Конспект урока истории в 5 классе "Александр Невский"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Казакова Татьяна Николаевна

Полное описание урока обобщения по теме: "Александр Невский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Невский - кто он ?

Цели урока:

  1. .Демонстрация неоднозначности в оценках исторических событий.

2.Формирование        у школьников навыков работы с информацией анализ текстов, сравнение их,  резюмирование).

  1. Формирование у учащихся представления о способах создания исторических биографий.

4.Обретение учащимися собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим об Александре Невском, имя которого известно практически каждому жителю России, в том числе и вам.

На доске я напишу ряд слов. Некоторые из них будут иметь отношение к этому  историческому персонажу, некоторые -нет. Переберём эти слова и посмотрим, какое представление вы имеете о человеке, жившем более семи веков назад, в середине 13-го столетия.

Доска архитектор, боярин, великий князь, герой, дипломат, изобретатель, защитник. Князь, летописец, монах, писатель, победитель, полководец, предатель, реформатор, святой, символ. Учёный, царь.

Ученики по очереди определяют своё отношение к тому или иному слову и решают, подходит ли оно Александру Невскому.

В случае со словом «царь» уточняю, что появились на Руси лишь в 16 веке, в ранний период отечественной истории царями называли византийских императоров и монгольских ханов. Неподходящие слова зачёркиваю, вызывающие сомнения— берём в скобки.

В результате на доске остались ключевые слова, отражающие главные выводы учащихся: великий князь, герой ,защитник, князь, победитель, полководец, святой, В скобках оказались дипломат, реформатор, символ.

Учитель. Может показаться, что великий князь, т.е. политический деятель, должен автоматически быть и дипломатом. В какой-то мере это так. Но само слово мы употребляем в основном тогда, когда чья-нибудь дипломатическая деятельность успешна. Поэтому мы подождём с выводам, пока не познакомились с биографией Александра Невского подробнее. Тогда же мы сможем судить об этом князе как о реформаторе

Что касается слова символ , спрашиваю являются ли св.Андрей Первозванный, св.Георгий Победоносец, красное знамя и звезда символами? Что объединяет всё перечисленное?

Ученики должны вспомнить, что существуют одноимённые ордена, изображения которых демонстрирую.

Учитель. Существуют два ордена Александра Невского. В 1725 году по проекту Петра 1 был учреждён орден Святого Александра Невского. Он жаловался как за гражданские, так и за боевые заслуги перед отечеством. В последнем случае орденский знак украшался мечами. После революции 1917 года царские ордена были упразднены, но в 1942 году появился боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы за успешно проведённые боевые операции. А это значит, что имя князя Александра, наряду со многими другими, является символом. А это значит ,мы убираем скобки от слова символ .

Отмечаю, что за символом всегда стоит образ, который ему соответствует. Каков же образ святого благоверного князя Александра Ярославича Невского, сформировавшийся в России к нашему времени?

Демонстрирую картину Н.Рериха «Бой Александра Невского с ярлом Биргером».

Учитель. Образ А.Невского складывался в общественном сознании постепенно. Попробуем вспомнить некоторые этапы этого процесса.

В 1380 году правнук А.Невского - Дмитрий Донской - побеждает татар в Куликовской битве. На следующий год обретаются нетленные мощи св Александра. Появляются многочисленные списки «Жития», рассказывающие о жизни и подвигах этого святого.

В 1547 году на Освящённом соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя. Через пять лет его прямой потомок, первый русский царь Иван Грозный, побеждает Казанское ханство и присоединяет его к России. В 1558 году тот же правитель начинает войну против Ливонского ордена.

В начале 18 века Пётр1, одержав ряд побед над шведами, повелел перенести мощи князя из Владимира в Петербург, сделав Александра ангелом-хранителем новой империи. А в том месте, где, как считали в петровские времена, была Невская битва, построили новый монастырь -Александро-Невскую лавру.

Незадолго до Великой Отечественной войны великий режиссёр С.Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский», а знаменитый композитор С.Прокофьев пишет кантату с тем же названием. Об учреждении боевого ордена мы уже знаем. Подумайте, с чем связан образ А.Невского? Когда обращались к нему в России? Ученики приходят к выводу, что с именем князя связывается представление о военных победах и защите отечества. Учитель.

В городе Переславле-Залесском, где прошли юные годы Александра Ярославича, ему поставили памятник. Однако прижизненных портретов великого князя не сохранилось, да и не могло сохраниться: портретная живопись появилась в России только в 17 веке.  

Что известно нам о времени,  в котором довелось жить князю Александру?

Как называется этот период в истории Руси?

С учениками вспоминаем об установлении татаро-монгольского ига.

Учитель.

Итак, ИГО .

Что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

С начала 18 века под словом «ого» понималось полное господство, угнетение. А в Древней Руси значение другое: скрепа для упряжи, например узды или хомута.

Доска запись ИГО — соединение или угнетение? Ученики получают листы с фрагментами из трудов историков, которые оценивали отношения

Задания к текстам 1-3.

  1. Выберите среди предложенных ниже ключ вые слова и словосочетания, характерные для каждого из текстов.
  2. Выбранные слова занесите в таблицу в столбцы под именами авторов текстов и в строки по соответствующим позициям.

Слова для размещения в таблице: веротерпимость, защита православия от- католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов ,союз, упадок, уплата десятины.

  1. Попробуйте кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения Руси с Золотой ордой, избрав слова: Неприятность, трагедия, удача. Разместите их в нижней строке таблицы.

Текст№1 .В.Каргалов

Текст№2 С.Соловьёв

Тскс г№3 Л.Гумилёв

Характер войны

Опустошение и разорение

Наказание ослушников

Жестокость по нормам времени

Хозяйственные последствия

Упадок

Уплата десятины

Сохранение городов

Взаимоотношения

Подчинение

Подданство

Союз

Отношения к Руси

Систематическое ограбление

Веротерпимость

Защита православия от католицизма

Чем было «иго» для Руси?

трагедия

неприятность

Удача

В результате учащиеся получают вот такую таблицу.

Учитель. А.Невский активно боролся против немецких орденских рыцарей, шведского королевского и литовцев. Он наладил добрые отношения с татарскими ханами и пользовался их поддержкой. Как великий князь он обеспечивал сбор «выхода»- дани, которую полагалось платить татарам. Да и само великое княжество Владимирское он получил после того, как прежний великий князь -его брат Андрей Ярославич -вступил в конфликт с ханом и был разгромлен войсками ордынского полководца Неврюя.

Давайте ещё раз обратимся к текстам и подумаем: кем являлся Александр Невский, если следовать логике В.Каргалова, С.Соловьёва, Л.Гумилёва?

Подберите ответы из предложенных: реалистичный политик, умеющий использовать сложившиеся обстоятельства, пособник врагов iJyeH, герой, обеспечивший своей стране благоприятное положение. • Тексты №4,№5,№6.

Ученики определят, что текст№4 принадлежит перу Л.Гумилёва, Текст№5 написан В,Каргаловым, а автором текста№6 является С,Соловьев.

Оценка исторической личности зависит от первоначальных установок учёного: представлений о добре и зле, прогрессе и упадке.

История одна, а понимание её - многомерно. Помните, что могут и должны существовать разные оценки одних и тех же фактов. С ними можно не соглашаться, по нельзя отвергать их только потому, что они вам не нравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...

Методическая разработка конспекта урока – путешествия по математике «Невский трезубец»

Материал может быть использован на уроках математики в 8-9 классах по теме "Действия с десятичными дробями" длядетей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и при изучении ис...