ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
статья на тему
В статье освещен опыт работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Лысова М.А.
МКОУ СОШ №47, г. Барабинск, Новосибирская область
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Современный мир требует от человека мобильности, уверенности в себе, навыков работы в команде и лидерских качеств, умения работать с большим объёмом информации презентовать продукт своей деятельности.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей. Поэтому работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных и высоко мотивированных детей является крайне необходимой и является одним из приоритетных направлений развития школы.
В нашей школе с 2008 года реализуется школьная программа «Одарённые дети», целью которой является создание благоприятных условий для развития одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования и формирование системы социально-психологической поддержки талантливых и способных учащихся.
За основу мы взяли следующее определение одарённости:
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно выделяем следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основными направления реализации программы являются:
- материально-техническое обеспечение диагностической и учебно-развивающей работы с одаренными детьми;
- подготовка методической и информационной базы для работы с одаренными детьми;
- подготовка кадров для работы с одаренными детьми;
- выявление одаренных детей;
- образование и развитие способностей одаренных детей;
- подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию со школой.
Школьная программа «Одарённые дети» включает в себя план мероприятий, направленный на развитие каждой категории одарённости детей.
Основные формы работы с одаренными учащимися, используемые в нашей школе следующие:
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах;
- групповые занятия;
- факультативы;
- элективные курсы;
- предметные кружки;
- кружки и клубы по интересам;
- организация участия в предметных и творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах, дистанционных мероприятиях;
- организация участия участие в олимпиадах различного уровня и направленности
Работа с одарёнными детьми начинается с диагностики. На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления выявляются интересы и склонности учащихся. Этим занимаются педагог-психолог, учитель начальных классов, учителя-предметники. Задача же всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы развивать выявленные способности на всех ступенях обучения.
В школе созданы оптимальные условия для развития разных видов одарённости. Имеется библиотека с читальным залом, оснащенная компьютерами с возможностью выхода в Интернет, справочными и энциклопедическими пособиями, словарями, справочной литературой по различным областям знаний. Для занятий физической культурой и спортом имеется спортивный зал, спортивная и хоккейная площадки, спортивный инвентарь и оборудование для занятий футболом, волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, настольным теннисом, зимними видами спорта. Оборудован зал для занятий хореографией с зеркальной стеной, где учащиеся занимаются ритмикой и танцами.
Учебный план школы даёт учащимся возможности для построения индивидуальной траектории обучения. На ступени среднего общего образования реализуется профильное обучение по информационно-технологическому направлению, универсальное обучение с преподаванием русского языка на профильном уровне, ведётся предпрофильная подготовка учащихся, планируется организация классов инженерно-технического направления.
Дополнительное образование в школе осуществляется посредством 63 творческих объединений и спортивных секций по следующим направлениям: интеллектуальное, общекультурное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, социальное, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, эколого-биологическое, гражданско-патриотическое.
Для детей с высокими общими интеллектуальными способностями учителя-предметники, педагог дополнительного образования, руководители кружков осуществляют подготовку и организуют участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня, в том числе дистанционных. Учащиеся вовлекаются в олимпиадное движение, принимая участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
С 2001 года функционирует школьное научное общество учащихся «Поиск» (НОУ). Целью деятельности которого является выявление, дополнительное образование и поддержка одаренных учащихся; ориентация на профессиональное самоопределение в области науки, искусства, техники и производства через работу творческих объединений, кружков, секций. Члены НОУ «Поиск» активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Ежегодно на базе школы организуется и проводится школьная конференция. Лучшим учащимся предоставляется возможность принять участие в межшкольном, районном и региональном конкурсах творческих и исследовательских работ школьников.
Для реализации программ воспитательной работы, программ внеурочной деятельности активно привлекаются социальные партнеры, такие как Центры дополнительного образования детей, культуры и досуга, развития и образования, ДИО-ГЕН; детские музыкальная и спортивная школы; детская районная библиотека и городской краеведческий музей; инспекция ГИБДД, ООО «Газпром трансгаз Томск» Барабинское ЛПУМГ, и др.
С 2004 года в тесном контакте сотрудничаем с Томским НОУ «Открытый молодёжный университет», партнёром Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В разные годы внедряли в работу программы, разработанные специалистами ТУСУРа в 8-х, 9-х классах. На средней ступени обучения реализуются программы информационно-технологического профиля, дети на базе школы получают дополнительное образование по специальностям «Оператор ПК», «Программист», «Веб-дизайнер», «Компьютерный дизайн: Видеодизайнер», «Менеджер электронного офиса» и другие. С 2012 года в 1-2 классах реализуется программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов», в 5-6 классах преподаётся курс «В мире Flash». Программы составлены с учетом требований, рекомендаций и нормативных документов ФГОС. Учащиеся получают соответствующие документы об образовании государственного образца.
С 2012 года в рамках областного проекта «Политехническая школа» школа работает по договору с Барабинским филиалом Лицея №10 имени А.Н. Лунина. Дети получают основы профессии «Слесарь подвижного состава». Одиннадцатиклассники проходят практику на базе ОАО «РЖД» Локомотивное ремонтное депо «Барабинск». А это значит, дети уже при выходе из школы будут иметь профессии, востребованные в нашем городе, что тоже немаловажно, кроме того, они будут ориентированы на поступление в ВУЗы технической направленности.
Для детей с высокими творческими и художественными способностями осуществляется работа кружков, театральной студии, организуется участие в конкурсах творческой направленности: конкурсы рисунков, ежегодный школьный «Конкурс чтецов и поэтов». Наши учащиеся являются участниками районных и областных творческих смен.
Для развития лидерских способностей привлекаем учащихся к работе школьной детской организации «Алые паруса», входящую в Областную общественной организации «Союз пионеров» с 2001 года. Дети участвуют в самоуправлении школой, организуют и проводят традиционные школьные мероприятия, такие как принятие в школу Юнг, матросов, офицеров, Мисс Весна, Осенний марафон, Масленица, праздничные мероприятия к Новому году, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню и т.д. Издается школьная газета «Звонок», где дети являются журналистами и фотокорреспондентами.
Для повышения мотивации к обучению и развитию своих способностей ежегодно проводятся школьные конкурсы «Ученик года», «Лидер года», «Лучшее портфолио учащегося» и другие.
Таким образом, система работы с детьми в рамках реализации школьной программы «Одарённые дети» позволяет охватывать все категории талантливых школьников.
Показателем эффективности целенаправленной работы школьного коллектива по поддержке и развитию способностей учащихся являются их победы в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ школьников, с которыми можно познакомиться на сайте школы, расположенном по адресу: http://www.s_47.bar.edu54.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».
Школа – это часть большого мира. Ребенок, попадая в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)
В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...