Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
методическая разработка по теме
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1- тема педсовета)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой
Педагогический совет на тему
«Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя»
Оформление в актовом зале: стенд творческой группы педагогов проекта «Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся», стенд «Адреса передового опыта» («Научно – исследовательская деятельность как средство развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя»), творческие работы учащихся, выставка методической литературы по теме и др.
Ув. Коллеги! Мы начинаем наш педагогический совет по теме «Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».
Цель которого: ориентация деятельности педагогического коллектива школы на реализацию Концепции модернизации российского образования через использование научно-исследовательской деятельности в обучении для развития личности школьника и роста профмастерства учителя.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы должны решить следующие задачи: заслушать доклады заместителей директора по учебной работе С.В.Черкасовой «Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста» и О.В. Райш «Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика», Филимоновой Н.И., заместителя директора по воспитательной работе «О результативности использования метода социальных проектов для воспитания активной жизненной позиции ученика».
В этих докладах найдут отражения основные направления работы нашей школы по научно – исследовательской деятельности как учителя, так и ученика. Нам представят опыт своей работы учителя – практики Кузьменко Н.А. «Организация научно – исследовательской деятельности на уроках в начальных классах», ВинокуроваР.Х. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах», Елбаева В.В. «Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников». Докладчики просят не более 10 минут. Затем мы пойдем на 10 минутный перерыв.
После перерыва продолжим практическую часть нашего педсовета в работе по секциям. Цель каждой секции представить в помощь учителю для его дальнейшей работы по научно – исследовательской деятельности памятку, алгоритм или краткое сообщение по своей теме. Темы секций следующие:
Секция учителей начальной школы – Разработка модели научно-исследовательского проекта «Мои первые шаги в науке» - Председатель Лазарева Л.А.
Секция объединяет учителей – предметников русского языка и литературы, иностранного языка – Технология научно-исследовательской деятельности на уроках - Председатель Давлетова А.Г.
В 3-ей секции работают учителя математики, физики – Моделирование учебных проектов – Председатель Абдурахманова Л.З.
В 4 –ой - учителя химии, биологии, технологии, физической культуры, истории, географии, ОБЖ, музыки – «Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками» - Председатель Мануйлова С.Б.
Работа по секциям продлится 10 минут и по 2-3 минуты на выступления от каждой секции. Итого около 2 часов.
Во время работы педагогического совета действует «Пресс-центр», задача которого резюмировать выступления докладчиков с целью информационного обеспечения хода педсовета. В него вошли Кузнецова Г.В. и Еловикова Н.С.
Жалнина О.Н. в начале и в конце педсовета проведет диагностику настроения и рефлексию.
-Кто за данную повестку, прошу проголосовать. Кто «За»? – «против?» – «воздержавшиеся?»
Наш педсовет как обычно мы открываем выполнением решений предыдущего педсовета. Слово предоставляется Г.В.Кузнецовой.
(слайды 2,3,4- повестка)
Повестка педагогического совета. Выполнение решений предыдущего педсовета № ___ от ______. (7 мин) Первая часть (теоретическая): 2. «Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста» – докладчик Черкасова С.В., заместитель директора по УР. (10 мин) 3. «Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика» - докладчик Райш О.В., заместитель директора по УР. (10 мин) 4. «Из опыта работы»: - «Организация научно – исследовательской деятельности на уроках в начальных классах». Кузьменко Н.А., учитель начальных классов (10 мин) - «Развитие исследовательской деятельности учащихся в средних и старших классах». ВинокуроваР.Х., учитель русского языка и литературы (10 мин) - Организация учебной проектной деятельности на уроках истории и обществознания. Валиева Л.А., учитель истории (10 мин) 5. «О результативности использования метода социальных проектов для воспитания активной жизненной позиции ученика» - докладчик Филимонова Н.И., заместитель директора по воспитательной работе. (10 мин) Вторая часть: работа по секциям (10 мин) 1. Секция учителей начальной школы – Разработка модели научно-исследовательского проекта «Мои первые шаги в науке» - Председатель Лазарева Л.А. Секция учителей – предметников (математики, физики) – Моделирование учебных проектов – Председатель Абдурахманова Л.З. Секция учителей – предметников (русского языка и литературы, иностранного языка) – Технология научно-исследовательской деятельности на уроках - Председатель Давлетова А.Г. Секция учителей – предметников (химии, биологии, технологии, физической культуры, истории, географии, ОБЖ, музыки) – Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками. - Мануйлова С.Б. |
Третья часть: Выступление представителей от каждой секции с результатами работы. (10-15 мин) Четвертая часть: Принятие проекта решения. Кузнецова Г.В. (5 мин) Пятая часть: Рефлексия работы педагог на педсовете. Жалнина О.Н. (2-4 мин) Разное. |
- Наверно каждый, из сидящих, в этом зале задавали себе вопросы «Чем же предопределена данная тема педсовета?», «Актуально ли она сегодня?», «На каком уровне находится эта работа в нашей школе?» и т.д.
