Рабочая программа по всеобщей истории 9 класс
рабочая программа (история, 9 класс) на тему

Рабочая программа составлена по авторской программе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobshchaya_istoriya_9_klass.docx63.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Новейшая история зарубежных стран. XX век», 9 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089), приказа  Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»,примерных программ по истории 6-11 кл. основного общего образования МО РФ 2004 года (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 года № 03-1263) и авторской программы Н.В. Загладина «Новейшая история зарубежных стран. XX век» - М.: Русское слово, 2006, с учетом Учебного плана МОУ «Цыбинская СОШ»,с изменениями т.к.в учебном плане выделяется на преподавание предмета 35 часов,а программа рассчитана на 44 часа.

 Курс для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Курс «Новейшая история зарубежных стран. XX век» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Этот курс является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Особая роль курса в реализации целей социально-гуманитарного образования, формировании личности гражданина, которому предстоит жить в новом тысячелетии в условиях постоянно возрастающего динамизма перемен в жизни народов, определяется тем, что изучение новейшей истории зарубежных стран, в частности, позволяет:

- показать, как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;

-    подготовить подростков к пониманию  сложности,   противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;

-  на конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;

-    показать,   как   складывались   условия  укрепления   взаимопонимания   и сотрудничества между народами,  формировались правовые,  нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;

-  в контексте событий, повлиявших на все человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в XX веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

В качестве особенностей курса, придающих ему оригинальный, новаторский характер, выделяются следующие.

Прежде всего изменена ставшая традиционной схема изучения новейшей истории, использующаяся в большинстве учебников как отечественных, так и зарубежных, в которых основное внимание уделяется Западной Европе и Северной Америке. Отнюдь не игнорируя вклад народов этих континентов в мировую историю, курс отражает ту реальность, что важнейшим итогом исторического развития XX века стало крушение колониальных империй, модернизация ранее отсталых государств Азии, Латинской Америки, отчасти и Африки, их приобщение к индустриальной цивилизации. Ранее преобладавший европоцентристский подход к изучению новейшей истории представлял ошибочный взгляд на это развитие как на освоение достижений европейской цивилизации (или социализма советской модели), преодоление отсталости, варварства. В действительности речь шла о переходе к самобытному пути  развития,   синтезирующему национальные  культурные, исторические традиции с достижениями европейской науки и техники.

Курс предполагает коррекцию ставшего традиционным понимания истории как суммы событий, произошедших в отдельных странах. Традиционный подход к изучению истории приводит к заполнению времени, отведенного на изучение курса, усвоением отдельных, частных событий, имен, фактов, но не предполагает должного внимания к осмыслению причин тех или иных событий, их взаимосвязи. Между тем XX век характеризовался событиями, в которые были вовлечены одновременно народы десятков государств (мировые войны, экономические кризисы, интеграция). Большая часть процессов, охватывавших различные сферы жизни общества, может быть правильно понята лишь при рассмотрении их как региональных или даже глобальных. Особенно наглядно это видно на примере истории второй половины XX века.

Не игнорируя значения специфики отдельных, наиболее крупных стран современного мира (в частности, таких как США, Япония, Китай, Индия), курс все же строится на цивилизационном подходе к реальностям мира. Он предполагает, что группы государств Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, страны арабско-исламского мира, Африки к югу от экватора продемонстрировали общность своих исторических судеб. Это наглядно видно из синхронизации процессов их политического, социально-экономического развития в последние десятилетия, формирования ими единых пространств.

Курс ориентирует учащихся на выработку навыков самостоятельного анализа реальностей мирового развития, осмысления меняющейся действительности. При уважительном отношении к их праву на свободный, самостоятельный выбор мировоззренческой позиции курс все же призван привить известный иммунитет от соблазна упрощенного истолкования истории как поля реализации тех или иных универсальных законов, показать, что в действительности она скорее выступает процессом определения и выбора альтернативных решений и вариантов развития.

Большое внимание в курсе уделяется проблемам развития гуманитарной общественно-политической мысли, истории попыток познания человеком самого себя, своей жизни средствами искусства. В курс включен раздел, специально посвященный духовной жизни и культуре народов мира в XX веке. Кроме того, учащимся представляется не только ход событий мировой истории, но и различные точки зрения на основные проблемы, противоречия мирового развития, опыт социальной жизни народов, модернизационные процессы, которые подкрепляются документальными приложениями.

В процессе изучения курса школьники получат представление о либеральной, неолиберальной и неоконсервативной идеологии, соперничестве коммунистов и социал-демократов в выражении идеалов социальной справедливости, кейнсианских концепциях регулирования рыночной экономики, формирования социально ориентированной рыночной экономики, идеях «общества благоденствия». При рассмотрении исторического пути стран Азии, Африки и Латинской Америки выделяются различные модернизационные идеи и концепции, популярные в 1950-90-х гг.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события важнейших, поворотных событий истории XX в.;
  2. выдающихся деятелей мировой истории, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств; выдающихся представителей науки и культуры XX в.;
  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  4. изученные виды исторических источников;

 уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
  3.  показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  5. составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе сложного плана);
  6. составлять характеристику исторических деятелей;
  7. участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение; давать отзыв на ответы других учащихся;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  3. использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры.

