Образовательная программа: "Вспомогательные исторические дисциплины" в средней школе
рабочая программа (история, 9 класс) по теме

Данная программа может быть использована, как элективный курс или на занятиях кружка. При изучении истории в школе учащиеся часто не могут соотнести меры и названия в старых документах с современной реальностью. Именно поэтому изучение вспомогательных исторических дисциплин поможет в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kursa.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа курса                           « Вспомогательные Исторические                         Дисциплины»                                                     для занятий кружка на базе средней школы.

                   

             Автор программы: Диканов Николай Юрьевич, учитель истории и обществознания МУО Алексеевская СОШ

                 Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………..

  1. Целевые установки программы…………….

  1. Задачи программы……………………………

  1. Методы, формы обучения и контроля………

  1. Учебный план…………………………………

  1. Практические и лабораторные работы………

  1. Учебно-тематический план…………………..

  1. Практический выход………………………….

  1. Содержание курса……………………………..

  1.  Материальные расходы……………………….

  1.  Тематическое планирование………………….

  1. Литература …………………………………….

1.Пояснительная записка

Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности.

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет, возраст становления личности. В плане общественной полезности очень важно, что некоторые методы и формы программы предусматривают совместную работу детей со своими родителями, бабушками, дедушками, учителями и другими жителями данной местности.

Также программа предусматривает работу на выполнение социального заказа от администрации школы, поселений, музеев и т.д.

Анализ выпадающих тем по истории показал, что у обучающихся большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории России, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности при сдаче Единого Государственного Экзамена при ориентировании в периодизации исторического источника.

Несомненна роль программы в духовно – нравственном воспитании подростков. Через изучение Вспомогательных Исторических Дисциплин, ребенок может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков.

Программа во многом практикоориентирована на воспитание гражданственности и патриотизма.  

Для реализации программы требуется 2 часа занятий в неделю – 70 часов в год.

                  2.Целевые установки программы:

  1. Помочь подростку найти смысл жизни через коррекцию личностного развития.

  1. Формирование устойчивых мотивов познавательной творческой деятельности.

  1. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по истории.

  1. Формирование нравственных  гражданственных позиций.

           3.Задачи программы:

3.1. Создание условий для приобретения нового личностного опыта.

3.2. Широкое использование методов социальной мотивации.

3.3. Использование активных методов и форм занятий  - проблемных, тренинговых, самостоятельной поисковой и творческой работы.

3.4. Использовать принцип сотрудничества педагога и воспитанника.

4. Методы, формы обучения и контроля, избранные на основе поставленных задач.

Задачи программы

Методы обучения и контроля

Формы обучения и проверки результативности

1

Формирование устойчивой нравственной позиции

Методы обучения: словестно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

Методы мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

Методы сотрудничества: создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи.

Метод диагностики и исследования.

-работа в группе;

-самостоятельная работа;

-развивающие игры;

-дискуссии;

-практические занятия;

-диагностическая карта;

-наблюдение;

-тестирование.

2

Обучение навыкам исследовательской работы

Методы мотивации: создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание.

Метод исторического поиска.

-творческое проектирование;

-тренинг;

-самостоятельная исследовательская работа;

-учебно-познавательные игры;

-конференции;

-олимпиады;

-рецензирование.

3

Предпрофессиональная подготовка

Методы обучения: проблемно-познавательный, продуктивный.

Методы мотивации:

опора на опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Методы диагностики и самодиагностики.

-практические занятия;

-творческие задания;

-тренинг;

-самоанализ и самооценка;

-анкетирование;

-наблюдение.

     

            5. Учебный план к программе.

Образовательные области

Всего часов

Теория

Практика

1

Палеография

12

6

6

2

Историческая хронология

8

5

3

3

Историческая метрология

8

4

4

4

Сфрагистика

4

2

2

5

Нумизматика

8

6

2

6

Геральдика

6

3

3

7

Генеалогия и система социального этикета

10

4

6

8

Историческая ономастика

6

3

3

9

Историческая география

8

4

4

70

37

33

           6. Практические и лабораторные работы

Образовательная область

Лабораторная работа

Практическая работа

1

Палеография

Определение времени происхождения письменных источников по внешним признакам

Создание берестяного письма

2

Историческая хронология

Соотношение различных систем времяисчисления в Российской истории

Начертание схем соотношения солнечного, лунного и солнечно-лунного календарей.

