Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога
презентация к уроку на тему

 Методические рекомендации по проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагога»

Слайд 2

Цель педагогического совета: Ориентация деятельности педагогического коллектива ДДТ на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии в обучении. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, осмысление педагогического, методического потенциала проектной деятельности.

Слайд 3

В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как обучающийся может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.

Слайд 4

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Слайд 5

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность , имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 6

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Слайд 7

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Слайд 8

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Слайд 9

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям: 1) стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 2) непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного.

Слайд 10

Основными этапами проектной деятельности являются: - Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; - Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; - Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений; - Подготовка и защита презентации; - Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Слайд 11

Основные этапы исследования: - Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. - Постановка цели и конкретных задач исследования. - Определение объекта и предмета исследования. - Выбор метода (методики) проведения исследования. - Описание процесса исследования. - Обсуждение результатов исследования. - Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Слайд 12

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.

Слайд 13

: В практике используются следующие виды проектов: - исследовательско - творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; - ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); - информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); - творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна). По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Слайд 14

Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите: повысить мотивацию обучающегося к учению; расширить свой творческий потенциал; способствовать развитию личности обучающегося: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты; создать условия, в которых ребёнок , опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; способствовать приобретению опыта детьми при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни; наладить диалог с каждым обучающимся без традиционного педагогического давления; получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Слайд 15

Проект - это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Слайд 16

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

Слайд 17

Проектная деятельность: Роль педагога: Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Педагог становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.

Слайд 18

Какие именно умения и навыки формируются в проектной деятельности? Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: - Умение проектировать процесс (изделие). - Умение планировать деятельность, время, ресурсы. - Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. - Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Слайд 19

Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. - Умение вести дискуссию - Умение отстаивать свою точку зрения - Умение находить компромисс - Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи - Умение уверенно держать себя во время выступления - Артистические умения - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении - Умение отвечать на незапланированные вопросы

Слайд 20

Рефлексивные умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: - Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; - Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - Умение находить несколько вариантов решения проблемы; - Умение выдвигать гипотезы; - Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 21

Вывод: ОБУЧЕНИЕ В БУДУЩЕМ- ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТОВ. Проект - это метод обучения - Может применяться на уроке и во внеурочное время. - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. - Проект дает обучающимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектирование - это содержание обучения - Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов. Проект - это форма организации учебного процесса - Может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Слайд 22

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: Рекомендовать всем педагогам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся. 2. Организовать на сайте ДДТ методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Слайд 23

Методист по УР Сотникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы, подразумевает  дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Э...

ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».

Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...