урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Разработка урока по истории Средних веков по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok в 6 klasse_srednevekovaya_derevnya_i_eyo_obitateli.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУОО «Кипринская средняя общеобразовательня школа»
Шелаболихинский район Алтайского края
Конкурс – фестиваль «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2009»
Номинация «Активный пользователь ИКТ» - учитель (гуманитарий)
Предмет: История Средних веков
Тема: «Средневековая деревня и её обитатели»
6 класс
Автор разработки: Суконник Наталья Петровна, учитель
Киприно – 2009
Пояснительная записка
Урок «Средневековая деревня и её обитатели» продолжает цикл занятий по Истории Средних веков, авторы программы Е.В.Агибалова и Г.М.Донской. Данный урок запланирован в первой четверти. Во время урока учащиеся закрепляют знания, полученные на предыдущем уроке, и знакомятся с новым материалом. На уроке используются такие методы и приёмы: интерактивный опрос домашнего задания, тестирование, самооценка, беседа, показ иллюстраций, работа с документом, слайдами, ведение записей в тетради, работа с интерактивной доской. Цель урока – заинтересовать учащихся изучением темы, используя возможности интерактивной доски, закрепить умения учеников работать с доской и компьютером.
В начале урока учитель проводит опрос домашнего задания, используя функции интерактивной доски и компьютера, тем самым активизируя учебную деятельность учащихся. Опрос домашнего задания проводится в нескольких формах: тестирование, работа со слайдами, вопросы, карточка самооценки «Как я ответил?» помогает учащимся самим оценивать свою работу на уроке. После опроса учащиеся сами выставляют друг другу оценки.
Во время изучения нового материала ученики слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с документом, с тетрадью, делают записи, работают с иллюстрациями на слайдах. Учитель проводит закрепление нового материала, используя работу с утверждениями на интерактивной доске и последующую рефлексию.
Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- историю феодальных отношений в средневековой Европе,
- знать значение слов повинности, барщина, оброк, феодальная вотчина,
Учащиеся должны уметь:
- оперировать определениями и понятиями по изученному материалу,
- работать с интерактивной доской.
Тема урока: Средневековая деревня и её обитатели.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Создать условия для изучения нового материала и закрепления пройденного с использованием возможностей интерактивного комплекса.
Задачи урока: Создать условия для познавательного интереса учащихся к истории формирования феодальных отношений, дать представление о особенностях жизни в средневековой деревне, закрепить знания о жизни рыцарей, способствовать формированию оперативно-контрольных умений, умений пользоваться интерактивной доской через работу со слайдами, воспитывать интерес к истории.
Материально-техническая база и оснащение: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «История Средних веков», 6 класс, авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.
Дидактическое обеспечение: слайд-презентация «Средневековая деревня и её обитатели», карточки с текстом.
Форма проведения урока: урок с ИКТ
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
II. Сообщение темы урока. | Учитель выводит на экран интерактивной доски слайд с названием темы урока (слайд № 1): - Тема сегодняшнего урока «Средневековая деревня и её обитатели». Слайд № 2 «План урока». - На уроке мы повторим изученное и узнаем, как жили крестьяне в средневековой деревне. | Ученики слушают учителя, читают тему урока на слайде. |
