Рабочая программа кружка "Говорим по-немецки"
рабочая программа по немецкому языку (5 класс) на тему

Смирнова Валентина Петровна

Актуальность изучения школьниками немецкого языка объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры и цивилизации.Программа расчитана на первый и второй год обучения немецкому языку. В данной программе огромное значение придается драматизации (театральным постановкам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorim_po-nemetski_galkina.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

дополнительного образования

по немецкому языку

для средней школы

        «Говорим по-немецки»        

Автор: Смирнова В.П.

Санкт-Петербург 2011

Пояснительная записка.

Язык – это средство межкультурного общения, средство осознать мир как единое целое.

Язык является универсальным средством передачи опыта, для вступления в равноправный диалог с представителями других культур и традиций; обеспечивает личности включение в современные общецивилизованные процессы. Образовательный процесс опирается на новейшие методические и учебные пособия, подобранные специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Программа составлена с учётом потребностей современного ребенка и основана на принципе доступности обучения.  

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Являясь адаптированной и многоуровневой, программа рассчитана на обучение детей от 10 до 12 лет.  В ней широко используются игры, творческие продуктивные виды деятельности («Нарисуй, раскрась, наклей»), а также физическая деятельность (зарядка, подвижные игры). Программа может осваиваться отдельными учащимися с индивидуальной скоростью.

Актуальность и новизна данной программы.

Актуальность изучения школьниками именно немецкого языка объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры и цивилизации.

Немецкий язык изучается в настоящее время наряду с другими языками в качестве первого иностранного языка как в начальной, основной, так и в полной средней школе, а также в качестве второго, а в отдельных случаях и третьего иностранного языка.

Особое внимание в программе уделяется работе над формированием слухо-произносительных навыков и развитию слуховой памяти учащихся, что позволит облегчить процесс овладения аудированием и чтением.

Необходимо максимально использовать возможности начального этапа для создания прочной базы обучения немецкому  языку как второму иностранному на последующих этапах.  

Цели и задачи программы

Цель:

Основной целью обучения детей среднего школьного возраста немецкому языку являются: пробуждение у них интереса и формирование положительного отношения к иностранному языку как средству общения; формирование элементарных навыков и умений устно-речевого общения на немецком языке на уровне доступном детям, учитывая их речевой опыт на родном языке и их речевые потребности; демонстрация того, что процесс овладения языком другого народа – увлекательный, но кропотливый ежедневный труд, требующий усилий со стороны ученика; развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, выражение своих мыслей на иностранном языке и воспитание гармонически развитой и образованной личности.

Задачи программы:

  • вовлечь учащихся в образовательный процесс;
  • развить коммуникативные умения воспитанников;
  • способствовать осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
  • обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления;
  • формировать чувство языка;
  • сформировать у детей разного возраста представления о жизни их зарубежных сверстников;
  • способствовать накоплению учащимися знаний о жизни других народов, их культуре, науке, искусстве;
  • дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов;
  • привить доброжелательное отношение к окружающим;
  • способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.

     Программа представляет собой систему обучения детей среднего школьного возраста, осуществляемую на протяжении двух лет.

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся в групповой форме.

 1 год обучения – 34 часа. Режим занятий – 1 час в неделю;

2 год обучения – 34 часа. Режим занятий – 1 час в неделю.

Прогнозируемые результаты и контроль усвоения материала

В результате реализации данной программы учащиеся первого года обучения:

  • овладевают нормативным произношением основных звуков немецкого языка;
  • умеют различать на слух звуки немецкого и родного языков;
  • имитируют интонацию простого повествовательного и вопросительного  предложений;
  • понимают на слух иноязычную речь в исполнении  учителя и диктора-носителя языка;
  • могут вести диалоги на основе заученных моделей, подставляя в них необходимые слова;
  • выполняют команды педагога во время занятия и физкультурных пауз;

второго года  обучения:

  • овладевают навыками устной речи на основе подсознательного (а далее и осознанного) понимания законов иностранного языка;
  • отвечают на вопросы учителя в пределах пройденных лексических тем;
  • имитируют вопросы по моделям, предъявляемым педагогом;
  • умеют задавать элементарные вопросы и отвечать на них;
  • могут высказываться в пределах программного языкового материала;
  • участвуют в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении;
  • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов).

И контроль, и оценка деятельности учащихся соответствуют их возрастному уровню.

Учебно-тематический план

первый год обучения

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Лекц.

занятия

Практич.

занятия

Введение в программу.

учебное занятие

1

1

-

Знакомство.

учебное занятие

5

3

2

Немецкий алфавит.

учебное занятие

5

4

1

Я и моя семья.

учебное занятие

2

1

1

Названия стран и городов.

учебное занятие

2

1

1

Где ты живешь?

