ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
статья
Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматриваются способы учета субъектной индивидуализации при применении современных образовательных интернет-технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Ковалева Анастасия Сергеевна
Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный
университет» в г. Великие Луки
Россия, Великие Луки
lebedeffa@inbox.ru
Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматриваются способы учета субъектной индивидуализации при применении современных образовательных интернет-технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку.
Abstract: In the light of modern trends in education: individualization, differentiation, personalization, the problem of subjective individualization in teaching becomes even more urgent. The paper studies the ways of taking into account subjective individualization in the application of modern educational Internet technologies within the framework of the new MIT-method of foreign language teaching.
Ключевые слова: индивидуализация, субъектная индивидуализация, теория множественного интеллекта, ТМИ-метод обучения иностранному языку, современные образовательные технологии.
Keywords: individualization, subjective individualization, the theory of multiple intelligences, MIT-method of foreign language teaching, modern educational technologies.
На современном этапе развития образования и методической науки все большее значение приобретает субъектная индивидуализация, предполагающая использование в обучении определенных средств, приемов, методов, соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности студентов, для наиболее эффективного овладения новым учебным материалом. Это связано с переходом к субъект-субъектной парадигме образования, в рамках которой обучающийся является полноправным субъектом обучения, то есть принимает активное участие в овладении новыми компетенциями. Кроме того, на наш взгляд, учет, использование и развитие субъектных свойств обучающихся становятся актуальными сегодня в особых условиях дистанционного обучения, когда образовательный процесс частично переместился из учебных аудиторий на электронные образовательные платформы, где удобнее всего осуществлять индивидуализированное, дифференцированное и персонализированное обучение.
С нашей точки зрения, учет особенностей обучающихся как субъектов деятельности должен реализовываться посредством принятия во внимание индивидуальной специфики восприятия и усвоения студентами информации, которые определяют выбор наиболее подходящих приемов, методов и технологий в выполнении той или иной деятельности. В качестве эффективного средства реализации субъектной индивидуализации на занятиях по иностранному языку мы предлагаем для тиражирования новый ТМИ-метод обучения иностранному языку [3], развивающий концепцию мультисенсорного (многосенсорного) подхода (О. И. Трубицина, Н. П. Фёдорова, Л. М. Городецкая, Г. В. Гуляева) [5] и подхода MITA (Multiple Intelligences Teaching Approach – подход на основе теории множественного интеллекта (далее – ТМИ)) (Э. Вебер, Н. Бакич - Мирич, Д. Э. Гаипов) [6]. Теория множественного интеллекта Г. Гарднера предполагает, что каждый человек обладает не одним единым интеллектом, а набором из нескольких типов интеллекта (интеллектов), уровни развития которых определяют особенности его познавательной деятельности: визуально-пространственный, вербально-лингвистический, логико-математический, моторно-двигательный (телесно-кинестетический), музыкально-ритмический, межличностный, внутриличностный, натуралистический [1].
ТМИ-метод обучения иностранному языку – это направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание дисциплины «иностранный язык» посредством способов, приемов, упражнений, технологий, разработанных на основе концептуальных положений теории множественного интеллекта [3]. Целью использования ТМИ-метода на занятиях по иностранному языку мы видим развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся с учетом их субъектных характеристик, а также создание условий для сохранения и развития индивидуальности обучающихся.
Среди задач, ведущих к ее достижению, назовем следующие: 1) овладение студентами предметными знаниями, языковыми и речевыми навыками, коммуникативными умениями на иностранном языке; 2) развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся; 3) индивидуализация процесса обучения в условиях групповой работы; 4) развитие у обучающихся субъектных свойств личности для достижения наибольших результатов в овладении иностранным языком как в пределах образовательного процесса в вузе, так и в автономной познавательной деятельности.
ТМИ-метод обучения иностранному языку опирается на следующие принципы: 1) принцип учета индивидуальных познавательных различий обучающихся; 2) принцип дифференциации субъектных свойств обучающихся по типам интеллекта; 3) принцип обусловленности уровня развития типа интеллекта степенью развития задействующих его познавательных способностей обучающихся; 4) принцип контекстности типов интеллекта; 5) принцип ресурсности типов интеллекта; 6) принцип дистрибутивности интеллектов; 7) принцип взаимообусловленности уровней развития интеллектов и эффективности обучения.
