Урок - игра в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Жингалиева Кунслу Имашевна

Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать закреплению знаний  у учащихся о причинах, ходе и итогах войны 1812 года, о  значении стратегических решений, принимаемых   командованием русской армией.

Развивающие:

  • Подвести учащихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа «Отечественной»
  • Развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять на основе работы с текстом учебника, историческими источниками.
  • Развитие речи, эмоций.

Воспитательные: 

  • Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
  • Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Тип урока: урок закрепления  знаний.

Вид урока: урок- игра.

Оборудование: 

  1. Информационные карточки с названиями тем: Даты, События, Герои, Принятие решений,  Генералы, Терминология.
  2. Вопросы по каждой теме в конвертах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1812__urok_istorii.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок истории "Отечественная война 1812 года"

Цели урока:

Образовательные:

  1. Способствовать закреплению знаний  у учащихся о причинах, ходе и итогах войны 1812 года, о  значении стратегических решений, принимаемых   командованием русской армией. 

Развивающие:

  1. Подвести учащихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа «Отечественной»
  2. Развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять на основе работы с текстом учебника, историческими источниками.
  3. Развитие речи, эмоций.

Воспитательные: 

  1. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
  2. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Тип урока: урок закрепления  знаний.

Вид урока: урок- игра.

Оборудование: 

  1. Информационные карточки с названиями тем: Даты, События, Герои, Принятие решений,  Генералы, Терминология.
  2. Вопросы по каждой теме в конвертах

Основные понятия: Отечественная война, партизанское движение, флеши, ополчение, стратегия.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, в этом году исполняется  200 лет со дня победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Мы с вами закончили изучение этой войны и наш урок пройдет в форме игры, где мы с вами еще раз пройдем по основным событиям этой войны.. Далее вы ответите на некоторые вопросы анкеты, где сможете высказать свое мнение.

Итак, мы начинаем. У нас 3 команды  по 4 человека. Есть строгое жюри (можно из других классов пригласить уч-ся).

  1. Объясняю условия игры: на доске карточки по определенной теме с вопросами. Каждая команда выбирает тему и я для вас из конверта выбираю вопрос, где посоветовавшись 1 минуту, команда отвечает на вопрос, по каждой теме имеются свои баллы. Тема –Дата, Генералы – по 1 баллу,  События, Теминология - 2 б.,  Герои -4 балла, Принятие стратегических решений – 5 б. За правильные ответы жюри будут присваивать баллы.

Ребят, вы наверное уже поняли, что чем сложнее вопрос, тем выше баллы, а чем выше баллы, тем ближе к желанной победе.

Д а т ы

Итак, начинаем.

С о б ы т и я

Г е р о и

Принятие

стратегических решений

Г е н е р а л ы

Т е р м и н о л о г и я

данного периода

В о п р о с ы  к  т е м а м :

Даты: 

1. Назовите точную дату начала Отечественной войны 1812 года. (12 июня 1812г)

2. назовите точную дату окончания войны 1812 года (25 декабря 1812 года)

3. назовите дату Бородинского сражения (26- 27 августа 1812 года)

4. Когда М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией? 8 августа, 1812г.

5. назовите дату, когда русская армия оставила Москву. (2 сентября)

6. Когда  Наполеон вышел из Москвы?      7 октября.

7. Когда произошло Смоленское сражение? 2 авгста.

8. Когда произошло сражение под Малоярослвцем? 12 октября 1812 года

События:

1. Через какую реку перебралась французская армия дважды, кода пришла в Россию и когда уходила?   Неман

3. Кто явился победителем в Бородинском сражении?

4. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений- это, то которое я дал под Москвой. Французы показали в нем себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» - о каком сражении шла речь?

Герои

1. Назовите организатора партизанского движения. (Давыдов)

2. Кто из участников этой войны проник в оккупированную Москву и слал донесения Кутузову? Фигнер

3. Назовите имя героя, чей отряд совершал рейды по тылам противника. (Сеславин)

4. Чей отряд совершил освобождение подмосковного города Верею, объединившись с крестьянскими повстанцами?  Отряд Дорохова

Принятие стратегических решений

1.Почему Кутузов дал приказ оставить Москву?

2.В чем суть «тарутинского маневра»? (перекрыл путь к отступлению французам).

3. В связи с какими событиями Александр решил назначить главнокомандущим армией М.И. Кутузова?

4. По какому поводу Александр I обратился к смоленскому епископу Иринею с рескриптом? (Поднимать крестьян на войну, фактическое узаконивание партизанской войны).

5. Дата принятия решения Александром создания народного ополчения. (6 июля)

Терминология

1. Что значит выражение «вести гостя в Москву»

2. «Пришел Кутузов бить французов»

3. флеши, по имени какого генерала были названы?  Багратионовы, земляные укрепления

4. инфантерия. Что это?             пехота

5. партизан.

6. Что означает слово «шаромыжник»?

7. Как назывался офицер, состоящий при военном начальнике помощником? адъютант

Генералы:

1.Назовите имена генералов, командовавших русскими армиями.

2. О ком были написаны эти строки «Закат дней его был прекрасен, подобно закату светила, озарившего в течении своем великолепный день; но нельзя  было смотреть без особого прискорбия как угасал наш знаменитый вождь…»?

3. Под чьим командованием была 3-я армия в начале войны?

4. кто из генералов поддержал решение Кутузова оставить Москву?

5. Кто сказал « Война окончилась за полным истреблением неприятеля»? Кутузов

  1. Итоги игры. Учитель: Итак, игра окончена. Мы с вами подводим итоги. Жюри подсчитывает количество баллов, полученных при правильном ответе.
  2. Награждение победителей.

  1. Анкетирование

1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на  то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими мнениями согласны лично Вы?

А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;

 Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;

В) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;

 Г) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека;

Д) такая проблема меня не интересует;

Е) у меня своя точка зрения по этому вопросу (укажите какая).

2. Считаете ли Вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого  гражданина?

А) да;

Б) в целом – да;

В) зависит от обстоятельств;

Г) нет;

Д) трудно сказать.

3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки  Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

А) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость

Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии

В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи;

Г) французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения  прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в1812 году Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;

Д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

4. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 года, а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?

А) да, полностью;

Б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег;

В) нет, сейчас не время этим заниматься;

Г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;

Д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.

 

7.Обобщение урока: На сегодняшнем уроке мы с вами закрепили знания по событиям Отечественной войны 1812 года. Увидели, что со стороны России, война носила справедливый, народный характер.

В борьбе за свободу и независимость приняли участие представители различных слоев населения, но в основном простой народ, представители различных национальностей.

В условиях всеобщей трагедии  у людей обострилось чувство  патриотизма, которое есть и в вас, ребята. Я думаю, что если придет час испытаний, то каждый из вас возьмется за правое дело – защита Родины.

Закончить урок мне хочется на поэтической ноте, это стихотворение А. Кедрина, это обращение к ВАМ, современному поколению:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.

8.Домашнее задание: подготовить сообщения о памятниках Отечественной  войны  1812 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Своя игра" к 200-летию Отечественной войны 1812 года

Викторина построена по принципу телевизионной передачи "Своя игра". Участие принимают три команды. Игра проводится в три тура. Первый и второй тур включают в себя по 25 вопросов оценённых в зависимос...

Игра-викторина по истории Отечественной войны 1812 года "К ЧЕСТИ РОССИИ".

Данная игра-викторина посвящается самому, пожалуй, значительному и трагическому событию XIX века - Отечественной войне 1812 года, которая стала символом самоотверженности, мужества и отваги русского с...

Презентация к уроку истории в 8 класс тема: Отечественная война 1812 года.

План урока, задачи, основные сражения и итоги войны....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Интеллектуальная игра "События и люди Отечественной войны 1812 года"

Игра  разработана в соавторстве с коллегой - Агапитовой Мариной Игоревной.Игра призвана активизировать интерес обучающихся к отечественной истории,  совершенствовать  знания, воспитать ...