«Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”»
статья

Морозова Анна Михайловна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40

СООБЩЕНИЕ

 «Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”»

                                                                

                                                        Подготовила:

                                                        Морозова Анна Михайловна, учитель

                                             истории и обществознания

                                                        МОУ СОШ №40                      

Тверь, 2017

Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”.

        Проблема одаренности очень актуальна в настоящее время. Это связано с потребностями общества, которому нужны одаренные люди, способные внести наибольший вклад в его развитие.

        В нашей школе с 2015 года реализуется программа “Одаренные дети”, которая не только определяет цель (создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования) и ключевые задачи работы с такими детьми, но и описывает пути выстраивания индивидуального образовательного маршрута развития одаренных детей по разным направлениям (спортивному, художественному, интеллектуальному и др.).

Задачи:

  • обеспечить нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, мотивационное, информационное сопровождение внедрения ФГОС;    

- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

- создать организационные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей,  для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;

- расширить возможность  участия одаренных и способных детей  в конференциях, выставках, олимпиадах и  конкурсах; развивать исследовательские способности обучающихся через школьное научное общество;

- использовать инновационные подходы по педагогическому сопровождению одарённых детей во всех сферах деятельности:  интеллектуальной,  творческой,  спортивной, социальной, стимулировать научно-методическую деятельность педагогов, работающих с одаренными детьми, поиск новых форм и методов образования;

- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;

 - разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; организовать систематическую  психолого-педагогическую помощь семьям  в воспитании и развитии одаренного ребенка;

- создать единое образовательное пространство базового и дополнительного образования детей для индивидуализации обучения и воспитания учащихся с общей одаренностью.

        Первыми, кто может заметить у ребенка неординарные способности, являются родители. Задача учителя – вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.

        Кто такой одаренный ученик?

  1. Любознательный
  2. Умеет удивляться, рассматривать проблему с разных точек зрения, самостоятельно мыслящий и выдающий оригинальные решения
  3. Не останавливается на достигнутом
  4. Упорный в достижении цели.

             

История и обществознание как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Эта работа основывается на следующих принципах:

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
  2. Создание условий для совместной работы при минимальном участии учителя
  3. Системный, деятельностный подходы в образовательном процессе
  4. Стимулирование творческой деятельности.

        Такая работа будет успешной, если все поймут и осознают ее важность, будет совершенствоваться школьная методическая система работы с детьми, и в нее будут включены учителя-личности, верящие в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы, с доброжелательным отношением к окружающим, стремящиеся к интеллектуальному самосовершенствованию.

                                     

        Таким образом, будут созданы максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.

        Структура работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов:

        1. Выявление (урочная деятельность, профильное обучение)

        2. Создание условий для развития способностей (внеурочная деятельность)

        3. Результативность (реализация возможностей через участие в олимпиадах, конкурсах и др.).

                                       

        

Выявление одаренных детей на уроках происходит при использовании следующих педагогических технологий: проблемного, проектного обучения, обучения в малых группах при проведении различных типов уроков: пресс-конференция, зачет, семинар, деловая игра и т.д. Такие уроки вызовут интерес к изучению предмета, обучение превратится в творческий процесс, у ребенка появится стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.

         

        На своих уроках я использую материалы (видео, презентации) сайта “Инфоурок”и другие диски, мы работаем с документами, выполняем различные задания .  

        На уроке обществознания в 5 классе дети рассказывали о том, как они проводят свое свободное время, о своих увлечениях и хобби.

                     

        Часто они создают презентации и защищают их.

        Ребята творчески подходят к изучению темы (рисунки к уроку истории по теме «Религия древних египтян», 5 класс, красочно оформленные конспекты).

                            

        Они занимаются проектной деятельностью (“Мы – многонациональный народ”,  урок обществознания в 5 классе), выбирают Президента (урок обществознания в 10 классе), реализуют свою продукцию (урок обществознания в 7 классе), участвуют в пресс-конференции на уроке истории в 8 классе (“Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть европейское общество и государство в XIX-начале XX веках?”).

                    

                   

        Проявить свой талант возможно на элективных курсах.

                                     

На элективе “Основы права” в 5 классе были проведены судебное заседание на примере басни И.А. Крылова “Волк и ягненок” (брали на себя роли подсудимого, пострадавшего и др.), а также работа над проектом “Школа будущего”.

                           

        Наши дети участвуют в городских конкурсах рефератов, сообщений. В этом году мы заняли первое место на конкурсе сообщений с темой “Мир детских игрушек”. Автор лучшей работы – Герцева Ирина, 5 класс и первое  место по результатам общественной оценки публичной защиты.

           

        Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в международном конкурсе “Золотое руно”, в международных акциях проекта “Каждый день горжусь Россией”, были победителями в районе, регионе и в России.

        Мы проводим исследования, с которыми выходим на «Менделеевские чтения» (3 место), научно-практические конференции “Шаг в будущее”(1 и 2 места), “Пытливые умы”(1 и 3 места).

            

        Каждый год принимаем участие в интеллектуально-личностном марафоне “Твои возможности” (в 2017 году победили в номинации “Знатоки природы”).

                                             

        В этом году были победители в городской олимпиаде по истории “Витязь”  5 класс в 8 гимназии,  интернет-олимпиаде «Подари знание», в городской игре-викторине “Знаток Отечества”,  во всероссийских исторических викторинах “Вооружение вчера и сегодня”, “Великие полководцы – великие умы!”.

 

        Работали на заседании I Тверской школьной модели ООН в ТвГУ, участвовали в деловой игре “Школа молодежного предпринимательства” в рамках Дней малого и среднего бизнеса в Твери.

                     

        Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, роста педагогического мастерства.

         

                                   

Литература

1.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Бабаева Ю.Д.. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса.М.: Издательский центр «Академия», 1996.

3. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

4. Одарённый ребёнок: особенности обучения. Под редакцией Н.В.Шумаковой.-М.: Просвещение, 2006 г.

5. Программа выявления и поддержки одаренных детей 5-9 классов в условиях реализации  ФГОС ООО в МОУ СОШ №40 на 2015-2018 годы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».

Школа – это часть большого мира. Ребенок,  попадая  в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)

В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Реализация Программы «Одаренные дети»

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённы...

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...