Реализация Программы «Одаренные дети»
статья

Бобрик Светлана Владимировна

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бобрик Светлана Владимировна,

учитель немецкого языка МБОУ гимназии №6 г. Воронежа

Реализация Программы «Одаренные дети»

«Сейчас в мире, как вы знаете, идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной» (В.В. Путин)

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

"Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод"  (В. А. Сухомлинский)

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Для создания благоприятных условий развития одаренных детей необходимо:

Отбирать среди различных систем обучения те методы, формы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества и применять эти методы, формы и приемы с опорой на такие правила, как:

  • соотносить количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
  • вовлекать учащегося в процесс добывания знаний, уделяя минимальное количество времени на сообщение готовой информации и показ готовых способов выполнения учебных заданий;
  • поощрять проявление самостоятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, не ставя учащегося в зависимость от учителя;
  • проявлять уважение к индивидуальности ученика, создавая условия для воплощения его творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных качеств учащегося.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности
  • Принцип индивидуализации обучения
  • Принцип свободы выбора
  • Принцип создания условий для совместной работы

Целевая программа «Одаренные дети» в МБОУ гимназии №6

Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся и обеспечения личностной и социальной самореализации, способствующих их профессиональному самоопределению.

Задачи: 

  • создание условий для получения учащимися высокого качества образования, базирующегося на мировых нравственных ценностях;
  • осуществление психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся;
  • развитие и поддержка педагогов, работающих с одаренными учащимися;
  • подготовка и повышение квалификации педагогических кадров через систему работы научно-методической работы гимназии, через систему ВИРО;
  • осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому, информационному обеспечению Программы.

Процесс работы с лингвистически одаренными детьми:

1 этап - мотивационный (2-4 класс):  развитие интереса к предмету, выявляется группа лидеров,

2 этап - формирующий (5-7-класс): формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности,

3 этап - развивающий (8-11 класс): активное вовлечение  в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием.

Олимпиады – важнейший фактор поиска и выявления интеллектуальной одаренности детей, формирования интеллектуального потенциала будущей элиты.

Олимпиада по предмету – это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

Основная цель олимпиад:

​  выявление талантливых ребят,

​  развитие интереса учащихся к изучению предметов,

​  повышение интеллектуального уровня учащихся,

​  создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Олимпиады, утвержденные Минобрнауки, в которых принимают участие наши учащиеся:

  • «Высшая проба»
  • «Покори Воробьевы горы»
  • «Ломоносов»
  • «Евразийская лингвистическая олимпиада»
  • «Учитель школы будущего» МГПУ и др.

Другие олимпиады:

  • Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» (иностранные языки)
  • Открытая олимпиада по английскому языку «Языковые лабиринты»
  • Открытая интернет-олимпиада по иностранным языкам МЕТА-школы РГПУ им. Герцена
  • Общероссийская предметная олимпиада «Центр поддержки талантливой молодёжи» и др.

Конкурсы - универсальная форма работы с одаренными детьми.

Конкурсы на иностранном языке могут затрагивать различные грани таланта учащихся и учителя.  Они могут быть литературными, музыкальными, фотоконкурсами, интегрированными, включающими в себя разные предметы и виды искусств.

Интеллектуальные соревнования позволяют достаточно легко создать высокий уровень мотивации, направленной на достижение поставленной цели. При высокой мотивации быстро усваиваются нормы социального поведения, формируются необходимые для успешного участия в соревновании когнитивные и эмоциональные навыки.

  • Конкурсы Общества немецкого языка Висбаден-Воронеж
  •  Международный конкурс «Евроконкурс»
  •  Международный конкурс «Лисёнок»
  • Всероссийская акция «Тотальный диктант»
  • Конкурс видеороликов «Gesehen. Gefilmt. Gelernt»
  • Конкурс песен на иностранных языках «Миллион голосов»
  • Региональный конкурс видеороликов «English in my life»
  • Открытый Кубок Лингвиста
  • Областной поэтический проект «Шекспировские чтения»
  • Конкурсы Pasch-Schulen
  • Конкурсы культурного центра им. Гёте (г. Москва) и немецкого культурно-образовательного центра г. Воронежа
  • Конкурсы и проекты в рамках международного школьного обмена
  • Участие в программе «Мост в немецкий университет»
  • Сдача международных сертифицированных экзаменов по немекому языку
  • Исследовательская деятельность в рамках НОУ (научно-практические конференции в гимназии, ВГПУ «Языки строят мосты», ВГУ «Языки и культура», «Киселёвские чтения»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В статье освещен опыт работы с одаренными детьми...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)

В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...