урок по истории России в 8 классе "Великая Отечественная война 1812 года""
видеоурок по истории (8 класс) по теме

Дворникова Валентина Николаевна

Урок "Отечественная война 1812 года",

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Звездный урок»

Номинация: «История»

Учитель: Дворникова Валентина Николаевна

МБОУ «Сапоговская СОШ»


Пояснительная записка

Тема: Отечественная война 1812 года.

Место урока в учебном курсе: 8 класс, урок № 5

Форма урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений об Отечественной войне 1812 года, как одной из самых славных страниц русской истории, об источниках и цене победы народов России в войне и дать портреты ее героев.

Задачи:

сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

 показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества на примерах показать связь времен и значение сохранения и преумножения боевых традиций по защите Отечества;

продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, мультимедиа средствами, по анализу и обобщению изучаемого материала.

Методические рекомендации к проведению урока: урок посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация может использоваться во внеклассной работе, организованной к памятной дате.

Оборудование:  учебник “История России XIX век” (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., для 8-го класса);

настенная карта;

компьютер; компакт-диск “Энциклопедия истории России. 1862-1917”;

Презентация: «“Герои Отечественного войны 1812 года

 Выставка книг по Отечественной войне 1812 года


Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация темы урока.

- Прочтите крылатую фразу.( на доске)

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

- Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

-Приведите примеры.

- Прочтите тему урока.

«Отечественная война 1812 года».

- Соотнесите тему сегодняшнего урока и это крылатое выражение.

3.Изучение новой темы:

а)причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;

б) начало военных действий;

в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;

г) Бородинское сражение;

д) герои Отечественной войны 1812 года;

е) совет в Филях;

ж) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);

з) изгнание французских войск из России, окончание войны;

и) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Вступительное слово учителя о причинах будущего военного конфликта между Россией и Францией.

Включается диск. “Начальный период войны”. Перед классом ставится вопрос: Почему летом 1812 года русская армия была вынуждена отступать?

После обсуждения поставленного вопроса ответ кратко записывается учащимися в тетрадях.

Включается диск. “Назначение Кутузова главнокомандующим”. Вопрос классу: Почему, несмотря на свое отношение к М.И. Кутузову, Александр I именно его назначил главнокомандующим?

Включается диск. “Отступление к Шевардино”. Вопрос классу: Какое значение для русской армии имело сражение у Шевардино для будущего генерального сражения?

Включается диск. “Бородинское сражение”. Вопрос классу: Кто победил в этой “битве гигантов”? (Для ответа на этот вопрос можно обратить внимание учащихся на цели сражения для обеих сторон: Наполеон хотел разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов был намерен остановить наступление французов и защитить Москву).

Далее совершаем воображаемую экскурсию по портретной галерее героев 1812 год. Экскурсию проводят учащиеся, которые заранее подготовили небольшие сообщения о некоторых из них. Для лучшего эмоционального восприятия каждое выступление учеников можно сопровождать небольшим лирическим вступлением.

Просмотр презентации «Герои Отечественной войны 1812»

После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина Фролова А. состоялся военный совет русского командования. Обратимся к картине художника Алексея Даниловича Кившенко. Как известно, художник в работе над картиной следовал, в основном, за описанием Военного совета в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. На картине то же расположение действующих лиц за столом (кроме Кайсарова, который у Л.Н. Толстого сидит на лавке, а у Кившенко - стоит за спиной у Кутузова). Давайте попробуем и мы воссоздать эту картину и всего того, что там произошло.

Вопросы для обсуждения классу, после просмотра инсценировки:

  1. Какая из предложенных позиций представляется Вам более аргументированной? Какую отстаивали бы Вы?
  2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на Ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?
  3. Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения учитель может сделать вывод: проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Далее следует рассказ учителя о вступлении Наполеона в Москву, о просьбе подписания мирного договора и отступлении наполеоновской армии из Москвы.

 Что касается народного ополчения, то его формирование и участие в сражениях – особенное явление.

Включается диск. “Изгнание Наполеона из России”. Вопрос классу: Истоки победы русских войск в войне 1812 года?

Завершение Отечественной войны было ознаменовано приказом М.И.Кутузова по армии 21 декабря 1812 года и Манифеста Александра I от 25 декабря 1812 года. Далее следует предоставить учащимся возможность, самостоятельно изучив соответствующий пункт параграфа в учебнике, записать в тетрадях историческое значение Отечественной войны 1812 года.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

5.Рефлексия

Тест. Самопроверка.

Исторические загадки. Приложение №1.

Домашнее задание .

Написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года

Приложение №1

Тест. Самопроверка.

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а) Багратион,

б) Наполеон,

в) Барклай- де- Толли.

2.Французская армия вторглась в Россию:

а) 1 сентября 1812 года,

б) 14 ноября 1812 года,

в) 12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а) М. И. Кутузов,

б) А. В. Суворов,

в) Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:

а)26декабря 1812 года,

б)26 ноября 1812 года,

в)26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)оставить Москву,

б)дать еще одно сражение под Москвой,

в)признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)главное сражение произошло под Москвой,

б)на войну поднялся весь народ,

в)вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7.Кому принадлежат строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина…

а) А. С. Пушкину,

б) М.Ю.Лермонтову.

в) Д. В. Давыдову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен:

 б)Спасо-преображенский собор,

а) Петропавловский собор,

 в)Храм Христа Спасителя

Исторические загадки

1.При взятии крепости Измаил он отличился храбростью и умением. Суворов в своем донесении о нем говорил: « Он шел у меня на левой руке, но был моей правой рукой.» Он был назначен командующим русской армии в самую трудную минуту, когда решалась судьба России. Он с честью, присущей русскому офицеру, исполнил долг перед Отечеством. ( Кутузов )

2.Он был главным лицом, определяющим судьбу государства. В памяти потомков он остался, как человек просвещенный, искренне стремящийся к процветанию России. К началу Отечественной войны 1812 года он был верховным главнокомандующим русской армии . Он получилимя- Победитель. После смерти потомки дали ему еще одно высокое имя- Благословенный. ( Александр 1 )

3.Этот полководец лично повел своих солдат в атаку во время сражения. Его подвиг навеки остался в памяти благодарных потомков. В Бородинском сражении ему очень хотелось победить. Его армия во время сражения приняла главный удар. Тяжело раненого его увезли с поля боя. Его прах похоронен на Бородинском поле. ( Багратион)

4.Почти вся жизнь этого поэта прошла в армии, молодые годы- в гусарском полку. В начале войны он возглавил партизанский отряд, состоящий из гусаров и казаков. Отряд успешно действовал на Смоленском тракте, громил отряды противника, захватывал обозы, пленных. ( Д. Давыдов)

  1. Домашнее задание .

Написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку по истории в 8 классе. Тема урока "Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"...

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...