СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ "ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ необходимо составлять "сквозные" темы для обобщения материала, вызывающего затруднения у детей. Усваивать тему легче с использованием активных форм обучения, обобщения материала. Для контроля сиепени освоения темы применяется тестирование в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proekt_po_cerkovnoy_istorii.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание проекта по теме «Церковная история».
При разработке этой темы обобщается материал всех периодов истории России. Церковная история тесно связана с историей становления Древнерусского государства, развитием государственных структур, культуры и развитием экономики России (церковное землевладение). В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ есть достаточно большое количество вопросов по истории религии. В связи с вышеизложенным, я определила необходимость обобщения материала по данной теме.
Начинаю работу с постановки проблемы: «Какое влияние оказала церковь на развитие государственности и культуры России?»
При подготовке к обобщению я делю класс на группы, что обеспечивает развитие навыка вступать в сотрудничество с другими людьми, т. е. формирует коммуникативную компетентность учащихся. Каждая группа получает опережающее задание ( это обеспечивает развитие способности добывать и перерабатывать информацию, что является одним из признаков коммуникативной компетентности) собрать материал по церковной истории определенного периода по плану:
- События церковной истории.
- Термины.
- Персоналии.
- Определение взаимосвязи и взаимовлияния истории гражданской и церковной.
Формирую 5 групп по периодам развития Российского государства:
1 группа – Принятие христианства и домонгольская Русь.
2 группа - Церковь в период монголо – татарского ига.
3 группа – Роль религиозных организаций в Московском царстве.
4 группа – Церковь в Новое время.
5 группа – Отношения государства и церкви в XX веке.
Источники информации разнообразны: учебники по истории России, материалы размещенные в Интернете и электронных учебниках, энциклопедии, словари.
На итоговом занятии каждая группа представляет свой материал и заполняется таблица.
Дата | Событие | Правитель | ||
988г. | Принятие христианства. | Владимир Святославович | ||
1051г. | Назначение киевским митрополитом Иллариона (первый русский митрополит). | Ярослав Мудрый | ||
1299г. | Митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир (из разоренного Киева). | Андрей (сын Александра Невского) | ||
1326г. | Митрополит Фиагност переезжает в Москву (его предшественник Петр часто гостил в Москве, и был там похоронен ). | Иван Калита | ||
1448г. | Избрание митрополитом рязанского епископа Ионы (после низложения грека Исидора поддержавшего Флорентийскую унию1439г. между католической и православной церквями ) Русская церковь стала автокефальной (независимой). | Василий II | ||
XV – XVIвв. | Полемика иосифлян и нестяжателей | Иван III | ||
Вопрос о церковном землевладении Вопрос о власти Вопрос о каре еретиков | иосифляне (Иосиф Волоцкий) Считали, что церковь должна владеть землями и собственностью для того, чтобы помогать бедным . Иногда доходили до признания власти церковной выше светской. Еретиков должна карать светская власть, и казнить их как преступников. | нестяжатели (Нил Сорский) Призывали вернуться к идеалам евангелия, отказаться от накопительства и смирять дух бедностью. Церковная власть не должна вмешиваться в дела светской власти. Еретиков карает церковь, казни не признают. | ||
1502г. | Иван III на церковном соборе поддержал иосифлян. | |||
1551г. | Стоглавый собор: - регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства - составил список общерусских святых - принял решение сохранить за церковью все приобретенные земли, но в дальнейшем церковь могла принимать земли в дар только с царского разрешения. | Иван IV Грозный | ||
1589г. | Учреждение патриаршества (вместо митрополии) Первый патриарх – Иов. | Федор Иоаннович (Борис Годунов) | ||
40-е гг. XVIII в. | Кружок ревнителей древнего благочестия (Стефан Вонифатьев) - выступали против пороков духовенства - против проникновения светских начал в церковную жизнь - выступали с программой исправления церковных книг и унификацией церковных обрядов. | Алексей Михайлович | ||
1652г. | Начало церковной реформы по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. ( после избрания Никона патриархом) ↓ Церковный раскол ↙ ↘ Патриарх Никон потопоп Аввакум (старообрядцы, раскольники) - за образцы принять - образцами должны стать греческие оригиналы древнерусские книги, священных текстов не подвергавшиеся исправлениям - изменение обрядов: - оставить старые обряды креститься тремя (двоеперстие, иконы перстами, трижды и т. д.) произносить «аминь», - заменить восьмиконечный крест на четырехконечный -вместо «Исус» Писать «Иисус» и т. д. | Алексей Михайлович | ||
