Организация языковой смены, как эффективный ресурс воспитания учащихся в духе толерантности.
учебно-методический материал

Алеева Эльза Гусмановна

Организация языковой смены, как эффективный ресурс  воспитания учащихся в духе толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация языковой смены, как эффективный ресурс

воспитания учащихся в духе толерантности

Алеева Э.Г – учитель английского языка

МБОУ ВСОШ №1

    Личность ребенка формируется под влиянием окружающей его среды в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

   Основная цель воспитания толерантности: способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с людьми разных возрастов, интересов, национальностей.  

    В последние годы «толерантность» стала не только общеупотребимым, международным термином, но и одной из наиболее актуальных тем современной мировой педагогики и психологии. События, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, уважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу. Из-за дефицита такого важного качества человеческого общежития как толерантность, создается много конфликтных ситуаций. Необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Поэтому разработка и внедрение педагогических программ формирования толерантности являются в настоящее время особенно актуальной.

    Говоря о воспитании толерантного отношения, я бы остановилась на четырех «П». Толерантное отношение к другой личности предполагает понимание и признание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой, а значит и принятия его другим в свой детский круг интересов и увлечений, в свой детский круг общения. Проявление толерантного и уважительного отношения к другой личности означает, что ребенок готов воспринимать мир через призму не только собственных интересов, взглядов, мнений, но и интересов, взглядов, мнений других. Межличностная толерантность предполагает осознанный контроль над своими эмоциями, мыслями, поведением, психическим состоянием. Если у ребенка сформировались отношения на уровне понятия, признания и принятия, в будущем, как взрослый родитель, он решит свою главную миссию человека разумного на земле - передаст ценностные отношения своим детям, а значит новому поколению. Передаст он эти отношения и опыт, если заложенный в нем опыт общения был для него позитивным, эффективным, полезным для выстраивания жизненно важных для него межличностных отношений.

   Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. Основной закон толерантности состоит в понимании того, что мы разные, но мы едины. В то же время, толерантность – это не уступка, а активная жизненная позиция. Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- признание равенства партнеров;

- отказ от доминирования;

- готовность принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение слушать и выслушивать другого;

- способность к сочувствию, сопереживанию.

    Большой воспитательный потенциал заложен в изучении языков. Изучение иностранного языка может стать объединяющим, сильным стержнем для формирования социально активной, толерантной личности. Ведь владение языком иной культуры открывает возможность для познания культуры, традиций, образа жизни, для формирования коммуникативной культуры, культуры взаимодействия и общения.  Для создания дополнительной познавательной, развивающей, психологически и социально благоприятной среды, в течение 5 лет мы с ребятами организуем и проводим языковую смену в рамках организации летнего отдыха детей в условиях средней школы. Наша языковая смена называется «Unity – Единство», девиз – «We are different. We are equal. Мы разные – мы едины».

    Во время языковой смены ребенок попадает в особую атмосферу, где есть свои правила.  Здесь он учится общаться и строить отношения не только на русском, но и на английском языке: найти друзей, раскрыть свой потенциал и проявить свои таланты, расширить кругозор и хорошо отдохнуть.

   С ребятами работает креативная команда – «лидеры» (студийцы), которая стремится организовать интересный отдых для детей начальных классов. С каждым годом мы становимся опытнее, и находим новые формы организации наших занятий с детьми. 

   Программа состоит из 2 частей: досуговой и языковой.  Обе эти части тесно переплетаются в течение недели, и то, что ребята изучают на занятиях по английскому языку, имеет отражение в досуговых мероприятиях и наоборот. А кульминацией взаимодействия этих 2-х частей становится концертная программа и театральная постановка, где ребята показывают все, чему научились в течение языковой смены.

   Языковая программа построена таким образом, что все дети комфортно чувствуют себя на занятиях. Занятия проходят в группах по 6,7 человек, так называемых «айлэндах» - «Островах», возраст детей в основном 9, 10 лет. 

Цель проекта

Создать наиболее благоприятные условия для общения.

Развить навыки практического общения учащихся на английском языке

Задачи:

1. Мотивировать ученика, вызвать в нем личностный   интерес для активного включения в познавательную, творческую деятельность

2. Создать психологически комфортные условия для ребенка, для возникновения реальной «ситуации успеха» в коммуникации на английском языке

3. Создать среду для развития коммуникативных способностей ребенка через овладение определенными речевыми клише и речевым поведением.

Ожидаемые результаты:

-Повышение мотивации ребенка в изучении иностранного языка.

-Приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности, опыта управления коммуникацией.

-Овладение определенными речевыми клише и речевым поведением для успешного выполнения коммуникативной задачи, т.е. повышение уровня функциональной грамотности.

-Формирование позитивного отношения ребенка к ценностям межличностных отношений и к окружающему миру в целом. 

Активно используются такие авторские приемы, как

1. прием Солнце

-работа в малых группах Islands

-организация проектной работы

2. Я - волшебник (фокусы на английском)

3.  Magic box. Для работы с лексикой на базовых грамматических структурах, используя прием неизвестности, неожиданности, загадки.

4. Шаг за шагом. Step by step. Проводится в форме познавательной игры.

5. Funny boxes позволяют в увлекательной, активной форме закреплять языковой материал.

6. ABC boxes. Большие кубики буквы. Благодаря работе с ними изучение, закрепление, повторение АВС становится нестандартным, ярким, подвижным.

7. Кукольный театр.

8. Ритмическая грамматика

    Языковой курс разделен на тематические блоки. Каждый день – один тематический блок.  Тематический блок отрабатывается в «айлендах», длительность занятий 20- 30 минут, в ходе которых в интенсивной, игровой, с активным использованием ритмических упражнений повторяется, разучивается языковой материал и закрепляются базовые грамматические структуры.  Тематика соответствует школьной программе и включает в себя такие программы, как:

 “Funny Meeting”, Games for friends “Step by step”, “Family Album”, “Let’s sing and dance together”, “Funny Guess Games”, “Let’s lit our candles and open our hearts”, “Welcome to Vysokaya Gora”, “Taking Photos Day”, “Visiting the museum”,  “Different customs – Different  traditions”, “Magic show”, “Friendship chain”.

   В ходе реализации программы у детей повышается мотивация к изучению языка, снимается языковой барьер, развиваются разговорные навыки, на практике закрепляется материал, пройденный в школе, улучшается произношение, расширяется словарный запас. Совместная деятельность детей создает общее, положительно заряженное эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Происходит личностный рост детей, повышается их языковая, коммуникативная и социальная компетенция. 

Список литературы:

1. Сборник стихов и песен на английском языке (методическая копилка учителя).

2. Materials of English week. Vysokogorski Secondary School №1

3. Дерек Стрейндж. УМК “Chatterbox”1,2, издательство «Оксфорд».

4. Materials of Republic language camp. Kazan. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в духе толерантности

Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

Работа с текстом как эффективное средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....

Статья "Летние языковые школы как эффективное направление совершенствования языковой компетенции учащихся"

Статья  об одном из самых эффективных тутей совершенствования английского языка, позволяющих учащимся  совершенствовать языковые навыки и познавать культуры страны  изучаемого языка....

Организация летней языковой смены в условиях средней общеобразовательной школы как способ реализации системно-деятельностного подхода

  Во время языковой смены ребенок попадает в особую атмосферу, где есть свои правила.  Здесь он учится общаться и строить отношения не только на русском, но и на английском языке; най...