Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».
статья по истории (7 класс)
Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовывать свою учебную, в том числе проектную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».
Программа курса «Историческая география, мировая история на карте» адресована учащимся 7-9-ых классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- предметных (образовательные области «Всеобщая история» и «История России», «География»);
- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- личностных.
Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовывать свою учебную, в том числе проектную деятельность.
Знания учащихся в области исторической географии – важная составляющая школьного исторического и географического образования. Данная программа предназначена для изучения курса исторической географии с древнейших времён до современности.
В рамках внеурочной деятельности «Историческая география, мировая история на карте» основной целью является изучение исторических карт, пробуждение интереса учащихся к мировой истории, к судьбам народов, населяющих планету. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Научить учащихся пользоваться историческими и политическими картами в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие вспомогательной исторической дисциплины на фоне мировой истории;
- научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события мировой истории, определять общее и особенное в историческом процессе;
- углублять конкретно исторические и географические знания;
- изучение мировой истории методом изложения материала преподавателем;
- использование мультимедийных технологий для наглядного представления об исторической и современной действительности;
- развитие способности у учащихся использовать исторические источники, читать карты, проецировать события истории в пространстве и времени, анализировать и моделировать историческую действительность;
- развитие умений использовать письменные, вещественные и аудиовизуальные исторические источники, делать анализ и визуальные модели (проецировать найденные факты на карте);
- научить учащихся определить в пространстве местоположение проживания народов, распространение конфессий, культур и прочего;
- научить учащихся разбираться в вопросах военной политики и геополитики через изучение исторических карт;
- применение изобразительного искусства и рукоделий для повышения интереса и творческого развития учащихся к внеурочной деятельности;
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь глубже понять общеисторические, углублять конкретно исторические и географические знания. Она отражает общеисторические тенденции, дает наглядное понимание важнейших исторических событий в пространстве.
Для успешной реализации задач курса исторической географии учитель может использовать многочисленную литературу, различные атласы, современные и архивные карты и фотографии.
Программа, тематическое планирование предоставляют возможность для организации деятельности учащихся в этом направлении; предполагает разнообразные формы проведения занятий: школьные лекции, семинары, практикумы и т.д.; дают возможность учителю осуществлять системный контроль за знаниями учащихся в форме контрольных заданий, тестов, творческих работ, эссе, докладов, в особенности практических заданий в контурных картах и других видов текущего и итогового контроля.
Планируемые результаты.
Личностные:
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтение с учетом устойчивых познавательных интересов;
- пробуждение интереса к гуманитарным наукам и к научно-исследовательской деятельности;
- сформированность ценности здорового интереса к познавательной деятельности и потребности познавать окружающий мир в целях общего развития;
- развитие способности самоанализа и анализа успехов самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
- идентифицировать проблемы и определить главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- наблюдать и анализировать, а также адекватно оценивать результаты собственной учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающих сможет:
- определять причинно-следственную связь;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверной информации;
- объяснять явления, процессы, связи в ходе познавательной деятельности;
- делать вывод на основе критического анализа полученной информации;
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
- определить и играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать и понимать позицию собеседника и различать: мнение, доказательство, факты, гипотезы, теории и т.д.;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнения, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно такого) и корректировать его;
- выявлять общую точку зрения.
Предметные универсальные учебные действия
История | География | |
Ученик научиться | Анализировать исторические карты как исторический источник. Делать вывод и строить гипотезы о исторических явлениях и событиях, опираясь на данные исторических карт. | Научиться читать и понимать карты для формирования и представления целостной картины мира. |
Ученик получит возможность | Ориентироваться в историко-культурном пространстве мира. Развить собственный интерес для дальнейшего изучения культуры и исторического наследия народов мира. | Овладеть навыком чтения карт и применения этого навыка в жизни. Выстраивание наиболее безопасных туристических маршрутов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.
статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"
Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...
Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."
Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...
«Формирование компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней школы».
Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего поведения. Здесь должны действовать ...
«СИСТЕМА УСЛОВНЫХ БАЛЛОВ» КАК ПРИЁМ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИИ
В настоящей статье представлен анализ авторского опыта создания и экспериментального применения особого варианта «фронтального опроса» при преподавании естественнонаучных дисциплин в общео...