1666 – 1667гг. | Церковный собор объявил проклятие всем старообрядцам и предал их суду гражданских властей. | |||
1700г. | После смерти патриарха Адриана назначен «местоблюститель патриаршего престола» Стефан Яворский | Петр I | ||
1701г. | Восстановление Монастырского приказа во главе с государственными чиновниками. | Петр I | ||
1721г. | Утвержден Духовный регламент , определявший основы существования церкви в государстве: - отменяется патриаршество - создан Святейший правительствующий синод - утверждается должность обер – прокурора Синода ↓ Это включение церкви в государственную систему означало подчинение церкви государству. | Петр I | ||
1764г. | Манифест о секуляризации (переход в государственную собственность) церковных владений и возвращении под государственное управление населяющих их крестьян | Екатерина II | ||
1905г. | Указ «О веротерпимости». | Николай II | ||
1917г. | На Всероссийском Поместном Соборе (проведен после 217- летнего перерыва) восстановлено патриаршество и избран патриарх – Тихон(в миру В.И. Белавин) | Временное правительство | ||
1918г. | Советская власть - отделила церковь от государства и школу от церкви - лишила церковь всего имущества, движимого и недвижимого - отобрала у церкви тысячи храмов и монастырей (как «особо ценные памятники») -начала антицерковную пропаганду - разрешила служителям культа отправлять религиозные обряды, безвозмездно пользоваться культовыми сооружениями и предметами | Советское правительство
| ||
1922г.
| Решение изъять церковные ценности. | |||
1932 – 1937г. | «антирелигиозная пятилетка» - репрессированы тысячи священнослужителей - уменьшено количество действующих храмов -религиозная деятельность ограничена церковными стенами - признана власть епископа над священниками - нарушение хода богослужения было объявлено уголовным преступлением (подтверждено Конституциями 1929, 1936 и 1977гг)
| |||
1943 – 1945 гг. | Создавались новые приходы , расширялись международные связи РПЦ . | Сталин И.В. | ||
1958г | Новые гонения на церковь (в связи с принятым курсом советского государства на строительство коммунизма) - массовое закрытие храмов - контроль над совершением треб (крещение , венчания, отпевания) | Хрущев Н.С. | ||
1988г. | Новая эпоха в жизни РПЦ -празднование тысячелетия крещения Руси - отмена дискриминации церкви и признание ее общественной организацией - открыты новые церкви и монастыри - 1990г. – избран новый патриарх Алексий II -принят закон «О свободе совести и религиозных организаций» - церкви возвращались права юридического лица, разрешено иметь имущество, дано право участвовать в общественной жизни и использовать средства массовой информации. | Горбачев М.С. | ||
2000г. | Архиерейский собор принял «Основы социальной концепции Русской православной церкви» - программу общественного служения, соответствующую богословской православной традиции. | Путин В.В. | ||
2008г. декабрь | Смерть Алексия II. | Медведев Д.А. | ||
2010г. 30 ноября | Принятие федерального закона «О передаче церковным организациям имущества церковного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». | Медведев Д.А. |
В рамках развития терминологической грамотности, что является частью формирования коммуникативной компетентности, составляется словарь терминов по церковной истории.
Термины.
Духовенство
↙ ↘
черное белое
(монашество) (священники и церковнослужители)
- принимают обеты - проповедуют в миру
нестяжания, безбрачия и - обязаны жениться
послушания ( попадья помогает в духовном воспитании
- посвятили себя паствы)
служению богу
Приход - небольшой церковный округ со своим храмом.
Причт - общее название для служащих при какой – либо церкви лиц. Состоит из священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (дьячки, пономари, чтецы).
Священник ведет богослужение и совершает основные таинства ( крещение, покаяние, заключение брака, причащение и т. д.) ; он же учит (проповедует) и исповедует своих прихожан и является их духовным отцом.
Церковнослужители помогают совершать церковные службы, но не могут совершать таинства.
Монастырь (лавра) – община отрекшихся от мира иноков – монахов, принявших обеты нестяжания , безбрачия и послушания и посвятивших себя служению Богу. Во главе монастыря стоит настоятель – игумен (игуменья), подчиняющийся епископу. Из рядов монашества формируется высшая церковная иерархия – епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи.
Система управления церковью :
Митрополит ( с 1589г. – патриарх)
↓
Епархии (области) во главе с архиереями ( архиепископами и епископами)
↓
Приходы (с приходским храмом и причтом) и монастыри
Канонизация – причисление высшей церковной властью умершего человека как «подвижника веры и благочестия» к сонму святых.