Содержание

(35часов)

Введение

(1 час)

Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации в XX веке.   / Расширение горизонтов знания, Ускорение темпов научно-технического развития, противоречивость и неоднозначность итогов общественного развития.

Опорные понятия: прогресс общественный, прогресс научно-техничес кий, кризис человека.

Раздел I. Мир на рубеже новой эпохи

(3 часа)

Раздел призван напомнить ученикам ранее изучавшийся материал, создать общее представление об облике цивилизации начала XX века, особенностях разви тия ведущих государств мира, колониальных и зависимых стран. Особое внимание в разделе обращается на характер выявившихся противоречий на национальной аре не отдельных государств, в международных отношениях, на перемены в конфигура ции военно-политических союзов.

Опорные понятия и термины: колония, полуколония, традиционное об щество, компрадорская буржуазия, модернизация, догоняющее развитие, военно-политический блок, сеттльмент, политика «открытых дверей», гоминдан, младотурки.

Рекомендуется: использовать карту «Колониальный раздел мира между великими державами» 1900-1914 гг.

Тема 1. Индустриальные страны:  обострение противоречий

Страны первого и второго эшелонов индустриального развития, общие и особенные черты их моделей модернизации. Ужесточение конкуренции на мировыхрынках между индустриальными странами, обострение борьбы за колонии в 1900-1914 гг. Социальные последствия ускоренной модернизации. Структура противоре чий мирового развития начала XX века.

 Тема 2. Народы колониальных и зависимых стран на пути к пробуждению

Особенности традиционного уклада жизни в Китае, Индии, исламских стра нах. Традиционное общество и колониализм, торгово-экономическая экспансия ин дустриальных стран. Традиционализм в освободительном движении и пробуждение стремлений к модернизации в колониальных и зависимых странах. Опыт индустриа лизации Японии. Революционные движения в Китае, Иране, Турции. Специфика тра диционализма и модернизации в Латинской Америке. Революция в Мексике.

Тема 3. Военно-политические союзы и международные конфликты 1900-1914 гг.

Особенности политики и интересов ведущих стран мира: США, Великобрита нии, Германии, России, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Японии, противоречия между ними. Опыт и правовые основы мирных и военных средств решения конфлик тов в начале XX века. Обострение соперничества великих держав за влияние в Китае, на Балканах. Русско-японская война 1904-1905 гг., Балканские войны 1912-1913 гг. Усиление Германии и завершение формирования системы союзов в Евро пе. Последствия раскола Европы на два противостоящих друг другу военных блока.

Раздел II. Первая мировая война и ее итоги

(3 часа)

В разделе рассматриваются причины возникновения первой мировой войны, события на основных ее фронтах, военно-политические итоги. Учащиеся приобрета ют навыки самостоятельного анализа дискуссионных проблем исторического разви тия, рассматривая вопросы о возможности предотвращения войны, роли Восточно го фронта, последствиях выхода России из войны. На конкретном материале нагляд но показывается, как ложное понимание национальных интересов ввергло нации, считающие себя цивилизованными, в кровопролитие, которое со всех точек зрения оказалось бессмысленным, не решило проблем и противоречий мирового развития, ставших причиной войны.

Опорные понятия и термины: ультиматум, мобилизация, пацифизм, братание, мандатная система, репарации, демилитаризованная зона, третейский суд, «14 пунктов», «21 условие».

Персоналии: Вильгельм II, Николай II, Д. Ллойд-Джордж, Р. Пуанкаре, Ж. Клемансо, В. Вильсон, В.И. Ленин, Ф. Фош, фон Шлиффен, фон Гинденбург, А.А. Брусилов, Д. Кейнс.

Рекомендуется: использовать карту «Первая мировая война 1914-1918 гг.», ознакомить учащихся с кадрами кинохроники времен войны.

Тема 4. Причины и начальный период войны  

Причины и повод возникновения мировой войны. Политический кризис в Ев ропе летом 1914 г. Дипломатическая подготовка войны. Соотношение сил Централь ных держав и стран Антанты и планы военных действий. Начальный период войны. Роль России в срыве германского плана молниеносного разгрома Франции. Вступ ление в войну Турции и Японии.

Тема 5. На фронтах первой мировой войны    

Кампании 1915 и 1916 гг., их итоги и рост противоречий в воюющих странах. Борьба за новых союзников. Вступление в войну Болгарии, Италии, Румынии. Фев ральская революция в России и кампания 1917 г. Приход к власти большевиков и выход России из войны. Вступление в войну США и кампания 1918 г. Капитуляция Германии и ее союзников.

       Тема 6. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

Противоречия между державами-победительницами, особенности интересов США, Великобритании, Франции. Условия Версальского мира и противоречия Вер сальской системы. Экономические последствия мира. Значение создания Лиги На ций и источники ее слабости. Вопрос о России на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция и рост противоречий между США и Японией.

Раздел III.

Пути исторического развития 1920—1930-х гг.

(6 часов)

Изучая материал раздела, посвященного одному из самых сложных и проти воречивых периодов истории XX века, учащиеся получают возможность освоить та кую категорию, как альтернативность исторического развития. Уникальность и непо вторяемость событий в каждой стране, отсутствие предопределенности политичес кого и социального выбора в каждой конкретной ситуации предполагают, что имен но политические лидеры, избиратели определяют ход событий, отвечая за их по следствия. Утверждение в Германии и Италии фашистских диктатур, развязавших вторую мировую войну, наглядно показало опасность политического экстремизма, слепой, бездумной веры в непогрешимость лидеров.

