Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся
статья (9 класс)
Методические основы технологии проектного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся»
Выступление на педсовете
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для участников образовательного процесса должны создаваться условия организации интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность открывает большие возможности для реализации требований ФГОС, развития у учащихся универсальных учебных действий.
Основная цель проектного метода в школе является
развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности учащихся.
Методические основы технологии проектного обучения
Определение метода проектов
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цель метода проектов:
предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей
Задачи метода проектов:
-развить у учащихся познавательную деятельность,
-научить их самостоятельно овладевать знаниями,
-формировать свое мировоззрение и развивать критическое мышление;
-научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
-научить принимать самостоятельные аргументированные решения.
-формировать высококультурную и разностороннюю личность.
Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций
-Поисковые (исследовательские) умения
-Умения и навыки работы в сотрудничестве
-Рефлексивные умения
-Коммуникативные умения
-Менеджерские и презентационные умения и навыки.
Классификация проектов:
-монопроекты
-межпредметные
-надпредметные
-текущие
-итоговые
-мини-проекты
-краткосрочные
-долгосрочные
Виды проектов:
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
Основные этапы проектной деятельности
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV – презентация проектов.
На каждом этапе должны быть решены свои задачи, а именно:
Проблемно – целевой этап
-для чего создается данный проект;
- чем вызвана необходимость его создания;
-как в дальнейшем будет использоваться данный проект;
-каким должен быть проект;
-кто будет создавать проект;
-какие знания, умения и навыки имеют учащиеся в начале и будут иметь в конце создания проекта.
Разработка сценария
-первичное изучение источников;
-отбор содержания;
-определяется примерный объем проекта;
-прописываются роли всех участников проекта;
-уточнение задач;
-уточнение календарного плана;
Практическая работа
-воплощение в жизнь поставленных задач;
-выполнение работы;
-«добывание» недостающих знаний и информации
-координация деятельности участников проекта
-консультирование по необходимости
Предварительная защита
-выявляются недоработки;
-намечаются пути устранения недостатков;
-производится отладка
Защита проекта
-презентация проекта;
-анализ результатов;
-самооценка;
-отчет.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Web-сайт
- Анализ данных социологического опроса
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал, справочник, буклет
- Учебное пособие
- Пакет рекомендаций
- Карта
- Сценарий и т. д.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ:
- Деловая игра
- Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
- Инсценировка- диалог
- Игра с залом
- Научная конференция, доклад
- Пресс-коференция
- Путешествие, экскурсия
- Реклама
- Ролевая игра
- Спектакль
- Соревнование
- Телепередача и т. д.
Таким образом: Проект – это «пять П »:
-Проблема
-Проектирование (планирование)
-Поиск информации
-Продукт
-Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
Учителю необходимо организовать проектную деятельность, если он желает:
-повысить мотивацию школьников к учению;
-расширить свой творческий потенциал;
-способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
-создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
-способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
-наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
-получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Данные опроса учителей МБОУ лицея №3:
Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства
Список ролей, которые предстоит "прожить" учителю по ходу реализации проекта:
-энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
-специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
-консультант, помогающий организовать работу;
-руководитель, помогающий планировать работу по времени;
-"человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
-координатор группового процесса;
-эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Вывод:
Школа будущего - школа проектов.
Проект – это средство обучения
- Может применяться на уроке и во внеурочное время.
- Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет в рамках одного проекта интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (русский язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство). Данная интеграция обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Использованная литература
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как основа развития личности обучающегося
Общепедагогические технологии...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога
Методические рекомендации по проектно-исследовательской деятельности....
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы, подразумевает дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Э...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.
Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...
ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».
Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...