Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;
развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;
развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;
Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен
Оборудование:
репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;
-запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении Н.Баскова «Белая сирень».
-презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).
-для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель.
Ход урока
- Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
- После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.
Что вы знаете о сирени?
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)
- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.
- На сколько частей можно разделить произведение?
На слайде последовательно появляется запись
1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
-Кто главные герои произведения?
Работа в тетрадях по ходу анализа произведения.
В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
Таблица «Персонажи»
Николай | Верочка |
Три ученика получают индивидуальное задание.
1. задание:
Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь внутреннее состояние героя?
2 задание.
Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?
3 задание
Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?
Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать ответ.
- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.
(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)
-Как ведут себя муж и жена?
(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)
-Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?
Индивидуальное задание ученика
(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)
- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?
(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)
- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)
- Какой выход находит Верочка?
- Алмазовы едут в ломбард.
Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
Как автор относится к оценщику?
(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)
- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- Останавливается ли Верочка на достигнутом?
(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
- Чем же заканчивается эта история?
- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?
(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?
(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)
- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?
(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)
- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?
(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)
- Скажите, чем вам близка героиня?
(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)
- В чём своеобразие описания внешности героев?
(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)
- И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?
Индивидуальное задание - Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).
Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?
(На слайде появляется примерная характеристика героев)
Николай | Верочка |
Упорный, Трудолюбивый Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его | Добрая, любящая, выносливая, криативная, самоотверженная, оптимистка, из любой ситуации может найди выход |
- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
(Слайд, информация об алмазе)
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?
(Слайды с изображением сирени)
-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.
Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).
(Слайды с изображением сирени)
Итог, обобщение:
- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
(Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
-Чему учит рассказ?
- Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
-Из трудного положения всегда можно найти выход
-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.
- Как же не хочется расставаться с героями.
Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.
Дети зачитывают домашние сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». (Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)
Исследование; дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе...
Конспект урока литературы с элементами ТРИЗ «Правила увлекательного повествования» в 7-м классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
Пояснительная записка «Развивать мышление!» — вот основное требование, продекларированное в системе непрерывного образования. ТРИЗ-педагогика на основе адаптивной теории решения изоб...