Игра-викторина по истории Отечественной войны 1812 года "К ЧЕСТИ РОССИИ".
занимательные факты по истории (8 класс) на тему

Гришакова Валентина Ивановна

Данная игра-викторина посвящается самому, пожалуй, значительному и трагическому событию XIX века - Отечественной войне 1812 года, которая стала символом самоотверженности, мужества и отваги русского солдата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-viktorina.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ВИКТОРИНА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812г.

 «К ЧЕСТИ РОССИИ»

Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

 Игра посвящена Отечественной войне 1812 года - ярчайшей странице в истории нашей страны.

Игра проводится для учащихся 8 классов и может стать традиционным общешкольным праздником.

Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России»; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и - памятных знаков.

План проведения:

1.  Сообщение цели викторины, объявление правил игры.

2. Презентация команд.

3. Разминка.

4. Командные конкурсы.

5. Конкурс капитанов.

6. Конкурсы для болельщиков. 7.-Подведение итогов. Правила игры:

1. В игре участвуют две команды.

2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.

3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание 1 и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.

4. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, право ответа переходит другой команде.

5. Побеждает  команда,  набравшая большее количество баллов.

6. Ответ оценивается по шкале -полный ответ (5 баллов), неполный ответ (3 балла), неправильный ответ (О баллов).

Разминка

Разыгрывается право первого хода.

1. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов.

«Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», — воскликнул он. О каком кремлевском соборе идет речь?

Ответ. Речь идет об Успенском соборе.

2. О ком писал А.С.Пушкин:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель,

И совета он учитель,

А царю он — друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести...

Ответ. О графе А.А.Аракчееве.

Найди правильный ответ

У учащихся в руках таблички с цифрами 1, 2, 3, 4. Выслушав вопрос и варианты ответа, участники конкурса поднимают необходимую, по их мнению, цифру.

1. Кому принадлежат слова?

«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу ее в ножны не иначе, как последним»:

1. Наполеону I

2. М.И.Кутузову

3. Александру I

4. Александру II

«С потерей Москвы не потеряна еще Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:

1. Наполеону I

2. Александру I

3. М.И. Кутузову

4. Александру II

2. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:

1. Витебска

2. Смоленска

3. Бородино

4. Малоярославца

3. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:

1. П.А.Тучков

2. Н.Н.Раевский

3. А.П.Ермолов

4. Д.С.Дохтуров

Кто больше знает

Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 г.

Рассказ по плану

По 4 участника от каждой команды должны подготовить рассказ о начале Отечественной войны 1812 года по следующему плану:

1. Численность и  расстановка сил русской и французской армий.

2. Планы Наполеона после перехода границы, Изменил ли он свою стратегию «генерального сражения»?

3. Планы русской армии. Сравните тактику русских войск в первые месяцы войны 1812 года и перед Полтавским сражением. Что было общего и в чем отличия?

4. Основной итог  первого периода войны.

О чем рассказывают картины

Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В. Верещагина «Конец Бородинского сражения», «В покоренной Москве (Расстрел поджигателей)», «Не замай — дай подойти!», «Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало)», С.Герасимова «М.И.Кутузов — начальник Санкт-Петербургского ополчения», «М.И.Кутузов на Бородинском поле», П.Гесса «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину», А.Кившенко «Военный совет в Филях», П.Кривоногова «Оборона Смоленска», В.Мазуровского «Кто кого?», Ф.Рубо «Бородинская битва» (фрагменты панорамы), Н.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой», посвященных Отечественной войне 1812 г., и пытаются определить, к какому ее эпизоду относится каждая репродукция.

Литературный конкурс

События 1812 г. получили достойное отражение в поэзии. Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу.

Участники команд по литературным текстам определяют, о каких героях Отечественной войны 1812 г. идет речь,

1.

... которого Россия,

В свои годины роковыя,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождем.

Ответ. Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

2.

Два демона ему служили,

Две силы чудно в нем слились,

В его главе — орлы парили,

В его груди — змии вились...

Ширококрылых вдохновений

Орлиный, дерзостный полет,

И в самом буйстве дерзновений

Змеиной мудрости расчет.

Но освящающая сила,

Непостижимая уму,

Души его не озарила

М не приблизилась к нему...

Ответ. Ф.И.Тютчев о Наполеоне.

3.

Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

Ответ. А.С.Пушкин о Наполеоне.

4.

Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

Ответ. В.АЖуковский о М.И.Кутузове.

5.

О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе

чужой,

Непроницаемый для взгляда черни

дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию

великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Ответ,. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае де Толли.

Выскажи свое мнение

Участникам необходимо ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение.

1. «Гроза двенадцатого года настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?» — размышлял А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими из перечисленных вы согласны?

1.  Отечественная война 1812 года — великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.

2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

3. Это была типичная война двух монархий.

4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения.

5.  Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю,  мировая история пошла бы иным, более прогрессивным путем.

2. Уже 190 лет обсуждается вопрос: надо ли было Кутузову сдавать Москву. А как считаете вы?

