Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Дергунова Антонина Сергеевна

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы  для работы в группах, план сочинения, сочинение - клише, лексический материал для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc82 КБ
Office presentation icon sochinenie_siren_v_korzine_5_klass.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

5 класс

Тема: «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Цели: 1. Углубить представление учащихся о таком виде сочинения, как описание художественного предмета; отработать общие принципы работы над сочинением по картине.

2.Способствовать обогащению активного словаря, стимулировать творческое воображение.

Тип урока: урок развития речи.

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды, иллюстрации с героями повести Н. Носова «Приключение Незнайки».

   

Ход урока

1.Оргмомент.


















 












2. Сообщение целей и задач урока.











3. Сообщение нового материала.

а) рассказ о художнике;
















б) работа с терминами;










в) беседа по вопросам;































































г) работа с планом;











д)     орфографическая работа; подбор рабочих материалов.













4.Самостоятельная работа в группах.  


























5. Озвучивание ответов групп.








6. Подведение итогов урока.

Объявление оценок.






7.Д/з

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы совершим путешествие на цветочную поляну сказочного города, где живут известные вам герои повести Н.Носова. (иллюстрации )

- Каких только великолепных цветов нет в этом чудесном городе:

и тюльпаны,

и лилии,

и астры,

и подсолнечник,

и розы,

и даже лотосы…

Нет только одного растения, о котором написала в своем стихотворении русская поэтесса Е. Бекетова:


По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет…


 - Чего же нет в этом городе? (сирени)

- Верно, наверное, город стал бы еще красивее, если бы в нем цвела душистая сирень.

- Итак, сегодня на уроке, тема которого «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», мы должны подготовиться описанию сирени, используя материал урока. Сочинение вы должны написать так хорошо, чтобы жители Цветочного городка захотели развести сирень  в своих садах.






- Итак, перед вами известная картина «Сирень в корзине». Автор ее, замечательный художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень». Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь. Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник. В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника:

  1. Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
  2. Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
  3. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
  4. Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
  5. Композиция – расположение изображаемого на картине.


- Нравится ли вам репродукция картины? Почему?

- Как художник передал свежесть цветов?


- Какую палитру цветов использовал мастер кисти на картине?

- Какого цвета сирень в верхней части букета, в нижней?

- Какие определения уместно использовать, чтобы  описать величину веток, листья, цветки?

- Наверное, эта сирень очень ароматная, подберите синонимы к этому слову.

- Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет?

- Почему сирень в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?

- На каком фоне изображена сирень, почему?

- Разделяете ли вы восхищение художника цветами?

- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?






 Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.

 



  Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».


Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.


Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.


Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.


Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.


Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

 Торжествующе пахнет сирень.


И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по –  своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал и композиционно.

 

- Прочитайте план сочинения.

  1.  Слово о художнике.
  2. Описание картины:

    а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет);

    б) описание других предметов на картине;

    в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?




- Из скольких частей состоит план сочинения? Что отражает каждая часть?

 

- Записать слова, вставляя пропущенные орфограммы. В какой части сочинения можно использовать данные выражения?

Н…тюрморт, ж…в…писец, р…продукц…я, р…стение, душ…стое, обл…ко, ар…матный, бл…гоухающий, зап…х, т…ж…лые гроздья, л…ловый, ф…олетовый, пурпурный, с…реневый, роз…вый, темно – з…леный, ж…лто – з…леный, в…ранда, о(т,тт)енки, крошеч(?)ные л…п…стки – звезд…ч(?)ки, выр…жает, в…сх…щает, настр…ение.


- Какие синонимы, глаголы, характеризующие художника и его работу можно использовать в сочинении?


  I группа

1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны?

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?


II группа

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?


III группа


 1..Какие цвета использует художник для изображения         освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

 4. Почему корзина стоит на темном полу?


IV группа

Работа с сочинением – клише.


- Послушаем, какие ответы вы приготовили, они могут стать частью сочинения.

- Прослушаем подготовленное сочинение.






- Итак, очень надеюсь, что вы напишете такое сочинение по картине, что сирень обязательно понравится жителям Цветочного города и они захотят посадить ее в своих садах.

