Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Одной из главных задач исторического образования в настоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Исследование Отечественной войны 1812 года, осознание ее национального характера позволяет с наибольшей эффективностью решить эту задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otechestvennaya_voyna_1812_g.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 31
Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе.
Тема «Отечественная война 1812 года».
Учитель истории Л.В.Аванесова
г. Тамбов
2014 г.
Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».
Учитель Л.В.Аванесова
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А. С. Пушкин
1.Идея.
Одной из главных задач исторического образования в настоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Исследование Отечественной войны 1812 года, осознание ее национального характера позволяет с наибольшей эффективностью решить эту задачу.
2. Цели:
1) изучение страниц истории Отечественной войны 1812 года и выяснение причин победы России в войне;
- формирование умений и навыков коллективной исследовательской деятельности у учащихся посредством привлечения различных исторических источников, научной и публицистической литературы, краеведческого материала;
- воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за великие подвиги соотечественников.
Оборудование: историческая карта «Отечественная война 1812 года»; схема Бородинского сражения; картины об Отечественной войне 1812 года; мультимедиапроектор; стенд «Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года»; альбом «Герои войны»; подборка литературных произведений о войне.
В ходе работы над проектом класс был разбит на шесть групп («стратеги», «историки», «краеведы», «литераторы», искусствоведы», «эксперты»), каждая из которых занималась познавательной и информационно-коммуникативной деятельностью.
«Стратеги» - изучают расстановку сил, планы воюющие сторон, ход войны 1812 года; выясняют, почему менялись планы противника на разных этапах войны; составляют схему Бородинской битвы.
«Историки» - знакомятся с командным составом русской армии, дают оценку их военно-организаторской деятельности; изучают роль партизанского движения в достижении победи над противником.
«Краеведы» - на основе краеведческого материала описывают подвиги наших земляков; оформляют стенд «Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года».
«Литераторы» - изучают литературные произведения э войне 1812 года; готовят подборку стихов и отрывки из произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.
«Искусствоведы» - подбирают репродукции картин художников, изображающих события 1812 года; узнают и готовят сообщения о памятниках Отечественной войны 1812 года; создают диск «Картины и памятники войны 1812 года».
«Эксперты» - изучают причины победы России в Отечественной войне 1812 года, определяют степень их значимости; делают общий вывод о причинах победы.
Отчетные материалы: схема Бородинской битвы; стенд « Тамбовцы - герои Отечественной войны 1812 года»; альбом «Герои Отечественной войны 1812 года»; диск «Картины и памятники войны 1812 года»; накопительные папки групп.
Ход урока
1.Мотивация.
Учитель. В истории России было много героических страниц- победы над врагами, желавшими покорить русские земли: битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино. Они остались навечно в исторической памяти нашей страны. Всегда чувство патриотизма русского народа, сила духа позволяли изгнать всякого непрошеного гостя. Начало XIX века было связано с попыткой Наполеона, мечтавшего о мировом господстве, покорить Россию. «Я буду властелином всего мира, - говорил он, - остается одна Россия, но я раздавлю ее». Французский император строил обширные планы. Однако Россия дала достойный отпор Наполеону.
Перед нами проблема - выяснить причины победы России в войне 1812 года.
Над этой проблемой работали исследовательские группы: «стратеги», «историки», «литераторы», «краеведы», «искусствоведы», «эксперты». Сегодня мы подводим итоги их работы.
2. Обмен информацией.
Учитель. Каким было соотношение сил в начале войны?
Группа «стратеги»
1-й ученик. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тысяч человек. «Великая армия» имела пестрый национальный состав: в ней были поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы, около половины армии составляли французы. 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 420 тысяч вторглись в пределы России. Русская армия насчитывала 210 тысяч солдат и офицеров и была разделена на три: 1-я армия под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман, насчитывала 120 тысяч; 2-я армия П.И.Багратиона (40 тысяч) располагалась южнее, в Белоруссии, еще южнее - 3-я армия А.П. Тормасова (40 тысяч): она должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Учитель. Какая была тактика у русской армии в первые месяцы войны?
2-й ученик. У русской армии существовал план генерального сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, так как превосходство его сил и растянутость русских войск могло привести к гибели основной части русской армии. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр - человек, далекий от военного дела.
Сразу же после наступления противника Барклай-де-Толли принимает решение отступить, любой ценой сохранить армию, тем самым нарушив планы противника, надеявшегося окружить и уничтожить русскую армию в одном сражении.
Вторая армия тоже начала отступать с расчетом в дальнейшем объединиться. Объединение велось с арьергардными боями. Противник их принимал за генеральное сражение. Эти бои сильно изматывали противника.
16 июня Наполеон занял Вильно, пробыв там 18 суток. Это была ошибка: было потеряно время.
Вывод: с первых дней войны действия русской армии нарушали стратегические замыслы противника, заставляли его действовать по плану русского командования.
Учитель. Как произошло объединение двух русских армий. Изменилась ли тактика русской армии после объединения?
3-й ученик. В это время армии Багратиона и Барклая-де-Толли отходили к Смоленску. Благодаря умелым действиям командующих 1-я и 2-я армии смогли соединиться, собранные силы насчитывали 120 тысяч. Потери французов были больше, но к Смоленску Наполеон привел армию в 180 тысяч. Александр I высказывался за прекращение отступления, на командование считало, что нельзя рисковать судьбой армии, уступающей по численности противнику. Компромисс был найден: русская армия не переходит в наступление, но и не отступает без боя. Решено было не отдавать Смоленск без боя - вести оборону ограниченными силами. 4 августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Обе стороны понесли большие потери: французы - 20 тысяч, русские - 6 тысяч.
Наполеон еще раз предпринял попытку окружить русскую армию. Барклай-де-Толли отдал приказ об отступлении. Наполеон вошел в Смоленск, и вновь, как и в Вильно, перед ним встала дилемма: продолжить кампанию или добиться заключения мира? Отчаянное сопротивление русской армии, нарастающее партизанское движение в тылу французских войск - все говорило о том, что надежды на мир не может быть. Невозможно было оставаться французам и в Смоленске, почти уничтоженном огнем: Наполеон, не зная о местонахождении неразбитой и непокоренной русской армии, продолжил наступление.
В русском командовании произошли перемены: 8 августа Александр I назначил главнокомандующим фельдмаршала князя М.И. Кутузова.
Учитель. Как Кутузов оценивал действия прежнего командования? Каковы были планы нового главнокомандующего?
4-й ученик. Кутузов оценил действия Барклая-де-Толли правильными и принял решение отступить к Москве. Он знал, что отступать далее без генеральной битвы ему не позволят. Русская армия под Бородином насчитывала 132 тысяч человек и 640 орудий. Почти такое же количество имел Наполеон: 135 тысяч человек и 587 тысяч орудий. То есть, силы были равны, но цели различны: Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву, Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника и, обескровив его, сделать дальнейшее наступление французов невозможным.
26 августа близ села Бородина (110 верст от Москвы) произошло крупнейшее сражение. Русские позиции на Бородинском поле были распределены таким образом: правый фланг и центр были заняты частями 1-й армии Барклая-де-Толли, а левый фланг у деревни Семеновской с построенными там укреплениями - семеновскими флешами - прикрывался 2-й армией Багратиона. Между позициями 1-й и 2-й армий находилась высота, на которой была расположена батарея Н.Н.Раевского. Впереди левого фланга, у деревни Шевардино, выстроено укрепление - шевардинский редут, игравший роль передового укрепления.
Наполеон направил свои силы на левый фланг - на Багратионовы флеши, надеясь разгромить армию Багратиона, прорвать фронт и выйти в тыл 1-й русской армии. Борьба за флеши продолжалась 7 часов. После восьмой атаки, во время которой Багратион был смертельно ранен, французы захватили флеши. Прорвать оборону русской армии Наполеону не удалось. Отошедшие русские части продолжали сражаться на следующем рубеже.
Не удалось Наполеону прорваться и в центре, где в течение нескольких часов оборонялась батарея Раевского. В это время Кутузов направил в тыл противника кавалерийский корпус Ф.П. Уварова и казаков М.И. Платова. Появление русских на фланге французов произвело замешательство в их рядах. К вечеру русские войска были отведены на новую линию обороны, и противник больше не предпринимал попыток их атаковать.
В литературе встречается утверждение, что ночью с 26 на 27 августа французские войска были отведены на позиции, которые они занимали накануне сражения. Однако это не соответствует действительности: французы ночевали на поле сражения, которое фактически осталось за ними. Наполеон ожидал, что на следующий день сражение возобновится, но Кутузов дал приказ об отступлении.
Учитель. Какие существуют точки зрения на исход Бородинского сражения? (Рассматриваются высказывания историков об исходе Бородинского сражения, делается вывод: Бородинское сражение создало условия для коренного перелома в ходе войны.)
Почему после Бородинского сражения Кутузов решает оставить Москву? Насколько была оправдана эта потеря?
1-я ученица. 27 августа русская армия начала отступление по направлению к Москве. 1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба столицы. Царь и его окружение требовали нового сражения. Большинство генералов на совете высказывались за новое сражение. Внимательно выслушав всех, Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя. «С потерей Москвы, - сказал он, - не потеряна Россия. Но когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия».
Учитель. Как отразилось на французской армии пребывание в Москве?
2-я ученица. Захватив Москву и поразив таким образом, как считал Наполеон, Россию в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получит теплые квартиры и весной сможет вернуться на родину или продолжить поход против русских. Однако Наполеон вступил в опустевший город. Почти в тот же день в разных частях города запылали пожары. Пожар в Москве стал своего рода символом войны 1812 года, символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе с захватчиками идти до конца.
В Москве Наполеон окончательно понял, что победа ускользнула от него. Все его попытки начать переговоры с русским правительством о мире не увенчались успехом. Александр 1 поклялся, что не успокоится, пока хоть один вражеский солдат останется на Русской земле.
Вывод: сдача Москвы — тяжелая потеря, но правильное решение, спасшее Россию, так как была сохранена армия, начался подъем народной войны и развал армии Наполеона.
Учитель. Как было организовано контрнаступление русской армии?
5-йученик. Оставив Москву, русская армия совершила блистательный маневр, создав видимость отступления по Рязанской дороге: Кутузов ввел в заблуждение противника, а сам с основными силами оторвался от него и перешел южнее Москвы на Калужскую дорогу - к селу Тарутину. Русская армия прикрыла путь на юг - к тульским оружейным заводам и к Калуге, где были собраны запасы вооружения и продовольствия. Русская армия заняла выгодное положение для перехода в контрнаступление. За три недели, проведенных в Тарутинском лагере, русская армия отдохнула, подтянула резервы, привела в порядок артиллерию. Подошло ополчение, были подвезены продовольствие и боеприпасы. Каждый день, проведенный в лагере, Кутузов называл «золотым днем».
6 октября наполеоновские войска стали покидать Москву. Попытка прорваться к Туле и Калуге окончилась полной неудачей: на его пути встала окрепшая русская армия. Русские войска нанесли французам поражение под Тарутином и Малоярославцем, заставили французское командование изменить путь дальнейшего отступления и повернуть на разоренную Смоленскую дорогу. Кутузов организовал преследование отступающих французских войск. «Великая армия» превратилась в неуправляемую, огромную, голодную и обмерзшую толпу. При переправе через реку Березину Наполеон потерял еще 30 тысяч. Это был один из самых трагических для французов эпизодов войны. Границу сумели перейти жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив армию, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет».
В конце декабря генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов докладывал царю о том, что война закончилась полным истреблением неприятеля. 25 декабря царь подписал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.
Вывод: Отечественная война 1812 года завершилась победой России благодаря правильно выбранной тактике ведения войны, умелому руководству.
Учитель. Война 1812 года породила целую плеяду героев, чьи имена навсегда остались в народной памяти. 332 портрета русских военачальников украшают стены Военной галереи Эрмитажа.
Группа «историки»
Ученик. Один из героев войны - военный министр и главнокомандующий 1-й армии Барклай-де-Толли. избравший с самого начала единственно верную тактику отступления. Его биограф Д.Н. Бантыш-Каменский писал: «Среди ужасов и смерти Барклай удивлял всех своим хладнокровием, присутствием духа... лично вел войска, ехал впереди их в полном генеральском мундире. Вряд ли осталось в центре опасное место, где он не распоряжался бы, полк, не ободренный словами и примером его. Под ним убито и ранено пять лошадей. В Бородине общее мнение решительно склонилось на его сторону. В Бородине от каждого полка гремело ему: ура!»
Однако же хвала, воздаваемая его бесстрашию, не могла искоренить из его души горести упреков, какими его осыпали. В сентябре 1812 года Барклай покинул армию и вернулся в нее в начале 1813 года. За участие в заграничном походе и взятие Парижа получил звание генерал-фельдмаршала.
Огромной любовью солдат и офицеров пользовался блестящий ученик Суворова главнокомандующий 2-й армией князь Багратион. В числе героев двенадцатого года мы называем и генералов Дохтурова, Милорадовича, Раевского, братьев Тучковых, легендарного казачьего атамана Платова и партизанских вожаков.
Учитель. Как вы оцениваете роль М.И. Кутузова?
1-я ученица. Однако среди всех героев выделяется одна фигура. Это спаситель Отечества М.И. Кутузов - талантливый полководец, государственный деятель, дипломат. Он был предусмотрителен, дальновиден. Даже соратники, не понимая его дальновидной мудрости, упрекали полководца в медлительности, бездействии. Но за видимым бездействием и леностью безостановочно работал мощный мозг. «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым», - говорил Кутузов.
Стратегия Кутузова заключалась в том, что он не рассматривал генеральное сражение в качестве главного или единственного условия в достижении конечного успеха. На вопрос: «Неужели вы думаете разбить Наполеона?» - Кутузов ответил: «Разбить? Нет. Но обмануть - да, рассчитываю!» Именно то, чего не мог предусмотреть противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов».
Учитель. Какова роль партизанского движения в достижении победы над противником? Кто из лидеров партизан вам запомнился?
2-я ученица. Помимо регулярных войск в сражениях с Наполеоном участвовали ратники, записавшиеся в народные ополчения, создание которых началось уже летом 1812 года. Среди них были крестьяне, ремесленники, дворовые люди, разночинцы, дворяне. Так, в Московской губернии ополчение составляло более 25 тысяч человек, и из него было сформировано 12 полков. Среди ополченцев были В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, А.С. Грибоедов и многие другие известные литераторы, журналисты, деятели культуры. Ополченцы охраняли дороги, следили за продвижением войск противника, участвовали в сражениях. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тысяч человек.
По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук крестьян-партизан. Одной из самых ярких страниц истории Отечественной войны 1812 года стало партизанское движение, развернувшееся в тылу французских войск уже в первый месяц после вторжения противника в пределы России.
3-я ученица. Сначала партизанские отряды возникали стихийно: из крестьян, из отставших от своих частей или бежавших из плена солдат, помещиков, горожан, оказавшихся на оккупированной территории. Позднее решение о создании партизанских отрядов в тылу врага с офицерами регулярной армии было принято Барклаем-де-Толли. Первый такой отряд возглавил гусарский подполковник и известный поэт Д.В. Давыдов. Партизаны нападали на французский обоз и небольшие отряды неприятеля, осуществляли разведку. Впоследствии к отряду Давыдова были присоединены два казачьих полка, и отряд превратился в крупное воинское соединение.
4-я ученица. Большую известность приобрел крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой. Этот отряд численностью 5,5 тысяч человек не раз успешно громил силы регулярный армии Наполеона.
В Сычевском уезде широкую известность получил партизанский отряд во главе с Василисой Кожиной, старостихой хутора Горшково.
Учитель. С нашим краем связано имя одного из героев войны 1812 года – А.С.Фигнера. Что вам известно о его подвигах?
Группа «краеведы»
ПАРТИЗАН АЛЕКСАНДР ФИГНЕР
1-й ученик. В 1812 году в борьбе против наполеоновских войск активное участие принимали партизаны. Отечественная война выдвинула много замечательных героев, навеки прославивших свои имена и честь России. Среди них почетное место занимает наш земляк Александр Самойлович Фигнер.
Перед войной, в 1811—1812 годах, он служил в Моршанске. Как только начались военные действия, капитан Фигнер попросился в действующую армию. А вскоре он стал во главе партизанского отряда. Партизаны Фигнера своими отважными действиями наводили ужас на неприятеля. Сам же он прославился отчаянной храбростью и необычайным хладнокровием. О его подвигах рассказывались настоящие легенды.
В конце сентября 1812 года Фигнер был вызван в штаб к Кутузову. Главнокомандующий дал ему очень важное и трудное задание: пробраться в Москву, которую заняли войска Наполеона, и постараться побольше узнать о вражеской армии. Фигнер, переодетый в крестьянскую одежду, проник в город и, собрав необходимые сведения, вернулся в отряд. Несколько раз он пробирался в Москву то одетый как богатый дворянин, то как нищий, то как французский офицер. И всегда приносил ценные сведения о вражеских войсках.
Однажды Фигнеру стало известно, что из Москвы вышла воинская часть французов с 6 пушками. Он спрятал свой отряд в лесу, а сам. в одежде крестьянина вышел на дорогу. Французский полковник решил взять его в проводники, и Фигнер привел французов прямо к партизанам.
Партизаны Фигнера не давали врагу ни минуты покоя. Почти ежедневно они добывали «языков» из числа французских офицеров и приводили их в главный штаб.
2-й ученик. В начале 1813 года русские войска перешли границу. Начался поход русской армии по странам Западной Европы. Здесь героизм А. С. Фигнера проявился наиболее ярко.
Весной 1813 года русские войска осадили Данциг. В городе было много недовольных властью Наполеона. Командующий русской армией предложил найти смельчака, который бы пробрался в Данциг, узнал, много ли французских войск в городе, и поднял бы там восстание. Вызвался выполнить это опасное поручение Фигнер. Под видом итальянского купца (итальянский язык Фигнер знал хорошо) он проник в крепость, но случайно был задержан. Его бросили в башню городской тюрьмы. На допросах Фигнер держал себя исключительно смело и умно. И за недоказанностью вины был освобожден.
В сентябре 1813 года русские войска вышли на правый берег Эльбы. Фигнер с отрядом по заданию командования переправился на левый берег и укрепился близ города Дессау. 1 октября передовой отряд французских войск ударил по отряду Фигнера. Ему грозило окружение. Тогда Фигнер повел отряд в последнюю атаку. На лесной просеке закипел кровавый бой. Все смешалось: стоны людей, звон сабель, гул выстрелов, страшный храп лошадей... Французов было больше, и русский отряд был побежден. Четыре всадника, и среди них Фигнер, бросились в реку. Трое выплыли, а Фигнер утонул. Так погиб 26-летний герой Отечественной войны 1812 года Александр Фигнер.
Но главным героем войны был русский солдат. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных сражений, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм.
Вывод: общенациональный патриотический подъем 1812 года остался в истории России как одна из самых героических ее страниц, имел огромное значение для победы над врагом.
Учитель. Война 1812 года вдохновила писателей, художников, музыкантов на создание прекрасных произведений. Как в литературе отразились события войны?
Группа «литераторы»
1-я ученица. Нам, «литераторам», было интересно узнать, как в литературе отразились события войны. Мы выяснили, что о войне писали многие известные нам поэты и писатели, такие как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Г.Р. Державин, Л.Н. Толстой и другие. Наше внимание привлекли воспоминания очевидцев и участников войны (Дениса Давыдова, Ф.Н. Глинки). Все произведения перечислить невозможно. Мы составили библиографию, которая поможет тем, кто заинтересуется событиями тех лет.
2-я ученица. В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов восхищается героическим прошлым, самоотверженным подвигом народа, его любовью к Родине. Одну из самых трагических страниц раскрывает участник боя, старый солдат. Его повествование убеждает, что битва при Бородином - момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран войны описывает обстановку перед боем, подчеркивает несуетливость, спокойствие солдат. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы постоять головою за Родину свою, понимают необходимость решительной схватки с врагом. Лермонтов называет их богатырями, подчеркивает этим силу духа. Ход сражения показан глазами простого участника битвы, передан весь ужас и трагизм войны: «смешались в кучу кони, люди», «в дыму огонь блестел». По мнению автора, именно такие люди, как герой стихотворения, и одержали победу над врагом, прежде всего нравственную, память о которой живет в веках:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
3-я ученица. Подлинным героем романа «Война и мир» является народ. Л.Н. Толстой глубоко верил, что основная победная сила - это народная сила, источником которой был народный патриотизм.
Л.Н. Толстой описал все этапы войны, начиная с того момента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, когда «дубина народной войны» обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор подчеркивает новый этап развития народного сознания. Сначала зарождается чувство оскорбления и зреет месть, к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость. Автор дает оценку партизанской войне, характеризует партизанские отряды. Л.Н. Толстой подтверждает, что партизанская война - это война народа, который не может жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в людях «роевого» начала. Люди разных сословий делают все, что только можно, для изгнания неприятеля со своей земли. Действия их вызваны врожденным инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались повседневными делами, во время войны вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.
Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов.
«Фехтование продолжалось довольно долгое время, вдруг один из противников, поняв, что это не шутка, а касается его жизни, бросил шпагу и, взяв... дубину, начал ворочать ею...» Фехтовальщик - это французы, противник - это русские.
Войско Наполеона было уничтожено благодаря не только армии, но и партизанской войне, которую Толстой признает самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.
4-я ученица. Кроме известных произведений об Отечественной войне 1812 года встречаются песни, поэмы неизвестных авторов, которые становились народными, например песня «К русским воинам».
Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь нам дорога!
Посмотрите, подступает
К нам соломенный народ:
Бонопарте выпускает
Разных наций хилый сброд.
Не в одной они все вере,
С принуждением идут,
При чувствительной потере
На него же нападут.
Учитель. Что вы знаете о героических подвигах Тамбовцев в годы Отечественной войны 1812 года? Покажите на карте места боевых сражений, в которых участвовали наши земляки.
Группа «краеведы»
1-й ученик. В небогатой событиями общественной жизни Тамбовской губернии начала XIX в. ярко выделяется Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая тамбовское общество. В 1812 г. Россия испытала нашествие Наполеона. Хотя непосредственно краю война не угрожала, население патриотично откликнулось на военные события. За 1812 г. губернские власти собрали полмиллиона рублей. В действующую армию ушёл большой обоз с провиантом и фуражом. В разгар военных событий местное дворянство решило собрать ополчение для защиты губернии, что было поддержано всеми слоями общества. В августе численность ополченцев составила 12 тыс. чел. Выборы руководителя ополчения происходили весьма заинтересованно, стать во главе ополченцев считали честью многие известные дворяне губернии. Большинство голосов получил выдающийся русский флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков (рис. 103), доживавший свой век в родовом имении Алексеевка Темниковского уезда. Он с благодарностью воспринял это известие, но отказался от почётного поста из-за старости и болезней. Ополчение возглавил бригадир А.А. Пашков. Однако поход тамбовского ополчения к Москве был отменён распоряжением М.И. Кутузова, поскольку «вторая столица» была занята французами. Тамбовские ратники на месте несли сторожевую службу, надзирали за пленными, а после оставления французами Москвы были распущены.
2-й ученик. 26 августа 1812 года начался знаменитый Бородинский бой. Непрерывный обстрел русских войск вели 400 французских пушек. На левый фланг русской армии Наполеон направил более половины своих войск. Кутузов, наблюдавший за ходом сражения, решил помочь левому флангу. Он направил в тыл противнику конницу. В районе Курганской высоты в три часа дня развернулся первый кавалерийский бой. В этой битве участвовало много Тамбовцев, в том числе генерал С.В.Дятков.
В течение часа героически сражались конники генерала Дяткова. К 4 часам дня участь французской кавалерии была решена. Она была разгромлена, потеряв более половины своего состава.
В сражении на левом фланге отличились артиллеристы и ещё одного тамбовца – полковника П.И.Мерлина. Точно стреляя по дальним и близким целям, они произвели огромные опустошения в стане врага.
Немало наших земляков участвовало в сражениях с неприятелем в составе кадровой армии. К сожалению, мы не знаем имён простых солдат-героев, призванных из Тамбовской губернии. Известно, что сформированные в Тамбове 7-й и 8-й пехотные полки были посланы на усиление действующей армии под с. Тарутино Немеркнущую силу на полях отечественной войны стяжал 122-й полк, целиком сформированный из тамбовцев. Он входил в авангард русской армии при преследовании вражеских войск и особенно отличился в битве на реке Березине.
3-й ученик. Конец ноября 1812 года. Отступающая французская армия подошла к реке Березине. Здесь 28 ноября наполеоновские войска настиг передовой отряд русской армии. Завязалась битва. Французы были полностью разгромлены. В боях при Березине участвовал 122-й полк, состоявший из Тамбовцев. Слава о доблести и героизме его солдат облетела всю страну. Тамбовцы были награждены орденами, полк – знаменем.
Вот свидетельство документов о подвиге унтер-офицера Егора Митрофанова (родом из Рассказово) и рядового Александра Федорова (из Тамбова). Дело происходило весной 1813 года. Русские войска только что вышли на рубеж Эльбы. Главнокомандующий приказал расставить посты вдоль реки и на прилегающих к ней дорогах. Наши земляки Митрофанов и Федоров были посланы в дозор. Притаившись в густых прибрежных зарослях, они наблюдали за противоположным берегом, где располагались французы. Вскоре часовые заметили плывущую прямо на них лодку с вражескими солдатами. Федоров насчитал в ней около 70 французских солдат. Мгновенно созрело решение: принять бой, поразить противника неожиданностью. Как только лодка причалила к берегу, Митрофанов и Федоров выскочили из засады, подняли крик, открыли пальбу. Огорошенные внезапным нападением, французы поспешили сдаться в плен. Так двое воинов-тамбовцев, проявив отвагу и находчивость, пленили около /О французов и доставили их в свой штаб.
4-й ученик. Уроженцы тамбовской земли прославились и как полководцы. В Портретной галерее военачальников русской армии 1812 г. мы можем увидеть портреты генералов А.В. Воейкова, С.В. Дяткова, П.И. Мерлина, Ф.Ф. Падейского, П.Ф. Патулова, Я.А. Потёмкина, И.Т. Сазонова, И.Л. Трескина (рис. 104). В Бородинском сражении отличились солдаты гвардейского Семёновского полка, которым командовал генерал Я.А. Потёмкин, заметный урон неприятелю нанесли артиллеристы П.И. Мерлина. Московские ополченцы во главе с генералом П.Ф. Патуловым храбро сражались при Бородине, Тарутине, Малоярославце.
Тамбов стал армейским тылом. Здесь размещались госпитали, лазареты, беженцы из захваченных неприятелем центральных районов страны. Сюда было доставлено около 5 тыс. пленных солдат и офицеров наполеоновской армии.
Мы гордимся нашими земляками – героями Отечественной войны 1812 года.
Учитель. Группа «искусствоведы» проделала большую работу: к каждому этапу войны нашла картины «Поджог Москвы» и «Переход французов через реку Березину», записала на диск.
При просмотре картин напрашиваются вопросы: «Кто поджег Москву?» и «Мог ли мороз быть причиной гибели наполеоновской армии?»
3. Обобщение полученной информации.
Учитель. Подведем итоги: каковы причины победы России в войне 1812 года?
Группа «эксперты»
Ученица. Прослушав выступления одноклассников, мы можем назвать причины победы России в войне с Наполеоном:
- общенациональный патриотический подъем, развертывание партизанской войны;
- огромная роль главнокомандующих, правильно выбранная тактика ведения войны, мудрость М.И. Кутузова.
- героизм и мужество защитников Отечества;
- вера в справедливый характер войны.
4. Рефлексия.
Учащиеся о результатах исследовательской работы над темой отозвались следующим образом: мы стали уметь решать проблемы, обмениваться идеями и информацией; учились планировать и организовывать свою познавательную деятельность, сотрудничать друг с другом; поняли, что хорошо быть активным и информированным гражданином, понимающим и по достоинству оценивающим историю своего народа; мы заметили рост своей познавательной активности и познавательных интересов; нам было интересно работать вместе в малых учебных группах, помогать друг другу добывать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»
познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века....
Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".
Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...
Презентация к уроку истории в 8 класс тема: Отечественная война 1812 года.
План урока, задачи, основные сражения и итоги войны....
Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .
Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений знакомятся с интересным историческим...
Интегрированный урок( математика и история)по теме "Отечественная война 1812 года в цифрах".
Актуальную тему истории России можно изучать с необычной стороны.В данном уроке математический подход дает еще более полную картину для ознакомления с историей....
Информационно-технологическая карта урока истории 10 класс Тема: «Отечественная война 1812 года»
Конспект урока....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
Задачи урока: образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; по...