Секуляризация – передача церковного имущества(земель ,церковной утвари, ценностей ) государству.
Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.
Десятина – 1/10 часть доходов каждый христианин должен отдавать церкви.
Работа с персоналиями ведется в двух направлениях:
- весь найденный учащимися материал (художественные изображения, портреты, фотографии) оформляется на листе ватмана. Это является наглядным представлением проектной деятельности;
- оформляется памятка с персоналиями.
Церковные деятели.
Нестор – монах Киево –Печерского монастыря , автор «Повести временных лет» (XIIв., примерно 1113г.)
Иларион – первый русский киевский митрополит, автор публицистического сочинения «Слово о законе и благодати» ( 1049г.)
Сергий Радонежский (1321 – 1391) - основатель Троице – Сергиева монастыря, благословил Дмитрия Донского на на борьбу с татарами перед Куликовской битвой, таким образом дал моральный импульс для создания национальной духовной общности, для объединения разобщенных и связанных повседневными заботами и страхами людей. Сергий отправил с князем монахов – богатырей Пересвета и Ослябю. Создал новый тип общежительных монастырей основанных на равенстве, стогом нестяжательстве и личном труде братии.
Филофей (1465 – 1542) - монах и игумен псковского Елизаровского монастыря, автор теории «Москва – Третий Рим»,в которой обосновывается особая духовная миссия русского православия и роль Московского государства как ее охранителя.
Нил Сорский - глава «нестяжателей» , монах – отшельник одного из волжских монастырей, настаивал на ликвидации монастырского землевладения, считая что монахи должны вести аскетический образ жизни, питаться лишь плодами своего труда; церковь должна быть независима от гражданских властей.
Иосиф Волоцкий – глава «иосифлян», настоятель Иосифо – Волоцкого монастыря, защищал монастырские владения и считал ,что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы заниматься благотворительностью и просвещением.
Макарий (1542 – 1563) – митрополит , писатель, политик . В 1547г. стал организатором венчания Ивана Грозного на царство и возложил на его голову «шапку Мономаха». Создал «Четьи минеи» - сборник рекомендуемых для чтения произведений: поучения, жития и др. «Четьи минеи» считаются церковно – литературной энциклопедией русского средневекового общества.
Сильвестр – духовник Ивана Грозного, автор (редактор) «Домостроя».
Филипп Колычев – митрополит, публично обличал репрессии Ивана Грозного и угрожал царю гневом божьим. Был осужден, низложен и сослан в отдаленный монастырь (позднее задушен опричником Малютой Скуратовым).
Филарет (1619 – 1633) – патриарх, фактически соправитель своего сына Михаила (первого царя династии Романовых), также именовал себя «великим государем».
Никон (1652 – 1666) – патриарх , проводил церковную реформу по исправлению и унификации текстов богослужебных книг и обрядов по греческому образцу.
Тихон – 5 ноября 1917г. был избран патриархом после восстановления патриаршества на Поместном соборе 28 октября 1917г.
Завешается работа над темой просмотром учебных фильмов:
1) Из истории православия (Видеоэнциклопедия для народного образования Кварт–студия);
2) Древнерусская икона ( Государственная Третьяковская галерея студия Кварт).
Для анализа проведенной работы и закрепления материала проводится тестирование в формате ЕГЭ.
Тест «Церковная история».
1. Резиденция русских митрополитов в конце XIII в. была перенесена в(во)
1) Владимир 2) Москву 3) Новгород 4) Тверь
2. Троице – Сергиев монастырь был основан в
1) 1325г. 2) 1345г. 3) 1380г. 4) 1382г.
3. В XIVв. русским митрополитом не являлся
1) Кирилл 2) Петр 3) Алексей 4) Сергий Радонежский
4. Фактическим правителем Москвы во время малолетства Дмитрия Ивановича был
1) князь Д.Боброк – Волынец 3) митрополит Алексей
2) Сергий Радонежский 4) князь Михаил Тверской
5. До принятия монашества Сергия Радонежского звали
1) Пимен 2) Варфоломей 3) Иоанн 4) Алексей
6. На победу в Куликовской битве Дмитрия Ивановича благословил
1) Кирилл 2) Петр 3) Алексей 4) Сергий Радонежский
7. Никон был избран патриархом в
1) 1646г. 2) 1652г. 3) 1653г. 4) 1656г.
8. При исправлении ошибок в богослужебных книгах власти обратились к
1) древнерусским книгам 3) греческим книгам
2) римским рукописям 4) решениям Стоглавого собора
9. Реформа Никона вносила изменения в
1) систему монастырского землевладения 3) иерархию священнослужителей
2) правовое положение монастырских крестьян 4) церковные обряды
10. Лидером противников реформы Никона был
1) Е.Славинецкий 2) А.Сатановский 3) Д.Птицкий 4) Аввакум
11. Противники никонианства назывались
1) стригольниками 2) старообрядцы 3) обновленцы 4) хлысты
12. К числу нововведений никоновской реформы не относится
1) положение креста двоеперстием
2) поясные поклоны
3)троекратное произнесение «аллилуйя»
4) написание имени Спасителя Иисус
13.Причиной опалы Никона было
1) медленное проведение реформы
2) слишком активное проведение реформы
3) стремление патриарха править наравне с царем
4) жестокое отношение к противникам реформы
14. Против церковной реформы был(-о) направлен(-о)
1) восстание под руководством В.Уса
2) восстание под руководством С.Разина
3) восстание в Соловецком монастыре 4) Медный бунт
15. Одной из форм борьбы раскольников были
1) массовые переходы в лютеранство 3) массовые самосожжения
2) массовые переходы в католичество 4) массовые переходы в ислам
16. Старообрядчество
1) было уничтожено в конце XVIв.
2) было уничтожено во время Петровских реформ
3) сошло на нет в XIXв.
4) существует и в настоящее время
17. Первым правителем Древнерусского государства, принявшим христианство, был(-а)
1) Игорь 2) Ольга 3) Святослав 4) Владимир
18. Русь крестили священники из
1) Польши 2) Германии 3) Византии 4) Рима
19. Крещение Руси относится к
1) 966г. 2) 980г. 3) 988г. 4) 1015г.
20. Главой православной церкви в древнерусском государстве был киевский
1) патриарх 2) митрополит 3) архиепископ 4) епископ
21. Первый русский по национальности киевский митрополит носил имя
1) Анастас 2) Макарий 3) Пимен 4) Иларион
22. Первый на Руси монастырь был основан поблизости от
1) Киева 2) Новгорода 3) Чернигова 4) Ростова
23. Автором «Слова о законе и благодати» был
1) Анастас 2) Иларион 3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Мономах
24. Протопоп Аввакум был современником
1) Михаила Романова 2) Алексея Михайловича 3) Петра I 4) Петра III
25. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет
1) не играл особой роли в жизни государства
2) правил наравне с царем
3) подвергался преследованиям
4) был выслан за границу
26. Современником Ярослава Мудрого являлся
1)митрополит Иларион 3) митрополит Макарий
2) Сергий Радонежский 4) патриарх Никон
27. Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в XVI в.
1) Иосиф Волоцкий 3) патриарх Никон
2) Сергий Радонежский 4) Нил Сорский
28. Политическая и экономическая борьба между «священством» и «царством» в XVIIIв. Завершилась
1) в пользу «священства» 3) компромиссом власти и церкви
2) в пользу «царства» 4) отделением церкви от государства
29. Ивана IV на царство венчал
1) Макарий 2) Сергий Радонежский 3) Иов 4) Алексий
30. Отметьте причину принятия христианства Владимиром Святославичем
1)необходимость укрепления княжеской власти
2) стремление развить грамотность на Руси
3) стремление установить добрососедские отношения с европейскими государствами
4) необходимость снизить военную угрозу со стороны печенегов, исповедовавших эту религию
31. Прочитайте отрывок из работы В.Пузицкого и укажите, о ком идет речь в тексте.
«Прежде чем выступить в поход Дмитрий Иванович отправился в Троице – Сергиеву лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябя, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом … благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».
1) Иосиф Волоцкий 3) Макарий
2) Сергий Радонежский 4) Филарет
32. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и укажите год, к которому относятся описанные события.
«Могущественное царство Русское имело цветущую церковь, коей невместно было составлять часть Константинопольского патриарха, находившегося в упадке под властью турок и еще недавно показывавшего в деле унии уступчивость папизму. Прибывшему в Москву за милостыней Цареградскому патриарху ИеремииII было предложено царем стать Всероссийским патриархом. Ему была устроена в Кремле торжественная встреча. Царь принял патриарха в Золотой палате и посадил его по правую руку от своего трона.
Иеремия посвятил в патриархи Всероссийские митрополита Иова. Это священнодействие совершено было с особенной торжественностью, хотя обряды и совпадали с поставлением наших митрополитов.