3

Историческая метрология

Перевод различных систем метрологии в метрическую

Создание исторического конвертера

4

Сфрагистика

Печати русских князей

Изготовление личной печати

5

Нумизматика

Заимствования в российских денежных системах

6

Геральдика

Российские городские гербы

Составление фамильного герба

7

Генеалогия и система социального этикета

Табель о рангах

Составление родословной

8

Историческая ономастика

Происхождение имен

Составление истории происхождения фамилий обучающихся

9

Историческая география

Географический фактор в развитие России.

Изучение исторических карт.

                    7.Учебно-тематический план.

Образовательная цель

Содержание занятий

Кол-во часов

Методы и формы организации педагогического взаимодействия

Понятия, идеи, факты

Виды деятельности, задания для творческих работ

пособия

Формы оценки рез-та

1

Знать и уметь применять данные об основных этапах Российской палеографии. Понимать историческую обусловленность современного  алфавита

Палеография

12

создание обучающей среды на основе личностного контакта;

расширение пед. пространства путем включения в процесс обучения  изучение объектов культуры

Графические формы славянского алфавита; внешние признаки письма; пергамен; берестяное письмо

привлечение научной и художественной литературы; работа в группе; дискуссии, изготовление образа

Книги, иллюстрации

Конкурс на создание лучшего берестяного письма

2

Датировка исторических источников

Историческая хронология

8

объяснительно-иллюстрированный метод;

практическое занятие с введением элементов исторического анализа

Системы счисления времени; календари

Тренинг мыслительных способностей, развивающие игры

Календари, схемы, таблицы

Викторина «в гостях у времени»

3

Соотнесение мер различных исторических периодов

Историческая метрология

8

проблемно познавательный;

практический

Четверть, аршин, коробь, верста, сажень

Сопоставление с помощью различных источников

Таблицы, научная литература

Создание исторического конвертера

4

Распознавание разных видов русских печатей

Сфрагистика

4

иллюстративно-обучающий;

групповая работа

Актовые вислые печати; печати царей и князей, гос. печати

Создание образца собственной печати

Рисунки, слайды

Конкурс на лучшую печать

5

Сопоставление товарной стоимости денег различных исторических периодов

Нумизматика

8

Экскурсионный; музейный.

Куна, ногата, гривна, рубль

Экскурсия в краеведческий музей

Монеты, купюры, слайды

Тестирование

6

Чтение и составление гербов

Геральдика

6

Практикоориентированный

Перевязь, шит, поле, крест

Создание герба своей семьи и школы

 Иллюстрации, видеоматериал

Конкурс на лучший герб

7

Составление генеалогического древа

Генеалогия и системы соц. Этикета

10

Социально-ориентированный;

Совместная работа с родственниками.

Древо, генеалогия

Составление родословной

Схемы, домашние фотоальбомы и документы

Составление древа

8

Происхождение имен собственных

Историческая ономастика

6

Исторический анализ; поисковый

Имя, топонимика, гидронимика

Составление карты своего имени

Научная литература

Создание карты имен родственников

9

Природногеографические факторы в истории России

Историческая географ.

8

Картография с исторических источников

карта

Работа с контурными картами

Карты, атласы

Подготовка к ЕГЭ

                               8.Практический выход

 

Исходя из программы, можно установить, что основными практическими выходами могут являться:

1.торческие работы учащихся

2.участие в конкурсах разных уровней

3.участие в олимпиадах по истории

4.участие в туристических слетах

5.улучшение семейных отношений

6.подготовка к ЕГЭ по истории

                           9.содержание курса

9.1 палеография

 

Что такое палеография.

Палеографический метод исследования источника.

История развития палеографии в России и за рубежом.

Возникновение письменности у восточных славян:

Славянские алфавиты; старославянский и церковнославянский языки.

Внешние признаки рукописных источников древней Руси:

Материал для письма; графика письма; орудия письма; украшение рукописей.

