ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА вспомогательного курса «Основы исследовательской деятельности»
рабочая программа (10 класс) на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА вспомогательного курса «Основы исследовательской деятельности» 10-11 класс в рамках функционирования профильных лабораторий для обучающихся образовательных организаций города
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
вспомогательного курса
«Основы исследовательской деятельности»
10-11 класс
в рамках функционирования профильных лабораторий
для обучающихся образовательных организаций города
Разработчик:
Зейгман Ольга Алексеевна,
методист МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги
Пояснительная записка
Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся следующие факторы: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия дл воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Вспомогательный курс «Основы исследовательской деятельности» направлен на формирование ключевых компетентностей, дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Основы исследовательской деятельности» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.
Цель курса: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и повышение качества образования школьников.
Задачи курса:
- Сформировать у учащихся чувство значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;
- вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно- исследовательской деятельности учащихся;
- сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы
Организация учебного процесса
Программа вспомогательного курса рассчитана на 34 ч. Она состоит из двух разделов: «Методы научного исследования» - 17 часов и «Организация научного исследования» - 17 часов. Курс имеет практико ориентированную направленность,, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, мастерские, тренинги. Количество часов и объём изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 10-11 классов.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные занятия и практические работы.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в портфолио учащихся.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, электронными ресурсами, принципами составления библиографии организуется посещение библиотеки, медиацентра.
При изучении курса происходит развитие не только практических умений организации научно- исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, то есть максимально индивидуализировать обучение.
Содержание курса «Основы исследовательской деятельности» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования. В содержании курса можно выделить три направления:
- формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности;
- формирование знаний о структуре, этапах, содержании, методах исследовательской и проектной работ;
- развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения - не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, вера в свои силы, прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практической конференции.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях города-функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников :
- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
- предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
- защита завершенных проектов и исследовательских работ;
- итоговая конференция НОУ.
Требования к уровню усвоения учебного материала
Ожидаемые результаты:
- сформированность исследовательской компетенции;
- умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение
которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;
- овладение основными методами научного познания;
- повышение уровня владения техниками работы с информацией;
- освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;
- овладение способами презентации себя и своей деятельности;
- приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;
- овладение опытом разных социальных позиций;
- освоение культуры рефлексивного мышления;
- развитие навыков самообразования;
- возможность мотивированным к научно-исследовательской деятельности
школьникам в рамках НОУ, выйти на муниципальный, окружной, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.
В результате освоения курса «Основы исследовательской деятельности» учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской работы.
- формулировать тему исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской работы;
- выделять объект и предмет исследовательской работы;
- определять цель и задачи исследовательской работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы;
- рецензировать чужую исследовательскую работу;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
Формы подведения итогов реализации программы:
- встречи-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
- конференция исследовательских и творческих работ (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.
Содержание вспомогательного курса
«Основы исследовательской деятельности»
- класс
I.Методы научного исследования (17 часов)
- Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
- Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии, оценки.
Практические занятия: «Составление аннотации к статье, подготовка доклада по теме», «Написание отзыва на реферат, конспекта статьи, рецензии на творческую работу».
- Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Метод аналогий: виды аналогий - прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент - анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные правила проведения мозговой атаки.
Практические занятия: «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений»; «Использования метода моделирования к изучению явлений»; «Применение метода аналогий к решению разнообразных задач».
- Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения.
Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения».
- Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.
Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследований»; «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.».
- Работа с литературными и электронными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Правила оформления библиографических ссылок.
Практическое занятие (в библиотеке, медиацентре): «Правила работы в библиографическом отделе, составление библиографического списка литературы».
- Организация научного исследования (17 ч)
- Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.
Практическое занятие: «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; формулировка цели и задач своего исследования».
- Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Постановка проблемы исследования, объяснение выбора темы работы, её значения и актуальности, определение цели и задач. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация
актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала
исследований. Проблемы работы с источниками.
Практическое занятие: «Разработка структуры своего исследования, анализ литературных источников по теме своего исследования».
3. Работа над составной частью исследования, материал, методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщения и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с различными стилями изложения научных работ
Практические занятия:
«Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации»; «Проведение своего исследования».
4. Обобщение результатов исследования, перспектива исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.
Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.
Практическое занятие: «Оформление титульного листа, результатов исследования, библиографических ссылок, приложений».
5. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и док
Практические занятия: «Составление тезисов работы, доклада к научной работе в cooтветствии с предъявляемыми требованиями ».
