Разработка урока по истории «Еще всплывают в памяти картинки: кусты сирени, а в кустах барак…»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Белгородском регионе, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. На Белгородчине имеют место экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_razrabotki.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода
Разработка урока толерантности «Еще всплывают в памяти картинки: кусты сирени, а в кустах барак…»
Автор: учитель истории
и обществознания
МОУ-СОШ № 11 г. Белгорода
Косова Юлия Александровна
Белгород, 2011
Оснащение.
1. Эпиграф.
Сначала они пришли за евреями,
И я не заступился за них,
Потому что я не был евреем.
Потом они пришли за коммунистами,
Но я не заступился за них,
Потому что я не был коммунистом.
Потом они пришли за членами профсоюза,
И я не заступился за них,
Потому что я не был членом профсоюза,
Потом они пришли за мной,
Но не осталось никого,
Чтобы заступиться за меня.
(пастор Нимеллер)
2. Картина В.В. Верещагина: «Апофеоз войны»
3. Стеллаж с книгами, относящихся к теме.
Цель:- знакомство учащихся с понятием толерантность;
-формирование следующих ценностей ориентаций: гарантированность прав человека независимо от его национальности – одна из основных характеристик правого государства и гражданского общества;
- показать учащимся на фактах, что любой класс нашей школы – это своеобразная микромодель современного полиэтнического общества.
- формирование толерантной личности.
Форма проведения: эвристическая беседа,II части, IV этапа. (Ребята готовят д/з – исторические примеры антитолерантного поведения).
Ход урока.
I Часть.I Этап: Вступительное слово учителя:
Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Белгородском регионе, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. На Белгородчине имеют место экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.
Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов, как и к самим людям в частности.
История знает массу национальных трагедий, связанных с антитолерантным отношением.
- Учащимся предлагается прослушать сообщения – примеры по антитолерантным проявлениям из истории Великой Отечественной войны:
1 ученик – сообщение о Холокосте в СССР
2 ученик – Бабий Яр
3 ученик – Белорусская Хатынь
4 ученик – История Михизеевой поляны
5 ученик – читает стихотворение М. Джалиль «Варварство»
После учащиеся должны ответить на вопрос: «Что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?»
II этап: Углубление проблемы
Учитель приводит численный и национальный состав школы и задает вопросы:
1. Каковы должны быть взаимоотношения ребят разных национальностей, если они ученики одной школы? (участвуют все)
2. Кому выгодно поддерживать «националистические идеи»?
Сообщение учащегося (по материалам периодической печати):
1. О действительности молодежных националистических группировок (скинхеды: «Россия для русских»);
2. Об избиениях и убийствах студентов различных национальностей в Воронеже и в Санкт - Петербурге, убийстве 9-летней девочки – таджики в Санкт - Петербурге. О расправе в еврейской синагоге в Москве 2006 года, о антинациональных лозунгах.
3. О национальных конфликтах в нашем крае.
III этап: Поиск решения проблемы
Теоретическое обобщение знаний учащихся, раскрытие связей межнациональных проблем с политикой государства в сфере национальных отношений, с гражданской позицией членов общества. На доске на двух плакатах прикрепляются советы Бэтти Э. Риэдрон, автора книги «Толерантность – дорога к миру», как надо и не надо относиться к национальностям, отличным от твоей:
Надо: | Не надо: |
- уважать данную национальность; - рассматривать её в историческом аспекте; - уважать культурные традиции и искать связи с культурными традициями твоей нации; - осознавать, что каждый человек любой национальности является личностью. | - рассматривать национальность изолированно, так как каждая национальность живет и действует в определенном социальном и политическом контексте; - представлять какую-либо национальность как источник проблемы в обществе; - представлять какую-либо национальность как примитивную, нецивилизованную; - гордиться своим, якобы существующим культурным превосходством; - относиться к какой-либо национальности покровительственно. |
Вывод делает учитель совместно с учащимися: Россия – многонациональное государство. Мы с вами люди разных национальностей, - граждане России, поэтому цель и задача у нас одна – построение правового, демократического общества, общества добра и справедливости, где закон стоит на страже интересов каждой личности, где превыше всего ставиться соблюдение прав человека, где каждый человек должен быть толерантным.
II часть. IV этап.
Итог урока.
- Просмотр документального фильма П. Чухрая «Дети из бездны». В итоге урока учитель обращает внимание: на эпиграф, на то, что тема урока особо актуальна в наши дни.
- Учащийся читает стихотворение Е.Евтушенко «Бабий Яр»
Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить творческую работу на тему толерантности (сочинение-рассуждение, стихотворение, рисунок, плакат и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы д...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...
Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера
Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера с презентацией...
Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...