Жанры публицистики
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Открытый интегрированный урок истории и литературы, проведённый совместно учителем истории и литературы на материале школьного музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_integrirovannyy_urok_po_teme.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок по теме : « Жанры публицистики».
Жанры публицистики, их роль в освещении жизни родного края. Устная газета.
Цель: на примере лучших работ показать умение использовать местный материал для написания текстов трёх публицистических жанров( репортаж, портретный очерк, заметка в газету);
Продемонстрировать использование компьютерных технологий при выполнении подобных работ;
Вызвать интерес к творческим работам и желание попробовать себя в различных жанрах;
Пробудить желание изучать историю родного края, быть внимательным к явлениям местного масштаба.
ХОД УРОКА:
- Вступительное слово учителя русского языка и литературы Илюхиной В.А. Роль местных, региональных СМИ в наше время. Умение писать в публицистических жанрах, используя местный материал.
- Демонстрация лучших работ в 3-х жанрах: репортаж(3 работы): а) музей деревянного зодчества в Синячихе. Шаламова Кристина ( проецируется презентация на экране, слайды с изображением Нижней Синячихи), б) экскурсия по школьному музею. Ким Виктория проводит экскурсию в виде презентации, в)репортаж из будущего. Коминова Алёна.
- Портретный очерк (1 работа). Фотография из школьного музея. Вика Ким.
- Загадка: определи жанр. «Семь чудес нашего села». Заметка в газету: «Традиция - турслёт».
- Подведение итогов. Нацеливание на творчество. Выбор названия для газеты, проба пера (зачитываются предыдущие работы в художественном стиле).
- Оформление доски: жанры публицистики ( репортаж, экскурсия, портретный очерк, заметка в газету).
- Назови меня! Местный материал, портрет ветерана ВО войны Тюрина Афанасия Николаевича, сочинение Титова Коли, Максимовой Наташи.
- На столе разложен реквизит из школьного музея: прялка, сундучок, туесок, пестик для наглядной демонстрации. Несколько слов о роли музеев.
ПРИЛОЖЕНИЕ. 1 часть. Вступление (роль СМИ в современной жизни).
5 мая- День печати, 7 мая- День радио-всё это теперь называют коротким словом СМИ-СМИ-это публицистика.. Мы ещё не теле и не радио-журналисты. Мы ещё только учимся, осваиваем жанры публицистики. И в этом году усвоить должны были 3 жанра: репортаж, портретный очерк, заметка. Как знать! Может среди нас сидят уже будущие журналисты, которые попробуют себя хотя бы в местных газетах. Кстати местные газеты сейчас переживают расцвет. Даже в некоторых школах есть уже свои местные газеты, например в Горноуральской №24 есть своя местная газета «Радуга». Ученики выпустили газету в 35 экземплярах, которая поступает на обозрение всем в школьную библиотеку. Материалом служит всё, что происходит в школе, селе, городе, всё, что волнует, о чём хочется рассказать. Вот и мы сегодня попытаемся рассказать о том, что интересного есть у нас в школе, селе, что нас волновало в течение 2-х лет(7-8 класс), есть и у нас своя творческая группа, свои мастера пера. Газета у нас получится УСТНАЯ, хотя материалы к ней писались усердными перьями(ручками). А вот задание- придумать для газеты нашей название(это раз), подумать, какие рубрики вы ещё бы хотели видеть в газете(это два), и ждём ваших творческих работ в нашу копилку- работ, написанных по доброй воле, а не по принуждению, от души с желанием проявить, показать себя-
2 часть. Демонстрация наших достижений. Итак, первый жанр- репортаж-сообщение с места событий. Начнём с Кристины Шаламовой, которая написала репортаж об удивительном музее под открытым небом, а находится он на нашей Уральской земле. Репортаж о музее деревянного зодчества в Синячихе.
Одной разновидностью репортажа является экскурсия, такую экскурсию по школьному музею проведёт сейчас Вика Ким.
Необычную форму репортажа «изобрела» в этом году Коминова Алёна, она написала репортаж из будущего, о чём же он?
Следующий жанр трудный-портретный очерк, надо выбрать человека для него с интересной и поучительной биографией, такой очерк написала Вика Ким и связан он опять со школьным музеем, с его архивами.
А сейчас я вам прочитаю текст, который рассказывает о 7 чудесах нашего села, а вы попробуйте определить его жанр. (Презентация «Семь чудес села Новопаньшино» была продемонстрирована на районном конкурсе-смотре музеев, где наша творческая группа заняла третье призовое место, на юбилейном вечере встреч 7 февраля 2009 года).
ЧУДЕСА НАШЕГО СЕЛА.
«Мы все спешим за чудесами»,- поёт в известной песне Юрий Антонов, а чудеса-то рядом с нами, их надо просто увидеть, вот оно чудо- рядом!
1.Музей наш школьный - чудо! Всем миром сотворили. « С миру по нитке - нагому рубаха», а у нас музей. Ничего не было, а ведь натащили всего: вещи старинные, монеты редкие, сундуки, полные тайн, утварь, рукоделие.
2. Как солдат на посту, застыл на деревенском кладбище обелиск-памятник чудо-солдатам, нашим односельчанам, спасителям земли русской. Чудо спасения дорого стоит, цена его-жизнь. Об этом напоминает обелиск с красной звездой.
3. Чем не чудо водопадик у Старопаньшинского пруда? Не водопад Виктория, конечно, скромненько шумит он на речке Каменке. Можешь искупаться в нём в знойный день. Рядом лес. Искупался и в лес- малинки душистой поел. Недалеко от водопадика ещё одно чудо- родничок. Водица в нём холодная да вкусная, не купишь такой в магазине.
4. И в школе у нас есть чудо- кабинет биологии. Заходишь, как в сказочный лес : тут тебе и звери, и птицы, и цветы, и камни, и деревья…
5. Пойдём дальше. А это что? «Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом…» Не простая та избушка, можно сказать, с неё деревня началась. Одряхлела старушка, а когда-то красавицей была.
6. А вот мы в гостях у чудесницы- кудесницы, мастерицы- кружевницы Авдюковой Александры Петровны. Рукодельница- сказочница : самой Василице нос утрёт. Такую красоту руками сотворила. Разве не чудо?
7. Не жить селу без сказочника, вот и у нас свой поэт сказочник есть: Туманова Евгения Фёдоровна. Книжка у неё вышла, так и называется «Испытание чудом». А ведь и верно. Чудо-то испытывает человека на умение видеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах и явлениях. Надо только любить родную землю, беречь её, творить добро и красоту своими руками, уметь удивляться и восхищаться, уметь видеть чудеса этого прекрасного и яростного мира, в котором нам суждено жить. Надо учиться быть волшебником, творцом, чтобы земля наша стала ещё прекраснее и чудеснее.
Последний жанр, который мы изучаем аж 2 года : «Заметка в газету»- рассказ об интересном событии, случае, свидетелем которого вы были. Такую интересную заметку в 7 классе написала Вика Ким. «Традиция- турслёт».
Подведение итогов. Какое название вы бы дали нашей устной газете? «На земле Уральской», «А что у вас?», «Местные новости». Какие рубрики могут быть ещё в газете? Где можно поместить стихи, рассказы в художественном стиле? («Проба пера»). Где рассказать о спортивных достижениях («Спорт-информ»). Где поведать о смешных случаях?(«Нарочно не придумаешь»). А реклама? А предсказания? А чудеса науки?
Есть у нас школьная газета? Хотелось, чтобы в ней появились ваши заметки, рассказы, репортажи, очерки. Кого бы вы назначили главным редактором школьной газеты из вашего класса? Художником, фотографом, корректором? Что же? Мы ждём ваших творческих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе
Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение к людям...
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
Жанры публицистики Уроки №18-21, 4 часа, базовый уровень А.И. Власенков, 11 класс
1.Знакомство с жанрами публицистики. Работа по заданиям учебника.2. Стиль религиозно-духовной литературы, её жанры,основные произведения и имена....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ
Тема: Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строени...
Репортаж и очерк как жанры публицистики
Данная презентация может быть использована для подготовки к занятию по развитию речи в 8-9 классах, а также для внеурочной деятельности, для проведения филологического практикума по жанрам публицистик...
Изучение жанров публицистики как стимул к расширению круга литературного чтения
Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к сужению круга интересов подростка. Натаскивание на ВПР и ЕГЭ убивает креативное мышление и «съедает» время, которое можно было ...
Технологическая таблица к уроку русского языка в 8 классе по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Таблица поможет учителю организовать урок по этой теме....