Статья "Значение личностного фактора в процессе обучения"
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Талакина Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрено использование метода повышения заинтересованности обучающихся в получении знаний. Описано проведение соцопроса среди обучающихся 7-11 классов и обсуждены его результаты. Теги: мотивация, интерес, внеурочная деятельность, соцопрос, социальный эксперимент, выдающиеся личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение личностного фактора в процессе обучения

В статье рассмотрено использование метода повышения заинтересованности обучающихся в получении знаний. Описано проведение соцопроса среди обучающихся 7 – 11 классов и обсуждены его результаты.

Роль личности педагога в образовательном процессе не подвергается сомнению. Профессиональные и моральные качества учителя являются мощнейшим фактором в деле воспитания и обучения. Известны удивительные примеры того, как благодаря умению и настойчивости педагогов удается достичь поразительных результатов в деле образования, в том числе обучающихся, имеющих ограниченные физические и умственные способности. Это становится возможным прежде всего посредством создания адекватных условий для пробуждения и поддержания интереса обучающихся в получении знаний.

В данной статье я хотела бы осветить противоположный аспект в вопросе о значении личностных качеств при создания мотивации к обучению. А именно речь пойдет о личностных качествах не педагога и также не ученика, а о личностных качествах, содержащихся в предмете обучения. Я опишу свой опыт педагогической практики, призванный продемонстрировать то обстоятельство, что в атмосфере более пристального внимания к личности человека, его индивидуальности, его возможностям к раскрытию творческого потенциала, возрастает интерес к знаниям у обучающихся вообще, пробуждается их любопытство ко всему на свете, что уже само по себе оказывается положительным результатом.

Разумеется, в этом нет ничего неожиданного. Характернейшей особенностью школьников и школьниц с 1 по 11 класс является пристальное внимание к роли своей собственной личности в окружающем мире, постоянный поиск ответа (возможно, подсознательный) на вопрос "кто такой я и кто такие они?" Предоставление со стороны взрослых благоприятных возможностей для того, чтобы еще и еще раз обучающиеся смогли обратиться к подобной животрепещущей для них теме, дает положительный результат.

Именно так я и решила поступить при прохождении темы "Великие исследователи и первооткрыватели" на уроках немецкого языка в 7 классе. Не секрет, что современный школьник перегружен массой информации, необходимой для заучивания. Не всегда в должной мере учитываются его собственные интересы, и вследствие этого падет интерес к обучению. Когда над учителем довлеет требование прохождения обязательной программы, соответственно и у школьника возникает чувство, что ему навязываются ненужные знания. В таком случае смягчить напряженность помогут внеурочные занятия, на которых предоставляются возможности для индивидуальной работы и раскрытия творческих способностей. Несомненно, что следует в максимальной степени учитывать интересы учеников и учениц.

Я решила воспользоваться методикой анкетирования для выявления интересов детей и попросила одного моего ученика 7 класса провести такое анкетирование среди учащихся 7 – 11 классов. При изучении вышеупомянутой темы на уроке немецкого языка они смогли узнать, что среди немецких ученых, исследователей, писателей много нобелевских лауреатов, имена которых хорошо известны, например Густав Герц, Макс Планк, Томас Манн, Генрих Бёлль, Альберт Швейцер, Роберт Кох, Альберт Эйнштейн. Мой помощник справедливо признал, что имя последнего, что называется, "на слуху" у каждого. Мы вместе подготовили 5 вопросов, которые он задавал обучающимся 7 – 11 классов:

1. Кто такой Альберт Эйнштейн?

2. Какие открытия он совершил?

3. Каким человеком был Альберт Эйнштейн?

4. Какие интересные факты из жизни Альберта Эйнштейна ты знаешь?

5. Важно ли для тебя знать не только о научной деятельности учёного, но и интересные факты его жизни, какой он был личностью?

В итоге обнаружилось следующее. Обучающиеся 7 – 8 классов смогли дать ответ только на 1-й вопрос. Им было известно, что он физик, однако не всем, некоторые полагали, что он химик. В старших классах при изучении физики рассматриваются только формулы, относящиеся к областям науки, которые развивал Эйнштейн. Однако ученики и ученицы старших классов о личности Эйнштейна не имели никакого представления. Они не знали о событиях его жизни, а также не знали, насколько глубоким и неординарным человеком он был. Оказалось, что им не известны чрезвычайно интересные и парадоксальные высказывания самого Эйнштейна.

О таких результатах опроса, верятно, можно было бы догадаться. Вместе с тем любопытный момент, который обескуражил моего помощника состоял в том, что при ответе на последний вопрос все без исключения школьники и школьницы заявили, что для них важно знать не только о научной деятельности ученого, но и интересные факты его жизни, важно знать то, какой он был личностью. Этот результат настолько поразил моего помощника, что он взялся самостоятельно разыскать подходящий материал. А найдя материал об Эйнштейне, он в итоге подготовил презентацию, которую назвал не иначе как "Альберт Эйнштейн: выдающийся ученый и неординарная личность". С ней он выступил на защите исследовательских работ сначала в своем классе, а затем на школьном уровне. Презентация имела успех. Учащиеся слушали ее, затаив дыхание.