Наиболее развитые интеллекты в контексте определенной деятельности характеризуют человека как субъекта данной деятельности. В связи с этим в своей работе мы используем термин «тип интеллекта в контексте изучения иностранного языка», под которым понимаем совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения коммуникативных задач в процессе получения информации или создания речевого продукта на иностранном языке и являющихся основой для успешного развития иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций. Уровень развития интеллектов можно оценивать, непосредственно наблюдая за способностью обучающегося выполнять упражнения, требующие включения одних или других типов интеллекта; на начальном этапе мы предлагаем для удобства преподавателей специальную методику определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка [2]. Типы интеллекта в контексте дисциплины мы разделяем на ключевые и ресурсные. Ключевые типы интеллекта – наиболее высоко развитые типы интеллекта конкретного человека, используемые им в большей степени по сравнению с остальными в процессе решения проблем или создания речевого продукта на иностранном языке. Ресурсные типы интеллекта – это менее развитые по сравнению с ключевыми типы интеллекта, обладающие дидактическим потенциалом, не реализуемым в достаточной мере в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции. Используя ключевые типы интеллекта обучающихся и учитывая их в подборе упражнений, преподаватель может благотворно повлиять на скорость и полноту усвоения учебного материала. Ресурсные типы интеллекта можно развивать, активизируя их на занятиях через упражнения, в которых комбинируются ключевые и ресурсные типы интеллекта, повышая уровень данных интеллектов.
ТМИ-метод органично включаются в образовательный процесс, все традиционные и нетрадиционные упражнения по иностранному языку способны коррелировать с одним или несколькими типами интеллекта (см. рис. 1). Так, к примеру, вербально-лингвистический тип интеллекта активизируют упражнения, связанные с использованием устной и письменной коммуникации, подбором и изложением информации, чтением и обсуждением текстов, интервью и подготовкой к нему. Вербально-лингвистический интеллект задействуется при выполнении творческих заданий (написание эссе, стихотворения, рассказа), заданий в рамках таких обучающих технологий, как телекоммуникационная технология, подкаст-технология, скайп-интервью, и др. Логико-математический интеллект активизируется на занятии по иностранному языку посредством упражнений, связанных с созданием схем, графиков, таблиц на основе прочитанного, исследовательской деятельностью для решения какой-либо проблемы, выведением правил и закономерностей из таблиц, графиков; логико-математическому интеллекту соответствуют такие технологии, как «Вебквест», «Хотлист», вики-технология. Моторно-двигательный тип интеллекта реализуется в упражнениях, где двигательная активность и моторика сочетаются с вербальной информацией, например при разыгрывании сцен, постановке спектаклей, работе руками (выполнении письменных заданий, создании коллажа, рисовании); в ролевых играх, подаче материала с помощью движений (например, указать на части тела, изобразить пантомиму); наиболее эффективные технологии – игровые, интерактивные технологии, технология «Трежа хант». Музыкально-ритмический интеллект может быть задействован не только через включение музыкальных композиций в ход занятия, разучивание, исполнение и сочинение песен, но и в изучении разных аспектов языка с помощью музыкального или ритмического сопровождения, например фонетики (используя песни, стихи, скороговорки, пропевание трудных слов); реализуется в блог-технологии, проектной технологии, игровой технологии.
Рис. 1. Корреляция упражнений, приемов, технологий обучения иностранному языку в соответствии с типами интеллекта и компетенциями (на примере вербально-лингвистического интеллекта).
Комбинируя ключевые и ресурсные типы интеллекта в приемах, упражнениях, технологиях преподаватель может использовать познавательный потенциал студентов в максимально полной мере и развивать личность обучающихся посредством дисциплины «Иностранный язык» с помощью субъектной индивидуализации обучения.
Широкое поле для индивидуализации, дифференциации и персонализации обучения открывает дистанционное обучение, ставшее сегодня частью нашей жизни. С помощью образовательных интернет-ресурсов можно как никогда раньше индивидуализировать образовательный процесс: подбирать и предлагать студентам задания для усвоения речевого и лингвистического учебного материала, принимая во внимание их субъектные и индивидные свойства, личностные характеристики. Рассмотрим, как может быть реализован учет субъектной индивидуализации в условиях применения ТМИ-метода обучения иностранному языку на примере некоторых современных образовательных интернет-технологий с использованием интернет-материалов: «Хотлист», «Мультимедиа скрэпбук», «Трежа Хант», «Сабджект-сэмпл» и «Вебквест» [4].