учебное занятие

2

1

1

Цифры. Счет.

учебное занятие

2

1

1

Дни недели.

учебное занятие

2

1

1

Я – вундеркинд.

учебное занятие

2

1

1

Я и мои друзья.

учебное занятие

2

1

1

Названия месяцев. Времена года.

учебное занятие

2

1

1

Животные. Зоопарк.

учебное занятие

2

1

1

Радуга. Цвета.

учебное занятие

2

1

1

Все флаги в гости к нам.

учебное занятие

2

1

1

Это я. Представление портфолио.

учебное занятие

1

1

-

                              Всего:

34

20

14

Учебно-тематический план

второй год обучения

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Лекц.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение в программу.

учебное занятие

1

1

-

2

Любимое домашнее животное.

учебное занятие

2

1

1

3

Моя школа.

учебное занятие

2

1

1

4

Занятия на уроках. Школьные принадлежности. Школьные предметы.

учебное занятие

4

2

2

5

Мир вокруг меня. Знакомство с Германией.

учебное занятие

2

1

1

6

Немецкие города. Федеральные земли.

учебное занятие

2

1

1

7

Мой дом.

учебное занятие

2

1

1

8

День рождения.

учебное занятие

2

1

1

9

Часы.

 Числа.

учебное занятие

2

1

1

10

Цифры. Даты.

учебное занятие

2

1

1

11

Персонажи немецких сказок.

учебное занятие

2

1

1

12

Еда.

учебное занятие

2

1

1

13

Профессии.

учебное занятие

2

1

1

14

Инсценирование диалогов.

учебное занятие

2

1

1

15

Личная анкета.

учебное занятие

   2

     1

1

16

Знаменитые личности Германии.

учебное занятие

3

2

1

                             Всего:

34

18

16

Содержание и методическое обеспечение программы

               

 Программа состоит из двух основных этапов: первый и второй годы обучения. Учебно-методические пособия для каждого этапа могут варьироваться  с учетом возможностей и индивидуальных способностей детей.

  Первый год обучения состоит из 15 тем. При изучении каждой из нижеследующих тем используются детские рифмовки, стишки, считалки, а также кроссворды и ребусы по теме.

Тема 1. Введение в программу – ознакомление с программой.

Тема 2. Знакомство – формы приветствия и ответы на приветствия, обращение к взрослым и сверстникам, представление себя, прощание.

Тема 3. Немецкий алфавит – знакомство с немецким алфавитом и основными правилами чтения.

Тема 4. Я и моя семья – члены семьи, названия профессий, черты характера, внешность, возраст.

Тема 5. Названия стран и городов – названия стран. Знакомство с немецкими городами. Просмотр видео фрагментов с достопримечательностями стран изучаемого языка.

Тема 6. Где ты живешь?  – я, мой дом, мой город, моя страна.

Тема 7. Цифры. Счет. – Знакомство с числительными. Счет 0-1000.

Тема 8. Дни недели. – Знакомство. Разучивание песен.

Тема 9. Я – вундеркинд. – Рассказ о себе. Что я умею. Мои хобби и интересы.

Тема 10.  Я и мои друзья. – Представление своих друзей, рассказ о проведении досуга, составление ситуативных диалогов.

Тема 11. Название месяцев. Времена года. – Знакомство. Разучивание песен. Погода.

Тема 12. Животные. Зоопарк. - Животные и птицы, части тела животных, характеристики животных. Поход в зоопарк.

Тема 13. Радуга. Цвета. – Знакомство. Разучивание песен.

Тема 14.  Все флаги в гости к нам. – Страны. Флаги. Цвета.

Тема 15. Это я… Представление портфолио. – оформление портфолио и презентация.

Второй год обучения состоит из 16 тем. При их изучении так же  используются детские рифмовки, стишки, считалки, а также кроссворды и ребусы по теме.

Тема 1. Введение в программу – ознакомление с программой.

Тема 2. Любимое домашнее животное – животные и птицы, части тела животных, характеристики животных.

Тема 3. Моя школа и Тема 4. Занятия на уроках. Школьные праздники.- Описание школы и  классной комнаты, школьные принадлежности и предметы, этикетные клише.

Тема 5. Мир вокруг меня – город, транспорт, ситуации общения в городе, правила поведения детей в городе и на дорогах. Знакомство с картой Германии.

Тема 6. Немецкие города. Федеральные земли. – Знакомство. Работа с картой. Просмотр видео фрагментов с достопримечательностями стран изучаемого языка.

Тема 7. Мой дом – комнаты, мебель и предметы современного обихода, местонахождение предметов.

Тема 8. День рождения. – Организация вечеринки.

Тема 9. Часы. Числа – время, части суток, счёт.

Тема 10. Цифры. Даты.- Числительные. Года.

