Выступление на тему преемственности в преподавании иностранного языка между начальным и средним образованием
методическая разработка (5 класс)

Юдина Ольга Анатольевна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в преподавании иностранного языка между начальным и средним образованием

Проблема преемственности между начальным и средним образованием актуальна во все времена. В обучении преемственность это последовательность и системность в расположении учебного материала, дальнейшее развитие универсальных учебных действий, система связей, обеспечивающая взаимодействие методов обучения, единство требований к результатам освоения программы.

Учителям иностранного языка эта тема очень близка, т.к. именно они осуществляют свою образовательную деятельность на протяжении всех ступеней образования. В этом их преимущество. Кроме того, цикличность в изучении тем и языкового материала позволяет сделать переход с одной ступени на другую плавно. Одним из основных аспектов обучения иностранному языку является проблема обучения не языку, а с помощью языка. Сам язык не представляет ценности для учащихся. Мотивировать к изучению языка можно только с помощью содержания, и технологий, которые учитель использует для усвоения этого содержания.

Однако, некоторые учащиеся заблуждаются, считая, что только выучив тему, правило, параграф, можно стать успешным. Действительно ценным чаще является умение определить главную мысль, анализировать, делать выводы, понять, как это может пригодиться в жизни. Поэтому учитель должен менять содержание на основе принципов метапредметности. Необходимо обучать общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.  Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учебных задач.

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений, рефлексивному анализу своей деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход опирается на зону ближайшего развития. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. Обучение нацелено на усвоение способов познания.  Системно-деятельностный подход развивает теоретическое мышление. На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

И наконец, какие же приемы способствуют формированию и достижению личностных, метапредметных и предметных результатов в начальной школе и предопределяют дальнейшее успешное обучение и изучение языка в основной и старшей школе. Они представлены в следующей таблице.

Виды УУД

Подвиды УУД

Приемы формирования УУД на уроках английского языка.

Личностные

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Расскажи историю, если бы ты был …(рассмотри ситуацию с разных жизненных позиций).

Смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности ее мотивом)

Выбор способов чтения или аудирования в соответствии с поставленной. коммуникативной задачей (задания на разную степень понимания текста).

Нравственно-этическая ориентация (обеспечивает личностный моральный выбор)

“Мозговой штурм” на любую тему, имеющую нравственно-этический подтекст. Закончить предложения, стихотворение нравственно-этического содержания.

Регулятивные

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно)

Планирование (определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий)

‘’Умею/не умею, знаю /не знаю’’ (попросить  учащихся определить тему  исходя из представленных картинок, опорных слов ).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Предъявление в начале занятия ситуации, требующей решения. Предъявление образца, примера выполнения творческого задания.

Контроль и коррекция (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном)

Повторение за учителем новых слов и выражений. Составление предложений по образцу. Сличение с эталоном.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Анализ собственных результатов творческой работы, исходя из критериев оценивания. Спросить у учащихся, что они знают по определенной теме, сформулировать дальнейшее задание таким образом, чтобы им стало ясно, что этих знаний недостаточно для выполнения  конкретного задания.

Волевая саморегуляция (способность мобилизации сил к преодолению препятствий)

Соревнования в командах на любую тему.

Познавательные

Общеучебные

Определение основной и второстепеноой информации (отбор информации для презентаций, самостоятельное создание алгоритмов). Просмотрите отрывок, прочитайте историю, ответьте на вопросы.

Логические и знаково-символические

Обобщение, аналогия, сравнение, классификация. Установление  причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование. Синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты (Game Virus).

Постановка и решение проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

Как взаимодействие

Ролевая игра.

Как кооперация

Работа в парах, группах, проектная работа.

Как условие интериоризации

Угадай слово (опиши любое слово из списка, чтобы одноклассники угадали).

Немаловажную роль в плавном переходе с одной ступени на другую играет УМК. В идеале он должен быть сквозным. Однако, учебные пособия не успевают за быстро меняющейся жизнью. Поэтому учитель играет ключевую роль в этом процессе. Он создает условия для того, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих, обеспечивает общие подходы к формированию у учащихся УУД, преемственность в их развитии, разрабатывает систему заданий, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....

Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Преемственность в обучении немецкому языку между начальной и средней ступенью

Главная задача учителя на уроке иностранного языка - обучение общению на иностранном языке. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам....

Статья "Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном"

Статья о важности преемственности между начальной школой и средним звеном...