ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».
статья по немецкому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Бекринская МООШ
СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».
Подготовила:
учитель немецкого языка
Иванова И. Ю.
д. Бекрино
2018 – 2019 учебный год
"Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это -
И это станет моим навсегда”
(китайская пословица)
Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образования из знаниевой в компетентностную плоскость. Но на практике оказывается, что мы не осознали в полной мере, что теперь главная цель образования – формирование УУД и метапредметных умений, а предметное содержание – это только средство, с помощью которого эти УУД формируются. Поэтому всё внимании е на уроке не столько тому, что ученик должен узнать, сколько тому, чему он должен научиться, то есть научить себя. Поэтому при планировании урока каждый из нас должен, прежде всего, думать о том, как будет организована самостоятельная учебная деятельность детей. Мы же по привычке строим урок на основе предметной методики. Не очень хорошо знаем, какие УУД и на каком этапе урока формируем. Не всегда можем грамотно составить задания на формирование метапредметных умений, если их нет в учебнике или в других пособиях. Вообще, вольно или невольно, мы пытаемся по-прежнему «давать знания», раздражаясь и нервничая, когда ученики эти знания не берут. Где же выход?
Выход – в профессиональной и психологической перестройке учителя, в активном применении педагогических технологий, отвечающих требованиям времени. Технология проектного обучения – одна из них.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Следует обозначить общие черты и черты различия в вышеназванных понятиях.
К общим характеристикам следует отнести:
1) общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного пользования;
2) структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
- Анализ актуальности работы.
- Формулировка цели и задач.
- Выбор средств и методов работы.
- Планирование, определение последовательности и сроков работы.
- Выполнение работы.
- Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования.
- Представление результатов.
Различия проектной и исследовательской деятельности:
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как логика построения исследовательской работы требует в обязательном порядке формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную проверку выдвинутых предположений. Научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам.
А теперь рассмотрим проектно-исследовательскую деятельность с точки зрения обучающегося . Это главный фактор развития его личности. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы, показать публично достигнутый результат.
Школьники знакомятся с методами и приёмами научного поиска, учатся работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу. А это способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Приобщение обучаемых к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его самая сильная сторона.
Проектно-исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Групповая работа даёт возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива. Она предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения. Кроме того, групповая работа является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности, позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Проектно-исследовательская деятельность формирует у обучающихся большое количество общеучебных умений:
Коммуникативные умения:
- Навыки коллективного планирования;
- Умение взаимодействовать с любым партнером;
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- Навыки делового партнерского общения;
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Регулятивные умения:
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Поисковые (исследовательские) умения:
- Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- Находить несколько вариантов решения проблемы;
- Выдвигать гипотезы;
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Презентационные умения и навыки:
- Навыки монологической речи;
- Умение уверенно держать себя во время выступления;
- Артистические умения;
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- Умение отвечать на незапланированные вопросы;
Рефлексивные умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта или исследования должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества и роста профессионального мастерства, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта.
Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы.
Каково же значение исследовательской деятельности для обучающихся?
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Из опыта работы
Тематика проектов на уроках ИЯ может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей стран, подходов в решении тех или иных проблем.
Одним из видов исследовательской деятельности на уроках немецкого языка является практическое мини – исследование.
Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Вот названия некоторых мини- исследований: «Сознательное отношение к окружающей среде» (7 класс), «Идеальная комната» (5 класс), «Разработка экскурсионного маршрута по городам Золотого кольца» (7 класс).
После изучения темы “Путешествие по Германии” ребята самостоятельно намечают, в какие города Германии они хотели бы совершить заочное путешествие. Учащимся предлагается самим собрать информацию об этих городах и реализовать её в проекте. Им нужно создать мини-презентацию на немецком языке, которая должна содержать фотографии понравившихся им достопримечательностей выбранных городов с кратким пояснением. Таким образом, обучающимся предоставляется определённая самостоятельность в выборе содержания и способах оформления презентации, что является одним из средств развития познавательной активности в обучении.
В 5 классе ученикам предлагаются мини-проекты на следующие темы: «Это я», «Мое любимое домашнее животное», «Мой любимый сказочный персонаж», «Моя комната» и др.). Работая над проектом, ребята составляют монологические высказывания о себе, своём домашнем животном, своём любимом сказочным персонаже, своей комнате и делают рисунки, либо фотографии. Они схематически рисуют свой дом, свою комнату, подписывают название мебели, комнат, пишут небольшой монолог о доме.
