Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся
статья (9 класс)

Методические основы технологии проектного обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся»

Выступление на педсовете

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для участников образовательного процесса должны создаваться условия организации интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность открывает большие возможности для реализации требований ФГОС, развития у учащихся универсальных учебных действий.

Основная цель проектного метода в  школе является

 развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности учащихся.

Методические основы технологии проектного обучения

Определение метода проектов

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цель метода проектов:

   предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей

Задачи метода проектов:

-развить у учащихся познавательную деятельность,

-научить их самостоятельно овладевать знаниями,

-формировать свое мировоззрение и развивать критическое мышление;

-научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

-научить принимать самостоятельные аргументированные решения.

-формировать высококультурную и разностороннюю личность.

Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций

-Поисковые (исследовательские) умения

-Умения и навыки работы в сотрудничестве

-Рефлексивные умения

-Коммуникативные умения

-Менеджерские и презентационные умения и навыки.

Классификация проектов:

-монопроекты

-межпредметные

-надпредметные

-текущие

-итоговые

-мини-проекты

 -краткосрочные

 -долгосрочные

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

Основные этапы проектной деятельности

I – погружение в проект;

II – организация деятельности;

III - осуществление деятельности;

IV – презентация проектов.

На каждом этапе должны быть решены свои задачи, а именно:

 Проблемно – целевой этап

-для чего создается данный проект;

- чем вызвана необходимость его  создания;

-как в дальнейшем  будет использоваться данный     проект;

-каким должен быть проект;

-кто будет создавать проект;

 -какие знания, умения и навыки   имеют учащиеся в начале и будут  иметь в конце создания проекта.

Разработка сценария

-первичное изучение источников;

-отбор содержания;

-определяется примерный объем проекта;

-прописываются роли всех участников проекта;

-уточнение задач;

-уточнение календарного   плана;

Практическая работа

-воплощение в жизнь поставленных задач;

 -выполнение работы;

-«добывание» недостающих знаний и информации

-координация деятельности участников проекта

-консультирование по необходимости

Предварительная защита

-выявляются недоработки;

-намечаются пути устранения    недостатков;

-производится отладка

Защита проекта

-презентация проекта;

-анализ результатов;

-самооценка;

-отчет.

       ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Web-сайт

- Анализ данных социологического опроса

- Видеофильм

- Выставка

- Газета, журнал, справочник, буклет

- Учебное пособие

- Пакет рекомендаций

- Карта

- Сценарий и т. д.

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ:

- Деловая игра

- Демонстрация продукта,  выполненного на основе информационных технологий

- Инсценировка- диалог

- Игра с залом

- Научная конференция, доклад

- Пресс-коференция

- Путешествие, экскурсия

- Реклама

- Ролевая игра

- Спектакль

- Соревнование

- Телепередача и т. д.

Таким образом:  Проект – это «пять П »:

-Проблема

-Проектирование (планирование)

-Поиск информации

-Продукт

-Презентация

    Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.

Учителю необходимо организовать проектную деятельность, если он желает:

-повысить мотивацию школьников к учению;

-расширить свой творческий потенциал;

-способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

-создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

-способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

-наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

-получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Данные опроса учителей МБОУ лицея №3:

Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства

Список ролей, которые предстоит "прожить" учителю по ходу реализации проекта:

-энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

-специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

-консультант, помогающий организовать работу;

-руководитель, помогающий планировать работу по времени;

-"человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;

-координатор группового процесса;

-эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Вывод:

Школа будущего - школа проектов.

  Проект – это средство обучения

- Может применяться на уроке и во внеурочное время.

- Ориентирован на  достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.

- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он  эффективен.

- Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет  в рамках одного проекта  интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (русский язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство). Данная интеграция обладает большим воспитательным  и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Использованная литература

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения  Директор школы. М.1995, №6

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/11/26/proektno-issledovatelskaya

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/03/28/realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/06/proektnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-intellektualnykh-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы, подразумевает  дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Э...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...

ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».

Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...