Опорные понятия и термины: ревизионизм, мировая революция, фа шизм, национал-социализм, концентрационные лагеря, лейборизм, политика уми ротворения агрессора, коллективная безопасность, Коминтерн, Веймарская рес публика, Новый курс, чернорубашечники, планДауэса, ариизация, линия Мажино, Народный фронт, ось Берлин-Рим, Антикоминтерновский пакт, Мюнхенское согла шение.

Персоналии: Ф. Эберт, Р. Люксембург, К. Либкнехт, Б. Муссолини, А. Гитлер, Ф.Д. Рузвельт, Г. Танака, Р. Макдональд, Н. Чемберлен, П. Лаваль, Л. Блюм, Э. Даладье, Ф. Франко.

Рекомендуется: использовать политическую карту мира межвоенного пе риода; ознакомить учащихся с документальными фото и киноматериалами, а также организовать просмотр документальных и художественных фильмов, посвященных событиям 1920-1930-х гг. (таких, как фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм').

       Тема 7. Революционное движение в Европе и Азии  

после первой мировой войны

Причины подъема революционного движения в первые послевоенные годы. Влияние примера Октябрьской революции 1917 г. в России, политики Советской России и Коминтерна на идеологию и политику социал-демократии, освободитель ного движения. Революция 1918 г. в Германии, революция 1919 г. в Венгрии. Спад революционной волны в Европе и нормализация отношений СССР со странами За падной Европы. Национально-освободительные движения 1920-х гг. в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Кампания ненасильственного гражданского неповино вения в Индии, революция 1920-х гг. в Китае.

      Тема 8. «Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

Основные идейно-теоретические установки западноевропейской социал-де мократии, их истоки и эволюция. Первый опыт политики социального реформирова ния, восстановление международных связей социал-демократии. Коминтерн и Со-цинтерн. Коммунисты и социал-демократы: углубление разногласий, политического противоборства. Причины подъема фашистских движений в Италии и Германии, об щее и особенное в их идеологии. Ультралевые и ультраправые в индустриальных странах: обострение противоборства. Недооценка опасности фашизма политически ми партиями левой и правоцентристской ориентации (либералами, христианскими демократами).

    Тема 9. Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. -/ и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта

Роль США в мировой экономике 1920-х гг. Период процветания и причины кризиса 1929 г., его последствия для американского общества. Ф.Д. Рузвельт и про грамма «нового курса»: основные черты. Первый опыт государственного регулирова ния рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Сопротивление политике Ф.Д. Рузвельта. Тео ретические основы и итоги «нового курса».

Тема 10. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

Влияние экономического кризиса на Германию. Фашизм в Германии: приход партии А. Гитлера к власти. Особенности фашистской диктатуры в Германии. Запре щение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидация безработицы. Расовая теория на практике, создание лагерей смерти, «ариизация» экономики. Подготовка к войне. Характерные черты фашистской диктатуры в Ита лии. Система «корпоративного государства» Б. Муссолини. Экономический кризис и подъем национализма и милитаризма в Японии.

Тема 11. Альтернатива фашизму:   опыт Великобритании и Франции

Великобритания в 1920-е гг. Попытки модернизации экономики и подъем рабочего движения в 1926 г. Особенности кризиса в Великобритании. Формирова ние национального правительства, меры по регулированию цен и доходов. Роль Ве ликобритании как финансового центра Британской империи и Содружества - источ ник ресурсов выхода из кризиса.

Особенности кризиса во Франции. Значение военного строительства в огра ничении его масштабов. «Дирижизм» как французский вариант «нового курса». Угро за фашизма и создание Народного фронта во Франции. Причина его распада. 

   Тема 12. Милитаризм и пацифизм на международной арене

Пацифистские настроения в Западной Европе 1920-х гг. Захват Японией Маньчжурии в 1931-1933 гг. и возникновение очага войны в Азии. Подготовка Герма нии к войне и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Граж данская война и германо-итальянская интервенция в Испании. Оформление Антико-минтерновского пакта. Агрессия Италии против Эфиопии, нападение Японии на Ки тай, аншлюс Австрии Германией. Рост угрозы миру и международной безопасности и политика умиротворения агрессивных держав. Мюнхенское соглашение и крах идеи коллективной безопасности. Советско-германский пакт о ненападении и его значение.

Раздел IV.

Человечество во второй мировой войне

(3 часа)

Раздел, посвященный второй мировой войне, обеспечивает большие воз можности наглядной демонстрации учащимся уроков истории недавнего прошлого. Предшествующие войне годы и начальный период войны показывают, насколько опасными для самих инициаторов подобной политики могут быть попытки обеспечи вать собственные интересы за счет других стран, извлекать выгоду из страданий на родов. Война продемонстрировала, что такие страны, как СССР, США и Великобри тания, несмотря на различия в идеологии, характере политического режима, могут быть союзниками, когда возникает источник общей угрозы их подлинным, глубин ным интересам. Этот урок оказывал большое влияние на политику СССР и США в го ды «холодной войны», сохраняет он актуальность и в современных условиях.

Опорные понятия и термины: блицкриг, «странная война», линия Маннергейма, «битва за Англию», «новый порядок», коллаборационисты, «квислинги», Тройственный пакт, Сопротивление, «Свободная Франция», партизанское дви жение, изоляционизм, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хар тия, тотальная мобилизация, второй фронт, «чудо-оружие», атомная бомба, зона оккупации.

Персоналии: У. Черчилль, И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, де Голль, И.Б. Ти-то, Г. Трумэн, К. Эттли, А. Гитлер, Б. Муссолини, В.М. Молотов, П. Бадольо, Й. Ан-тонеску, Э. Роммель.

Рекомендуется: использовать карту «Вторая мировая война 1939-1945гг.», организовать посещение учащимися музея, посвященного истории Вели кой Отечественной войны, просмотр фильмов, киноэпопей, таких как «Освобожде ние», «Забытая война» (США) и других, познакомить учащихся с мемуарной литера турой, посвященной второй мировой войне.

Тема 13. Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления  

Поражение Польши и «странная война» в Европе. Советско-финская война и ее итоги. Нападение Германии на Данию, Норвегию, разгром и оккупация Голлан дии, Бельгии, Франции. Вступление в войну Италии. Роль У. Черчилля в организа ции отпора фашистской агрессии. «Битва за Англию». Помощь США Великобритании в борьбе с фашистской агрессией. Принятие принципа ленд-лиза. Тройственный пакт - союз агрессивных держав. «Новый порядок» в Европе. Система экономичес кого порабощения завоеванных стран, оккупационные режимы и коллаборационизм. Фашистская политика геноцида по отношению к еврейскому населению Европы (хо-локост). Планы немецкой колонизации покоренных земель. Зарождение движения Сопротивления.

Тема 14. Формирование антигитлеровской коалиции. / Трудный путь к победе

Ухудшение советско-германских отношений и нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. План «Барбаросса» и его реализация. Битва под Москвой и ее зна чение. Формирование антигитлеровской коалиции. Развитие сотрудничества между Великобританией и СССР. Атлантическая хартия и ее принципы. Нападение Японии на Пирл-Харбор и вступление США в войну.

Проблема второго фронта. Трудности согласования союзниками своей стра тегии. Встречи лидеров СССР, США и Великобритании в Тегеране и Ялте. Решаю щая роль советско-германского фронта в победе над Германией, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, освобождение Восточной Европы и их влияние на ход войны. Высадка войск союзников в Северной Африке, Италии, Франции. Начало рас пада Тройственного пакта. Тотальная мобилизация в Германии, планы создания «чу до-оружия». Усиление движения Сопротивления. Взятие Берлина советскими вой сками и капитуляция Германии.

        Тема 15. Завершение и итоги второй мировой войны. Создание ООН

Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме об основах послевоенного миропо рядка. Разногласия между державами-победительницами. Проблемы послевоенных границ стран Восточной Европы, основ их политического устройства. Вопрос будущ ности Германии, принципы денацификации, демилитаризации, декартелизации, де мократизации и их выполнение. Вступление СССР в войну с Японией. Атомная бом бардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии и решения союзников в от ношении принципов мирного урегулирования в Азии. Наказание военных преступни ков. Значение создания ООН, утверждения международно-правовых норм, осуждаю щих агрессию.

Раздел V.

Мир в эпоху «холодной войны»

(3 часа)

При изучении истории «холодной войны» учащиеся углубляют понимание сложности и противоречивости мирового развития, ущербности подходов, строя щихся на примитивном противопоставлении «добра» и «зла». Факты истории позво ляют показать, как из противоборства двух сверхдержав с антагонистическими, на первый взгляд, интересами складывалась упорядоченная структура биполярного ми ра, допускающая диалог, соглашения, взаимопонимание.

Опорные понятия и термины: доктрина Трумэна, план Маршалла, Ко-минформ, Берлинский кризис, Западный союз, НАТО, военно-блоковая система, би полярный мир, социалистическая ориентация развития, Карибский кризис, Берлин ская стена, гонка вооружений, оружие массового поражения, движение неприсоеди нения, антивоенное движение, разрядка, ограничение стратегических вооружений, противоракетная оборона, «звездные войны», новое политическое мышление.

Персоналии: Г. Трумэн, И. В. Сталин, У. Черчилль, Дж. Кеннеди, Н.С. Хрущев, Ф. Кастро, Дж. Кеннан, А. Маршалл, Чан Кайши, Р. Рейган, М.С. Гор бачев, С. Хусейн.

Рекомендуется: использовать политическую карту мира, документаль ные кино- и фотоматериалы, связанные с историей гонки вооружений, локальных конфликтов (войны в Корее, Вьетнаме), массовым антивоенным движением в США в 1960-1970-е гг.

        Тема 16. Истоки «холодной войны» и создание   военно-политических блоков

Причины обострения отношений СССР с Великобританией и США. Разногла сия по вопросу политического развития стран Восточной Европы, кризисы вокруг Ирана, Турции и Греции. «Доктрина Трумэна». «План Маршалла» и раскол Европы. Трения в германском вопросе, Берлинский кризис 1948 г. и возникновение двух Гер маний. Создание системы военно-политических и экономических союзов в Европе.