В 6 классе ученики описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «На рынке». Выполняют мини-проекты: «Идеальное расписание уроков», «Школа моей мечты». Составляют викторину «По городам Германии», проводят ее среди одноклассников и подводят итоги викторины.
В качестве проектной работы на данном этапе обучения обучающиеся, в основном используют собственные иллюстрации, мини-сочинение или монологическое высказывание.
Следует отметить, что проекты в 5 - 6 классах являются, в основном, краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Обучающиеся 7 класса работают над проектами: «Моя Родина», где описывают свою малую Родину; «Сознательное отношение к окружающей среде», «Разработка экскурсионного маршрута по городам Золотого кольца». Школьники размышляют на заданные темы с опорой на речевые клише, делая выводы и заключения по теме. Очень активно в 7 классе обучающиеся используют в качестве проектной работы презентации.
На старшей ступени обучения школьники имеют больше возможностей самостоятельного поиска и выполнения творческих работ с помощью Интернет – ресурсов.
Долгосрочными проектами во 2 классе являются «Праздник Алфавита» и «Книга о себе». Задачи, которые я ставлю перед собой: приобщать обучающихся к систематизации знаний, умению обобщать, делать выводы, развивать их личную мотивацию. «Книга о себе» включает следующие разделы:
- Я и моя семья;
- Моё любимое домашнее животное;
- Моя классная комната;
- Мои друзья;
- Хобби и т. д.
Обучающиеся 2 класса с удовольствием рассказывают о себе, изображают свои портреты и портреты своих родственников, рассказывают о своих любимых животных, описывают свою любимую комнату, рассказывают о своём хобби. Эта работа является продолжением и в 3, и в 4 классах.
Обучающиеся третьих – четвёртых классов вовлекаются в проектную деятельность через создание мини-проектов по изучаемым темам. Их задача – продумать, какие слова по теме они представят в своей работе, подобрать картинку или нарисовать рисунок, использовать как можно больше слов для описания рисунка. У обучающихся 3 класса самое любимое время года весна и они интересно подготовились к этой теме. А обучающиеся 4 класса подготовили проект «Животные», работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.
3 класс: это проекты по темам «Времена года», «Зимние праздники», «Зимние развлечения», «Моё любимое домашнее животное»
4 класс: это проекты по темам «Летние развлечения», «Как мы проводим время на каникулах», «Школа», «Дом»
В 5 классе на завершающем этапе изучения циклов уроков по теме «Город» обучающиеся выполняют индивидуально или в парах, в группах ряд минипроектов: «Старый немецкий город», «Люди, которые живут в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, фотоальбомы, поделки, рисунки. Дети с удовольствием изображают немецкий город, средневековый замок, рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Самым удачным проектом был проект по теме «Старый немецкий город». Работа над этим проектом проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня. Начинают появляться уже проекты в электронном варианте.
В 7 классе обучающиеся защищают проекты по темам: «Летние каникулы», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Защита окружающей среды», «В здоровом теле - здоровый дух». Наиболее интересна проходит защита проекта по теме «В деревне есть много нового и интересного».
Обучающиеся 8 класса предоставили проект о том, как они провели летние каникулы. В 8 классе при работе над темами “Das Schulsystem”, “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor”, Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.Обучающиеся приглашают своих одноклассников в Германию и рассказывают о том, какие места там можно посетить. В 9 классе обучающиеся представляют свои проекты по темам “Zukunftsplane”, “Ferien und Bucher
Представлять свои проекты на немецком языке можно в различных формах. Это и презентации, и сочинения, и стенгазеты, экскурсионные программы пребывания, диалогические проекты «В магазине», «Мы покупаем продукты», «Мы покупаем предметы одежды», «Я собираю чемодан» и др. Все эти проекты имеют большую практическую значимость для устной речи и говорения в рамках изучаемого языка.
Метод проектов в работе для меня не является основным, но я считаю его не менее важным, поэтому будут продолжать вести работу в данном направлении.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках проектно–исследовательской методики, способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации.
Выводы:
1. Проектно-исследовательская деятельность формирует у учащихся большое количество общеучебных умений, и поэтому эффективна.
2. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
3. Умение пользоваться проектно-исследовательской технологией – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.
4. Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно-воспитательном процессе самостоятельную работу с элементами исследования.
Так давай те же будем творить и двигаться вперед!
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовётся,
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать –
Но мы обязаны стремиться!
Андрей Дементьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-130155-1351086091.jpg)
Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога
Методические рекомендации по проектно-исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-473311-1414754745.jpg)
«Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся....
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-139292-1403109826.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы, подразумевает дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Э...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся
Методические основы технологии проектного обучения...