6. Практическое занятие: «Презентация исследовательской работы в рамках профильной лаборатории».
Календарно-тематическое планирование курса
1 год обучения 10 класс (17 часов) | |||
№ п/п | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел I. Методы научного исследования | 17 | ||
Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке | 1 | ||
2-3 | Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания | 2 | |
4 | Практическое занятие № 1: «Составление аннотации к статье; подготовка доклада по теме» | 1 | |
5 | Практическое занятие № 2: «Написание отзыва на реферат; конспекта статьи; рецензии на творческую работу» | 1 | |
6 | Методы научного исследования (теоретические и эмпирические) | 1 | |
7 | Практическое занятие № 3: «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений» | 1 | |
8 | Практическое занятие № 4: «Использование метода моделирования к изучению явлений» | 1 | |
9 | Практическое занятие № 5: «Применение метода аналогий к решению разнообразных задач» | 1 | |
10 | Наблюдение | 1 | |
11 | Практическое занятие № 6: «Планирование и проведение наблюдения» | 1 | |
12 | Эксперимент | 1 | |
13-14 | Практическое занятие № 7: «Проведение тематических экспериментальных исследований» | 2 | |
15 | Практическое занятие № 8: «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.» | 1 | |
16 | Работа с литературными и электронными источниками | 1 | |
17 | Практическое занятие № 9(в библиотеке-медиатеке): «Работа с каталогами, составление библиографического списка» | 1 |
2год обучения 11 класс (17 часов) | |||
№ п/п | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел II. Организация научного исследования | 17 часов | ||
18 | Научное исследование | 1 | |
19 | Практическое занятие № 10: «Выбор темы своего исследования; обоснование её актуальности; формулировка цели и задач исследования» | 1 | |
20 | Структура научно-исследовательской работы | 1 | |
21 | Постановка проблемы исследования, объяснение выбора темы работы, её значения и актуальности, определение цели и задач | 1 | |
22 | Практическое занятие № 11: «Разработка структуры своего исследования, анализ литературных источников» | 1 | |
23 | Работа над основной частью исследования | 1 | |
24 | Практическое занятие № 12: «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации» | 1 | |
25-26 | Практическое занятие № 13: «Проведение исследования» | 2 | |
27 | Обобщение результатов, перспектива исследования, выводы | 1 | |
28 | Требования к оформлению научных работ | 1 | |
29-30 | Практическое занятие № 14: «Оформление титульного листа, результатов исследования, библиографических ссылок, приложений» | 2 | |
31 | Составление тезисов работы, доклада по научной работе. | 1 | |
32-33 | Практическое занятие № 15: «Составление тезисов работы, доклада по научной работе в соответствии с предъявляемыми требованиями» | 2 | |
34 | Практическое занятие № 16: «Презентация исследовательской работы в рамках профильной лаборатории» | 1 |
Методическое обеспечение
В основе методики реализации курса лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию.
Учебные занятия по курсу “Основы исследовательской деятельности» состоят из теоретической (лекционной) и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования исследовательской работы., формирования информационной компетентности; на учебных занятиях создаются условия самостоятельного поиска, анализа, преобразования и способов применения информации для решения проблем.
Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для освоения системы необходимых понятий применяется метод “мозгового штурма», проектное обучение, творческий зачет, которые позволяют установить баланс между понятийным и образным мышлением, приобщить ученика к категориям и закономерностям освоения теории Главным методическим принципом организации исследовательской практики выступает система усложняющихся творческих заданий, позволяющих детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую проблемную задачу, возникающую по ходу работы, но и сам осознавать логику ее построения. В основе метода обучения поиску, анализу и структурированию содержания информации лежит разъяснение ученику последовательности действий и операций поискового движения: от общего к частному. Доминирующими являются групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Любое самостоятельное исследование осуществляется под руководством педагога. Педагог помогает школьнику организовать исследование, корректирует цели и задачи, разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный “маршрут”, выполняет роль консультанта и координатора.
Литература
- Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. до: сентября. – 2007.
- Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
- Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. Первое сентября. - 2006..
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова, М.- Чистые пруды, 2006.
- Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. 3. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3..
- Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой, изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1.
- Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7.
- Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова Школьные технологии. - 2006. - № 4.
- Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1.
- Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6..
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М. : Екатеринбург, 1995.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников; ред. М.А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2006.
- Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / Кудрова И. А. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5.
- Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3..
- Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина// Народное образование. - 2006. - № 7.
- Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. - 2004. - №4.
- Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3.
- Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М.НИИ школьных технологий, 2005.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"
Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов,17 часов...