Приемы активного целеполагания на уроках английского языка
статья по английскому языку
Аннотация
Статья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целеполагания показана на примере основных приёмов, которые автор применяет на своих уроках в рамках учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные приемы активного целеполагания на уроках английского языка | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонова Е.В., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №555 «Белогорье» Приморского района
Санкт-петербурга
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.
В условиях внедрения ФГОС, учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа, теперь становится его главным деятелем и творцом.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Требования к современному уроку выглядят примерно таким образом:
- Объявление темы урока формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы).
- Сообщение целей и задач урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели преподаватель помогает, советует.
- Практическая деятельность учащихся - учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует).
- Осуществление контроля - учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (преподаватель консультирует).
- Оценивание учащихся - учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует).
- Итог урока - проводится рефлексия.
- Домашнее задание - учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цели должны быть:
- Реальны, достижимы, конкретны
- Сформулированы продуктивно (т.е. от ученика)
- Соотносимы с типом и содержанием урока
- Личностно ориентированы
Приемы целеполагания, которые можно использовать на уроках английского языка:
- Мозговой штурм
- Метод выяснения ожиданий и опасений
- Ситуация яркого пятна
- Группировка
- Отсроченная догадка
- Использование наглядного образа, объекта
- Работа над понятием
- Использование пословиц, поговорок, загадок, кроссвордов
Мозговой штурм
Учащимся предлагаю вспомнить как можно больше слов ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.
Метод выяснения ожиданий и опасений
Очень важно, чтобы этап выяснения ожиданий и опасений был непосредственно связан с рефлексией: если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: Что сбылось? Что не сбылось? Сбылись ожидания (т.е. цели)? Сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Почему?(т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).
Ситуация яркого пятна
В визуализации существует особый способ подачи текстовой информации: облако слов. Суть методики заключается в том, что исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов (облака слов), которые особым образом вписываются в графическую фигуру. В голове картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала.
Группировка
Предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" и будет целью урока.
Отсроченная догадка
Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.
Использование наглядного образа, объекта
Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей.
Тема-вопрос. План
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?
- Посмотреть на комнату.
- Послушать рассказ о комнате.
- Прочитать текст.
- Расспросить.
Так формулируются конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
« Как образуются порядковые числительные?» Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.) Какие слова в формулировке вопроса не понятны? Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»? Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »
Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать из предложенных слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.
Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и домашних животных».
Второй вид предполагает восприятие на слух. Например, прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.
Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание. Формирование цели при помощи опорных глаголов
Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей школьников).
Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.
Литература
- Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1
- http://festival.1september.ru/articles/630735/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
Приемы активного целеполагания на уроке химии
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...
Приемы активного целеполагания на уроке математики
Статья написана на основе опыты учителей...
Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...
статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...
Статья: "Приемы активного целеполагания на уроке"
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранны...