ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»
рабочая программа (11 класс) на тему
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
- военно – патриотическое,
- историко - краеведческое,
- нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
- расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
- создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
- обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
- создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
- дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
· военно – патриотическое,
· историко - краеведческое,
· нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
· расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
· создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
· обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
· создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
· дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_pamyat_nashih_serdec.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина
ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ» Автор: учитель истории и обществознания МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина Московской области Романова Валентина Александровна Всего занятий……….. 68 часов в том числе -практических занятий………………….. 8 часов -изучения нового материала ………….. 10 часов -встречи………………………………… 22 часа -экскурсии ….…………………………. 12 часов -круглые столы………………………….. 10 часов -конференции…………………………… 6 часов
Г.КЛИН |
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание- это непрерывный процесс, осуществляемый не только на уроке, но и вне его.
Практика показывает, что сегодня востребован опыт работы с учащимися в условиях появления модели «школ полного дня» по различным программам дополнительного образования. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков. Оно стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети должны иметь возможность сами выбирать то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям и интересам.
Программа клуба «Память наших сердец» по нравственно – патриотическому воспитанию учащихся построена на материале курсов всеобщей истории и истории России, обществознания и краеведения ( Московская область и Клинский край). Эти курсы изучаются на протяжении 6 - 11 классов, создавая условия для формирования устойчивого и познавательного интереса у обучающихся в системе дополнительного образования.
Актуальность данных материалов связана с тем, что современные телекоммуникационные технологии все активнее влияют на образовательный процесс. При этом его воспитательная составляющая была и остается одной из традиций нашей системы образования. Возникает проблема поиска формы их соединения через новые педагогические технологии.
Методика работы клуба строится на одной из наиболее востребованных сегодня образовательных технологий - разработка и реализация проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию детей.
Дальнейшее развертывание и углубление знаний осуществляется со следующими ориентирами:
- создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
- обеспечение преемственности между основной и средней школой, системами основного и дополнительного образования, исключение прямого дублирование учебного материала, но с возвратом по целому ряду ранее рассмотренных вопросов для их углубленного изучения в новых связях, на более высоком уровне;
- важно, чтобы темы и проблемы проектов не рассматривались отвлеченно от реалий современности, а воспринимались в контексте применения полученных знаний в различных, жизненных ситуациях – при организации и проведении «Уроков мужества», на торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным событиям Российской истории.
Цель и задачи
Целью работы клуба является обновление содержания патриотического воспитания в образовательном учреждении через внедрение инновационных технологий в систему дополнительного образования, на основе отечественных традиций и современного опыта.
Содержание данной методики предполагает решение следующих задач:
во - первых, расширить содержательный блок знаний, способствовать актуализации творческого начала учащихся, развитию у них устойчивого интереса к истории и традициям России;
во - вторых, создать возможности для формирования ценностных ориентиров, так регулирующих жизнедеятельность школьника, чтобы он быстрее и осознаннее почувствовал себя патриотом и гражданином России.
При подготовке проектов учащиеся имеют право выбора:
- -объекта изучения;
- -вида работы;
- -литературы и источников знаний, в том числе из Интернета.
Возможны следующие области применения проектов:
- - презентации проектов учащихся на уроках с последующей дискуссией, при проведении зачетных и итоговых индивидуальных и групповых занятий по различным программам дополнительного образования;
- -защита творческих работ с видеосопровождением в рамках участия в научно – практических конференциях, «Днях науки»;
- - использование проектов, посвященных памятным событиям Российской истории
- с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и общешкольных мероприятиях;
- -презентации опыта работы учителя на ШМО, РМО, педсоветах.
Применяются различные формы проектной деятельности: исследовательские, прикладные, информационные и другие. Все они являются своеобразной формой живого диалога учителя и учениками, творческого межличностного общения и самостоятельных раздумий над различными темами проектов .
Содержание каждого тематического проекта предполагает самостоятельную (индивидуальную, групповую или коллективную) работу учащихся старшей школы. Опыт показывает, что даже дети с девиантным поведением легко откликаются на предложение принять участие в любых нестандартных проектах. Главное при этом – не акцентировать внимание на особенностях поведения и отличие в уровне подготовленности ребенка. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
.
Возможность использования методики проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования, позволяет успешно решать проблему создания единого интегрированного образовательного пространства в школе.
Любой учитель может производить диагностику личности ученика, использовать межпредметные связи. С помощью проекта можно приобщить детей к самостоятельному поиску информации; любой ребенок может осуществлять самоконтроль
Результатом изучения работы клуба должно стать наряду с усвоением знаний, овладение рядом умений и навыков, в том числе:
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать/несколько источников по одной проблеме/;
- описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;
- сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;
- вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;
- анализировать конкретные жизненные ситуации и планировать практические действия.
Предполагаемыми воспитательными результатами работы клуба должны стать:
- готовность порастающего поколения к самоизменению, к гибким
отношениям с окружающей действительностью;
- активизация личного участия в пропаганде и сохранении исторического наследия;
- пробуждение в душе ребенка чувства патриотизма, ответственности за настоящее и будущее своей Родины.
Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция и защита рефератов, проектов..
Основная содержательная линия и место
клуба
«Память наших сердец»
в плане учебно-воспитательной работы школы
Формы и содержание занятий в клубе имеют свои особенности:
- если урок является обязательной формой обуче ния, регламентирован временем, то клубная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учи телем. Это возмож ность организовать деятельность учащихся по интересам, что способ ствует развитию индивидуальных наклонностей, инициативы и познавательной самостоятельности учеников;
- при клубной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определено государственными программами и стандартами;
- создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы над проектами.
- учащиеся могут более широко применять такие современные методы такие проектной деятельности, как изучение научных источников, диагностика мнений одноклассников, интервью с земляками, анализ и проектирование, театрализация выбранной ситуации.
- Проекты, подготовленные в клубе , открывают более широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов научно-исследовательской работы в архивах, библиотеках, музеях, дают опыт публичных выступлений на «Дне науки»;
- шире, чем на уроке, осуществляется связь с происходящими в мире и стране событиями.
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления:
- военно – патриотическое,
- историко - краеведческое,
- нравственно – патриотическое.
Содержание данной программы
- расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих знаний;
- создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
- обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
- создает возможности для формирования ценностных ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
- дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.
Программа построена в соответствии с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.
Учебно – тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | дата |
2 | Вводное занятие. Ознакомление с направлениями и планом работы. | 6.09 | |
Нравственно – патриотическое направление ( 20 часов) | |||
2 | Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой. Практикум. | 13.09 | |
2 | Особенности работы над рефератом. Его структура. Подбор библиографии. Практикум. | 20.09 | |
2 | Особенности работы над проектом. Практикум. | 27.09 | |
2 | 1 октября - День пожилого человека: история и традиции. | 11.10 | |
2 | Составление родословной своей семьи. Практикум. | 25.10 | |
2 | Экскурсия в Районный Дом ветеранов. Встреча с его директором Панчук Татьяной Алексеевной. | 1.11 | |
2 | Встреча с Председателем районного Совета ветеранов, почетным гражданином города Клина – Булыгиным Владимиром Сергеевичем. День примирения и согласия. | 8.11 | |
2 | Встреча с начальником ГУ - Управления пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области Лебедевым Борисом Николаевичем . | 15.11 | |
2 | Встреча с членами подшефной организацией «Термоприбор». | 22.11 | |
2 | Конференция.Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению. | 26.11 | |
Военно – патриотическое направление ( 28 часов) | |||
2 | Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой. | 29.11 | |
2 | Встреча с библиотекарем школы Поляковой Надеждой Александровной. Обзор литературы данной тематики. | 6.12 | |
2 | Встреча с ветеранами подшефной организации «Термоприбор», участниками войны и трудового фронта. | 13.12 | |
2 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Петром Тарасовичем Уваровым , который зажигал Вечный огонь на Мемориальном комплексе в 1995 году. Возложение цветов. | 20.12 | |
2 | Московская битва в мемориалах Клинской земли. Встреча с сотрудниками городской библиотеки. | 27.12 | |
2 | Круглый стол по проекту - презентации работы по теме «Поговори об истоках патриотизма». | 03.01 | |
2 | Встреча с участником Чеченской войны, выпускником школы- Авдеевым Андреем. | 10.01 | |
2 | Память в граните и бронзе . Экскурсия по памятным местам г.Клина | 17.01 | |
2 | Круглый стол по проекту - презентации работы по теме «Современный подход к изучению понятий «патриотизм» и «гражданственность». | 24.01 | |
2 | Клинчане- Герои Советского Союза. | 31.01 | |
2 | Круглый стол по проекту - презентации «Никто не забыт, ничто не забыто» | 07.02 | |
2 | 15 февраля- День вывода советских войск из Афганистана. Встреча с участником советско- афганской войны. | 14.02 | |
2 | Армия : вчера, сегодня, завтра. Встреча с выпускниками школы, пришедшими со срочной службы- Богдановым Сергеем. | 21.02 | |
2 | Конференция .Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению. | 28.02 | |
Историко - краеведческое направление(18 часов) | |||
2 | Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой. | 13.03 | |
2 | Круглый стол по проекту - презентации «История родного города через историю родной улицы» | 21.03 | |
2 | Круглый стол по проекту - презентации «Храмы Земли Клинской» | 28.03 | |
2 | Экскурсия в краеведческий музей г.Клина. | 4.04 | |
2 | Экскурсия в дом- музей А.П.Гайдара | 11.04 | |
2 | Экскурсия в дом- музей П.И.Чайковского. | 18.04 | |
2 | Экскурсия в дом- музей Д. И. Менделеева в Боблово. | 25.04 | |
2 | Встреча с Клинским краеведом и экскурсоводом Идой Моисеевной Папуловой. | 16.05 | |
2 | Итоговое занятие. Научно-практическая конференция и защита рефератов и проектов | 23.05 |
Содержание программы
Введение.2 часа.