«Хотлист» представляет собой список аннотированных интернет-ссылок на сайты, содержащие текстовый материал по определенной теме, который предлагается студенту для изучения. Обучающийся занимается поиском нужной информации в сети Интернет, но не тратит большое количество времени на просмотр всех выданных по теме источников, а использует информацию, уже отобранную преподавателем. На заключительном этапе, обучающийся составляет свой список ссылок на страницы, где, по его мнению, наиболее полно раскрыто содержание темы и делает краткий конспект полученной информации. В процессе применения данной технологии, преподаватель задействует вербально-лингвистический (студент читает), логико-математический (выделяет главную идею, ключевые пункты прочитанного, извлекает нужную для конспекта информацию) и внутриличностный (выполняет задание индивидуально) типы интеллекта обучающегося. В зависимости от темы, может быть включен также натуралистический интеллект.
«Мультимедиа скрэпбук» напоминает «Хотлист», однако имеет одно отличие: помимо текстовых файлов, список содержит ссылки на фотографии, видеоклипы, аудиофайлы, графическую информацию и виртуальные туры. Здесь мы видим, что вербально-лингвистический, логико-математический и внутриличностный интеллекты активизируются вместе с музыкально-ритмическим (прослушивание аудиофайлов), визуально-пространственным (просмотр фото и видео, графическая информация) и натуралистическим (виртуальные туры). Таким образом, данная технология охватывает субъектные свойства обучающихся в более полной мере.
«Трежа Хант» и «Сабджект-сэмпл» занимают следующую ступень по уровню сложности. Кроме ссылок на текстовые, графические, аудио и видеоматериалы, они предполагают ответы на предложенные заранее вопросы и обсуждение в первом случае фактического материала, а во втором – социально острых и дискуссионных тем. То есть обучающимся нужно будет выразить и аргументировать свою точку зрения по изученному аспекту темы, обсудить вопросы в группе, задействуя при этом помимо визуально-пространственного, во-первых, межличностный тип интеллекта, а во-вторых на более качественном, интенсивном уровне вербально-лингвистический и логико-математический интеллекты, поскольку содержат элементы проблемного обучения.
«Вебквест» включает в себя составляющие всех представленных выше технологий и является самой сложной из них. Это сценарий организации проектной деятельности обучающихся с использованием ресурсов сети Интернет [4], который включает в себя предварительную подготовку к занятию (изучение ссылок по теме, добавление собственных ссылок в список, разделение темы на аспекты, распределение материала между участниками группы для изучения, подготовка презентаций и др.) и занятие непосредственно в классе (работа в малых группах, изложение аспектов проблемы, их обсуждение, где участники выражают свою точку зрения, делают выводы, прогнозы, отвечают на итоговый общий для всех вопрос). На наш взгляд, данная технология комплексно задействует весь спектр субъектных свойств обучающихся и активизирует все типы интеллекта в той или иной степени.
Таким образом, по нашему мнению, новый ТМИ-метод может быть использован в обучении как средство субъектной индивидуализации образовательного процесса по иностранному языку, где учет, применение и развития субъектных свойств личности обучающихся реализуется в системе целей, задач, принципов, условий и этапов данного метода через приемы, упражнения и технологии, включая интернет-технологии.
Литература:
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Перевод с английского / Г. Гарднер: перевод с английского А. Н. Свирид. – Москва: Издательский Дом Вильямс, 2007. – 512 с. – ISBN 978-5-8459-1153-7.
- Ковалева А. С. К вопросу определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранных языков / А. С. Ковалева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология / главный редактор М. М. Криштал. – Тольятти, 2019. – № 2 (37). – С. 21-28.
- Ковалева А. С. Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку / А. С. Ковалева // Высшее образование сегодня / председатель редакционного совета В. М. Филиппов. – Москва, 2020. – №3. – С. 34-38.
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. – 2008. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture (дата обращения: 17.02.2020).
- Фёдорова Н. П. Преимущества использования многосенсорного подхода в обучении иностранным языкам / Н. П. Фёдорова, О. И. Трубицина // Евразийский союз учёных. – 2016. – №4-3 (25). – С. 83-85.
- Bakić-Mirić, N. Multiple Intelligences Teaching Approach – A Model for Redesigned ESP Classes / N. Bakić-Mirić, D. Erkinovich Gaipov // Current Trends and Issues in Higher Education: An International Dialogue. – Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. – P. 51-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные современные образовательные технологии и/или методики, применяемые при изучении иностранного языка
Данная презентация была представлена на метод. объединении учителей иностранных языков Ленинского района Московской области педагогами ВХТЛ. Может оказать помощь при подготовке учителя к аттестации....
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках музыки....
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...
Презентация "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"....
Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...