1. Да, в тех условиях иного выхода не было.

2. Следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления.

3.  Надо было продолжить Бородинское сражение.

4.  Необходимо было пойти на генеральное сражение еще до Бородина.

Бородино — победа или поражение?

Познакомьтесь с различными точками зрения на эту проблему и ответьте на вопросы:

1. Кому и как удалось выполнить поставленные накануне сражения задачи?

2.  Кто же победил в Бородинском сражении?

Е.В.Тарле: «...Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен».

М.Н.Покровский: «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25-тысячный совершенно нетронутый резерв, тогда как из русских армий вторая не существовала вовсе, а первая была почти совершенно расстроена».

Ж.Мишле: «Наполеон, который так сильно желал большого сражения, думая, что оно положит Россию к ногам его, выказал себя перед Москвой колеблющимся, нерешительным, как отзываются все историки... Победа его была неполная, он очень мало воспользовался ею, не преследовал сильно ослабленных русских».

Б.С.Абалихин: «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей».

Л.А.Васильев; «Для меня здесь нет вопроса. Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам»... То, что французы не разгромили русскую армию при Бородино, — неудивительно ».

С.Б.Окунъ: «Бородинское сражение было выдающейся победой России, еще раз продемонстрировавшей все превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона».

А.ЗМанфред: «То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».

П. А,Жилин: «Бородинское сражение — генеральное сражение 1812 года. Но оно. не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороны... На Бородинском поле впервые с особой силой выявилась несостоятельность наполеоновской теории достижения победы в одном генеральном сражении, которая стала своего рода рецептом победы».

Конкурс капитанов

1. Нужно провести экскурсию по местам Москвы, связанным с событиями Отечественной войны 1812 года. Составьте наиболее полный и удобный маршрут.

Возможный маршрут', здание Манежа (О.И.Бове), Храм Христа Спасителя (К.А.Тон), Музей-панорама «Бородинская битва» (Ф.А.Рубо), Триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812 года (О.И.Бове, И.П.Витали, М.Т.Тимофеев). Современные названия улиц (Кутузовский проспект), станции метро («Багратионовская», «Фили»).

2. На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз», «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.

Ответ. В «Обозе» И.Крылов защищает тактику М.Кутузова, сберегавшего силы русской армии. В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.

Конкурс болельщиков

Проводится в период подготовки заданий командами.

1. Тарутинский марш-маневр: что вы знаете об этой военной операции?

2. Кому принадлежат слова: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»?

Ответ. Это отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

3. Где находится монумент, воздвигнутый в 1848 г. в память Отечественной войны 1812 г., на котором начертано: «На сем месте российское воинство, ук-репясь, спасло Россию и Европу»?

Ответ. В Лейпциге.

4.  О взятии какого города неприятелем идет речь: «Солдаты корпусов Раевского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии, более двух суток отстаивали свои позиции, им помогали жители города»?

Ответ. О взятии Смоленска.

5. Закончите фразу: «Посреди пограничной реки Неман, в шатре, стоящем на плоту, Александр I и Наполеон подписывали...»

Ответ. Тильзитский мир.

6. Какое событие описано в отрывке: «Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание»?

Ответ. Поражение при Аустерлице 1805г.

7. О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: «Я был рожден для рокового 1812 года». Кто этот человек?

Ответ. Д.Давыдов.

8. «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники. О ком идет речь?

Ответ. О М.М.Сперанском.

9.  Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии?

Ответ. С реки Березины в декабре 1812г.

10.  Какие сооружения имеет в виду Л.Вознесенский в стихотворении «Останки башни»:

И вместо Храма Господня,

поставленного во спасение,

как грешники в преисподней,

дымимся в хлорке бассейна.

Ответ. Бассейн «Москва», построенный на месте взорванного в 1931 г. Храма Христа Спасителя.

11.О какой палате идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?

У русского царя в чертогах есть палата. Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Ответ. О Военной галерее Эрмитажа, где находятся портреты 323 русских военачальников, участников войны 1812 г.

Подведение итогов

Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд, и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.

Возможные номинации: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик), «Воин и поэт» (номинируется лучший игрок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока, небольшой самоанализ, презентация....

Интерактивная олимпиада по истории "Отечественная война 1812 года"

Интерактивная олимпиада по истории направлена на: формирование у молодежи патриотического сознания и гражданской позиции по отношению к историческому прошлому нашей страны,  воспитание уважения ...

Олимпиада по истории: "Отечественная война 1812 года".

Основная цель: повысить интерес учащихся к исторической теме: "Отечественная война 1812 года". Виды конкурсных заданий: задания с открытым ответом, определить по историческому портрету - историческую ...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Разработка урока по истории "отечественная война 1812 года"

Разработка урока по истории для 8 класса "Отечественная война 1812 года" с применением технологии проблемного обучения...

Тест по истории "Отечественная война 1812 года"

Тест можно использовать для проверки знаний учащихся 8-х классов по теме "Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии". Тест разработан на основе учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косули...