-ва. Продуктив.: Сравнивать образ жизни германцев и славян, определять характерные черты процесса создания Великоморавийского, Чешского и Польского гос-в. Творческий: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Крирлла и Мефодияю | Изложение нового материала с элементами организации самостоят. деят-ти | Групповая: Участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами истори. Документов. | |||
9 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XIвв. § 5,7 | 1 | Репродуктив.:Называть существенный черты представлений средневекового человека о мире.; Продукт.: составлять описание средневековых памятников: храмов, произвед. Искусств и литературы; сравнивать современ. Обучение со средневеков. Творческий: На основе доп.лит-ры подготовить сообщения. | Комбин. С элементами самотоят. работы | Групповая форма: участие в беседе; инд. сообщения. | |||
Тема 3. Арабский мир в VI_XIвв. (3ч) | ||||||||
10 | Арабский халифат и его распад. § 9 | 1 | Репродуктив.: показывать на историч. Карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктив.: объяснять причины воен. Успехов арабов и причины распада халифата; охаратеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру Творческий: На основе доп.лит-ры подготовить сообщения. | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах: анализ фрагмента историч. Документа. Решение проблемного задания. Ввыполнение заданий в РТ. | |||
11 | Возникновение ислама. § 10 | 1 | Репродуктив.: давать определение понятий: называть имя основателя ислама. Продуктив.: характеризовать причины и процесс возникновения и распростарения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. | Комбиниро- ванный с элементами анализа тескста учебника и фрагмента историч. документа | Работа в парах. | |||
12 | Повторение по Разделу I. «Раннее Средневековье» | 1 | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ( 10ч.) Тема 4. Феодальное общество (4ч). | ||||||||
13 | Крестьяне и сеньоры. § 12 | 1 | Репродуктивный уровень: Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Продуктивный уровень:Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Творческий уровень:Составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия | Комбинированный урок | Индивидуальная раболта6 выполнение заданий в РТ. Составление рассказа о быте и жизни феодала. Используя текст учебника и хрестоматии | |||
14 | Рыцарство: на войне и у себя дома. §11 | 1 | Продуктивный уровень:Раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень:На основе текста учебника и дополнительной исторической литературы оставлять кодекс рыцарской чести | Урок-реконструкция исторического прошлого | Групповая форма работы | |||
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов. §13-14 | 1 | Репродуктивный уровень: Описывать средневековый город; называть характерные черты политическоо устройства средневекового города.. Продуктивный уровень: Раскрывать причинно-следственные связи на примерее процесса возникновенияи роста городов; анализировать фрагмент исторического документа. | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы | Групповая форма работы. | |||
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. . §13 стр. 109-115 | 1 | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов. Продуктивный уровень: Хараактеризовать роль ремевсленных цехов в развитиисредневекового производства, раскрывать особеннности ведения средневековой торговли, сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы. Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа. | |||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIIIвв. (2ч) | ||||||||
17 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. §15, 14 с.129-132 | 1 | Репродуктивный уровень: Называть существенный черты религиозных верований людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. Продуктивный уровень: Раскрывать роль церкви с среденвековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Творческий уровень: Излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах. Составление схемы. Участие в дискуссии. | |||
18 | Крестовые походы. §16 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников крестовых движений. Продуктивный уровень: Выявлять причинно-следственные связи на примере участи различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся. | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы. | |||
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIVвв. (4ч) | ||||||||
19 | Франция: объединение страны. . § 17 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН | Групповая форма работы | |||
20 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. § 18 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенный признаки сословно-представительной монархии. Продуктивный уровень: Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции. | Комплексное применение ЗУН | Групповая форма работы | |||
21 | Германия в XII-XIV вв.. § 23 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. Продуктивный уровень: Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии. Творческий уровень: Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания. | Групповая форма работы | |||
22 | Повторение по Разделу II. «Расцвет Средневековья» | 1 | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8ч.) Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XVвв. (3ч.) | ||||||||
23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. § 20 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на историческойкарте ход восстаний; рассказывать о событиях и о бедствиях в жизни европейцев вXIV-XVвв. Продуктивный уровень: Выявлять причинно-следственные связи на примере воздейстивий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстанияУота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа. | |||
24 | Столетняя война §19 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. Продуктивный уровень: Анализировать причины, характер войны и последствия. Творческий уровень: Высказывать свое суждение о деятельности Жанны д,Арк и Карла VII | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповые формы работы | |||
25 | Усиление королевской влсти во Франции и Англии § 21 | 1 | Репродуктивный уровень: Рассказывать о завершении централизации Франции; о событиях войны Белой и Алой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Продуктивный уровень: Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII/ | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | |||
Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XVвв. (2ч) | ||||||||
26 | Гуситское движение в Чехии § 25 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на историчечской карте ход гуситского движения; называть участников движения. Продуктивный уровень: Анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. Творческий уровень: Давать оценку деятельности руководителям гуситских войн. | Изучение нового материала на основе анализа текста учебнока и беседы. | Групповые формы работы | |||
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. §26 | 1 | Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях. Связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. | Организация самостоятельной работы учащихся. | Индивидуальная работа. | |||
28 | Повторение по Разделу III. «Позднее Средневековье» | 1 | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | тест | |||
29-30 | Повторение по курсу Всеобщей истории | 2 | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и знаний | тест |
ИСТОРИЯ РОССИИ- 40 ч.
(обобщающих уроков – 5 ч.)
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
ФКГОС | Тип урока | Вид деятельности уч-ся | ЦОР | |
план | факт | |||||||
1 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 | Исторические события: История России – часть всемирной истории, история края – часть истории России. Репродуктивный уровень: Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить с веком. Продуктивный уровень: Выявлять типологию исторических источников по истории России. | Вводная лекция с элементами беседы. | Анализ учебника | с.5-6 | ||
Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (23ч) Тема1. Русь Древняя (11ч) | ||||||||
2 | Восточные славяне. §1 | 1 | Основные понятия: Родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы. Исторические факты: Происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения. Репродуктивный уровень: Показывать на исторической капрте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать образ жизни восточных славян. Продуктивный уровень: Анализировать фрагмент документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян. | Изучение нового материала.. | Групповые формы работы | РТ по истории России, с.3-6 | ||
3 | Соседи восточных Славян. § 2 | 1 | Основные понятия: Колонизация, каганат, дань. Исторические факты: Великое переселение народа и участи в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте процесс Всемирного переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | Изучение нового материала и первичное закрепление нового материала | Индивидуальная работа | РТ по истории России, с.6-8 | ||
4-5 | Формирование Древнерусского государства. § 3-4 | 2 | Основные понятия: Государство, Русь, варяги, норманнская теория. Дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: Причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве. Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивный уровень: Сравнивать процесс образования государства в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе. | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы Индивидуальная работа | РТ по истории России с.9-10 | ||
6-7 | Первые русские князья. §4-5 | 2 | Основные понятия: Дань, полюдье, погосты, Крещение, христианство. Русская Православная церковь. Исторические факты: Походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир. Репродуктивный уровень: Давать определения понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение христианства на Руси. Творческийу ровень: Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания. | Групповые формы работы | РТ с.10-12. | ||
8-9 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. § 5-6 | 2 | Основные понятия: Усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность. Исторические факты: Усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб. Репродуктивный уровень: Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого. Творческий уровень: Проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы. | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу | Индивидуальная работа | РТ с.12-14, 15-18. | ||
10 | Культура Руси в домонгольское время. § 7 | 1 | Основные понятия: Миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика. Исторические факты: Особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Исторические личности: Летописец Нестор Репродуктивный уровень: Составлять описание памятников древнерусской культуры. Продуктивный уровень: Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. Творческий уровень: На основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. | РТ по истории России с.17-20 | |||
11 | Быт и нравы Древней Руси. §8 | 1 | Исторические факты: Быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности Репродуктивный уровень: Описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: Выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: Проводить поиск необхоимой информации их дополнительной литературы. | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельностью учащихся | РТ по истории России с.20-23 | |||
12 | Повторение по теме «Русь Древняя» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тест по теме 1. | ||||
Тема 2. Политическая раздробленность Руси (11ч) | ||||||||
13 | Начало периода раздробленности на Руси. § 9 | 1 | Основные понятия: Раздробленность, экономика, эксплуатация, удел. Исторические факты: Экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель. Исторические личности: Владимир Мономах. Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте крупнейший русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобный борьбы русских князей. Продуктивный уровень: Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Творческий уровень: Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа | РТ по истории с.26-29 | ||
14-15 | Главные политические центры Руси. §10-11 | 2 | Основные понятия: Удел, аристократия, республика, дворянство, посадник тысячник. Исторические факты: Особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы. Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Репродуктивный уровень: Показывать на исорической катре крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения. Нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. Творческий уровень: На основе дополнительной литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы Индивидуальная работа | РТ по истории России с.30-33 | ||
16-17 | Монголо-татарское нашествие на Русь. §12 | 2 | Основные понятия: Монголо-татары, стан, Золотая Орда. Исторические факты: Тетритория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествия хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, хан Батый Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: Выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть исторические значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоеваний. Творческий уровень: Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды. | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы | РТ по истории России с33-37 | ||
18-19 | Борьба Руси с западными завоевателями. §13-14 | 2 | Основные понятия: Крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы. Исторические факты: Завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Исторические личности: Александр Невский Репродуктивный уровень: Давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Продуктивный уровень: Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского. | Комплексное применение ЗУН | Групповые формы работы Индивидуальная работа | РТ по истории России с 38-40 | ||
20 | Русь и Золотая Орда в XIII веке. §14 | 1 | Основные понятия: Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: Формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстание в русских городах. Исторические личности: Александр Невский Репродуктивный уровень: Навязывать формы зависимость русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: Раскрывать экономические и политические последствия ордынского влыдычества для Руси. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа | РТ по истории России с 40-42 | ||
21 | Культура русских земель в XII-XIII веках. §16 | 1 | Основные понятия: Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный Репродуктивный уровень: Составлять описание памятников русской культуры в данный период. Продуктивный уровень: Раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Творческий уровень: Выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. | ||||
22 | Повторение по теме «Политическая раздробленность Руси» | 1 | Урок контроля, оценки, коррекции знаний. | Тест № 4 | ||||
23 | Обобщение по Разделу I. «Возникновение и развитие Древнерусского государства» | 1 | Систематизация и обобщение материала по Разделу I. | Защита творческих работ учащихся | ||||
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVIвв.) (18ч) Тема 3. Русь Московская (9ч) | ||||||||
24-25 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. §17,18 | 2 | Основные понятия: Вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Исторические личности: Иван Калита Репродуктивный уровень: Давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Групповые формы работы | РТ по истории России с3-6 | ||
26-27 | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством § 19-20 | 2 | Основные понятия: Централизация, национальное самосознание. Репродуктивный уровень: Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания. | Индивидуальная работа Групповые формы работы | РТ по истории России с 51-57 | ||
28-29 | Куликовская битва. §19-20 | 2 | Исторические факты: Рост территории и влияния Московского княжества. Москва – центр объединение русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Продуктивный уровень: Выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. | Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа | Индивидуальная работа | |||
30-31 | Создание единого Русского государства . Конец ордынского владычества. §20 | 2 | Основные понятия: Единое русское государство, уния, «государь всея Руси». Исторические факты: Подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Исторические личности: Иван III, Василий III Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: Раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя. Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде таблицы, схемы. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | РТ по истории России с. 57-63 | ||
32 | Повторение по теме « «Русь Московская» | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||
Тема 4. Россия в н.XVI века (9ч) | ||||||||
33-34 | Московское государство в конце XV-начале XVI века. §21 | 2 | Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, поместье, помещик. Юрьев день. Исторические факты: Становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497г. Исторические личности: Иван III Репродуктивный уровень: Давать определение понятий. Продуктивный уровень: Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | РТ по истории России с. 64-67 | ||
35 | Церковь и государство в конце XV-начале XVI века. §22 | 1 | Основные понятия: Благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь. Исторические факты: Распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношение церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита. Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим. Репродуктивный уровень: Давать определения понятий. Продуктивный уровень: Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской власти. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковный деятелей | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | РТ по истории России с. 67-70 | ||
36 | Историко-этнографическая картина Урала | 1 | Репродуктивный: Продуктивный: Творческий: Основные понятия: Кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: Влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век – век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И.Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев. Репродуктивный уровень: Составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: Выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать исторические значение возникновения книгопечатания. Творческий уровень: На основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Индивидуальная работа групповая | § 2 | ||
37 | Появление русских на Урале. | 1 | § 3-4 | |||||
38 | Пермь Великая и политика Василия II Иван III и военные походы на Урал | 1 | § 5 | |||||
§ 6 | ||||||||
39 | Культура и быт Руси и Урала с XI-XVIвв. § 26-28 | 1 | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. | Урок оценки знаний | история России в лицах, с. 69,79 | |||
40 | Итоговое Повторение по курсу «История России» | 1 | Обобщение и систематизация исторического материала | Защита творческих работ |
5. Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира периода Средних веков;
- выдающихся деятелей истории изучаемого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- Определять и объяснять понятия;
- Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- составлять связный, четкий рассказ по тексту учебника, другим источникам на основе простого плана;
- Обобщать и систематизировать полученную информацию;
- Работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;
- Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- Давать оценку отдельным явлениям культуры;
- Составлять характеристику исторических деятелей;
- Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
6. Характеристика КИМов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся:
Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:
В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:
– исторический диктант;
– тестовое задание ( на бумаге и ПК)
– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн, формула ПОПС.)
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
– лабораторная работа;
- карточки - задания
- кроссворды
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:
- Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.
2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.
Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.
3.Исторический диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..
С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:
– буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;
– определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.
Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:
5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.
6. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.
Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.
7. Лабораторная работа. Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.По способу организации лабораторные работы проводятся фронтально и группами.Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.
8. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:
- вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
- задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
- задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
6 класс
Для учащихся | Пособия для учителя |
|
|
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Основная школа | Примечания |
Рабочее место учителя (АРМ) | частично | ||
1 | |||
2 | Переносное авт рабочее место учителя (АРМ) | нет | |
3 | Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр и др. | нет | |
4 | Таблицы по истории для 6 классов | да | |
5 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | да | |
6 | Портреты выдающихся деятелей истории | да | |
7 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | да | |
8 | Видео-материалы по темам | да | |
9 | Исторические карты для 6 классов: | да |
Список литературы для учащихся:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2009
- Данилов А.А. , Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009
- Данилов, Косулина: История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010.
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского "История Средних веков". 6 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Атлас. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. - Издательство: Дизайн. Информация. Картография, АСТ, Астрель, 2010.
- Контурные карты. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. - Издательство: Дизайн. Информация. Картография, АСТ, Астрель, 2010.
Список литературы для учителя:
- Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.:
- М.: Экзамен, 2005
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А.Данилова и др.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение , 2007.
- История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г. М. Донской. 6 класс/ Авт.- сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс: К учебным комплектам В.А.Ведюшкина; Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского; М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова; Новый комплект уроков: Универсальное издание. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: ВАКО, 2007.
- Атлас. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. - Издательство: Дизайн. Информация. Картография, АСТ, Астрель, 2010.
- Контурные карты. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. - Издательство: Дизайн. Информация. Картография, АСТ, Астрель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....
Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....
Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...
Рабочая программа "Информатика. 6 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...