Преемственность в обучении немецкому языку между начальной и средней ступенью
статья по немецкому языку

Бобрик Светлана Владимировна

Главная задача учителя на уроке иностранного языка - обучение общению на иностранном языке. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_bobrik.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

C.В. Бобрик

Преемственность в обучении немецкому языку между начальной и средней ступенью

  

Главная задача учителя на уроке иностранного языка - обучение общению на иностранном языке. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

В обучении иностранному языку под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне,  подкреплением имеющихся знаний новыми. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения.

В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. На первой ступени обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения. Изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно – оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; – стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.

В процессе изучения нового языка ребенок приобретает такие качества как толерантность по отношению к представителям других народов, умение работать в паре, группе, коллективе, команде; любознательность и самостоятельность и др.

Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. (Проблемы - слайд)

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через использование УМК, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции.

Основные аспекты преемственности при обучении НЯ:

- преемственность в содержании курса

- преемственность в формах и методах работы

- преемственность в требованиях к учащимся

В нашей школе данные аспекты преемственности на уроках немецкого языка осуществляются при использовании  УМК “Вундеркинды Плюс“, который  разработан для 2-11 классов и характеризуется следующими аспектами:
- в основе курса  лежит коммуникативно-когнитивный подход, ориентированный на личность учащегося;

- он построен с учетом межпредметных связей;

- он обеспечивает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию и письму);

- он использует аутентичные языковые материалы, отражающие современное использование НЯ носителями;

- он формирует навыки самостоятельной и независимой работы учащихся, навыки самоконтроля;

- он носит проблемно-проектный характер и сочетает различные формы учебного сотрудничества

Для реализации принципа преемственности формы и методы работы в начальной школе должны совпадать на этапе перехода из 4 в 5 класс, а потом постепенно развиваться согласно интересам учащихся.  В УМК «Вундеркинды плюс» для 5 класса формы, методы познавательной деятельности хорошо знакомы учащимся по начальной школе.  При работе по данному УМК учителя, начиная с начальной школы и далее в средней школе, используют такие современные формы урока,  как:

1.  Урок-проект

2. Урок с использованием интернет - ресурсов. 

3. Музыкальный урок. Разучивание песен на НЯ является методическим приемом введения и отработки лексического и грамматического материала, а также выполняет функцию мотивирования учащихся.

4. Работа на интерактивной доске и в лингафонном кабинете. Эти задания вызывают обычно большой всплеск эмоций у учащихся. Все мы знаем, что, все, что находит отклик в сердцах детей, лучше ими усваивается и запоминается.

5. Урок – игра. Игра является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников. Она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредством общения, поэтому наиболее активно используется на уроках. Я бы сказала, что в начальной школе без игровых форм не обходится ни один урок. Но и в 5 классе учащиеся еще любят поиграть на уроках, естественно, что игра в 5 классе приобретает более сложные формы в плане цели и формы. Это может быть инсценировка ситуации общения или деловая игра.

6. Урок – диалог культур (страноведческий компонент). Такие уроки являются спецификой и неотъемлемой частью преподавания иностранного языка. Культурологическая составляющая априори присутствует на каждом уроке иностранного языка в большей или меньшей степени в зависимости от темы и цели урока. Чаще всего страноведческий компонент является элементом урока и обычно самой информационной и интересной частью урока.

7. Урок – конкурс. Это может быть конкурс загадок, конкурс проектов, конкурс презентаций, конкурс переводов, конкурс чтецов и т.п.

На протяжении всего курса изучения немецкого языка по данному УМК прослеживаются  межпредметные связи со с другими дисциплинами.

Немецкий язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, поскольку содержанием речи на НЯ могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...