ЗЕС, НАТО, СЭВ, ОВД. Возобновление гражданской войны в Китае и особенности по литики «холодной войны» в Азии. Интервенция Франции в Индокитае, война в Корее. Договор в Сан-Франциско и союз США с Японией.

Тема 17. Крушение колониализма, локальные конфликты и  международная безопасность

Причины и этапы крушения колониальных империй после второй мировой войны. Проблемы выбора пути развития освободившимися странами. Идея социа листической ориентации и соперничество между СССР и США за влияние на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Глобализация системы союзов и локальные кон фликты. Борьба за влияние на Ближнем Востоке, Карибский кризис, война США во Вьетнаме и их влияние на международную безопасность. Европейская безопасность и германский вопрос.

Тема 18. Партнерство и соперничество сверхдержав.

Кризис политики «холодной войны»

и ее завершение

Гонка вооружений между СССР и США: основные этапы. Опасность ядерно го противостояния сверхдержав и попытки нормализации советско-американских отношений. Первые соглашения по ограничению стратегических вооружений. Раз рядка 1970-х гг. Причины срыва разрядки. Обострение соперничества между СССР и США в «третьем мире», вопрос о «евроракетах», ввод советских войск в Афгани стан. Политика неприсоединения и антивоенное движение. Начало распада систе мы союзов. Идеи нового политического мышления и развитие советско-американ ского диалога в конце 1980-х гг. Объединение Германии и завершение «холодной войны».

Раздел VI.

Евроатлантические страны. 1945-1999 гг.

(5 часов)

При изучении данного раздела курса учащиеся должны обратить внимание на пути формирования современного облика высокоразвитых стран мира с такими чертами, как социально ориентированная рыночная экономика, институты демокра тии, эффективная модель интеграции. Учитель имеет возможность обсудить с уче никами вопрос о том, в какой мере данный опыт и модель развития учитывались при определении путей реформирования в России в начале 1990-х гг., в какой мере этот опыт в принципе адекватен условиям российского общества.

Опорные понятия и термины: евроатлантизм. «справедливый курс», маккартизм, «охота на ведьм», военно-промышленный комплекс, «новые рубежи», «великое общество», расовая дискриминация, «вьетнамский синдром», Уотергейт, «общество благоденствия», «экономическое чудо», социально ориентированная ры ночная экономика, смешанная экономика, социальное партнерство, «новые левые», «еврокоммунизм», неолиберализм, неоконсерватизм, информационное общество, интеграция, Евросоюз, единое пространство, наднациональные институты, социа лизм «с человеческим лицом», «доктрина Брежнева», демократические революции, «партнерство во имя мира».

Персоналии: Г. Трумэн, Д. Эйзенхауэр, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Р. Ни ксон, Г. Форд, Дж. Картер, Р. Рейган, Дж. Буш, Б. Клинтон, МЛ Кинг, Г. Киссенд-жер, Л. Эрхард, де Голль, М. Тэтчер, Д. Мэйджор, Г. Коль, Ф. Гонсалес, Б. Кракси, Ф. Миттеран, Т. Блэр, Г. Шредер, Г. Маркузе, Р. Гароди, Э. Берлингуэр, Ж.П. Сартр, И.Б. Тито, Г. Димитров, М. Джилас, И. Надь.

Рекомендуется: использовать современную политическую карту мира, показ документальных фильмов, кинохроники о странах Западной и Восточной Евро пы, Северной Америки, их проблемах.

у г Тема 19. США: «великое общество» всеобщего благоденствия

США на начальном этапе «холодной войны». Послевоенная конверсия эконо мики. Социальная политика администрации Г. Трумэна, закон Тафта-Хартли. Мак картизм и президентство Д. Эйзенхауэра (1952-1960). Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди, идея «великого общества» Л. Джонсона. Война во Вьетнаме и ее вли яние на американское общество. Подъем движения за гражданское равноправие. Президентство Р. Никсона, Уотергейтский скандал и кризис доверия к власти в США. Президентство Р. Рейгана. США в роли мирового лидера. Администрация Б. Клинто на и особенности ее политики. Циклы политической жизни США.

        Тема 20. Послевоенное восстановление и модернизация    

в Западной Европе

Восстановление экономики Европы после второй мировой войны. Реконст рукция и «экономическое чудо» в Западной Германии. Формирование в Западной Европе социально ориентированной рыночной экономики. Эволюция программных установок социал-демократии и ее роль в создании общества «равных возмож ностей». Шведская модель социализма. Феномен еврокоммунизма. Кризис 1970-х гг., молодежный бунт против «общества потребления» и «новые левые» в Западной Европе.

.   Тема 21. Неоконсерватизм в странах Запада 1980-х гг.    

Падение эффективности институтов «государства благоденствия». Неокон серватизм как идеология модернизации. Социально-экономическая политика нео консерватизма в Великобритании, ФРГ, Франции. Изменение методов государст венного регулирования экономики. Приватизация государственной и муниципаль ной собственности, содействие малому бизнесу, налоговые льготы корпорациям. Переход к информационному обществу в развитых странах. Интеллектуализация трудовой деятельности, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, перемены в социальной структуре общества. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг. и социал-демократический реванш в Западной Европе.