Внешние признаки письменных источников второй трети XII-концаXV веков:

Материал для письма; графика; украшения рукописей; миниатюра; тайнопись; вязь.

Внешние признаки письменных памятников Русского государства XV-XVIIв.: материал для письма; графика письма; книжное письмо; скоропись; украшение рукописей; миниатюра; вязь; тайнопись; чернила; переплет; формат рукописей.

Внешние признаки рукописей XVIII и  XIX веков:

Материал для письма; штемпель; графика письма; украшение рукописей; миниатюра; формат; орудия письма и чернила.

9.2 хронология

Единицы счета времени; календари; Юлианский календарь; Григорианский календарь; взаимоотношение григорианского и Юлианского календарей; мэры и их виды; русская система счета времени; мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление. Индикты; круги солнца; Вруцелето. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Метонов (лунный) цикл. Определение дат по астрономическим явлениям. Значение хронологии для исторических исследований.

9.3 метрология

Источники метрологии.

Метрология древнерусского государства (X - начало XII веков).

Меры длины; меры поверхности; меры сыпучих тел; меры жидкостей; меры веса.

Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII – XV века).

Русская метрология XVI – XVII веков. Сошное письмо.

Русская метрология XVIII – XX веков. Создание международной метрической (десятичной) системы.

9.4 сфрагистика

Печати древнерусского государства:

 Княжеские печати. Церковные печати домонгольского времени. Печати Ратибора. Печати протопроедра Ефстафия. Печати с русской благопожелательной формулой. Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО». Печати с патрональными изображениями двух святых. Печати с изображением княжеского знака и святого. Древнерусские пломбы «дрогиченского типа».

Печати новгородской и псковской феодальных республик.

Княжеские печати. Владычные печати. Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Печати новгородского Совета господ. Новгородские монастырские печати. Печати псковской феодальной республики.

Печати периода единого русского государства.

Государственная печать. Печати це5нтральных государственных учреждений. Печати местных учреждений. Печати должностных лиц.

Печати Российской империи. Печати частных лиц. Печати ХХ века.

9.5 нумизматика

 

Роль нумизматики в историческом исследование.

Монеты и денежное обращение древнерусского государства. Возникновение русской денежно-весовой системы.

Римские монеты и их роль в возникновение русской денежно весовой системы. Византийские монеты. Восточные монеты.  Западноевропейские монеты. Первые русские монеты. Златники. Монеты с именем Петрос. Ярославское серебро. Метрология древнерусских монет. Монеты Михаила – Олега Тмутараканского. древнерусская денежная терминология и денежный счет. Безмонетный период.

Русские монеты и денежное обращение XIV – XV веков. 

Монеты Великого княжества московского. Монеты других княжеств.

Русская монетная система XVI – XVII веков.

Денежная реформа 1535 года и ее значение. Монетная реформа 1654 – 1663 годов.

Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках.

Денежная реформа Петра Первого. Монетная система России в послепетровское время.

Монеты ХХ века.

9.6 геральдика

Роль геральдики и вексиллографии в работе над историческим источником. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Развитие геральдики в России. Государственный герб России. Государственные гербы России в ХХ веке. Городские и областные гербы. Дворянские гербы. Вексиллография.

9.7 генеалогия и системы социального этикета.

Предмет и задачи генеалогии. Методы генеалогического исследования. Генеалогические таблицы, схемы и росписи. Генеалогическое древо. Русская генеалогия.

Системы социального этикета. Табель о рангах. Воинские звания. Сословия.

9.8 историческая ономастика

Предмет и задачи исторической ономастики. Топонимика, этнонимика, антропонимика, теонимика, зоонимика и космонимика – части ономастики.

9.9 историческая география

Роль исторической географии в исследование исторического источника. Раритетные карты. Значение геополитического фактора в истории России.

10. Материальные затраты на реализацию программы.

На реализацию программы В.И.Д. не нужно дополнительных расходов, кроме оплаты труда педагога – примерно 4 тысячи рублей в год.

        11. Тематическое планирование по часам

занятия

Тема занятия и название образовательного раздела                          

Кол-во

часов

1-12

1

2

3

4

5

6

7-8

9

10-11

12

13-20

13

14

15

16

17

18

19-20

21-28

21

22

23

24

25-26

27-28

29-32

29

30

31

32

33-40

33

34

35

36

37

38

39-40

41-46

41-42

43

44

45-46

47-56

47

48

49

50-51

52-53

54-56

57-62

57

58

59

60

61-62

63-70

63

64-65

66-67

68-69

70

Палеография

Предмет и место палеографии.

Российская палеография

Внешние признаки письменных источников Руси 10-12 веков

Внешние признаки письменных источников России 12-17 веков

Внешние признаки письменных источников 18-19 веков

Письменные источники 20 века

Определение времени происхождения письменного источника по внешним признакам (лабораторная работа)

Подготовка материала для создания берестяной грамоты

Работа над созданием берестяной грамоты (практическая работа).

Итоговое занятие по палеографии. Подведение итогов конкурса.

Историческая хронология

Предмет, место и задачи хронологии в изучении исторических источников.

Появление хронологии в России, как науки.

Системы счисления времени.

Церковный календарь.

Сентябрьский, мартовский и ультромартовский календари.

Начертание схем соотношения солнечного, лунного и солнечно-лунного календарей (практическая работа).

Соотнесение различных систем времяисчисления в Российской истории. Перевод дат (лабораторная работа).

Историческая метрология

Предмет, место и задачи метрологии в изучение исторических источников.

Российская метрология с 12 по17 века.

Российская метрология в 18-20 веках.

Метрическая (десятичная) система мер

Перевод различных систем в метрическую (лабораторная работа)

Создание исторического конвертера (практическая работа).

Сфрагистика

Сфрагистика, как вспомогательная историческая дисциплина.

Российские печати.

Печати русских князей (лабораторная работа)

Изготовление личной печати (практическая работа).

Нумизматика

Нумизматика, как вспомогательная историческая дисциплина

История зарождения денежных отношений.

Иностранные заимствования в российских денежных системах (лабораторная работа).

Древнерусские деньги и денежно-весоые системы.

Соотношении денежных систем разных исторических периодов.

Российские денежные реформы.

Экскурсия в краеведческий музей (отдел нумизматики).

Геральдика

 Теоретическая геральдика

Российские гербы (лабораторная работа).

Правила составления гербов.

Составление семейного герба (практическая работа)

Генеалогия и системы социального этикета

Зарождение Российской генеалогии.

Российские системы социального этикета

Табель о рангах (лабораторная работа)

Известные российские рода.

Как составлять генеалогическое древо.

Составление генеалогического древа обучающихся.

Ономастика

Ономастика, как вспомогательная историческая дисциплина.

Происхождение имен (лабораторная работа).

Топонимика. Гидронимика.

Этнонимика.

Составление карты происхождения фамилий обучающихся.

Историческая география

Место и роль исторической географии в изучение исторических источников.

Роль геополитического фактора в истории России (лабораторная работа).

Историческая география России.

Работа с историческими картами России (практическая работа).

Итоговое занятие.

12

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

8

1

1

1

1

1

1

2

8

1

1

1

1

2

2

4

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

2

6

2

1

1

2

10

1

1

1

2

2

3

6

1

1

1

1

2

8

1

2

2

2

1

  1. Литература

 Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV-XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. – М.,1963. – Т.2.

Антропонимика. – М., 1970.

Бережков Н.Г.Хронология русского летописания. – М., 1970.

Борисов И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.

Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987

Гербы городов России. Альбом – справочник. – М., 1998.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. – Львов, 1978.

Каменцева Е.И. Хронология. – М., 1967.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. – М., 1973

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В.  Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.

 - М., 1984.

Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000.

Попов А.И. Географические названия. – М., 1965.

Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1991.

Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л., 1970.

Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА вспомогательного курса «Основы исследовательской деятельности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  вспомогательного курса «Основы исследовательской деятельности»   10-11 класс в рамках функционирования профильных лабораторий  для обучающихся обра...

Цифровой образовательный ресурс: уроки ОБЖ в средней школе.

Цифровой образовательный ресурс: уроки ОБЖ в средней школе...

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...

Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».

Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения же...