Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.
Использование в учебном процессе компьютера и Интернет-технологий – это не просто изменение технологической вооруженности труда педагога, это обновление его роли, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Все это требует значительных затрат времени, которые, безусловно, впоследствии окупятся удовлетворенностью результатами вложенного труда.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет успешно мотивировать учебную деятельность учащихся, повышает их активность, способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности, предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности.
На помощь педагогу все чаще приходит использование ресурсов сети Интернет. Изучение английского языка требует нелёгкой систематической работы, тем более, что обучающиеся школы не имеют возможности общаться с носителями языка онлайн.
Передо мной, как педагогом, стоит задача поиска таких технологий и особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с обучающимися, при которых каждый смог раскрыть свою индивидуальность, свои способности.
Делюсь своим опытом из практики преподавания английского язка в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ГБОУ «ШКОЛА №1367» ГОРОДА МОСКВЫ
Мы не можем отрицать, что общество на очередном витке своего развития вновь пришло к пониманию, что именно образование становится ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека.
В настоящее время существенно изменился подход и к изучению иностранных языков в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Значительно выросли образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость на рынке труда , что повлекло за собой усиление мотивации обучающихся в изучении языков международного общения. Чем больше языков мы знаем, тем легче нам адаптироваться в обществе, тем шире спектр наших возможностей, тем выше интеллект.
Английский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров и ресурсов сети Интернет поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками.
Задача учителя английского языка состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения английскому языку, обеспечить переход обучающегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной деятельности.
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.
Использование в учебном процессе компьютера и Интернет-технологий – это не просто изменение технологической вооруженности труда педагога, это обновление его роли, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Все это требует значительных затрат времени, которые, безусловно, впоследствии окупятся удовлетворенностью результатами вложенного труда.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет успешно мотивировать учебную деятельность учащихся, повышает их активность, способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности, предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности.
На помощь педагогу все чаще приходит использование ресурсов сети Интернет. Изучение английского языка требует нелёгкой систематической работы, тем более, что обучающиеся школы не имеют возможности общаться с носителями языка онлайн.
Передо мной, как педагогом, стоит задача поиска таких технологий и особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с обучающимися, при которых каждый смог раскрыть свою индивидуальность, свои способности.
Полагаю, что в этом неоценимую помощь оказывает вовлечение обучающихся школы, начиная со второго класса, в участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня: регионального, российского, международного. Участвовать в них могут обучающиеся с абсолютно любым уровнем подготовки - лишь бы было желание. Поэтому активность участия возрастает с каждым годом, ведь все без исключения мероприятия являются творческими и направлены на «запуск» именно процесса творчества каждого, кто принимает в них участие.
Могу смело утверждать, что любые дистанционные мероприятия - это проявление упорства и стремления к победе. Они способствуют совершенствованию умений обучающихся в устной и письменной речи, расширению их кругозора, развитию коммуникативных навыков, умения работать со словарем и другими источниками, стимулируют их быть деятельными, развивают у них интерес, воображение, самостоятельность и раскрывают их собственные потенциальные возможности.
На первых же занятиях в сентябре, знакомлю обучающихся с дистанционными конкурсами, которые предлагаются различными образовательными сайтами, совместно определяем личное участие каждого.
Традиционно Обучающиеся ГБОУ «Школа №1367» города Москвы участвуют во Всероссийской Олимпиаде Школьников, Московской Олимпиаде Школьников и Всероссийской Плехановской Олимпиаде. Первые этапы названных олимпиад – все дистанционные, и обучающиеся проходят их в домашних условиях. Школьный этап олимпиады с 2023 года обучающиеся проходят по ссылке олимпиады через свой аккаунт в Московской Электронной Школе. Время ограничено, и не всегда у обучающихся есть возможность даже в домашних условиях очень быстро найти ответы на вопросы в сети Интернет, особенно при выполнении заданий по аудированию. В личный кабинет МЭШ обучающегося поступает информация о результатах первого этапа, проводится разбор ошибок, и при несогласии участника олимпиады предоставляется возможность подать апелляцию, ссылаясь на конкретное задание. Ранее обучаемый не видел свои ошибки, сейчас все прозрачно. Перед прохождением олимпиад, на занятиях кружка по английскому языку, знакомлю ребят с форматами каждой олимпиады, требованиями к выполнению заданий онлайн и офлайн, и критериями их оценки, уделяю внимание определённым стратегиям, позволяющим обучающимся решить поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудностей. Мы изучаем, повторяем и обобщаем материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады.
Одна из основных задач при подготовке к олимпиаде по иностранному языку – это научиться извлекать из текстов и словаря все сведения, необходимые для полного и правильного ответа. Я учу вдумчиво и внимательно относиться ко всем оттенкам значений слов и тонкостям грамматических структур, встречающихся в данном контексте, разбираться в наиболее распространённых словообразовательных моделях, суффиксах и приставках иностранного языка – это помогает упростить процесс понимания производных слов. Для выполнения интерактивных заданий нам помогает предоставляет электронный ресурс лучших учителей страны «Российская электронная школа». , где мы находим интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс. Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видео уроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Нередко в своей практике я обращаюсь к коллекции образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов Викторины, игры, загадки мы находим на ресурсе: .
С 2021 года учебного года обучающиеся одиннадцатого класса профильного направления «Предпринимательский класс в Московской школе» приступили к изучению новой дисциплины «Деловой английский язык». Цели изучения данного курса: развитие навыков устной речи для бытового и делового общения, выработка навыков чтения текстов общего и специального характера, обучение ведению переписки и переговоров на английском языке. Знания, полученные в ходе изучения данного курса, помогли обучающимся предпринимательского класса справиться с заданиями первого (дистанционного) этапа Плехановской Олимпиады по английскому языку. Они показали достойное знание делового английского языка, хотя перед ними ставились нелёгкие задачи. Обучающиеся должны были заполнить онлайн #1088;эу.рф/pk/entrant/plehanovskaya-olimpiada-shkolnikov карточку претендента на работу, продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике, уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, опираясь на изученную тематику по курсу «Деловой английский язык» и усвоенный лексико-грамматический материал. Каждый из них оказался призером первого этапа олимпиады. Обучающиеся одиннадцатого класса активно использовали образовательные компьютерные технологии для прохождения олимпиады в режиме онлайн по условиям конкурса и размещению результатов тестовых заданий на сайте олимпиады в сети Интернет. Деловой английский язык также понадобился обучаемым предпринимательского класса при выполнении конкурсных заданий в «Турнире будущих управленцев», в котором обучаемый нашей школы Б******в С. в 2022 году занял второе место. Знание делового английского пригодилось обучаемым нашей школы при участии в проектах школьного акселератора SberZ , «Бизнес Уикенд» , чемпионате предпринимательских идей “Business Skills” , World Skills , чемпионата ФинSkills , а также при получении профессий «таргетолог» и «копирайтер».
С 2022 года обучающиеся 2-10 классов нашей школы успешно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Учитель Школы Будущего». Первый этап дистанционный на сайте Он предлагает различные типы заданий: анализ текста, множественный выбор, установление соответствий, определение порядка следования событий в тексте, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов или антонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок. 3 победителя (среди них один второклассник С***н А*з) и 10 призеров (среди которых второклассница В******на В****а) Всероссийской онлайн олимпиады из числа учеников нашей школы получили заслуженные награды. Для обучающихся начальной школы предусмотрено только дистанционное участие.
С 2023 года обучающиеся вторых классов приняли активное участие в Московском Городском Литературном Конкурсе чтецов на иностранных языках «Поэтический Салон 2023» в рамках Фестиваля «Мир слова» и заняли призовые места (Ж***т Г*****й и В******на В****а). Обучающиеся и их родители активно использовали образовательные компьютерные технологии для записи видеороликов и размещения в сети Интернет по условиям конкурса на сайте
В соответствии с новыми требованиями ФГОС обучение иностранным языкам следует строить как диалог двух и более культур. Только через диалог культур можно воспитать уважение к чужим традициям и толерантность. Но межкультурная коммуникация предполагает не только хорошее знание страны изучаемого языка, но и своей собственной.
В рамках недели иностранного языка ежегодно проводятся открытые уроки и мероприятия. Чтобы сделать урок интересным, насыщенным, придать ему эмоциональную окраску провожу метапредметные уроки с преподавателями смежных дисциплин, включая в него элементы национально-регионального компонента. И, конечно, будь то открытый урок или внеклассное мероприятие, они сопровождаются презентациями, в которые включены аудио-, медиа-, видео- материалы и являются наглядным дополнением к изучаемым темам из электронного ресурса Российской электронной школы .
В 5 классе после изучения темы «Культура, традиции и обычаи англоязычных стран» провожу повторительно-обобщающий урок с использованием электронных уроков из библиотеки Московской электронной школы (МЭШ) На основе полученных знаний их видеороликов электронного ресурса МЭШ (Библиотека МЭШ - English-speaking countries), обучающиеся с большим интересом выполняют интерактивные задания, посвященные национальным особенностям англоязычных стран.
Изучая темы «Праздники в странах изучаемого языка» в 6 классе мы параллельно изучаем темы: «Традиционные праздники России: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Обучающиеся с большим интересом выполняют интерактивные задания, пользуясь электронным ресурсом МЭШ (Библиотека МЭШ - Russian traditions. Banya), о национальных особенностях народов России, о традициях и обрядах нашей многонациональной страны. C целью формирования толерантного сознания в молодежной среде, создания условий для воспитания уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пропаганды традиций и культурного наследия народов России в нашей школе проводится общешкольный Фестиваль народов России «Мы вместе!», на котором частники представляют свой народ. Участники конкурса снимают видеоролик, включающий в себя выступление не более 3 минут. Конкурсанты рассказывают зрителям и жюри о наиболее интересных особенностях или обычаях выбранной народности, которое может включать элементы фольклора, шутки, загадки, игры, танцы, песни, приветствие на национальном языке, стихотворение, демонстрируют элементы национального костюма, национальные угощения, другие интересные отличительные особенности. Затем готовый видеоролик от каждого класса отправляют организатором. Я прошу представителей каждой учебной группы подготовить также рассказ на английском языке о выбранной народности нашей страны и представить его на уроке английского языка.
Это исключительно благодатный материал для анализа - выделить общее, рассмотреть различия, связать с историей родной страны. Праздники и фестивали, как правило, вызывают особый интерес и последующую мотивацию к изучению предмета.
C 2022 года школа участвует в городском проекте «School Insta Voice», организованном Московским Центром Качества Образования . Данный проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся 6-11 классов. Для раскрытия темы "Внешность ученика влияет на взаимодействие с одноклассниками" при выполнении конкурсного задания на английском языке необходимо снять видеоролик из школьной жизни и отправить его организаторам на сайт . Девятнадцать участников названного конкурса из нашей школы после выполнения конкурсного задания получили сертификаты участников.
После изучения темы «Экологические проблемы» в одиннадцатом классе по программе Спотлайт-11 [3:29], провожу открытый онлайн урок-видеоконференцию на платформе Zoom «Земля - наш общий дом» по ссылке в рамках фестиваля “Наука во имя мира и прогресса”. Участники проекта общаются в режиме видеоконференции. Основной проблемой, обозначенной на видеоконференции, поставлен вопрос: что могут сделать люди, чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы. В ходе видеоконференции поднимаются актуальные вопросы экологии. Каждому из участников представилась возможность выразить собственное мнение по решению экологических проблем. Старшеклассники также активно привлекаются для участия в проектной деятельности по предмету в рамках 5 Международного конкурса на лучший художественный перевод , проходивший дистанционно 24 апреля 2024 года среди обучающихся 8-11 классов под эгидой ЮНЕСКО . Наши ученики получили поощрительные сертификаты участников конкурса.
В заключении отмечу, что использование новых информационных технологий и электронных образовательных Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
Участие в конкурсах, творческих проектах и олимпиадах различного уровня с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов - прекрасный способ сделать познавательную деятельность обучающихся целенаправленной. Обучающиеся расширяют свой словарный запас, знакомятся с речевым этикетом, с особенностями культуры и традиций страны изучаемого языка, у них возникает осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышается мотивация.
Список использованных источников.
#1055;анина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Т.С Паниной. - М.: Изд.центр «Академия», 2017. - 176с.
#1055;олат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2018. - 272с.
3. Английский язык.11 класс: учебник для общеобразоват.организаций: базовый уровень/ [ О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева и др.] – 5-е изд.- М.: Express Publishing: Просвещение, с. – С.97.
Электронные образовательные ресурсы:
универсальная справочная энциклопедия
#1088;эу.рф/pk/entrant/plehanovskaya-olimpiada-shkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий для поддержания мотивации к изучению английского языка у учащихся.
в статье представлен материал, обобщающий представления о современных образовательных технологиях, которые влияют на повышение у учащихся мотивации к изучению иностранного языка...
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...
Использование современных технологий, как способ мотивации учащихся на уроках английского языка
Вданной статье рассказывается о том, что в современной школе используется коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникация осуществляется на основе ранее полученных знаний об...
Комплексное использование современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса
Данный материал позволит показать в системе использование многих значимых современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса,знакомит с историей их создания,сущностью...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматрив...
Презентация "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"....
Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку...