«Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”»
статья
Сообщение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
СООБЩЕНИЕ
«Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”»
Подготовила:
Морозова Анна Михайловна, учитель
истории и обществознания
МОУ СОШ №40
Тверь, 2017
Предметно-развивающая среда в образовательной организации при реализации программы “Одаренные дети”.
Проблема одаренности очень актуальна в настоящее время. Это связано с потребностями общества, которому нужны одаренные люди, способные внести наибольший вклад в его развитие.
В нашей школе с 2015 года реализуется программа “Одаренные дети”, которая не только определяет цель (создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования) и ключевые задачи работы с такими детьми, но и описывает пути выстраивания индивидуального образовательного маршрута развития одаренных детей по разным направлениям (спортивному, художественному, интеллектуальному и др.).
Задачи:
- обеспечить нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, мотивационное, информационное сопровождение внедрения ФГОС;
- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- создать организационные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
- расширить возможность участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; развивать исследовательские способности обучающихся через школьное научное общество;
- использовать инновационные подходы по педагогическому сопровождению одарённых детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной, стимулировать научно-методическую деятельность педагогов, работающих с одаренными детьми, поиск новых форм и методов образования;
- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;
- разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; организовать систематическую психолого-педагогическую помощь семьям в воспитании и развитии одаренного ребенка;
- создать единое образовательное пространство базового и дополнительного образования детей для индивидуализации обучения и воспитания учащихся с общей одаренностью.
Первыми, кто может заметить у ребенка неординарные способности, являются родители. Задача учителя – вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.
Кто такой одаренный ученик?
- Любознательный
- Умеет удивляться, рассматривать проблему с разных точек зрения, самостоятельно мыслящий и выдающий оригинальные решения
- Не останавливается на достигнутом
- Упорный в достижении цели.
История и обществознание как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Эта работа основывается на следующих принципах:
- Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
- Создание условий для совместной работы при минимальном участии учителя
- Системный, деятельностный подходы в образовательном процессе
- Стимулирование творческой деятельности.
Такая работа будет успешной, если все поймут и осознают ее важность, будет совершенствоваться школьная методическая система работы с детьми, и в нее будут включены учителя-личности, верящие в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы, с доброжелательным отношением к окружающим, стремящиеся к интеллектуальному самосовершенствованию.
Таким образом, будут созданы максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.
Структура работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов:
1. Выявление (урочная деятельность, профильное обучение)
2. Создание условий для развития способностей (внеурочная деятельность)
3. Результативность (реализация возможностей через участие в олимпиадах, конкурсах и др.).
Выявление одаренных детей на уроках происходит при использовании следующих педагогических технологий: проблемного, проектного обучения, обучения в малых группах при проведении различных типов уроков: пресс-конференция, зачет, семинар, деловая игра и т.д. Такие уроки вызовут интерес к изучению предмета, обучение превратится в творческий процесс, у ребенка появится стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
На своих уроках я использую материалы (видео, презентации) сайта “Инфоурок”и другие диски, мы работаем с документами, выполняем различные задания .
На уроке обществознания в 5 классе дети рассказывали о том, как они проводят свое свободное время, о своих увлечениях и хобби.
Часто они создают презентации и защищают их.
Ребята творчески подходят к изучению темы (рисунки к уроку истории по теме «Религия древних египтян», 5 класс, красочно оформленные конспекты).
Они занимаются проектной деятельностью (“Мы – многонациональный народ”, урок обществознания в 5 классе), выбирают Президента (урок обществознания в 10 классе), реализуют свою продукцию (урок обществознания в 7 классе), участвуют в пресс-конференции на уроке истории в 8 классе (“Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть европейское общество и государство в XIX-начале XX веках?”).
Проявить свой талант возможно на элективных курсах.
На элективе “Основы права” в 5 классе были проведены судебное заседание на примере басни И.А. Крылова “Волк и ягненок” (брали на себя роли подсудимого, пострадавшего и др.), а также работа над проектом “Школа будущего”.
Наши дети участвуют в городских конкурсах рефератов, сообщений. В этом году мы заняли первое место на конкурсе сообщений с темой “Мир детских игрушек”. Автор лучшей работы – Герцева Ирина, 5 класс и первое место по результатам общественной оценки публичной защиты.
Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в международном конкурсе “Золотое руно”, в международных акциях проекта “Каждый день горжусь Россией”, были победителями в районе, регионе и в России.
Мы проводим исследования, с которыми выходим на «Менделеевские чтения» (3 место), научно-практические конференции “Шаг в будущее”(1 и 2 места), “Пытливые умы”(1 и 3 места).
Каждый год принимаем участие в интеллектуально-личностном марафоне “Твои возможности” (в 2017 году победили в номинации “Знатоки природы”).
В этом году были победители в городской олимпиаде по истории “Витязь” 5 класс в 8 гимназии, интернет-олимпиаде «Подари знание», в городской игре-викторине “Знаток Отечества”, во всероссийских исторических викторинах “Вооружение вчера и сегодня”, “Великие полководцы – великие умы!”.
Работали на заседании I Тверской школьной модели ООН в ТвГУ, участвовали в деловой игре “Школа молодежного предпринимательства” в рамках Дней малого и среднего бизнеса в Твери.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, роста педагогического мастерства.
Литература
1.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Бабаева Ю.Д.. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса.М.: Издательский центр «Академия», 1996.
3. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
4. Одарённый ребёнок: особенности обучения. Под редакцией Н.В.Шумаковой.-М.: Просвещение, 2006 г.
5. Программа выявления и поддержки одаренных детей 5-9 классов в условиях реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ №40 на 2015-2018 годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре «Реализация программы «Одаренные дети» как средство повышения качества образования».
Школа – это часть большого мира. Ребенок, попадая в неё, сталкивается с проблемами, которые будут его окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)
В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Реализация Программы «Одаренные дети»
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённы...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...