- Подведем итоги.

  1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Что вы знаете об ее авторе?
  2. Какие детали картины нужно описать?
  3. Какие слова, выражения вы будете использовать в сочинении?
  4. Как отредактировать текст сочинения?

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


Слайды

№1

№2,3



№4

№5

№6
№7

№8

№9


















№10



№11

№12

№13









№14




№15

№16













№17












№18



№19







№18























































№20














№21











№22, 23





























№24




№25






№26




№27







№28

послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

 Торжествующе пахнет сирень.

Обогащай свою речь!

I.                       Художник                                                                                                                                                    

автор картины, мастер кисти, певец русской природы

Изобразил

запечатлел

создал

воплотил

отразил

 выразил

сумел передать (передаёт)

воспел

воскресил

 раскрывает

 напоминает

 изучает

 воспроизводит

 использует,

 добивается передачи

 достигает

 подчёркивает

 стремится утвердить,

 поражает

 вложил в картину

II.                  Картина

полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

        Написана

 Отражает

 Воспроизводит

 напоминает

раскрывает

 даёт возможность (узнать)

 вызывает впечатление

 передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.)

 вся пронизана (солнечным светом и т. д.)

 звучит как (гимн весне)

 доставляет зрителю (радость)

 пленяет

поражает

 воспитывает

принадлежит к числу…

          План сочинения

1.Слово о художнике.

 2.Описание картины:

    а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет);

    б) описание других предметов на картине;

    в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

Сочинение – клише по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место.

           Для ______ сирени художник выбирает    _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______ ,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______ ,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______  и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу.

         Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень , как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

П.П. Кончаловского, душистая, центральное, гроздьев, широкую, разнообразную, ароматные, лилового, пурпурного, фиолетового, молочно – белая, розовая, нежная, темно – зеленые, желто – зеленые, плетеной, весеннего, беленая, яркость и свежесть, темном, натюрморт,

благоухает.

Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Передо мной репродукция картины «Сирень в корзине». Ее автор – замечательный художник – П.П. Кончаловский, который любил изображать цветы. Его кисти принадлежат полотна «Две розы», «Маки», «Гвоздики» и «Сирень».

            В центре натюрморта изображена душистая сирень. Видимо, ее ветки только что срезали, потому что художник с помощью богатой палитры красок сумел передать свежесть букета. В верхней части его преобладают яркие цвета и их оттенки. Тяжелые гроздья сирени лиловые, пурпурные, в глубине – фиолетовые. Каждый крошечный лепесток – звездочка четко виден даже на картине.

            Нижнюю часть букета украшает светлая сирень. Наверняка, она сорвана с другого куста в цветущем саду. На холсте мастера белая сирень приобретает уже иной оттенок цвета – молочный, розовый. Облако душистых цветов обрамляют листья. Справа, где букет лучше освещен, листья светло – зеленые, даже с желтоватым оттенком, слева - преимущественно темная зелень. Я думаю, что на картине даже видно капельки росы, еще не успевшей высохнуть на маленьких лепестках сирени.

           Букет стоит не в дорогой вазе, а в простой плетеной корзине, но от этого не кажется менее привлекательным. Фоном для корзины с сиренью служит, как мне кажется, беленая стена, которая плохо освещена, поэтому приобретает местами и серый, и сиреневый, и фиолетовый оттенок. Корзина с цветами находится на полу веранды. Темный фон позволяет еще больше подчеркнуть свежесть и красоту сирени.

           Несмотря на то, что сирень нарисована, кажется , что она даже на картине благоухает, создавая весеннее настроение. С помощью разнообразной палитры цветов, композиции картины художник выражает свое восхищение природой.

  I группа

1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны?

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?

II группа

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?

III группа

 1..Какие цвета использует художник для изображения  освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

 4. Почему корзина стоит на темном полу?

IV группа

Работа с сочинением – клише.

  I группа

1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны?

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?

II группа

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?

III группа

 1..Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

 4. Почему корзина стоит на темном полу?

IV группа

Работа с сочинением – клише.

[Введите текст]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс Дергунова Антонина Сергеевна , учитель русского языка и литературы МОУ «Бобровская СОШ» 2007 г.

Слайд 2

"Путешествие на цветочную поляну"

Слайд 11

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Слайд 12

Цель: Подготовиться к написанию сочинения по картине, используя материал урока .

Слайд 13

Задачи: Познакомиться с особенностями сочинения – описания; Обогащать устную и письменную речь, используя лексический материал урока; Учиться создавать наброски, редактировать текст сочинения.

Слайд 15

П.П. Кончаловский «Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея.

Слайд 16

П.П. Кончаловский. «Портрет В. Э. Мейерхольда».1938г. Третьяковская галерея.

Слайд 17

П.П.Кончаловский. «Сухие краски». 1913 г. Третьяковская галерея.

Слайд 19

Словарь Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине). Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины. Композиция – расположение изображаемого на картине.

Слайд 21

лиловый сиреневый фиолетовый пурпурный розовый молочный темно - зеленый Желто - зеленый

Слайд 23

План сочинения Слово о художнике. Описание картины: а)описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) описание других предметов на картине; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

Слайд 24

Пиши правильно! Н…тюрморт, ж…в…писец, р…продукц…я, р…стение, душ…стое, обл…ко, ар…матный, бл…гоухающий, зап…х, т…ж…лые гроздья, л…ловый, ф…олетовый, пурпурный, с…реневый, роз…вый, темно – з…леный, ж…лто – з…леный, в…ранда, о(т,тт)енки, крошеч(?)ные л…п…стки – звезд…ч(?)ки, выр…жает, в…сх…щение, настр…ение.

Слайд 25

Проверь себя! Натюрморт, живописец, репродукция, растение, душистое, облако, ароматный, благоухающий, запах, тяжёлые гроздья, лиловый, фиолетовый, пурпурный, сиреневый, розовый, темно – зеленый, жёлто – зеленый, веранда, оттенки, крошечные лепестки – звездочки, выражает, восхищение, настроение.

Слайд 26

Обогащай свою речь Художник: автор картины, мастер кисти, певец русской природы . изобразил запечатлел создал воплотил отразил выразил сумел передать (передаёт) воспел воскресил раскрывает напоминает изучает воспроизводит использует, добивается передачи достигает подчёркивает стремится утвердить, поражает вложил в картину. Глаголы

Слайд 27

Обогащай свою речь Картина: полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина. написана отражает воспроизводит напоминает раскрывает даёт возможность (узнать) вызывает впечатление передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.) вся пронизана (солнечным светом и т. д.) звучит как (гимн весне) доставляет зрителю (радость) пленяет поражает воспитывает принадлежит к числу…

Слайд 28

Сочинение – клише по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место. Для ______ сирени художник выбирает _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______ ,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______ ,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______ и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу. Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень , как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение. ----------------------------------------------------------------------------------------------- П.П. Кончаловского, душистая, центральное, гроздьев, широкую, разнообразную, ароматные, лилового, пурпурного, фиолетового, молочно – белая, розовая, нежная, темно – зеленые, желто – зеленые, плетеной, весеннего, беленая, яркость и свежесть, темном, натюрморт, благоухает.

Слайд 30

Итог урока Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Слайд 31

Домашнее задание Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».

Здесь размещен  конспект интегрированного урока  русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональ...

Урок подготовки к сочинению по картине

сочинение по картине И.и.Фирсова "Юный живописец"...

Презентация к уроку " Подготовка к сочинению по картине Ф. Сычкова "Трудный переход"

- содафтомс шабатнень Ф.В. Сычковонь творчестванц мархта;- тонадомс сяда кърхкаста картина коряс  сочинениянь сермадома;- лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс, содамс, кельгомс мокшень...

Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные ф...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Н. РОМАДИНА «СЕЛО ХМЕЛЁВКА» В 9 классе

Цели урока:1.Образовательная.Учить понимать произведения живописи, находить точные слова для передачи изображённого на картине, а также её колорита.2.Развивающая.Развивать письменную речь учащихся, ум...