Интеллектуальная игра "События и люди Отечественной войны 1812 года"
методическая разработка (8 класс)

Новоселова Татьяна Анатольевна

Игра  разработана в соавторстве с коллегой - Агапитовой Мариной Игоревной.

Игра призвана активизировать интерес обучающихся к отечественной истории,  совершенствовать  знания, воспитать чувство патриотизма, чувство любви к Родине.

Цель игры:

 Активизация интереса к историческому прошлому страны, создание условий для развития и совершенствования универсальных учебных действий через изучение событий Великой Отечественной войны.

Задачи игры:

  • Стимулировать интерес учащихся к историческим событиям родной страны: ходу Великой Отечественной войны, основным событиям и героям.
  • воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения
  • Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
  • Освоение учащимися игровых технологий, работы в команде.

Участниками игры могут быть обучающиеся 9-10 классов общеобразовательных учреждений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Люди и события Отечественной войны 1812 года».

Цель:

Знакомство и изучение событий Отечественной войны 1812г., активизация интереса к историческому прошлому страны, создание условий для развития и совершенствования универсальных учебных действий.

Задачи игры:

  • Стимулировать интерес учащихся к историческим событиям родной страны: ходу Отечественной войны, основным событиям и героям.
  • Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
  • Освоение учащимися игровых технологий.

Участники игры:

В игре принимают участие  обучающиеся 8-х классов общеобразовательных школ города.

Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников, обучающихся в гуманитарном (профильном) классе. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

Оборудование:

  1. Компьютерные тесты
  2. Презентация «События и люди Отечественной  войны1812 г».
  3. Документальный материал. Воспоминания.
  4. Контурные карты по истории Отечественной войны1812 г.

Домашнее задание: сформировать  команду из 6 человек, подготовить визитную карточку - дать название команде, придумать девиз, выбрать капитана.

Продолжительность игры: 80 минут.

План проведения: 

  • Представление команд – 2 минуты;
  • Работа секции « Тесты, тесты, тесты…» - 10 минут
  • Работа секции «Исторический синквейн» - 15 минут 
  • Работа секции «Найди ошибки в историческом тексте» - 10 минут
  • Работа секции «География Отечественной войны 1812 г»- 15 минут
  • Работа секции  «Страницы Отечественной войны 1812 г»
  • Конкурсы капитанов  – 10 минут
  • Подведение итогов и награждение – 3 минуты

Ход игры: Игра начинается с представления команд ( название и девиз) предполагается работа по секциям. Представители команд получают маршрутный лист и отправляются в аудитории в соответствии с маршрутом.

Работа секции « Тесты, тесты, тесты…»

Задания группам: В течение 10 минут команда отвечает на предложенные ей тестовые задания. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

1. Дата вторжения войск наполеона на территорию России:

А) 20 июня 1812 г.            Б) 22 июня 1812 г.

В) 12 июня 1812г.            Г) 26 августа 1812 г.

2.  Какую битвы противник назвал Московской?

А) Куликовскую                   Б) Полтавскую

В) Бородинскую                  Г) Невскую

3. Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

А) Захватить Москву, Петербург, Киев

Б) Разгромить армии русских по - одиночке

В) Разбить русскую армию вблизи границы

Г) Не вступать в генеральное сражение

4. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 г.?

А) Ермолова              Б) Тормасова

В) Багратиона            Г) Барклая  де Толли

5. Военное формирование создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:

А) Фуражирами                                  Б) Партизанами

В) полурегулярным войском             Г) Ополчением

6. Чего «напрасно ждал Наполеон» от «Москвы коленопреклоненной»:

А) Засов                          Б) Ключей

В) Щеколд                      Г) Замков

7. Какое явление природы помешало Наполеону взорвать Кремль?

А) Ливень                          Б) Землетрясение

В) Снегопад                       Г) Наводнение

8. В фильмах о войне 1812 г. Кутузова часто изображают с повязкой  на глазу. Но если мы посмотрим на портреты маршала, написанные его современниками, мы этой повязки там не увидим. Почему?

А) Художники считали, что повязка уродует лицо

Б) Второй глаз не был слепым

В) Ранение Кутузова скрывали от врагов

Г) У Кутузова был искусственный глаз

9. Название одной из государственных служб впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба?

А) Спасатели                            Б) Милиция

В) Лесничие                              Г) Пожарные

10. Армией  «двунадесяти языков» называли армию:

А)  Кутузова                                      Б) Багратиона    

В) Наполеона                                   Г) Александра I

11. Какую фразу произнес Наполеон после поражения в России?

А) «От великого до смешного один шаг»

Б) «Рубикон перейден, жребий брошен»

В) «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»

Г) «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»

12. В Отечественной войне участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружен луком и стрелами?

А) Самурай                              Б) Лучник

В) Амур                                    Г) Посланник Божий

13. Отечественная война  завершилась:

А) 25 декабря 1812 г.                       Б) 5 ноября 1812 г.

В) В начале 1813 г.                           Г) 31 декабря 1812 г.

14. Во время войны крестьянский партизанский отряд возглавил:

А) Давыдов                                 Б) Сеславин

В) Платов                                    Г) Курин

15. В первый раз Наполеон предложил Александру I заключить мир:

А) После вступления в Смоленск        Б) После вступления в Москву

В) После Бородинского сражения       Г) После сражения под Малоярославцем

16. Кто автор строк:

« …Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…»

А) М.Ю.Лермонтов                       Б) А.С.Пушкин        

В)  Л.Н.Толстой                               Г) Д.Давыдов  

Работа секции «Исторический синквейн».

Задания группам: В течение 15 минут команда составляет синквейн на предложенные ей слова. ( Каждой команде предлагается по два слова). За правильность составления и соответствие содержания команда получает по 4 балл за синквейн, составленный к каждому слову.

  1. Наполеон
  2. Пожар в Москве
  3. Бородино
  4. Партизаны
  5. Совет в Филях
  6. Война      
  7. Русский народ
  8. Кутузов

Работа секции «Найди ошибки в историческом тексте».

Задания группам: В течение 10 минут команда находит ошибки в историческом тексте и исправляет их. За каждую найденную ошибку даётся 1 балл.

12.июня 1812 года «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр (Неман), вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б.Барклая- де Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова (А.П. Тормасова). Французская армия продвигалась очень быстро, а российская вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос  о сочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал Манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности (с призывом создать народное ополчение). Русская армия смогла соединиться только под Калугой (Смоленском) в конце июля. Общее руководство взял на себя М.Б.Барклай- де Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив и замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии 17 сентября (17 августа). И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Работа секции «Страницы Отечественной войны 1812г.»

Задание группам: По слайдам, представляемым на экране определить и дать комментарии к имени героя войны или события. Команда получает лист участия и возможность заработать по 2 балла за каждый правильный ответ.

Лист участия

№ п/п

Имя героя, название события

Комментарии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Представляемые слайды

  1. Барклай де Толли
  2. Схема Бородинского сражения
  3. Василиса Кожина
  4. М.И.Кутузов
  5. Багратион
  6. А.С.Фигнер
  7. Переправа французов через р. Березину
  8. Наполеон
  9. Д.Давыдов
  10. Пожар в Москве
  11. Военный совет в Филях

Работа секции География Отечественной войны 1812г.»

Задание группам: По выдержкам из документов определить события войны и обозначить их на контурной карте. (Контурные карты и выдержки из документов командам предоставляются). Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Документы:

«Этот город русских считался у иностранцев главным базисом всего государства, и на него были обращены с надеждой все взоры французской армии, и теперь этот город представлял  из себя лишь огромный костер, покрытый трупами и ранеными».

Французский офицер Жомини

(Смоленск)

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские одержали право быть непобедимыми»

Наполеон

 (Бородинское сражение)

«Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник из солдатских огней, разведённых слишком близко к домам, почти сплошь деревянным».

Наполеон

(Москва)

«По известию, что под стенами Москвы назначено дать неприятелю сражение, оставшиеся жители приготовили себя к нему. Но в понедельник, т.е. 2 сентября удалилась из Москвы градская полиция вместе с чиновниками и пожарными трубами. Везли во множестве через город пушки, и шло русское войско в большом количестве и скорым походом, имея направление от Тверской к Рогожской заставе».

Очевидец А.А.Карфачевский

(Тарутинский марш – маневр)

«Город был несколько раз взят, отбит и снова взят, и только к восьми часам вечера он остался за вице – королём. Он выиграл большое сражение, но потерял почти весь провиант и до семи тысяч убитыми»

Французский офицер Дедем

(Малоярославец)

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»

Французский офицер Бонне

(отступление французской армии)

Вопросы капитанам.

Капитану каждой из команд предлагается ответить на  2 вопроса. Если не дается правильный ответ, то можно взять помощь команды. В случае неполучения правильного ответа, может ответить капитан другой команды. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Граф С.Р.воронцов, русский посол в Англии, в начале июня 1812 года пишет: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб…он кончит тем, что будет истреблён нашей верной союзницей». О какой союзнице России идет речь?  (Зима)

2. Из-за неё русские солдаты убивали иногда своих же офицеров. Особенно ночью.  (французская речь)

3. В ХIХ веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У М.И.Кутузова тоже была двойная фамилия.  Какая? (Кутузов – Голенищев)

4. Название какого русского города звучит в почетном княжеском титуле фельдмаршала М.И.Кутузова?  (князь Смоленский)

5. Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как  я. Каждая из обеих соединенных армий  имела своего особого главнокомандующего, которые обличены были полномочиями, вполне соответствующими такому положению. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не воспользовался этим правом».  (Барклай  де Толли)

6. Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? Расскажи об истории его создании и дальнейшей судьбе. (храм Христа Спасителя)

7. Продолжите слова Наполеона:

«Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, -
____________      (я поражу ее в сердце).

8. Она стала первой женщиной - офицером русской армии. ( Надежда Андреевна Дурова в 23 года сбежала из дома, переоделась в мужскую одежду и поступила добровольцем в Литовский уланский полк под вымышленной фамилией Соколов (потом – Александров).  Под Бородино её контузило и через несколько дней произвели в чин поручика и назначили ординарцем при штабе Кутузова.

Подведение итогов:

По завершению работы каждой секции в маршрутном листе команды проставляются полученные баллы. По прохождению всех секций, маршрутные листы сдаются  в счетную комиссию, которая подводит окончательные итоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день дорогие участники игры! Ваше задание: По слайдам, представляемым на экране определить и дать комментарии к имени героя войны или события.

Слайд 2

1

Слайд 3

2

Слайд 4

3

Слайд 5

4

Слайд 6

5

Слайд 7

6

Слайд 8

7

Слайд 9

8

Слайд 10

9

Слайд 11

10

Слайд 12

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

Районная интеллектуальная историческая  игра  «Страницы родной истории», посвященной  200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года  (далее - Игра), проводится по инициат...

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На уроках в игровой форме можно быстро повт...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России...

Интеллектуальная игра "Отечественная война 1812 года"

Разработка внеклассного мероприятия - интеллектуальной игры "Отечественная война 1812 года". Представлена разработка и приложение к игре - презентация....

Интеллектуальный марафон.Отечественная война 1812 года

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках недели истории,посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Марафон проводился среди учащихся 7-8 классов....