- Чтобы ответить на эти и другие вопросы начнем с небольшого исследования. В школе проводилось анкетирование по данному направлению. Познакомимся с его результатами.
( слайды 5,6,7,8 - итоги анкетирования)
- На слайде Вы видите ответ на первый вопрос
Используете ли вы в работе с учащимися метод научно – исследовательской деятельности?
да - 94% нет - 6%
- Среди причин, что мешает Вам заниматься с учащимися научно – исследовательской деятельностью, учителя отмечают:
просто не хочу - 0% не знаю сам процесс работы – 3,1%
боюсь, что ученики не справятся – 12,5% боюсь, что не справлюсь сам – 3,1%
затруднились ответить – 19% ничего не мешает отмечают– 59,3%
– Среди проблем учителя выделяют:
творческое развитие ученика - 69%
профессионально – квалификационный рост учителя-исследователя - 19%
повышение статуса учебного заведения - 19%
возможность получить качественно новое знание (инновацию) – 34,3%
Среди трудностей по организации научно – исследовательской деятельности выделяют:
-отсутствие у учителя свободного времени - 53,1%
-не хватает знаний по организации научно – исследовательской деятельности, недостаток методической, научной, психолого – педагогической, специальной литературы - 19%
-большая загруженность учащихся – 21,8%
-нет трудностей – 12,5%
- Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1. учителя признают, что в современных условиях развития современного общества научно – исследовательская деятельность является одной из направлений развития творческой личности учащегося.
2. научно – исследовательская деятельность помогает развиваться не только личности ученика, но и личности учителя.
3. учителя признают, что заниматься научно – исследовательской деятельностью с учащимися им мешает слабое владение методикой научного исследования, а также недостаток методической, научной, психологической, специальной литературой по данной теме, большая загруженность учащихся, отсутствие у учителя свободного времени.
«Место и роль научно – исследовательской деятельности учителя для его профессионального роста»
Сегодня процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация научно – исследовательской деятельности.
Иными словами научно – исследовательская деятельность является одной из видов интеллектуальной деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Особое внимание в деятельности научно – исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно – исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
(слайд 9)
Учебно – исследовательскую работу он организует с учащимися по двум направлениям:
- урочная учебно – исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др.
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
(слайд 10 - Роль педагога)
Роль педагога на этапах организации исследовательской деятельности различна.
I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
(слайд 11- Требования к педагогу)
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
- положительное отношение к ребенку;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Руководство учебно – исследовательской деятельностью помогает творчески развиваться и самому педагогу.
Например, в процессе работы учитель может усовершенствовать методику исследования или обобщение результатов исследования и др.
Иными словами проектная культура учителя — составная часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм. Каков он в нашей школе? Ответ мы частично найдем из второй части анкеты.
По данным методической службы у нас каждый третий учитель в коллективе работает над своими какими-либо темами научно – исследовательской деятельности. А по каким уровням и видам эти исследовательские темы мы также выясняли из второй части анкеты.
(слайд 12 - Распределение исследовательских тем по видам)
- Познакомимся с его итогами второй части анкетирования, где выявлялись научные ценности собственных исследовательских работ учителя – профессионала. Помимо этого педагоги в анкете распределяли по видам свои исследовательские темы (если таковы имеются), учитывая уровень исследования и количество.
Анализ состояния данного вопроса показал, что научная ценность исследовательской работы учителей школы относительно не велика. Только 9,3 % наших учителей находятся на высоком, теоретико – метологическом уровне исследования, 25 % - на методическом, 21,8 % - на технологическом, 43%-затруднились ответить. Из видов деятельности 84% учителей предпочтение отдают поисково-исследовательской.
№ п/п | Виды исследовательской деятельности Уровни исследования | Внедренческо- исследовательская деятельность | Поисково- исследовательская деятельность |
1 | Методологический | 9,3% | 9,3% |
2 | Теоретический (в сфере педагогики) | 12,5% | 25% |
3 | Методический | 25% | 25% |
4 | Технологический | 21,8% | 25% |
Определения:
Методологический уровень - Известный методолог педагогики В.В. Краевский, обобщая ее достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих ... педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований»
В.И. Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска
Теоретический уровень внедренческо-исследовательской деятельности связан со сменой используемых педагогических теоретических положений и установок.
Методический уровень -
С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Технологический уровень – внедренческо-исследовательской деятельности учителя связан с освоением и прямым внедрением какой-либо воспитательной или образовательной технологии взамен существующей, принятой.
Внедренческо- исследовательская деятельность носит приспособительный характер: заимствованные рекомендации, разработки, идеи адаптируются к конкретным условиям школы; как правило, это делается посредством интегрирования новаций в уже сложившуюся школьную практику, как части в целое. Внедрение этих новых идей идет постепенно. (ибо имеют место быть привычки, традиции, самое главное, учительское сознание и самосознание).
Поисково-исследовательская деятельность учителя – это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии.
- Полученные данные позволят корректировать содержание научно-исследовательских работ учителей в зависимости от их научных возможностей и степени готовности к исследованиям. Внесены будут коррективы и в план работы школы на следующий учебный год.
(слайд 13 - Качество обученности обучающихся)
Уважаемые коллеги, вы уже знаете, что по итогам городского мониторинга наша школа реализовала себя в данном направлении не полностью. И еще нами приняты определенные обязательства по повышению качества обученности обучающихся.
Одним из компонентов его повышения является преподавание учебного материала не менее 3% в форме урочной научно-исследовательской деятельности.
Для реализации планов, для совершенствования педмастерства учителя, на протяжении этого учебного года, у нас методической службой проводилась определенная работа:
Так в октябре, ноябре 2009 г. состоялись методические семинары по темам: «О внедрении современных образовательных технологий учителями школы», «Работа с одаренными детьми (формы, методы работы для развития исследовательских навыков одаренных детей)».
В октябре, декабре 2009г. прошли семинары для молодых учителей «Роль самообразования в повышении педагогического мастерства учителя», «О подготовке учащихся к научно – исследовательской конференции. Требования к учебному проекту», в январе - семинар – практикум «Освоение приемов проектирования, диагностирования управленческой деятельности при реализации целей урока». Проведена диагностика «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива и условий школы для развития инновационной деятельности», в 3 четверти учителя делились опытом своей работы на открытых уроках и представили на выставке некоторые результаты своего труда.
Подводя итог, можно сказать, что занятия научно – исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве школы и города, возможно республики, вырисовывается некий портрет современного специалиста, современного педагога, с его интегративной характеристикой, включающую гипотетическую и прогностическую способность движения в образовательном пространстве по собственной траектории развития в соответствии с личностными свойствами и на основе «живого» знания.
(слай 14 – доля)
Модернизация образования диктует нам, педагогам, необходимость продолжения работы по научно – исследовательской деятельности, умения грамотно моделировать самостоятельную исследовательскую деятельность.
Если эффективно будет развиваться научно – исследовательская деятельность, то и в школе будут развиваться такие составляющие педагогического процесса: как профессиональный состав педагогических кадров; развивающаяся материально – техническая база школы; сотрудничество с научными и общественными организациями не только нашего города, но и других городов.
Стратегия развития научного творчества в образовательном процессе органически соотносится с необходимостью совершенствования научно – исследовательской деятельности учащихся, о которой расскажут далее мои коллеги.
Слово предоставляется второму докладчику Райш О.В.
(«Научно – исследовательская деятельность как средство развития учебных навыков ученика»)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога
Методические рекомендации по проектно-исследовательской деятельности....
«Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся....
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика...
ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».
Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...