III. Проверка домашнего задания. | Учитель проводит опрос домашнего задания с помощью слайдов. - Вспомним тему прошлого урока. - Проверим ваши знания о жизни рыцарей. У вас на партах есть карточки для самооценки «Как я ответил?» (Показывает карточку самооценки «Как я ответил?» (Приложение №1)) В ней вы будете отмечать ваши правильные и неправильные ответы. Если вы правильно ответили на вопрос, то ставите знак < + >, если ошиблись – знак < - >. Учитель выводит слайд № 3 «Проверим наши знания»: - Итак, проверим наши знания. Первый вопрос: Как назывался общественный строй, существовавший в Средневековой Европе? Учитель во время урока напоминает ученикам, что они должны отмечать в карточке: + или - . Слайд № 4 «Замок феодала» - Что такое замок? - Перед вами изображение замка. Подпишите основные части рыцарского замка. Учитель поощряет за правильный ответ, помогает исправить ошибки, говорит, что нужно ставить в карточке самооценки. Слайд № 5 « Военное облачение рыцаря» - Так одевались рыцари в Средние века. Подпишите, из чего состояло облачение рыцаря? Слайд № 6 «Занятия рыцарей» - Назовите основные занятия и развлечения феодалов Слайд № 7 «Тест» (Приложение № 2) - Сейчас проверим, как вы запомнили значения новых слов. Покажите стрелочками, какому слову подходит данное определение? Учитель проверяет и напоминает об отметках в карточке «Как я ответил?». | Ученики отвечают на вопросы : - «В рыцарском замке». Ученики знакомятся с тем, как работать с карточкой самооценки «Как я ответил?» - Феодальный строй. Ученик, ответивший на вопрос ставит в карточке < + >. - Замок – это жилище феодала и его крепость. Один из учеников называет и подписывает на слайде основные части замка, остальные ученики проверяют правильность ответа и по необходимости исправляют. ( Нужно подписать: дом феодала, донжон, крепостные стены, башни, подъёмный мост, ров, хозпостройки) Ученик подписывает части военного облачения рыцаря: шлем, забрало, кольчуга, меч, щит, копье, латы. - Война, турниры, охота и пиры. Ученики по очереди подходят к доске и стрелками соединяют слова в левом столбике с определениями в правом. Отмечают в карточке самооценки свои ответы. |
IV. Оценка домашнего задания. | Первоначальное оценивание работы учеников: - Подведем итоги. Передайте соседу по парте вашу карточку. Если в карточке два и больше плюсов, нет минусов – ставите оценку «5». Если есть плюсы и один или два минуса – оценка «4». Если минусов больше, чем плюсов – оценка «3». Если только минусы – «2». Теперь посмотрите свои оценки. У кого стоит оценка «5»? Кто получил оценку «4»? «3»? Учитель отмечает у себя результаты опроса, хвалит отличившихся учеников, просит не расстраиваться остальных. | Учащиеся обмениваются карточками и дают оценку работы соседа. Ученики получают свои карточки и знакомятся с результатами оценивания. По просьбе учителя поднимают руку, сообщая о своей отметке. |
V. Изучение нового материала. Сообщение плана изучения нового материала. Беседа с просмотром демонстрационного материала. Работа с документом. | Учитель выводит на экран доски тему урока «Средневековая деревня и её обитатели.» (Слайд № 8) - Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим о том, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община. Откроем тетради и запишем тему урока. Беседа по теме урока. - «Нет земли без сеньора» -такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X векам была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озёра стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье. На экране слайд № 9 «Феодальная вотчина» Учитель рассказывает и показывает на доске. - Феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее – замок, был обнесен оградой, впоследствии стеной. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: на господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне. Слайд № 10 «Феодал и зависимые крестьяне» с таблицей - За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк. Барщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Оброк – платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства. На столе перед вами лежит карточка «Средневековый документ»( Приложение № 3). В нем записаны повинности крестьян в феодальном владении. Прочитаем его и выполним задания. Дает время на выполнение задания. Если ученик затрудняется, учитель обращает внимание на экран доски. Проверка выполнения задания. -Вы поработали с документом, теперь проверим, как вы выполнили задание. Какие обязанности можно назвать оброком? Какие обязанности являлись барщиной? Первичный контроль- закрепление изученного Слайд № 11 «Барщина и оброк» Перед вами две иллюстрации. Какая из этих иллюстраций изображает барщину? Почему вы так решили? На какой из них люди выполняют повинность в виде оброка? Докажите.
Слайд № 12 «Крестьянская община». Рассказ учителя с использованием иллюстрации на слайде. - Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Собираясь на сельский сход , крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать. Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства; поддерживала мир и порядок на своей территории; разыскивала преступников; помогала беднякам выплачивать налоги; опекала крестьянских вдов и сирот; следила за соблюдением традиций и обычаев; проводила празднества и игры; а также добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ. Слайд № 13 «Натуральное хозяйство» В те времена крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина и его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские. Таким образом , все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине, покупать приходилось только привозные соль и железо. Такое хозяйство называлось натуральным. Запишите в тетради определение. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором вещи и продукты изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления. | Учащиеся слушают учителя. Открывают тетради и записывают дату , тему урока «Средневековая деревня и её обитатели» Ученики записывают в тетради понятие «феодальная вотчина» Слушают учителя Записывают в тетради : - Повинности – принудительные обязанности крестьян за пользование землёй. Ученики читают и выполняют задание: одной чертой подчеркивают обязанности, которые можно назвать оброком, двумя чертами – барщиной. Учащиеся отвечают. За правильный ответ ставят в карточке самооценки <+>, если были неточности, ставят <+> и <->. - Картина справа, потому что здесь крестьяне выполняют различные работы. Неподалёку виден дом феодала. - На иллюстрации слева крестьяне пришли к феодалу со своими продуктами и изделиями, которые они должны отдать. Ученики слушают учителя. читают текст на слайде. Ученики делают запись в тетради. |
VI. Закрепление изученного материала. Первичный контроль Рефлексия. | Слайд № 14. «Найдите правильные утверждения» (Приложение № 4).Учитель объясняет, как выполнять это задание, читает утверждения и предлагает зачеркнуть неправильные, при этом ученик должен сказать, каким должно быть утверждение. После выполнения задания рефлексия: - Поднимите руку те, кто запомнил все, и правильно ответил на все вопросы. Поднимите руку те, кто имел затруднения при работе с тестом и ошибся. Поднимите руку те, кто ничего не понял и неправильно ответил на все вопросы. | Ученики читают и находят неверные утверждения, зачеркивают их на интерактивной доске, говорят правильные ответы. |
VII. Постановка домашнего задания. | Слайд № 15 «Домашнее задание». Прочитать параграф 12. Индивидуальное задание: приготовить слайд-презентацию по п.4-5, с.100-102. По желанию проиллюстрировать любой вопрос параграфа 12. | Записывают в дневники домашнее задание. |
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок. | Учитель подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки с учетом результатов карточек самооценки. | Выставляют оценки в дневник. |
Литература и пособия:
1. История Средних веков. Учебник для 6 класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2007.
2. . История Средних веков. Учебник для 7 класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 1989.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского «История средних веков». 6 класс. Автор Е.А.Крючкова. М.: Просвещение, 2006.
Приложения
к уроку по теме «Средневековая деревня и её обитатели»
Приложение №1
Карточка самооценки «Как я ответил?» | ||||||||
Приложение № 2
Тест
Соедините слова в левом столбике с определениями в правом столбике.
А) Турнир 1. Отличительный знак рода.
Б) Герольд 2. Самая высокая башня замка
В) Девиз 3. Законы и правила поведения рыцарей
Г) Герб 4. Военные состязания рыцарей в силе и ловкости
Д) Донжон 5. Специальный глашатай на турнире
Е) Кодекс рыцарской чести 6. Краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба
Приложение № 3
В одном из средневековых документов записаны повинности крестьян в феодальном владении
Прежде всего они (крестьяне ) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра … и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить их штабелями, и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами… |
Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие – барщиной ( подчеркните двумя чертами)?
Приложение № 4
Вычеркните неверные утверждения.
1. Феодальная вотчина – это хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
2. Главными повинностями крестьян были барщина и оброк.
3. Крестьяне должны были отдавать феодалу часть продуктов и изделий со своего хозяйства – барщину.
4. Оброк – это все работы крестьян в поместье феодала
5. Привычной для крестьян была жизнь в общине, которая занималась самыми различными делами.
6. В вотчине феодала всё, что нужно для жизни, производилось на месте, то есть было натуральное хозяйство.
Скажите правильные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Урок в 6 классе по теме "География в Средние века (Европа)".
Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают о морских походах викингов, занятиях викингов, об открытии ими ...
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...
План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"
Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...