Восточные патриархи особой грамотой подтвердили учреждение патриаршества в Москве, значение коей еще более поднялось в России и на всем Востоке, где православие находилось в упадке».
1) 1582г. 2) 1589г. 3) 1605г. 4) 1613г.
33. Кто являлся настоятелем монастыря?
1) митрополит 2) игумен 3) дьякон 4) архиерей
34. Главой церкви в Древней Руси являлся
1) патриарх 2) игумен 3) митрополит 4) архиерей
35. Одним из положений реформы патриарха Никона было
1) учреждение Синода
2) исправление церковных книг по греческим образцам
3) введение двоеперстного крестного знамения
4) отказ от почитания икон
36. Что относится к результатам деятельности Сергия Радонежского?
1) основание Соловецкого монастыря
2) основание Троицкого монастыря
3) основание Саввино-Сторожевского монастыря
4) основание Чудова монастыря
37.Утверждение основ христианской веры в Древней Руси проявилось в
1) укреплении государственности и власти князя
2) полном искоренении языческих обычаев
3) распространении идеи «Москва – третий Рим»
4) создании свода церковной литературы «Великие Четьи - Минеи»
38. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».
1) Владимиру Святославовичу 3) Ярославу Мудрому
2) Владимиру Мономаху 4) Александру Невскому
39. «Домострой» - это
1) свод законов Московского государства
2) свод правил по ведению домашнего хозяйства
3) обычай княжеских наказов детям
4) порядок взимания налогов
40. Причиной церковного раскола стало
1) создание религиозных сект на Руси
2) изменение части догматов и порядка богослужения
3) прекращение созыва Боярской Думы
4) стремление патриарха усилить свое влияние на царя
41. В царствование царя Алексея Михайловича
1) произошел церковный раскол 3) Русь приняла христианство
2) было учреждено патриаршество 4) был учрежден Синод
42. Утверждение «Священство выше царства» связано с
1) борьбой иосифлян и нестяжателей
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона
3) реформами Избранной рады
4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в.
В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена.
А) митрополит Иларион
Б) патриарх Никон
В) патриарх Филарет
Г) Иосиф Волоцкий
В2. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) Сильвестр 1) реформа по исправлению обрядов
Б) Сергий Радонежский 2) Троице – Сергиев монастырь
В) Иларион 3) «Слово о законе и благодати»
Г) Никон 4) «Повесть временных лет»
5) составление «Домостроя»
А | Б | В | Г |
В3.Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
ИМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) Иосиф Волоцкий 1) русский писатель – публицист XVIв., идеолог дворянства
Б) Нил Сорский 2) основатель и игумен Иосифо – Волоколамского
монастыря, глава иосифлян, писатель
В) И.С. Пересветов 3) создатель политической теории XV – XVIвв.,
обосновавшей всемирно – историческое значение
столицы Русского государства Москвы как политического
и церковного центра
Г) Филофей 4) основатель и глава нестяжательства в России. Развивал
идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма
5) деятель еретического движения, монах
Кирилло – Белозерского монастыря.
А | Б | В | Г |
В4. Распределите на две группы утверждения, характеризующие причины церковного раскола ( группа А) и его последствия ( группа Б).
а) появление старообрядчества
б) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVIIв.
в) изменения обрядов и богослужебных книг
г) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими
д) кризис традиционной концепции «священного Московского царства – третьего Рима»
Ответ:
А …………..
Б ……………
В5.Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) лавра 1) совокупность религиозных групп и церквей в России.
До 1906г. преследовались властями. Имеет ряд течений.
Б) нестяжатели 2) религиозно –политическое течение концаXV–началаXVIвв.
Требовали преобразования церкви, отказа от церковного
богатства и земель, выступали за самоусовершенствование
и аскетизм, личный труд монахов.
В) секуляризация 3) название крупных и важных по своему значению
православных мужских монастырей в России,
непосредственно подчиняющихся патриарху.
Г) старообрядчество 4) процесс обращения церковной собственности в светскую,
изъятие чего – либо из церковного, духовного ведения
и передача светскому, гражданскому.
5) название ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIVв.
А | Б | В | Г |
В6. О ком идет речь?
Имя данное ему родителями – Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем. Живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причем половину хлеба он оставлял на пне для зверей. В основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов. Когда пришедший посмотреть на него крестьянин увидел его работающим в огороде, то долго не мог поверить что это сам игумен. Его имя неразрывно связано с одним из самых важных событий в истории Руси.
Ответ:_______________________________
В7. Прочтите отрывок из исторического труда и напишите имя патриарха, о котором говорится в тексте.
«Идею вселенской церкви он использовал для проведения церковной реформы. Целью реформы было “возвращение” русского православия к канонам византийской церкви путем установления единого порядка в богословии и обрядовой практике. Для патриарха проведение церковной реформы означало еще и гарантию тесного союза церкви и государства».
Ответ:_______________________
В8. Какие события произошли в годы жизни Сергия Радонежского .
1) основание Троицкого монастыря
2) возникновение Московского княжества
3) Куликовская битва
4) смерть Дмитрия Шемяки
5) начало княжения Дмитрия Донского
6) поход Лжедмитрия I на Москву
В9. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
А) создание сборника «Великие Четьи - Минеи»
Б) постройка Успенского собора Московского Кремля
В) сооружение церкви Покрова на Нерли
Г) создание «Повести временных лет»
В10. Прочтите отрывок из сочинения историка о Соловецком монастыре и напишите название явления в церковной жизни, с которым связаны описываемые события.
«Монахи, искушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и “мирские” поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие “богопротивные ереси и новшества лукавые”, их решено было, не принимая к службе, спрятать».
Ответ :____________________________________
В11. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь.
«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего “собинного друга” Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».
Ответ :___________________________________________
С1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1658г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно он рассчитывал, что его попросят вернуться. Но собор 1666-1667гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.
В чем заключались противоречия между царем и патриархом?
Почему стало возможным отстранение Никона от власти?
Ответ:
1) Никон вмешивался в мирские дела: во время отсутствия царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами. Как и Филарета его называли «великим государем» . Он придерживался идеи о том, что священство выше царства.
2) Алексей Михайлович, повзрослев и получив политический и военный опыт, решительно воспротивился притязаниям Никона на светскую власть. В этом его поддержал церковный собор 1666г., т.к. Никон нажил много врагов среди священников.
С2. Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Владимир Святославич встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по Византийскому образу. Что послужило причиной такого выбора.
Какие последствия это имело для дальнейшего развития Русского государства?
Ответ:
1) Выбор обоснован интенсивными военными и торгово – экономическими отношениями Руси и Византии.
2) –крещение способствовало консолидации ( объединению) русского общества на новой социокультурной основе
- русская церковь стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность
- деятельность церкви смягчала болезненные процессы становления многонационального государства(оно развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи)
- крещение привело к смягчению нравов, распространению христианской морали
- были переняты культурные достижения Византии( архитектура, живопись –иконопись, прикладное искусство)
- появление славянской письменности
- возникло летописание, открывались школы, развивается книжное дело
- Русь была признана европейскими странами.
С7. Сравните взгляды на основные обряды православия никониан и старообрядцев.
Общее :
| |
Различия: | |
Никониане | Старообрядцы |
|
|
С7. Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Общее:
| |
Различия: | |
Позиция патриарха Никона | Позиция протопопа Аввакума |
|
|
Таким образом, активизация работы учащихся, реализация деятельностного подхода к обучению позволяют достичь высоких результатов в освоении темы.
Использованная литература.
- А.С.Орлов История России. М.Проспект 2008
- М.Н.Чернова, В.Я.Румянцева, Е.А.Гевуркова История России интенсивный минимум М.Айрис пресс 2010
- Е.В.Симонова История тематические тренировочные задания 2009
- М.В.Пономарев, Г.С.Хартулари история России тематические тренировочные задания М. Эксмо 2010
- Я.В.Соловьёв, Е.А.Гевуркова, Л.И.Ларина, В.И.Егорова История самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектировочной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной ...
Мастер-класс "Обучение учащихся использовать страноведческую информацию для создания проекта.
Урок английского языка в 9классе по теме "Президенты США" способствует привитию интереса к культуре,традициям англоязычных стран,развитию страноведческой компетенции.На уроке учащиеся обучаются исполь...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
Презентация "Создания проекта в пятом классе по истории и обществознанию"
В связи с введением ФГОС на каждом предмете - ведется активная работе по проектной деятельности. Вот моя разработка - компеляция из различных источников...
Творческий проект по технологии "История создания русского народного костюма" ученицы 6 Г класса ГБОУ гимназии№402 Бозоровой Анастасии.Руководитель: Берендюкова Г.В.
В этой презентации ученица рассказывает о создании женского и мужского народного костюма России, об истории и традициях русского народа....
Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
выпускная работа...
Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории....