Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
статья по истории

Айгуль Фауиловна Иваницкая

Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.

   Основной причиной неуспеваемости учащихся в школе прямо или косвенно является недостатки учебного процесса. Тем более что изложение материала в учебниках по истории материал дается сухо, как набор фактов, событии, дат, имен. Мы же, как учителя должны поставить в центр событий человека и его мир, сложный и противоречивый, так как история – это живой процесс.

    Конечно, каждый преподаватель решает эту проблему по своему, а по моему для развития целостной личности готового к новым реалиям жизни нужно давать на уроках региональный материал который ближе к учащимся.

   Как пишет Ш.А.Амонашвили - « учебный материал сам по себе нейтрален, он не воспитывает и не развивает»[1]. Поэтому надо перестраивать характер участия учащихся в добывание знаний и умений. Во внеклассной и внешкольной деятельности они легко реализуются в организации праздников, вечеров, смотров, общественно полезного труда и т.д. А почему все это не применить и в процесс обучения? Очевидна жизненная необходимость каждого ученика ставить в положение обучающего и обучаемого. Здесь и помогает историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе, это источник обогащения учащегося, а так же знание про родной  край, республики, воспитание любви к нему и формирование новых понятий и навыков, почувствовать причастность к ней каждой семьи, и единство истории страны и своего края. Местный материал дает возможность учителям показать и объяснить учащимся отличия, особенности в исторических явлениях. Главное в своей работе я стараюсь ставить человека, его личностные качества. Таким источником может стать то, что мы называем ученическим социологическим исследованием. Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы Советско - Афганская война 1979- 1989гг мною была использована на уроке уже готовая исследовательская работа написанная самими учащимися 9 класса под моим руководством Афганская ночь. «Этот материал очень сложен для изучения так как в учебном пособии, в основном изложен фактологический материал, и вся правда об этой войне завуалирована, сколько лучшим стало использование воспоминания воина- очевидца, который хотя и был талантливым, но с изрядно нарушенной на той войне психикой и именно поэтому нелепо погибший в условиях мирной жизни[2]». Здесь мы с учащимися сопоставляли написанное в учебнике и в воспоминаниях Александра Банникова, где открылись новые стороны, этой войны, попытались понять, почему поэт погиб в мирных уже условиях и как отнеслось общество и Родина к воинам афганцам. Учениками был сделан даже неожиданный для меня вывод, в которым говорилось/ что в жизни дорог каждый день и что они являются живыми свидетелями нашей настоящей, прошлой, будущей истории - поэтому должно быть уважение и любовь к нашим ветеранам в какой бы войне они не участвовали. Потому что война это боль, разрушение, смерть….-солдаты не делают войну, она сама приходит. Вынужден был с ними согласиться тем более в наше время об этой войне известно многое , но почему то изучение этого исторического события осуществляется только в изучении фактологического материала из учебников ,об этой войне сейчас особо никто и нигде не пытаются говорить.

   «Нам кажется, что многократно правы европейские учителя, которые вводят ребенка в мир истории, во- первых, с довольно раннего возраста, и, во- вторых, начиная с изучения таких близких и родных ему понятий как «семья», «улица», «дом»»[3].    Плохо конечно то что на обучении истории в школе выделяется всего лишь два часа чего явно не хватает для более подробного изучения истории в рамках краеведения. Приходится осуществлять то что не успели с учениками уже в кружковой работе , если конечно в школе имеется краеведческий кружок .Также особое внимание уделяется в нашей работе  героике  времен великой Отечественной войны. Мы все прекрасно знаем что нет ни одной семьи в России и в республике  в которой бы по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Но нынешнее подрастающее поколение , к сожалению, все чаще и чаще воспринимает событие Победы над Германией просто как великое историческое событие, хотя 60 с небольшим лет для истории человечества это совсем небольшой срок. Решить эту проблему тоже может и помогает местный краеведческий материал. Здесь могут, осуществляется и межпредметные связи с историей и историей и культурой Башкортостана. Работа по предметам вместе с изучением новой темы, может, проходит по следующему плану: 1)изучение военной истории села и республики в целом. 2)знакомство с ветеранами, с их военной биографией, с биографией выпускников нашей школы, 3)сбор новых и интересных фактов, о героизме в тылу и на войне. В рамках кружка также или во время каникул можно съездить  в музей, по местам боевой славы, пригласить в школу еще живых свидетелей этой войны.   Главным требованием ко всему этому является его целенаправленность, которое пронзается романтикой поиска  и исследования. «Проведение урока если в нем используется исследовательская работа или местный материал может выглядеть следующим образом: 1)вводное слово учителя, информация по теме; 2)выступления исследовательских групп учащихся; 3)дискуссионная часть или просто обсуждение данной темы; 4)подведение итогов исследования и выводы[4]».

   Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьной программы, а принцип обучения и воспитания на местном материале.

   Предлагаемый мною метод обучения и технология ни в кое мере не является универсальным. Каждый преподаватель при этом выбирает то, что ему более всего подходит и может что-то дополнить, добавить свое исследование и исследования, проведенные учащимися школы, и решает как можно будет спланировать урок. При этом этот метод можно совершенствовать и использованием видеометода, снятым самими учащимися о крае, учебной дискуссией, а старшие классы могут составить презентацию к уроку. «На основе всего этого учащиеся школы учатся умению сравнивать, обобщать и делать выводы. Где наряду со всем возможно использовать современные методические приемы активизации познавательной деятельности в учебном процессе[5]».

   «Также местный материал в большом количестве содержится в республиканских, областных и особенно районных газетах. В местных периодических изданиях особенно много краеведческого материала применяется в праздничные и юбилейные даты. А чтобы было удобнее, вырезки из газет, следует комплектовать по темам уроков, краеведческим объектам, актуальным вопросам местной историй[6]».

   В итоге всего этого можно отметить, что постоянный сбор краеведческих сведений приводит к тому, что накапливается богатый и интересный материал. Чтобы облегчить работу по его использованию, лучше всего составить библиографические карточки, систематизированные по темам. Для удобства карточки заполнить по темам уроков.

   Таким образом, применение исследовательской работы и краеведческого материала дает положительные результаты не только в смысле глубокого усвоения учебной программы, но имеет большое общественно полезное, воспитательное и научное значение, что очень важно при нашей теперешней жизни.  

                                                                                                           


[1] Методика историко-краеведческой работы в школе; - М, Просвещение-1982.

[2] Исследовательская работа «Афганская ночь», Караидель-2010

[3] Бирский вестник- 2006, №7-С 91

[4] Ж. Преподавание истории и обществознания в школе- 2006, №4, С. 17.

[5] Учитель Башкортостана; 2008, №9. С. 69.

[6] Методика историко-краеведческой работы в школе; М, Просвещение – 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Интегрированный урок истории в 7 классе, сочетающий формы деятельности по внедрению ФГОС и создания условий для работы с детьми с ОВЗ.

Основной целью данного урока является создание оптимальных условий для восприятия материала учащимися в соответствии с требованиями ФГОС наряду с детьми, имеющими ОВЗ в рамках инклюзивного образования...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...

Творческая работа обучающихся на уроках английского языка.

Как превратить скучные уроки в праздник, творчество? в данном материале вы найдете ответ...