«Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».
презентация к уроку по физике на тему
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet1.pptx | 344.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Используете ли вы в работе с учащимися метод научно – исследовательской деятельности? да - 56% нет - 44% Среди причин, что мешает Вам заниматься с учащимися научно – исследовательской деятельностью, учителя отмечают: просто не хочу - 8% не знаю сам процесс работы – 20% боюсь, что ученики не справятся – 16% боюсь, что не справлюсь сам – 8 % затруднились ответить – 20% ничего не мешает отмечают– 32% Среди проблем учителя выделяют : творческое развитие ученика - 56% профессионально – квалификационный рост учителя-исследователя - 12% повышение статуса учебного заведения - 16% возможность получить качественно новое знание (инновацию) – 16% Среди трудностей по организации научно – исследовательской деятельности выделяют: - отсутствие у учителя свободного времени - 64% -не хватает знаний по организации научно – исследовательской деятельности – 16% - - - недостаток методической, научной, психолого – педагогической, специальной литературы - 48% - большая загруженность учащихся – 4 % -нет трудностей – 12% Результаты исследования.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». 3 Требования ФГОС http://standart.edu.ru/
Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». 4 Требования ФГОС
Какие вопросы мы рассматриваем? Как подготовить научно-исследовательскую работу ? Как проводить научное исследование ? Как определить и уточнить тему ? Как изучать литературу ? Как определить гипотезу ? Как сформулировать цель и задачи исследования ? Как определить методы исследования ? Как оформить работу ?
Как подготовить научное исследование? Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации (информации) и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования
Научное исследование - процесс выработки новых научных знаний … В ЕГО ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... интеллектуально-исследовательская - в нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия . К ним относятся , например , такие умственные действия , как сравнение , анализ , синтез , обобщение или более сложные : систематизация , моделирование , выдвижение гипотезы , постановка целей и задач исследования . Здесь происходит проектирование научного исследования ,
информационно-рецептивная - включает в себя действия с информацией , которую необходимо воспринять ( рецептировать ) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом . Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения , прояснения поставленных задач и вариантов их решений . Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения продуктивная - составляет действия по проведению научной работы , фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте Рефлексия отдельных глав , разделов ... Н аучн ое исследовани е - процесс выработки новых научных знаний …
Объектная область исследования — это сфера науки и практики , в которой находится объект исследования . Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности , порождающее проблемную ситуацию . Объект - это своеобразный носитель проблемы , то , на что направлена исследовательская деятельность . Предмет исследования — это конкретная часть объекта , внутри которой ведется поиск . Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью , которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу . В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования Разберёмся с понятиями …
Тема исследования - объект изучения , в определенном аспекте , характерном для данной работы . Она « указывает на предмет изучения , а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект ». В теме отражается проблема в ее характерных чертах . Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему , очерчивает рамки исследования . Тема конкретизирует основной замысел , создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом .
Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему : Аналитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов . Руководство принципом повторения . Этот принцип подразумевает следование теме , логике уже проведенных исследований , но с использованием усовершенствованных методов исследования , которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете , а также проверить их .
Поисковый способ . Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками : специальной литературой , новейшими работами в той или иной научной отрасли , а также смежных отраслей науки , и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин . Теоретическое обобщение существующих исследований , теорий , практических результатов исследований , критико-аналитических и описательных материалов . Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы , которые нуждаются в уточнении , проверке и доказательстве . Поиск темы может вестись в « естественных » условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий .
1. Проведение поиска нужной информации . 2. Составление предварительного списка изданий . 3. Непосредственная работа с интернет источниками . Определив тему и проблему своей работы , исследователю следует овладеть понятийным аппаратом , соотносимы м с выбранной объектной областью : 1. Возможно , описать основные понятия и логические связи между ними , выстроив таким образом , понятийную систему будущего исследования . 2. Дать анализ , сравнить , сопоставить различные толкования одного и того же понятия , обозначив границы его возможных значений и применения . 3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам , определив сферу их использования в исследовании . Поиск информации ...
Определение актуальности исс ледования Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Актуальность может состоять , например , в необходимости получения новых данных ; необходимости проверки новых методов и т.п . Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов .
Гипотеза ... Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида : « если А, то В», которое описывает , как намереваемся разрешить проблему . Основные свойства гипотезы : 1. Неопределенность истинного значения ; 2. Направленность на раскрытие данного явления ; 3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы ; 4 . Возможность выдвинуть « проект » решения проблемы . “Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание " И. Гете
Требования к гипотезе ... В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными . Она не должна включать слишком много положений : как правило , одно основное , редко больш е. Гипотеза должна соответствовать фактам , быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений , ( лучше избегать ценностных суждений ) . Правдоподобность , т.е . соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме . П роверяемость .
Отношение Д. И. Менделеева к гипотезе : « Они ( гипотезы ) науке и особенно ее изучению нужны . Они дают стройность и простоту , каких без их допущения достичь трудно.Вся история наук это показывает . А потому можно смело сказать : лучше держаться такой гипотезы , которая может оказаться со временем неверною , чем никакой . Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу — отыскание истины , как плуг земледельца облегчает выращивание полезный растений ». Приведенное выше суждение отражает общий строй менделеевского научного метода .
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат , которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы . Цель формулируется кратко и предельно точно , выражая то основное , что намеревается сделать исследователь , она конкретизируется и развивается в задачах . Цель соответствует теме исследования . Можно поставить целью : выявить … установить … обосновать … уточнить … разработать …
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой , а также действия по достижению промежуточных результатов , направленных на достижение цели . первая задача , как правило , связана с выявлением , уточнением , углублением природы , структуры изучаемого объекта . ( она связана с анализом взглядов различных учёных на предмет исследования ) вторая задача – с анализом реального , современного состояния предмета исследования , динамики внутренних противоречий развития . третья задача – со способами преобразования , моделирования , опытно-экспериментальной проверки . четвертая задача – с практическими аспектами работы , с проблемой управления исследуемым объектом .
Как определить методы исследования? Метод – это способ достижения цели исследования ; « путь постижения , познания истины , сущности предметов и явлений Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью . Они определяются по основным мыслительным операциям , какими являются : анализ и синтез , сравнение , абстрагирование и конкретизация , обобщение , формализация , аналогия , моделирование Эмпирических методы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности . Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта , формировании норм и правил , получении фактов ( информации ) об объекте , их анализ и систематизация
Общенаучные методы : Наблюдение , Эксперимент , Анализ , Синтез , Индукция , Дедукция Моделирование и др . М етоды должны быть научными , нельзя полагаться только на « здравый смысл » . Чем сложнее объект исследования , тем сложнее метод . Биология более проста по объектам , чем физика , поэтому там применим метод проб и ошибок , а в физике – строгие математические методы . В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез .
М атематические методы Статистические методы Методы и модели теории графов и сетевого моделирования Методы и модели динамического программирования Методы и модели массового обслуживания Метод визуализации данных (функции, графики)
работа имеют определенную структуру : - Титульный лист - Оглавление (план работы) - Введение (анализ литературы,проблемы, гипотеза, цели, задачи) - Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами) - Выводы по каждой главе - З аключение - Б иблиографического спис ок, список интернетресурсрв - Приложение (графики, схемы , Иллюстрации, Таблицы) Как оформить научно-исследовательскую работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...
Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога
Методические рекомендации по проектно-исследовательской деятельности....
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика...
ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».
Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...