Конспект урока истории в 5 классе "Александр Невский"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Полное описание урока обобщения по теме: "Александр Невский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_nevskiy.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
- .Демонстрация неоднозначности в оценках исторических событий.
2.Формирование у школьников навыков работы с информацией анализ текстов, сравнение их, резюмирование).
- Формирование у учащихся представления о способах создания исторических биографий.
4.Обретение учащимися собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим об Александре Невском, имя которого известно практически каждому жителю России, в том числе и вам.
На доске я напишу ряд слов. Некоторые из них будут иметь отношение к этому историческому персонажу, некоторые -нет. Переберём эти слова и посмотрим, какое представление вы имеете о человеке, жившем более семи веков назад, в середине 13-го столетия.
Доска архитектор, боярин, великий князь, герой, дипломат, изобретатель, защитник. Князь, летописец, монах, писатель, победитель, полководец, предатель, реформатор, святой, символ. Учёный, царь.
Ученики по очереди определяют своё отношение к тому или иному слову и решают, подходит ли оно Александру Невскому.
В случае со словом «царь» уточняю, что появились на Руси лишь в 16 веке, в ранний период отечественной истории царями называли византийских императоров и монгольских ханов. Неподходящие слова зачёркиваю, вызывающие сомнения— берём в скобки.
В результате на доске остались ключевые слова, отражающие главные выводы учащихся: великий князь, герой ,защитник, князь, победитель, полководец, святой, В скобках оказались дипломат, реформатор, символ.
Учитель. Может показаться, что великий князь, т.е. политический деятель, должен автоматически быть и дипломатом. В какой-то мере это так. Но само слово мы употребляем в основном тогда, когда чья-нибудь дипломатическая деятельность успешна. Поэтому мы подождём с выводам, пока не познакомились с биографией Александра Невского подробнее. Тогда же мы сможем судить об этом князе как о реформаторе
Что касается слова символ , спрашиваю являются ли св.Андрей Первозванный, св.Георгий Победоносец, красное знамя и звезда символами? Что объединяет всё перечисленное?
Ученики должны вспомнить, что существуют одноимённые ордена, изображения которых демонстрирую.
Учитель. Существуют два ордена Александра Невского. В 1725 году по проекту Петра 1 был учреждён орден Святого Александра Невского. Он жаловался как за гражданские, так и за боевые заслуги перед отечеством. В последнем случае орденский знак украшался мечами. После революции 1917 года царские ордена были упразднены, но в 1942 году появился боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы за успешно проведённые боевые операции. А это значит, что имя князя Александра, наряду со многими другими, является символом. А это значит ,мы убираем скобки от слова символ .
Отмечаю, что за символом всегда стоит образ, который ему соответствует. Каков же образ святого благоверного князя Александра Ярославича Невского, сформировавшийся в России к нашему времени?
Демонстрирую картину Н.Рериха «Бой Александра Невского с ярлом Биргером».
Учитель. Образ А.Невского складывался в общественном сознании постепенно. Попробуем вспомнить некоторые этапы этого процесса.
В 1380 году правнук А.Невского - Дмитрий Донской - побеждает татар в Куликовской битве. На следующий год обретаются нетленные мощи св Александра. Появляются многочисленные списки «Жития», рассказывающие о жизни и подвигах этого святого.
В 1547 году на Освящённом соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя. Через пять лет его прямой потомок, первый русский царь Иван Грозный, побеждает Казанское ханство и присоединяет его к России. В 1558 году тот же правитель начинает войну против Ливонского ордена.
В начале 18 века Пётр1, одержав ряд побед над шведами, повелел перенести мощи князя из Владимира в Петербург, сделав Александра ангелом-хранителем новой империи. А в том месте, где, как считали в петровские времена, была Невская битва, построили новый монастырь -Александро-Невскую лавру.
Незадолго до Великой Отечественной войны великий режиссёр С.Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский», а знаменитый композитор С.Прокофьев пишет кантату с тем же названием. Об учреждении боевого ордена мы уже знаем. Подумайте, с чем связан образ А.Невского? Когда обращались к нему в России? Ученики приходят к выводу, что с именем князя связывается представление о военных победах и защите отечества. Учитель.
В городе Переславле-Залесском, где прошли юные годы Александра Ярославича, ему поставили памятник. Однако прижизненных портретов великого князя не сохранилось, да и не могло сохраниться: портретная живопись появилась в России только в 17 веке.
Что известно нам о времени, в котором довелось жить князю Александру?
Как называется этот период в истории Руси?
С учениками вспоминаем об установлении татаро-монгольского ига.
Учитель.
Итак, ИГО .
Что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.
С начала 18 века под словом «ого» понималось полное господство, угнетение. А в Древней Руси значение другое: скрепа для упряжи, например узды или хомута.
Доска запись ИГО — соединение или угнетение? Ученики получают листы с фрагментами из трудов историков, которые оценивали отношения
Задания к текстам 1-3.
- Выберите среди предложенных ниже ключ вые слова и словосочетания, характерные для каждого из текстов.
- Выбранные слова занесите в таблицу в столбцы под именами авторов текстов и в строки по соответствующим позициям.
Слова для размещения в таблице: веротерпимость, защита православия от- католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов ,союз, упадок, уплата десятины.
- Попробуйте кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения Руси с Золотой ордой, избрав слова: Неприятность, трагедия, удача. Разместите их в нижней строке таблицы.
Текст№1 .В.Каргалов | Текст№2 С.Соловьёв | Тскс г№3 Л.Гумилёв | |
Характер войны | Опустошение и разорение | Наказание ослушников | Жестокость по нормам времени |
Хозяйственные последствия | Упадок | Уплата десятины | Сохранение городов |
Взаимоотношения | Подчинение | Подданство | Союз |
Отношения к Руси | Систематическое ограбление | Веротерпимость | Защита православия от католицизма |
Чем было «иго» для Руси? | трагедия | неприятность | Удача |
В результате учащиеся получают вот такую таблицу.
Учитель. А.Невский активно боролся против немецких орденских рыцарей, шведского королевского и литовцев. Он наладил добрые отношения с татарскими ханами и пользовался их поддержкой. Как великий князь он обеспечивал сбор «выхода»- дани, которую полагалось платить татарам. Да и само великое княжество Владимирское он получил после того, как прежний великий князь -его брат Андрей Ярославич -вступил в конфликт с ханом и был разгромлен войсками ордынского полководца Неврюя.
Давайте ещё раз обратимся к текстам и подумаем: кем являлся Александр Невский, если следовать логике В.Каргалова, С.Соловьёва, Л.Гумилёва?
Подберите ответы из предложенных: реалистичный политик, умеющий использовать сложившиеся обстоятельства, пособник врагов iJyeH, герой, обеспечивший своей стране благоприятное положение. • Тексты №4,№5,№6.
Ученики определят, что текст№4 принадлежит перу Л.Гумилёва, Текст№5 написан В,Каргаловым, а автором текста№6 является С,Соловьев.
Оценка исторической личности зависит от первоначальных установок учёного: представлений о добре и зле, прогрессе и упадке.
История одна, а понимание её - многомерно. Помните, что могут и должны существовать разные оценки одних и тех же фактов. С ними можно не соглашаться, по нельзя отвергать их только потому, что они вам не нравятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...
План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"
Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк", В результате работы на ...
Методическая разработка конспекта урока – путешествия по математике «Невский трезубец»
Материал может быть использован на уроках математики в 8-9 классах по теме "Действия с десятичными дробями" длядетей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и при изучении ис...