• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_vseobshchaya_istoriya_rabochaya_programma.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софийская средняя общеобразовательная школа
Ульчского муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании МО гуманитарного цикла МБОУ СОШ с. Софийск Протокол № ________ от «___» _________ 2018г | «Согласовано» Заместитель УВР МБОУ СОШ с.Софийск _________/____________ от «___»__________2018г | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ с. Софийск ____________/__________ от «___» __________ 2018г |
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Средних веков
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработала
учитель историии и обществознания
Николаева А. Н.
с.Софийск
2018г.
Пояснительная записка
- Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса составлена на основе: ФГОС ООО, Основной образовательной программы начального, основного общего образования МБОУ СОШ с.Софийск
- Учебного плана МБОУ СОШ с.Софийск
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
- авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков», М.: Русское слово, 2012
Цели обучения курса «Всеобщая история. История Средних веков». 6 класс
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
Задачи курса:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран и России;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
- овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно – нравственном контекстах;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре, куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Место курса в учебном плане
На изучение истории в 6 классе Федеральным базисным учебным планом отводится 68 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю. Из них 28 часов отводится на изучении истории Средних веков и 40 часов – на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Требования к результатам обучения учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса истории Средних веков учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Предметным результатом изучения курса является формирование следующих умений:
- овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории и истории России;
- соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.)
- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Личностными результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члены семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Раздел II. Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Что такое Средние века | 1 ч |
2 | Раздел I. Раннее Средневековье | 9 ч |
3 | Раздел II. Европа на подъеме | 12 ч |
4 | Раздел III. Дальние страны | 5 ч |
5 | Раздел IV. На пороге нового времени. (1 ч) | 1 ч |
Итого | 28 ч |
Раздел III. Основное содержание курса
«Всеобщая история. История Средних веков. (28 ч)
Введение. Что такое Средние века (1 ч)
Средние века – период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. Откуда наши знания о Средневековье. Медиевистика. Исторические источники.
Раздел I. Раннее Средневековье. (9 ч)
Глава 1. В центре Ойкумены (2 ч). Основание Новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви.
Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I.
Глава 2. Бури на окраинах (3 ч). Великое переселение народов, германские племена, вторжение кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств.
Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммед. Основные положения ислама. Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата. Культура мусульманского мира.
Глава 3. Держава франков (2 ч). Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. «Салическая правда». Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап. Пипин Короткий – король. Обряд помазания. Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого. Союз франкского короля и папы римского.
Глава 4. Северная Европа во времена викингов (2 ч). Распад империи, рождение из ее осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы, основные занятия. Норманны – не только «северные люди». Завоевание германскими племенами Британии. Подчинение бриттов. Основание англосаксонских королевств. Альфред Великий. Легенды о короле Артуре. «Область датского права». Претенденты на корону: Гарольд, Харальд, Вильгельм.
Раздел II. Европа на подъеме (12 ч)
Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 ч). Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство средневековья – земля. Распределение земли. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница: сеньор, сюзерен, вассал. Воины – господа. Феодальное землевладение. Феодальные повинности., жизнь в общине, натуральный характер хозяйства. Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок.
Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов (2 ч). Франция в X – XI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в X – XI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германиии императорского титула. Крестовые походы и его участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста.
Глава 7. Лики средневекового города (3 ч). Кризис античных городов. Оживление городской жизни в X – XI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. Борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. Торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников. Внешний вид средневекового города. Рынок. Ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата.
Глава 8. Вершина Средневековья (4 ч). Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.
Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Возвращение французских территорий. Людовик IX Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословной монархий. Создание органов сословного представительства. Великая хартия вольностей.
Кризис IV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменение в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война., Жанна д? Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров. Складывание христианских государств в Восточной и южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Православие и католицизм в Восточной Европе.
Славяне. Балтские народы. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Болгарское и Сербское царства. Чешское княжество. Соперничество между церквями.Великое княжество Литовское.
Раздел III. Дальние страны. (5 ч)
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло (5 ч).
Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевание монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. Открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами.
Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. Религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание Индии мусульманами. Делийский султанат. Япония в Средние века. Особенности ее развития. Культ императорской власти, самураи, религиозные верования японцев, культура Японии. Появление японских колонизаторов. Зарождение государства на полуострове Ямото. Самураи. Распространение буддизма. XV в. – смуты в Японии.
Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Страны и народы Африки в Средневековье. Америка до Колумба. Образ жизни и культура майя, инков и ацтеков. Культура доколумбовой Америки. Особенности развития южной Африки. Рабы, воины и правительницы Африки.
Раздел IV. На пороге нового времени. (1 ч)
Глава 10. Навстречу новой эпохе (1ч). Рассказы путешественников. Каравеллы в Атлантике. Рождение Испании. Гибель Византии. Изобретение И. Гуттенберга. Создание обширной державы на востоке Европы. Москва – третий Рим. Подведение итогов «путешествия» по Средневековью.
Используемые педагогические технологии: здоровье- сбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированного обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Отметка «5» - ученик раскрыл материал в определенной логической последовательности, точно, используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.
- проиллюстрировал теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя;
Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Отметка «4»
- в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
- допущены несущественная ошибка, один – два недочета при освещении основного содержания;
- допущены несущественная ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3»
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, слабая, речь бедная;
- материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2»
- не раскрыто главное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях, выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Диагностические мероприятия, контрольно – измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета
Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников; папы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местоположение и состояние историко-географического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия, время и место создания.
4.Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий и явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и давать им оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Тематическое планирование. 6 класс
№ | Тема | Кол. часов | № параграфа | План | Факт |
1 | Вводный урок | 1 | 3.09 | ||
Раздел I. Раннее Средневековье (9 ч) | |||||
Глава 1. В центре Ойкумены (2 ч) | |||||
2 | Новый Рим | 1 | & 1 |
| |
3 | Расцвет Византии | 1 | & 2 |
| |
Глава 2. Бури на окраинах (3 ч) | |||||
4 | Варвары - завоеватели | 1 | & 3 |
| |
5 | Возникновение и распространение ислама | 1 | & 4 |
| |
6 | Мир ислама | 1 | & 5 |
| |
Глава 3. Держава франков (2 ч) | |||||
7 | Рождение королевства франков | 1 | & 6 |
| |
8 | Император Карл | 1 | & 7 |
| |
Глава 4. Северная Европа во время викингов (2 ч) | |||||
9 | «Люди Севера» - норманны | 1 | & 8 |
| |
10 | Сколько раз завоевывали Англию? | 1 | & 9 |
| |
Раздел II. Европа на подъеме (12 ч) | |||||
Глава 5. Крестьяне и рыцари (12 ч) | |||||
11 | Земля власть | 1 | & 10 |
| |
12 | Вечные труженики | 1 | & 11 | ||
13 | За стенами замков | 1 | & 12 | ||
Глава 6. Западная Европа в эпоху Крестовых походов (2 ч) | |||||
14 | Империя и Церковь | 1 | & 13 | ||
15 | Крестовые походы | 1 | & 14 | ||
Глава 7. Лики средневекового города (3 ч) | |||||
16 | «Возвращение» городов | 1 | & 15 | 15.11 | |
17 | В сердце средневекового города | 1 | & 16 | ||
18 | В поисках знаний | 1 | & 17 | ||
Глава 8. Вершина Средневековья (4 ч) | |||||
19 | Во главе христианского мира | 1 | & 18 | ||
20 | Папы, императоры и короли в Европе XII – XV вв. | 1 | & 19 | ||
21 | Тяжкие времена | 1 | & 20 | ||
22 | На востоке Европы | 1 | & 21 | ||
Раздел III. Дальние страны (5 ч) | |||||
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло (5 ч) | |||||
23 | Во владениях великого хана | 1 | & 22 | ||
24 | Индия: раджи и султаны | 1 | & 23 | ||
25 | Поднебесная империя и страна Сипанго | 1 | & 24 | ||
26 | Очень разная Африка | 1 | & 25 | ||
27 | Мир совсем неизвестный | 1 | & 26 | ||
Раздел IV. На пороге Нового времени (1 ч) | |||||
Глава 10. Навстречу новой эпохе (1 ч) | |||||
28 | И снова Европа | 1 | & 27 | ||
Всего | 28 |
Учебное и учебно – методическое обеспечение
1.Бойцов М.А, Петрова Н.Г. Программа курса «История средних веков» для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М., Русское слово, 2008 г.
2.Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы – М. Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3.Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс / Сост. Е. Н. Сорокина. – М.: Вако, 2015.
4.Бойцов М.А, Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М. А. Бойцов, Р. М. Шукуров. – 5 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 – (Инновационная школа).
5.Петрова Н. Г. Методическое пособие к учебнику М. А. Бойцова, Р. М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Н. Г. Петрова. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 – (Инновационная школа).
6.Мультимедийный ресурс: «Дальний Восток в Средние века»
Дополнительная литература:
- История в таблицах. 5 – 11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. А. Т. Степанищев, Н. М. Белозеров, А. П. Волков. – 10 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
- Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. – М.: Просвещение, 2012.
- История. 5- 11 классы: внеклассные мероприятия (познавательные игры, линейки, аукционы, викторины, праздники)/ авт. – сост. Н. А. Белибихина, Н.А. Смогленко, О.Г. Тихонова. – изд. 2 – е, Волгоград: Учитель.
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы / Э.В. Уткина. – 4 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Оборудование: Исторические карты:
- «Королевство франков в VIII – IX вв.»;
- «Арабы в IX – XI вв.»;
- «Крестовые походы»;
- «Западная Европа в XIII – XV вв.»;
- «Индия и Китай в Средние века».
Интернет ресурсы:
http://fcir.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.ug.ru - «Учительская газета».
http://www.1september.ru – Газета «Первое сентября».
http://armoury-chamber.kreml.ru – официальный сайт Оружейной палаты Московского Кремля.
http://www.world-history.ru – статьи по истории России и всемирной истории
http://ru.wikipedia.org – Википедия: свободная энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)
Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...
Итоговое повторение по курсу "Всеобщая история. История Средних веков "
Итоговое повторение....
Рабочая программа курса "Всеобщая история. История России" 5-9 класс
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования, следующих авторски...
УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Урок по теме "Возникновение и распад империи Карла Великого"
Урок открытия нового знания по истории Средних веков на тему "Возникновение и распад империи Карла Великого". Был разработан как открытый урок для участия в конкурсе "Педагогически...
УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".
Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....
Контрольная работа (Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс)
Бойцов М. А.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс...
Рабочий лист по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках.
Краткое описание методической разработки Рабочий лист предназначен для обучающихся 6 классов, учителей истории и обществознания, родителей. Тема в рабочей программе: "Становление средневековой Евр...