Цели, содержание работы кружка. Формы работы.
Тема 1. Нравственно – патриотическое направление ( 20 часов)
- Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
- Особенности работы над рефератом. Его структура. Библиография.
- Особенности работы над проектом.
- Практикум.
- 1 октября - День пожилого человека: история и традиции.
- Составление родословной своей семьи.
- Экскурсия в Районный Дом ветеранов. Встреча с его директором Панчук Татьяной Алексеевной.
- Встреча с Председателем районного Совета ветеранов, почетным гражданином города Клина – Булыгиным Владимиром Сергеевичем.
- Встреча с начальником ГУ - Управления пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области Лебедевым Борисом Николаевичем .
- Встреча с членами подшефной организацией «Термоприбор».
- Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.
Тема 2. Военно – патриотическое направление ( 28 часов)
- Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
- Встреча с библиотекарем школы Поляковой Надеждой Александровной. Обзор литературы данной тематики.
- Встреча с ветеранами подшефной организации «Термоприбор», участниками войны и трудового фронта.
- Встреча с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Петром Тарасовичем Уваровым , который зажигал Вечный огонь на Мемориальном комплексе в 1995 году.
- Московская битва в мемориалах Клинской земли. Встреча с сотрудниками городской библиотеки.
- Проект - презентация работы по теме «Поговори об истоках патриотизма»
- Встреча с участником Чеченской войны, выпускником школы- Авдеевым Андреем.
- Память в граните и бронзе . Экскурсия по памятным местам г.Клина
- Проект - презентация работы по теме «Современный подход к изучению понятий «патриотизм» и «гражданственность».
- Клинчане- Герои Советского Союза.
- Проект- презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»
- 15 февраля- День вывода советских войск из Афганистана. Встреча с участником советско- афганской войны.
- Армия : вчера, сегодня, завтра. Встреча с выпускниками школы, пришедшими со срочной службы.
- Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.
Тема 3. Историко - краеведческое направление(18 часов)
- Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
- Проект- презентация «История родного города через историю родной улицы»
- Проект- презентация «Храмы Земли Клинской»
- Экскурсия в краеведческий музей г.Клина.
- Экскурсия в дом- музей А.П.Гайдара
- Экскурсия в дом- музей П.И.Чайковского.
- Экскурсия в дом- музей Д. И. Менделеева в Боблово.
- Встреча с Клинским краеведом и экскурсоводом Идой Моисеевной Папуловой.
- Итоговое занятие. Научно-практическая конференция и защита рефератов и проектов
Библиография
Список литературы педагога и для учащихся
- Бескровный ЛТ. Отечественная война 1812 года. - М., 1982.
- Вострышев М. Патриарх Тихон.- М., 1996.
- Город Клин и храмы Клинского района. / Сост. Пэнежко – Клин, 2003.
- Газеты «Серп и молот», «Клинская неделя».
- Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона.- Журнал Московской патриархии, №2, 1990.
- Житие Святителя Тихона, епископа Воронежского.- Москва, № 8, 1991.
- Клин Православный/ Сост. Б.Балашов.- Клин, 1998.
- Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ. Автор А.М. Ильин. – Клин, 2005.
- Книга Памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. ТОМ 9. Клинского района, Москва, «Мысль», 1997 г
- Криворучко М. Г. и др. Москва - героям Великой Отечественной: Путеводитель: изд-во «Московский рабочий», 1981 г.
- Монастыри и храмы Московской епархии. -М., 1999.
- Послания патриарха Тихона.- в кн. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона. /Сост. С.С. Бычков- М., 1992.
- России верные сыны. Сборник. - М., 1992.
- Стариков В. И. Клин и его окрестности, Москва, изд-во «Советская Россия», 1977 r.
- Самахова Р. Воспитание гражданина. - Санкт-Петербург,1998 г.
- Славкин. В. Успение – Серп и молот, 17 октября, 2000.
- Храм Святителя Тихона Патриарха Всероссийского. /Под ред. А. О. Морозова, О.В. Чапнина. - Московский церковный вестник, 2002.
- Энциклопедический словарь юного историка. - М.: Пресс, 1993
- Юдин В.С. Край наш Клинский. - Клин, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе - Птицы нашего города.
Воспитывает у детей мышление,память,воображение,пополняет словарный запас, учит доброте и бережного отношения к птицам....
Доброта наших сердец
Материал для проведения классного часа...
Сценарий для средней группы "Праздник наших мам"
Дети встретятся с проделками Вредины-приведередины...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) в средней группе «Дома нашего города»
Цель: формирование умений создавать предметы из пластилинаЗадачи:Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление ...
"Доброта наших сердец" классный час
Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка....
Конспект занятия по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Наша армия».
Цель: Закреплять представления об армии, военной технике у детей через выполнение математических заданий.Задачи:Образовательные:Упражнять в счёте предметов в пределах 5;Формировать умение соотно...