Русская Православная Церковь в истории Якутии
статья по истории по теме

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых  истории РПЦ в Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpc_v_istorii_yakutov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

«РПЦ В ИСТОРИИ ЯКУТОВ»

Движение русских служилых людей в XVII веке на восток от реки Енисей было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI веке как процесс территориального  расширения Русского централизованного государства. Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 году был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве.  Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов. С ними прибыла целая церковная миссия. Христианизация коренных жителей Ленского края — саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств.

          Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок в конце XVIII — начале XIX  веков. По архивным данным, в 1823 году некрещеные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением. В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество, так как, по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, «…вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняло общение между людьми». К тому же в это время Православная Церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.

          Однако веками укоренившаяся, языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды Православия. С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии — православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению «инородцев» в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык — основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность.

         Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями святителя Иннокентия, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году святитель перенес епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская епархия была образована в 1870 году; свою деятельность начали Якутская духовная консистория, Епархиальный комитет православного миссионерского общества, призванные содействовать утверждению христианской веры среди местного населения. К концу XIX  века в Якутской епархии насчитывалось 249 церквей и часовен. Христианизация народов Якутии, несомненно, стала основой для процесса взаимообогащения и взаимопроникновения культур и приобщения к русской, а через нее — к европейской культуре и мировой цивилизации. Христианизация сыграла исключительно важную роль в формировании самосознания народа саха как составной части многонационального российского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной  войны»...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества

В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа....

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Русская Православная Церковь 6 класс. История России презентация

Русская Православная Церковь 6 класс. История России презентация...