     Тема 22. Интеграционные процессы в Западной Европе и
Северной Америке        

Объективные предпосылки и значение интеграции для ускоренного развития экономик развитых стран. Основные этапы интеграции в Западной Европе. Созда ние Совета Европы, ЕОУС, Евратома. Римский договор 1957 г. Роль Европарламен-та. Маастрихские соглашения. Расширение состава Евросоюза, основные и ассоци ированные члены ЕС. Формирование единого общеевропейского политического, экономического, правового, социального пространств. Интеграционные процессы в Северной Америке, создание НАФТА. Проблемы и перспективы евроатлантической интеграции.

     Тема 23. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии    

Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению тоталитарных режимов в Вос точной Европе. Коминформ как институт диктата руководства СССР в отношении вос точноевропейских стран. Советско-югославский конфликт. Восстания в ГДР в 1953 г., в Венгрии - в 1956 г., события в Чехословакии в 1968 г., кризис в Польше в начале 1980-х гг. Роль Организации Варшавского договора в обеспечении интересов СССР в Восточной Европе. «Доктрина Брежнева». Особенности демократических революций в Восточной Европе в конце 1980-х гг. Опыт и первые итоги демократического развития. Причины кризиса и распада Югославии. Конфликты вокруг Боснии, Косово.

Раздел VII.

Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

(6 часов)

При изучении положения в освободившихся и развивающихся странах, где проживает большая часть населения мира, учащиеся приходят к пониманию много образия современного мира. В то же время они учатся видеть за различной нацио нальной и региональной спецификой общие проблемы, которые характерны для многих народов мира, в том числе и для Российской Федерации.

Опорные понятия и термины: развивающиеся страны, новые индуст риальные страны, «договор безопасности», «большой скачок», «культурная револю ция», хунвейбины, прагматические реформы, «зеленая революция», демаркация гра ниц, исламский мир, «исламская революция», талибы, деколонизация, «год Афри ки», бантустаны, апартеид, прифронтовые государства, авангардные партии, лати фундии, перонизм.

Персоналии: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, М, Ганди, Дж. Неру, И. Ганди, Сукарно, Сухарто, Пол Пот, ГА Насер, С. Хусейн, де Клерк, Н. Мандела, X. Перон, С. Альенде, А. Пиночет, Ф. Кастро, А. Стресснер.

Рекомендуется: использовать политическую карту мира, документаль ные кино- и фотоматериалы, посвященные проблемам развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

    Тема 24. Япония и новые индустриальные страны  

Политические, социально-экономические реформы в Японии после второй мировой войны. Японское «экономическое чудо» и его предпосылки. Особенности политики в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях. Использование опыта Япо нии новыми индустриальными странами. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг: общие и особые черты развития. Второй эшелон новых индустриальных стран. Фи липпины, Индонезия, Таиланд, Малайзия и кризис 1990-х гг. в Азии.

Тема 25. Китай на пути модернизации и реформирования    

Провозглашение КНР и реформы социалистической направленности в Китае. Содействие СССР преобразованиям в Китае. Социально-политические эксперимен ты в КНР: «большой скачок», «культурная революция». Роль Мао Цзэдуна в развитии Китая. Ухудшение советско-китайских отношений. Китай и режим Пол Пота в Кампу чии. Вьетнамо-китайская война. Американо-китайские отношения и проблема Тайва ня. Курс прагматических реформ Дэн Сяопина. Аграрные реформы, введение эле ментов рыночной экономики. Проблема демократизации и события на площади Тя-нанмынь в 1989 г. Нормализация советско-китайских отношений. Россия и Китай: перспективы взаимоотношений.

Тема 26. Страны Южной Азии во второй половине XX века      .

Завоевание Британской Индией независимости и раскол страны по религи озному признаку. Индо-пакистанские войны. Особенности реформ и политики мо дернизации в Индии. Отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция». Проблема роста народона селения. Советско-индийские отношения, содействие Индии в развитии тяжелой промышленности. Внешняя политика Индии. Индия как основатель движения непри соединения. Противоречия Индии с Китаем, Пакистаном. Индия и Пакистан как ядерные державы.

     Тема 27. Исламский мир: единство и многообразие

Понятие «исламский мир». Подъем национально-патриотического, освобо дительного движения в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока в 1950-1960-е гг. Освобождение Алжира от колониального гнета, антимонархические революции в Египте, Ираке, Сирии. Военные, националистические режимы и пути их эволюции. Арабо-израильский конфликт как фактор сплочения исламских стран. Традиционалистские, монархические режимы в исламском мире и попытки его мо дернизации. Ослабление влияния СССР и США на Ближнем и Среднем Востоке, рост влияния исламского фундаментализма. Исламская революция в Иране, фундамента лизм в Афганистане. Источники единства и разобщенности исламских стран.

Тема 28. Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

Пути стран Африки к независимости. Британское и Французское содружест ва. Решения ООН о деколонизации и «год Африки». Распад португальской колони альной империи. Система апартеида на юге Африке и ее крушение. Проблемы раз вития на африканском континенте. Беднейшие страны мира. Опыт неудачи социали стической ориентации в странах Африки. Сепаратизм, межплеменные и региональ ные конфликты в странах Африки. Роль ОАЕ в мирном решении споров на африкан ском континенте.

