Творческий проект по технологии "История создания русского народного костюма" ученицы 6 Г класса ГБОУ гимназии№402 Бозоровой Анастасии.Руководитель: Берендюкова Г.В.
творческая работа учащихся по технологии (6 класс) по теме
В этой презентации ученица рассказывает о создании женского и мужского народного костюма России, об истории и традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект по истории создания русского народного костюма. | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: ф ормирование патриотических чувств к Родине через познание ее истории. Задачи: Изучить историю русского костюма Классифицировать собранный материал Выводы
1. История. За долгие века смешались в нашей огромной стране великое множество славянских племен, влились воинственной и решительной волной викинги и прочие скандинавы, с востока пришел приток тюркских кровей. Однако, при словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картинка. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом-то деле, традиционный национальный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.
2. Женские русские народные костюмы. В прошлом отчетливо прослеживался комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами , косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. Распространенным был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками с созборенными у горловины) и ластовицами (с ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки).
а) Сарафан Сарафаны до середины 19 века были большей частью косоклинные , распашные. К концу 19 века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.
в) Кокошник Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником . Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою. Отсюда различие головных уборов у замужней - это глухая шапочка, у девушки перевязка, оставляющая верх головы не закрытым. Кокошник носили с сарафаном.
2. Мужские русские народные костюмы. Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда середины 19 столетия состояла из:
1. Рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.
2. Нешироких штанов из холста или крашенины.
Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.
3. Изменение народного костюма в связи с местностью проживания Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общего, чем в женском — различий.
4. Как русский костюм отражал положение людей в обществе? Основное отличие костюмов рабочих и крестьян — функциональность. Женщине не на балах красоваться, ей корову доить, в поле работать. Второе — это консервативность. Деды наши и прадеды так делали, и мы так будем, а пуговицы — это от лукавого. И третье — бережливость. У кого-то от бедности, у кого-то от очень хорошего понимания сколько труда вложено в кусок ткани.
Вывод Итак, если подытожить исследование русского народного костюма, то можно сделать вывод о том, что он был образом мира. Значимость жизнерадостного великолепия праздничной одежды, соответствовавшей народным идеалам Красоты и Добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Учащиеся узнают историю создания некоторых русских народных инструментов, услышат, как они звучат, а в конце урока можно будет их потрогать и даже попробовать поиграть, а также проводится музыкальная...
творческий проект "Сказка в музыке русских композиторов"
Годовой проект для старших дошкольников. Эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой....
творческий проект "Сказка в музыке русских композиторов"
Годовой проект для старших дошкольников. Эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой....
Разработка урока "История создания русских народных инструментов"
Цели урока:• Закрепить и обобщить знания учащихся об оркестре;• Развитие музыкального мышления (знание истории создания инструментов)• Умение анализировать и обобщить.Задачи урока:Дидактические:• осоз...
проект "Образ лисы в русских народных сказках"
проект подготовлен обучающимися 5 класса в рамках проведения недели предметов гуманитарного цикла...
Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»
Показать разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных...
Презентация проекта в старшей группе: "Русская народная игрушка"
В презентации представлен фотоотчёт по работе над проектом в старшей группе: "Русская народная игрушка"...