Тема 11. Персонажи немецких сказок. – Знакомство с некоторыми персонажами немецких сказок. Красная шапочка. Бременские музыканты. Инсценировка небольших отрывков. Литературные персонажи популярных книг. Ознакомление с произведениями, чтение, просмотр отрывков.

Тема 12. Еда – продукты питания, названия блюд, ознакомление с этикетными речевыми клише.

Тема 12. Профессии. – Ознакомление с названиями профессий.

Тема 13. Инсценирование диалогов. – Элементы театрализации. Обыгрывание ролевых ситуаций.

Тема 14. Личная анкета. – Оформление анкеты о себе. Заполнение анкет, формуляров.

 Тема 15. Знаменитые личности Германии. – Знакомство с автобиографией и творчеством И. В. Гете.

   

           Большое значение в современной международной методической практике преподавания немецкого языка придается тематическим творческим работам (Project work). Одним из видов творческих работ является театрализованная постановка. В данной программе драматизациям (театрализованным постановкам) уделяется огромное внимание. Учитывая, что ведущие методисты России  рекомендуют использовать драматизации на всех уровнях обучения для максимального раскрепощения ребёнка, для устранения страха перед общением на иностранном языке, для раскрытия творческих способностей, театрализованные постановки используются на каждом этапе обучения.

Учебные пособия всех уровней содержат многочисленные творческие задания. Эти задания систематически даются в конце изучения каждой лексико-грамматической темы.

           Игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение в условиях современного коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам и занимают в настоящее время прочное    место в практике   преподавания  иностранных языков на разных  уровнях.

         Игра-это  прекрасный способ погрузиться в язык; она стимулирует воображение и способствует развитию спонтанной речи. Благодаря игре можно воспользоваться знаниями, спрятанными так глубоко в недрах памяти, что они кажутся забытыми. Играя в одиночку, испытываешь настоящую радость, отыскав правильное решение. Коллективные игры учат добиваться успеха, делают речь более свободной. В лингвистической игре  можно имитировать ситуации общения, создавая условия для развития устной и письменной речи учащихся, что способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка.

        В программе используется множество игр и упражнений в игровой форме, которые помогут проникнуть в волшебный мир слов: изменять, отгадывать,  выбирать, создавать,  придумывать и находить, одним словом позволят вам оживить слова.

           Главная цель программы –  сделать изучение немецкого языка интересным и увлекательным.

            На занятиях используются игры, в которые можно играть индивидуально или в небольшой группе: кроссворды, сканворды, загадки, ребусы и т.д. Одни игры позволят проверить умение логически мыслить, другие подготовят начинающих изучать немецкий язык к зрительному восприятию   незнакомых слов. Все игры способствуют расширению лексического запаса учащихся.

Для проведения большей части игр не требуется никакого специального оборудования. Игрокам потребуется бумага и карандаши, при организации игр в учебном помещении может использоваться и классная доска.

Решение использовать лингвистические игры в классе – это огромный шаг на пути к творчеству и коммуникативности. Организация игр потребует от их участников умение совместно искать решение и работать в команде единомышленников. Чтобы поддерживать соревновательный дух в группе педагог может каждый месяц объявлять индивидуальные и командные результаты, а в конце года провести большую финальную игру. 

Список литературы.

  1. М.Паон, К.Грет  Давайте поиграем! Изд. Каро,  2007г.
  2.  Т.Г. Коноплева Веселый немецкий, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  3. С.Н. Савина  Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
  4. Л.В. Калинина  Предметная неделя немецкого языка в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2007.
  5. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе»:
  6. №6, 2002 статья «Проект на уроках немецкого языка», ст.35-38
  7. №9, 2010 статья « Диалоговая технология формирования ценностного самоотношения школьника на уроках немецкого языка», стр. 22-26
  8. Jutta Douvitsas-Gamst, Eleftherios Xanthos, Sigrid Xanthos-Kretzschmer Das Deutschmobil, Mass Media Klett Edition Deutsch, Москва, 1994
  9. Г. Мотта, Е. Дженкинс Wir, Lingua Media, Москва, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа педагога по немецкому языку

рабочая программа по немецкому языку для 5,6 классов по И.Л. Бим, Л.И. Рыжова...

Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....

Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов

Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов....

Рабочая программа учебной дисциплины "Немецкий язык" для специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питан...

Рабочая программа 10 класс "Немецкий язык"

Рабочая программа 10 класс "Немецкий язык" к учебнику  "Немецкий язык 10 класс" автор И.Л.Бим, Л. И. Рыжовой и др. с началом обучения во 2 классе начальной школы....

Рабочая программа 2 класс, немецкий язык, учебник Бим.

Рабочая программа «Немецкий язык. 2 класс» разработана на основе Примерной программы по иностранному языку начального  общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственн...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...