Тема 29. Латинская Америка между авторитаризмом и демократией    

Предпосылки модернизации в Латинской Америке. Особенности политичес кого развития латиноамериканских стран. Роль армии в государствах Латинской Америки. Популистский режим X. Перона в Аргентине. Революция на Кубе и ее вли яние на латиноамериканские страны. Политика США в Латинской Америке. Програм ма «Союз ради прогресса». Левое правительство и военный переворот 1973 г. в Чи ли. Модернизация и диктаторские режимы. «Экономическое чудо» в Бразилии. Но вый, демократический этап развития латиноамериканских государств в 1990-е гг.

Раздел VIII.

Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке

(2часа)

Изучение данного раздела курса позволяет учащимся значительно расши рить горизонты знания и в то же время связать современные и известные им по обыденной жизни формы искусства с историей духовного развития человечества, уви деть глубинную связь творчества художника, поэта, писателя с проблемами и проти воречиями общественно-политической жизни.

Опорные понятия и термины: формационная теория, цивилизацион-ный подход, теория регулирования рыночной экономики, архетипы, коллективное бессознательное, «конец идеологии», реидеологизация, стиль модерн, символизм, неомодернизм, дадаизм, экспрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, абст ракционизм, сюрреализм, конструктивизм, поп-арт, постмодернизм, монумента-лизм, критический реализм, интеллектуальный реализм, социалистический реа лизм, авангардизм, экзистенциализм, антиутопия, хеппенинг, инвайронмент, массо вая культура.

Персоналии: А. Эйнштейн, М. Вебер, О. Шпенглер, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер, Д. Кейнс, Й. Шумпетер, М. Фридман, 3. Фрейд, К. Юнг, К. Леви-Строс, Э. Фромм, П. Пикассо, К. Малевич, В. Кандинский, С. Дали, Ле Корбюзье, И. Леонидов, Р. Гамильтон, Д. Ривера, Д. Сикейрос, У. Фолкнер, Э. Хе мингуэй, С. Цвейг, Б. Шоу, К. Чапек, Г. Уэллс, Э.М. Ремарк, Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, Б. Брехт, П. Неруда, Г. Лорка, Д. Джойс, М. Пруст, А. Жид, Ж. П. Сартр, А. Камю, Д. Оруэлл, Дж. Лондон, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, М. Рейн-гардт, Нам Чжун Пак, Д. Кейдж.

Рекомендуется: использовать репродукции, фотоматериалы о выстав ках, экспозициях, организация посещения учащимися музеев современного искусст ва и художественных галерей

   Тема 30. Общественно-политическая мысль, идеология и культура

Преодоление вульгарно-материалистических взглядов на природу и общество. Теория относительности и релятивистская механика. Влияние марксизма на общест венно-политическую мысль XX века. Исследования культуры народов, особенностей локальных цивилизаций, стадий (этапов) цивилизационного развития. Дж. Кейнс и М. Фридман о макроэкономике, методах управления экономическими процессами в рамках рыночной экономики. Идеи об опосредованное™ любых перемен в общест ве его традициями, социокультурными факторами. Изучения групповой и индивиду альной психологии, 3. Фрейд и К. Юнг. Теория «конца идеологии» 1970-х гг. и «ре идеологизация» 1980-х гг.

    Тема 31. Тенденции развития культуры и искусства

Традиционные и новые направления в изобразительном искусстве, архитек туре. Значение познания мира средствами искусства. Обогащение языка символов. Характерные черты стиля модерн, экспрессионизма, примитивизма, кубизма, абст ракционизма, футуризма, конструктивизма. Сюрреализм и дадаизм. Многообразие форм поп-арта. Постмодернизм, характерные черты. Художественное творчество. Критический, психологический, интеллектуальный, социалистический реализм. Авангардизм в художественной литературе. Экзистенциализм, социальная утопия. Театральное искусство новой эры. Хеппенинг, инвайронмент.

Тема 32. Массовая культура

Средства массовой информации. Основные этапы развития киноискусства, радиовещания, телевидения. Характерные черты массовой культуры, политические, идеологические, коммерческие аспекты. Проблемы «информационного колониализ ма», экспансии культуры массового потребления. Психологические и социальные аспекты роли средств массовой информации. СМИ и подъем национальных культур стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Раздел IX. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

(2часа)

Заключительный раздел курса «Проблемы мирового развития на рубеже тре тьего тысячелетия» носит, в значительной мере, проблемно-прогностический характер. Он посвящен тем «факторам риска» в развитии мировой цивилизации, которые дают о себе знать в современных условиях.

Учащиеся знакомятся с проблемой ответственности лидеров, рядовых граж дан за судьбы мировой цивилизации, за способность найти и реализовать решения, обеспечивающие переход человечества на рельсы устойчиво-безопасного развития, укрепить такие международные институты, как ООН, которые призваны гарантиро вать прочный мир и международную безопасность. Рассматривается вопрос вклада России в решение глобальных проблем человечества.

Опорные понятия и термины: глобальные проблемы современности, ядерные державы, оружие массового поражения, экологически опасные объекты, «озоновые дыры», парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, экстре мизм, терроризм, транснациональные корпорации, «новый мировой беспорядок», этнический конфликт, «конфликт цивилизаций», устойчиво-безопасное развитие, энерго- и ресурсосберегающие технологии, новый миропорядок.

Рекомендуется: использовать политическую карту современного мира, документальные видеоматериалы, связанные с экологическими проблемами, меж дународным терроризмом, этническими конфликтами.

   Тема 33. Глобальные проблемы современности

Военная угроза человечеству. Рост числа ядерных держав, угроза распрост ранения химического и бактериологического оружия. Опасность локальных, регио нальных конфликтов, повреждения экологически опасных объектов. Проблема сырь евых, энергетических, водных ресурсов, плодородия почвы и ограниченности воз можностей развития. Загрязнение среды обитания людей промышленными отхода ми, угроза климатической катастрофы. Экология и развитие. Демографический взрыв. Международный терроризм.

Тема 34. Международное разделение труда: новое измерение

Развитие международной торговли, интернационализация производства и капитала. Формирование транснациональных корпораций и новые возможности международного разделения труда. Роль ТНК в современной мировой экономике. Кризис национальной системы управления экономическими процессами, проведе ния социальной политики как итог транснационализации экономической жизни. Кон фликт интересов ТНК и национальных государств. Формирование «единых прост ранств» и роль международных, наднациональных институтов в управлении социаль но-экономическими процессами. Проблемы контроля наднациональных институтов. Пути модернизации в новых условиях.

Тема 35. «Конфликт цивилизаций»: этнический ренессанс конца XX века

«Новый мировой беспорядок» и его причины. Распад глобальной биполярно-сти и обострение противоречий в мировом развитии. Истоки, причины, типы этни ческих конфликтов в современном мире. Очаги этнических конфликтов в развитых странах, на Балканах, государствах Азии и Африки. Структура нового миропорядка и проблема «конфликта цивилизаций»

Тема 36. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества

Возможности предотвращения экологической катастрофы. Пути перехода к энерго- и ресурсосберегающим, безотходным технологиям, утверждения принципов устойчиво-безопасного развития. Институты нового миропорядка и проблема миро вого лидерства. МВФ, ВТО, Лондонский и Парижский клубы. Роль ООН и ее специ ализированных учреждений в современном мире. Вклад России в решение проблем современного мира.

       Итоговое занятие   (1 час)

Заключение

Ошибочность упрощенных взглядов на прогресс, поступательность разви тия мировой цивилизации. Проблема цены прогресса, рост «факторов риска» в ми ровом развитии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учителя Ногач Т.А.

курса Всеобщая история 9класс,

 СОСТАВЛЕННО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Н.В. Загладина Новейшая история зарубежных стран XX  век,9  класс  

1 час в неделю, 35 ЧАСОВ

№ п/п

 

Кол-во часов

Дата

ВВЕДЕНИЕ

1

1

Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации в 20веке.

1

Раздел I. Мир на рубеже новой эпохи

3

2

Индустриальные страны: обострение протеворечий

1

3

Народы колониальных и зависимых стран на пути к пробуждению.

1

4

Военно-политические союзы и международные конфликты 1900 -1914гг.

1

Раздел II. первая мировая война и ее итоги

3

5

Причины и начальный период войны

1

6

На фронтах первой мировой войны

1

7

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

1

Раздел Ш. Пути  исторического развития 1920-1930-х гг.

6

8

революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны

1

9

«Левые» и  «Правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

1

10

Мировой экономический кризис 1929 – 1932гг и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта

1

11

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристический режим в Японии.

1

12

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

1

13

Милитаризм и пацифизм на международной арене

1

Раздел IV. Человечество во второй мировой войне

3

14

Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления.

1

15

Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе.

1

16

Завершение и итоги второй мировой войны. Создание ООН.

1

Раздел V.Мир в эпоху «холодной войны»

3

17

Истоки «холодной войны и создание военно-политических блоков

1

18

Крушение колониализма,локальные конфликты и международная безопасность

1

19

Партнерство и соперничество сверхдержав. Крирзис политики «холдной войны» и ее завершение.

2

Раздел VI.Евроатлантические страны. 1945 – 1999гг.

5

20

США: «великое общество» всеобщего благоденствия

1

21

Послевоенное восстановление и модернизация в Западной Европе

1

22

Неоконсерватизм в странах Запада 1980-х гг.

1

23

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке.

1

24

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

1

Раздел VII. Проблема модернизации в Азии,Африке и Латинской Америке

6

25

Япония и новые индустриальные страны

1

26

Китай на пути модернизации и реформирования

1

27

Страны Южной Азии во второй половине XX века

1

28

Исламский мир: единство и многообразие

1

29

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

1

30

Латинская Америка между авторитаризмом и демократией

1

Раздел VIII. Духовнаяжизнь и культура народов мира в XX веке

2

31

Общественно-политическая мысль,идеология и культура

1

32

Тенденции развития культуры и искусства. Массовая культура.

1

Раздел 9. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

2

33

Глобальные проблемы современности.»Конфликт цивилизаций.»

1

34

Проблемы устойчиво- безопасного развития человечества

2

35

Повторительно-обобщающий урок  «Цена прогресса,рост «факторов риска» в мировом развитии.»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...