ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
статья на тему

В статье освещен опыт работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Лысова М.А.

МКОУ СОШ №47, г. Барабинск, Новосибирская область

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных   нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Современный мир требует от человека мобильности, уверенности в себе, навыков работы в команде и лидерских качеств, умения работать с большим объёмом информации презентовать продукт своей деятельности.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей.  Поэтому работа по выявлению, поддержке и развитию  одаренных и высоко мотивированных детей является крайне необходимой и является одним из приоритетных направлений развития школы.

        В нашей школе с 2008 года реализуется школьная программа «Одарённые дети», целью которой является создание благоприятных условий для развития одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования и формирование системы социально-психологической поддержки талантливых и способных учащихся.    

        За основу мы взяли следующее определение одарённости:

        

        Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

        

        Условно выделяем следующие категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Основными направления реализации программы являются:        

  • материально-техническое обеспечение диагностической и учебно-развивающей работы с одаренными детьми;
  • подготовка методической и информационной базы для работы с одаренными детьми;
  • подготовка кадров для работы с одаренными детьми;
  • выявление одаренных детей;
  • образование и развитие способностей одаренных детей;
  • подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию со школой.

Школьная программа «Одарённые дети» включает в себя план мероприятий, направленный на развитие каждой категории одарённости детей.

        

Основные формы работы с одаренными учащимися, используемые в нашей школе следующие:

  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах;
  • групповые занятия;
  • факультативы;
  • элективные курсы;
  • предметные кружки;
  • кружки и клубы по интересам;
  • организация участия в предметных и творческих конкурсах,  интеллектуальных марафонах, дистанционных мероприятиях;
  • организация участия участие в олимпиадах различного уровня и направленности

Работа с одарёнными детьми начинается с диагностики. На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления выявляются интересы и склонности учащихся.  Этим занимаются педагог-психолог, учитель начальных классов, учителя-предметники. Задача же всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы развивать выявленные способности на всех ступенях обучения.

В школе созданы оптимальные условия для развития разных видов одарённости. Имеется библиотека с читальным залом, оснащенная  компьютерами с возможностью выхода в Интернет, справочными и энциклопедическими пособиями, словарями, справочной литературой по различным областям знаний. Для занятий физической культурой и спортом имеется спортивный зал, спортивная и хоккейная площадки, спортивный инвентарь и оборудование для занятий футболом, волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, настольным теннисом, зимними видами спорта.  Оборудован зал для занятий хореографией с зеркальной стеной, где учащиеся занимаются ритмикой и танцами.

Учебный план школы даёт учащимся возможности для построения индивидуальной траектории обучения. На ступени среднего общего образования реализуется профильное обучение по информационно-технологическому направлению, универсальное обучение с преподаванием русского языка на профильном уровне, ведётся предпрофильная подготовка учащихся, планируется организация классов инженерно-технического направления.

Дополнительное образование в школе осуществляется посредством 63 творческих объединений и спортивных секций по следующим направлениям: интеллектуальное,  общекультурное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, социальное, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, эколого-биологическое, гражданско-патриотическое.

Для детей с высокими общими интеллектуальными способностями учителя-предметники, педагог дополнительного образования, руководители кружков осуществляют  подготовку и организуют участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах,  проектах различного уровня, в том числе дистанционных. Учащиеся вовлекаются в олимпиадное движение, принимая участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.

 С 2001 года функционирует школьное научное общество учащихся «Поиск» (НОУ). Целью деятельности которого является выявление, дополнительное образование и поддержка одаренных учащихся; ориентация на профессиональное самоопределение в области науки, искусства, техники и производства через работу творческих объединений, кружков, секций. Члены НОУ «Поиск» активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Ежегодно на базе школы организуется и проводится  школьная конференция. Лучшим учащимся предоставляется возможность принять участие в межшкольном, районном и региональном конкурсах творческих и исследовательских работ школьников.

        Для реализации программ воспитательной работы, программ внеурочной деятельности активно привлекаются социальные партнеры, такие как Центры дополнительного образования детей, культуры и досуга, развития и образования, ДИО-ГЕН; детские музыкальная и спортивная школы; детская районная библиотека и городской краеведческий музей; инспекция ГИБДД, ООО «Газпром трансгаз Томск» Барабинское ЛПУМГ, и др.

 С 2004 года в тесном контакте сотрудничаем с Томским НОУ «Открытый молодёжный университет», партнёром Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В разные годы внедряли в работу программы, разработанные специалистами ТУСУРа в 8-х, 9-х классах. На средней ступени обучения  реализуются программы информационно-технологического профиля, дети на базе школы получают дополнительное образование по специальностям «Оператор ПК», «Программист», «Веб-дизайнер», «Компьютерный дизайн: Видеодизайнер», «Менеджер электронного офиса» и другие. С  2012 года в 1-2  классах   реализуется  программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов», в 5-6  классах  преподаётся курс «В мире Flash».  Программы  составлены  с учетом требований, рекомендаций и нормативных документов ФГОС. Учащиеся получают соответствующие документы об образовании государственного образца.

С  2012 года в рамках областного проекта «Политехническая школа» школа работает по  договору с Барабинским филиалом Лицея №10 имени А.Н. Лунина. Дети получают основы профессии «Слесарь подвижного состава». Одиннадцатиклассники проходят практику на базе ОАО «РЖД» Локомотивное ремонтное депо «Барабинск». А это значит, дети уже при выходе из школы будут иметь профессии, востребованные в нашем городе, что тоже немаловажно, кроме того, они будут ориентированы на поступление в ВУЗы технической направленности.

Для детей с высокими творческими  и художественными способностями осуществляется работа кружков, театральной студии, организуется участие в конкурсах творческой направленности: конкурсы рисунков, ежегодный школьный «Конкурс чтецов и поэтов». Наши учащиеся являются участниками районных и областных творческих смен.

Для развития лидерских способностей привлекаем учащихся к работе школьной детской  организации «Алые паруса», входящую в Областную общественной организации «Союз пионеров» с 2001 года.  Дети участвуют в самоуправлении школой, организуют и проводят традиционные школьные мероприятия, такие как принятие в школу Юнг, матросов, офицеров, Мисс Весна, Осенний марафон, Масленица, праздничные мероприятия к Новому году, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню и  т.д. Издается школьная газета «Звонок», где дети являются журналистами и фотокорреспондентами.

Для повышения мотивации к обучению и развитию своих способностей ежегодно проводятся школьные конкурсы «Ученик года», «Лидер года», «Лучшее портфолио учащегося» и другие.

Таким образом, система работы с детьми в рамках реализации школьной программы «Одарённые дети» позволяет охватывать все категории талантливых школьников.

Показателем эффективности целенаправленной работы школьного коллектива по поддержке и развитию способностей учащихся являются их победы в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ школьников, с которыми можно познакомиться на сайте школы, расположенном по адресу:  http://www.s_47.bar.edu54.ru/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)

В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...