Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».
статья по истории (7 класс)

Ребяков Александр Витальевич

Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовывать свою учебную, в том числе проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».

Программа курса «Историческая география, мировая история на карте» адресована учащимся 7-9-ых классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

  • предметных (образовательные области «Всеобщая история» и «История России», «География»);
  • метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • личностных.

Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовывать свою учебную, в том числе проектную деятельность.

Знания учащихся в области исторической географии – важная составляющая школьного исторического и географического образования. Данная программа предназначена для изучения курса исторической географии с древнейших времён до современности.

В рамках внеурочной деятельности «Историческая география, мировая история на карте» основной целью является изучение исторических карт, пробуждение интереса учащихся к мировой истории, к судьбам народов, населяющих планету. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Научить учащихся пользоваться историческими и политическими картами в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие вспомогательной исторической дисциплины на фоне мировой истории;
  • научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события мировой истории, определять общее и особенное в историческом процессе;
  • углублять конкретно исторические и географические знания;
  • изучение мировой истории методом изложения материала преподавателем;
  • использование мультимедийных технологий для наглядного представления об исторической и современной действительности;
  • развитие способности у учащихся использовать исторические источники, читать карты, проецировать события истории в пространстве и времени, анализировать и моделировать историческую действительность;
  • развитие умений использовать письменные, вещественные и аудиовизуальные исторические источники, делать анализ и визуальные модели (проецировать найденные факты на карте);
  • научить учащихся определить в пространстве местоположение проживания народов, распространение конфессий, культур и прочего;
  • научить учащихся разбираться в вопросах военной политики и геополитики через изучение исторических карт;
  • применение изобразительного искусства и рукоделий для повышения интереса и творческого развития учащихся к внеурочной деятельности;

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь глубже понять общеисторические, углублять конкретно исторические и географические знания. Она отражает общеисторические тенденции, дает наглядное понимание важнейших исторических событий в пространстве.

Для успешной реализации задач курса исторической географии учитель может использовать многочисленную литературу, различные атласы, современные и архивные карты и фотографии.

Программа, тематическое планирование предоставляют возможность для организации деятельности учащихся в этом направлении; предполагает разнообразные формы проведения занятий: школьные лекции, семинары, практикумы и т.д.; дают возможность учителю осуществлять системный контроль за знаниями учащихся в форме контрольных заданий, тестов, творческих работ, эссе, докладов, в особенности практических заданий в контурных картах и других видов текущего и итогового контроля.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтение с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • пробуждение интереса к гуманитарным наукам и к научно-исследовательской деятельности;
  • сформированность ценности здорового интереса к познавательной деятельности и потребности познавать окружающий мир в целях общего развития;
  • развитие способности самоанализа и анализа успехов самостоятельной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • идентифицировать проблемы и определить главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • наблюдать и анализировать, а также адекватно оценивать результаты собственной учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия.

В результате освоения учебного курса обучающих сможет:

  • определять причинно-следственную связь;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверной информации;
  • объяснять явления, процессы, связи в ходе познавательной деятельности;
  • делать вывод на основе критического анализа полученной информации;

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:

  • определить и играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать и понимать позицию собеседника и различать: мнение, доказательство, факты, гипотезы, теории и т.д.;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к собственному мнения, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно такого) и корректировать его;
  • выявлять общую точку зрения.

Предметные универсальные учебные действия

История

География

Ученик научиться

Анализировать исторические карты как исторический источник.

Делать вывод и строить гипотезы о исторических явлениях и событиях, опираясь на данные исторических карт.

Научиться читать и понимать карты для формирования и представления целостной картины мира.

Ученик получит возможность

Ориентироваться в историко-культурном пространстве мира.

Развить собственный интерес для дальнейшего изучения культуры и исторического наследия народов мира.

Овладеть навыком чтения карт и применения этого навыка в жизни.

Выстраивание наиболее безопасных туристических маршрутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.

статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"

Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...

«Формирование компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней школы».

Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего  поведения. Здесь должны действовать ...

«СИСТЕМА УСЛОВНЫХ БАЛЛОВ» КАК ПРИЁМ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИИ

В настоящей статье представлен анализ авторского опыта создания и экспериментального применения особого варианта «фронтального опроса» при преподавании естественнонаучных дисциплин в общео...