Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
проект по литературе (7 класс) по теме
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая характеристика),из косвенных способов создания характера (портрет, пейзаж, сопоставление с другими героями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий
Проект
"Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя
"Тарас Бульба"
Краткая аннотация проекта
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая характеристика),из косвенных способов создания характера (портрет, пейзаж, сопоставление с другими героями).
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Каков характер литературного героя в героической повести?
Проблемные вопросы:
1. Каковы причины, породившие столь героическую натуру, как Тарас Бульба?
2. Как в характере героя сочетаются черты собственно личностные, национальные и исторические?
3. Какие приемы используются автором для создания героического характера?
Учебные вопросы
1. Как постепенно раскрывается образ Тараса Бульбы? Как влияет на раскрытие и понимание образа портрет героя, его речь, поступки?
2. Каким предстает перед читателями Остап? (в бурсе, в Запорожской Сечи, в бою, во время казни)
3. Каким предстает перед читателями Андрий? (в бурсе, в Запорожской Сечи, в бою,в отношениях с полячкой, перед лицом смерти)
4. Почему Гоголь противопоставляет братьев друг другу?
5. Какую роль играет Запорожская Сечь в создании образов главных героев?
6. Какова авторская оценка каждого из главных героев повести?
План проведения проекта
1. Погружение в тему, выявление опорных знаний учащихся.
2. Деление на группы.
3. Распределение ролей внутри групп.
4. Поиск и обработка информации.
5. Оформление результатов.
6. Защита готовых проектов.
Визитная карточка проекта
Описание проекта |
Название проекта |
"Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" |
Краткое содержание проекта |
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая характеристика),из косвенных способов создания характера (портрет, пейзаж, сопоставление с другими героями). |
Предмет |
Литература |
Классы |
Предназначен для учеников 7 класса |
Продолжительность проекта |
4 урока |
Основания проекта |
Целевые образовательные стандарты |
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гражданский и патриотический пафос, ее гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. |
Дидактические цели/ ожидание результатов |
После завершения проекта учащиеся смогут самостоятельно работать с материалом, анализировать, систематизировать. Делать презентацию своего проекта, проводить рефлексию |
Вопросы, направляющие процесс обучения |
Основополагающий вопрос |
Каков характер литературного героя в героической повести? |
Проблемные вопросы |
1. Каковы причины, породившие столь героическую натуру, как Тарас Бульба? 2. Как в характере героя сочетаются черты собственно личностные, национальные и исторические? 3. Какие приемы используются автором для создания героического характера? |
Учебные вопросы |
1. Как постепенно раскрывается образ Тараса Бульбы? Как влияет на раскрытие и понимание образа портрет героя, его речь, поступки? 2. Каким предстает перед читателями Остап? (в бурсе, в Запорожской Сечи, в бою, во время казни) 3. Каким предстает перед читателями Андрий? (в бурсе, в Запорожской Сечи, в бою,в отношениях с полячкой, перед лицом смерти) 4. Почему Гоголь противопоставляет братьев друг другу? 5. Какую роль играет Запорожская Сечь в создании образов главных героев? 6. Какова авторская оценка каждого из главных героев повести? План оценивания |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом:
Во время работы над проектом:
После завершения работы над проектом:
|
Описание методов оценивания |
После завершения работы заполняются листы самооценки работы групп. Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследование, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность. В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия |
Учебные мероприятия |
Этап 1 – распределение по группам Этап 2 – работа над проектом Этап 3 – презентация проектов |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала – планируется дополнительное время для занятий, определенный объем устной работы. Одаренный ученик – дополнительным заданием может являться расширение данной темы на примере других произведении Гоголя. |
Критерии оценки презентации
Содержание | 5 баллов | 10 баллов | 15 баллов | 20 баллов |
1. Общая информация | Тема предмета не очевидна, Информация не точна или не дана | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Наличие интересной и полезной информации для учащихся, родителей, педагогов. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса, логичность размещения материала. |
2. Тема проекта | Не раскрыта и не ясна тема проекта. Объяснения некорректны или неверны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема проекта. ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема проекта. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3. Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
4. Элементы оформления | Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации | Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании. | Точный план для создания хорошо оформленной презентации. Слайды просты в понимании. использованы некоторые эффекты и фоны. | Ясный план для создания красивой и полной презентации. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. |
5. Коллективная работа | Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды. | Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна. | Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды. | Слажена работа в группе, вся деятельность равномерно распределена между членами команды. |
Самооценка ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел в процессе работы над проектом. Дополни список.
Я научился:
Искать информацию с помощью сети Интернет
Искать информацию в книгах и энциклопедиях
Пользоваться электронной энциклопедией
Создавать презентации
Обсуждать результаты работы с одноклассниками
Задавать вопросы, когда возникают трудности
Просить помощи, когда возникают трудности
Помогать товарищу, когда он об этом просит
Радоваться интересной идее
Радоваться успеху товарища
Видеть необычное в привычном
Делать самостоятельно перевод на английский язык
Приобрел навыки публичного выступления перед аудиторией.
Анкета
Дорогой друг!
Пожалуйста, ответь на несколько вопросов данной анкеты, которую мы проводим с
целью выяснения удовлетворенности внедрения метода учебных проектов в учебный
процесс.
Результаты анкеты после обработки помогут нам сделать выводы о качестве
преподавания предмета и о необходимости включения данного метода в учебный план в
дальнейшем.
1. Впервые ли ты сталкиваешься с методом учебных проектов?
__________________________________________________________
2. Интересно ли тебе было участвовать в проекте по предмету?
__________________________________________________________________
3. Была ли решена в ходе проекта поставленная проблема?
_________________________________________________________________
4. Учит ли работа над проектом самостоятельно мыслить, решать
проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?
__________________________________________________________________
5. Что по-твоему продуктивнее: самому находить информацию или брать
готовую с урока в процессе объяснения учителя?
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
7. Способствует ли метод проектов развитию творчества,
коммуникативности ( умений работать в коллективе)?
__________________________________________________________________
8. Насколько полно и качественно проводились теоретические занятия
преподавателем по консультированию для выполнения проекта? (Оцени
качество по 5 бальной шкале)__________________
9. Имеет ли значение стремление учителя осваивать новые технологии
преподавания для развития интереса к своему предмету?
__________________________________________________________________
10. Получил ли ты для себя что-то новое?
__________________________________________________________________
Спасибо! Желаем удачи в дальнейшей учебе !
Помощь ученикам в планировании проекта
Вопросы | Заметки |
Постановка целей Каковы ваши цели в проекте? Какова главная цель? Существуют ли противоречащие друг другу цели? | |
Разработка плана Спланировали ли вы последовательность действий? Включили ли вы необходимые для действий ресурсы? Понятен ли ваш график выполнения? Каковы ваши приоритеты? | |
Наблюдение процессов. Если ли какие-то трудности? Как мы будем их преодолевать? Если первый метод не сработает, то чем мы воспользуемся? Что и кого вы используете в качестве ресурсов проекта? Есть ли у вас план контроля за продвижением по проекту? Что будете делать, если будете не успевать? Как вы поймете, что работа соответствует критериям? Как вы определите, что еще должно быть сделано? | |
Рефлексия Включили ли вы отзывы в план улучшения проекта? Что вы узнали о себе самом? Какие области вы хотите улучшить? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
конспект и презентация...
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев....
Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....
Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"
Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...
Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...