Разработка урока по истории «Еще всплывают в памяти картинки: кусты сирени, а в кустах барак…»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Белгородском регионе, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. На Белгородчине имеют место экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_razrabotki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода

 Разработка урока толерантности «Еще всплывают в памяти картинки: кусты сирени, а в кустах барак…»

Автор: учитель истории

и обществознания

МОУ-СОШ № 11 г. Белгорода

Косова Юлия Александровна

Белгород, 2011

 Оснащение.

1. Эпиграф.

Сначала они пришли за евреями,

И я не заступился за них,

Потому что я не был евреем.

Потом они пришли за коммунистами,

Но я не заступился за них,

Потому что я не был коммунистом.

Потом они пришли за членами профсоюза,

И я не заступился за них,

Потому что я не был членом профсоюза,

Потом они пришли за мной,

Но не осталось никого,

Чтобы заступиться за меня.

(пастор Нимеллер)

2.     Картина В.В. Верещагина: «Апофеоз войны»

3.      Стеллаж с книгами, относящихся к теме.

 

Цель:- знакомство учащихся с понятием толерантность;

             -формирование следующих ценностей ориентаций: гарантированность прав человека независимо от его национальности – одна из основных характеристик правого государства и гражданского общества;

- показать учащимся на фактах, что любой класс нашей школы – это своеобразная микромодель современного полиэтнического общества.

- формирование толерантной личности.

Форма проведения: эвристическая беседа,II части, IV этапа. (Ребята готовят д/з – исторические примеры антитолерантного  поведения).

Ход урока.

I Часть.I Этап: Вступительное слово учителя:

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Белгородском регионе, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. На Белгородчине имеют место экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.

Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов, как и к самим людям в частности.

История знает массу национальных трагедий, связанных с антитолерантным отношением.

- Учащимся предлагается прослушать сообщения – примеры по антитолерантным проявлениям из истории Великой Отечественной войны:

1 ученик – сообщение о Холокосте в СССР

2 ученик – Бабий Яр

3 ученик – Белорусская Хатынь

4 ученик – История Михизеевой поляны

5 ученик – читает стихотворение М. Джалиль «Варварство»

После учащиеся должны ответить на вопрос: «Что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?»  

 

 II этап: Углубление проблемы

 

Учитель приводит численный и национальный состав школы и задает вопросы:

1.     Каковы должны быть взаимоотношения ребят разных национальностей, если они ученики одной школы? (участвуют все)

2.     Кому выгодно поддерживать «националистические идеи»?

     

     Сообщение учащегося (по материалам периодической печати):

1. О действительности молодежных националистических группировок (скинхеды: «Россия  для русских»);

2. Об избиениях и убийствах студентов различных национальностей в Воронеже и в Санкт - Петербурге, убийстве 9-летней девочки – таджики в Санкт - Петербурге. О расправе в еврейской синагоге в Москве 2006 года, о антинациональных лозунгах.

3.  О национальных конфликтах в нашем крае.

 

 III этап: Поиск решения проблемы

    

    Теоретическое обобщение знаний учащихся, раскрытие связей межнациональных проблем с политикой государства в сфере национальных отношений, с гражданской позицией членов общества. На доске на двух плакатах прикрепляются советы Бэтти Э. Риэдрон, автора книги «Толерантность – дорога к миру», как надо и не надо относиться к национальностям, отличным от твоей:

                            Надо:

                               Не надо:

- уважать данную национальность;

- рассматривать её в историческом аспекте;

- уважать культурные традиции и искать связи с культурными традициями твоей нации;

- осознавать, что каждый человек любой национальности является личностью.                     

- рассматривать национальность изолированно, так как каждая национальность живет и действует в определенном социальном и политическом контексте;

- представлять какую-либо национальность как источник проблемы в обществе;

- представлять какую-либо национальность как примитивную, нецивилизованную;

- гордиться своим, якобы существующим культурным превосходством;

- относиться к какой-либо национальности покровительственно.

  

Вывод делает учитель совместно с учащимися: Россия – многонациональное государство. Мы с вами люди разных национальностей, - граждане России, поэтому цель и задача у нас одна – построение правового,  демократического общества, общества добра и справедливости, где закон стоит на страже интересов каждой личности, где превыше всего ставиться соблюдение прав человека, где каждый человек должен быть толерантным.

 

 II часть. IV этап.

 Итог урока.

- Просмотр документального фильма П. Чухрая «Дети из бездны». В итоге урока учитель обращает внимание: на эпиграф, на то, что тема урока особо актуальна в наши дни.

- Учащийся читает стихотворение Е.Евтушенко «Бабий Яр»

 Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить творческую работу на тему толерантности (сочинение-рассуждение, стихотворение, рисунок, плакат и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы  д...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера

Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера с презентацией...

Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...