Большинству взрослых приводимые ниже сведения широко известны [1]. Тем не менее, я беру на себя смелость в этой статье еще раз упомянуть о них, так как они в самом деле чрезвычайно поучительны и крайне интересны.

Маленький Альберт был со слишком большой головой и доставлял немало огорчений матери, подозревавшей врожденное уродство. В детстве он медленно учился говорить. Трехлетний мальчик не мог произнести ни слова, и родители уже смирились с тем, что сын отстает в развитии. Каково же было их изумление, когда в один прекрасный день мальчик заговорил, демонстрируя словарный запас взрослого человека.

Он был одиноким и мечтательным ребенком, испытывал трудности в общении со сверстниками, избегал шумных игр. Замкнутый и неразговорчивый мальчик в школе часто становился объектом насмешек. Некоторые преподаватели считали его ленивым, медлительным и малоспособным. Он любил строить сложные конструкции из кубиков и карточные домики высотой до четырнадцати этажей.

Когда мальчику было всего 5 лет, он тяжело заболел. К нему приехал его отец и подарил ему карманный компас. Факт, что вне зависимости от перемещения компаса его стрелка остается неподвижной, чрезвычайно поразил мальчика. Эта новая игрушка моментально вызвала огромное любопытство у юного Альберта. С тех пор он решил, что он успокоится, пока не поймет, почему стрелка показывает все время в одну сторону, несмотря на положение самого компаса. Он понял, что действует некая невидимая сила. Однажды столкнувшись с загадочным феноменом, ученый всю жизнь искал ключ к тайнам природы.

Он начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. Он повсюду возил с собой скрипку и любовно называл ее "моя лина".

Альберт Эйнштейн невероятно любил парусный спорт.

Его не приняли в швейцарский университет. В возрасте 17 лет вступительные экзамены будущий ученый завалил. Он был слаб в таких науках как география, история и иностранные языки. Однако это его подстегнуло. Он поступил в другой университет, где отбор был менее жесткий, и благополучно проучился там несколько лет. В дальнейшем он вернулся в швейцарский университет, поступил в него и продолжил там свое обучение.

Альберт Эйнштейн не носил носков. Он объяснял это тем, что просто не видит необходимости носить носки, без которых и так можно вполне нормально жить. Забота о таких мелочах отвлекала его от работы. У него были постоянно грязные волосы, за которыми было бессмысленно ухаживать и расчесывать.

Альберт Эйнштейн является автором многих метких и парадоксальных высказываний [2]. В моей статье хотелось бы упомянуть некоторые из них:

Наука – это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но когда находится невежда, который этого не знает, он-то и делает открытие.

Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

Чтобы пробить стену лбом, нужен или большой разбег, или много лбов.

Здравый смысл – это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста.

Наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по-детски наивно – и все же это именно то самое ценное, что у нас есть.

Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.

Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример.

Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей.

Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы – что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы –  евреем.

Альберт Эйнштейн пережил две мировые войны, период гонений и бремя всемирной славы. Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.

Он был гениальным физиком, чьи теории и изобретения полностью изменили представление о нашем мире. Похороны Альберта Эйнштейна проходили без огласки, и лишь 12 самых близких родственников и друзей присутствовали на похоронах великого ученого. Прах Альберта Эйнштейна по его завещанию был развеян по ветру.

Предложенный вниманию учащихся 7 – 11 классов материал о неординарной личности великого ученого вызвал их неподдельный интерес. Произошедшее еще раз свидетельствует о наличии известной проблемы в школьном образовании. С позиции обучающегося материал, имеющийся в учебнике, зачастую краток и сух, не стимулирует любознательность. Акцент на заучивание клише и дежурных фраз глушит естественную пытливость ума. На моем примере видно, что практическое участие учеников и учениц 7 – 11 классов, вовлеченных в произведенный опрос, способствовало пробуждению дополнительного интереса к знаниям. Как признавались учащиеся, для них оказалось открытием обнаружить, что "ученый – это не какой-то сухой ходячий манекен из музея восковых фигур". После такого эмоционального опыта у них стал возникать интерес к каждому великому человеку. Для них стало важно узнать не только об открытиях или произведениях, но и узнать о человеке как о личности.

В заключение хочу подвести некоторые итоги моей статьи.

В современной школе в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся уделяется большое внимание занятиям по внеурочной деятельности [3]. Предоставление благодатного материала на занятиях по внеурочной деятельности, начиная с 1 класса и старше, стимулирует творчество обучающихся, расширяет их кругозор, развивает познавательные способности. Задача учителя в этой ситуации заключается в том, чтобы тактично способствовать появлению эмоционально насыщенного материала.

Список использованной литературы:

1. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие М.: Наука, 1972.

2. Хофман Б. Альберт Эйнштейн — творец и бунтарь М.: Прогресс, 1983.

3. ФГОС. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Лингвострановедческие факторы в процессе обучения иностранным языкам

Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в качесте определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания и процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированно...

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

Представление педагогического опыта: «Иннoвационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения».

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в сoвременном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации oбразования, я об...

Индивидуально-личностный подход в процессе обучения информатике

Индивидуально-личностный подход в процессе обучения информатике...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисципл...