ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья
В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисциплина занимает особое место, поскольку это интеллектуальный навык, формирование и развитие которого напрямую связано с индивидуальными особенностями изучающего иностранный язык. В организации образовательного процесса по иностранному языку особое место занимает учёт склонностей и личностных особенностей учащегося. Именно проблематика, связанная с человеческой индивидуальностью, акцентируется в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах, которые предусматривают реализацию индивидуального подхода, направленного на использование личностных особенностей, сильных и слабых сторон учащихся для достижения максимальных результатов в обучении. В настоящей статье мы рассмотрим, что подразумевается под индивидуальным подходом, и каким образом трактуется понятие индивидуализации в контексте обучения иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._individualizatsiya_kak_faktor_uspeshnosti_protsessa_obucheniya_inostrannomu_yazyku.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Ковалева А. С.
В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисциплина занимает особое место, поскольку это интеллектуальный навык, формирование и развитие которого напрямую связано с индивидуальными особенностями изучающего иностранный язык. В организации образовательного процесса по иностранному языку особое место занимает учёт склонностей и личностных особенностей учащегося. Именно проблематика, связанная с человеческой индивидуальностью, акцентируется в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах, которые предусматривают реализацию индивидуального подхода, направленного на использование личностных особенностей, сильных и слабых сторон учащихся для достижения максимальных результатов в обучении. В настоящей статье мы рассмотрим, что подразумевается под индивидуальным подходом, и каким образом трактуется понятие индивидуализации в контексте обучения иностранным языкам.
Проанализируем определения понятия индивидуализации в словарях. Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение процессу индивидуализации: сделать (делать) индивидуальным, установить что-нибудь применительно к отдельному случаю, лицу. Словарь Брокгауза и Эфрона определяет понятие индивидуализации как выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке М. Попова, трактует индивидуализацию как выделение из однородной среды, развитие личных особенностей, обособление личности [6, интернет – ресурс http://dic.academic.ru].
В контексте данной статьи нам интересны определения индивидуализации как педагогического и психологического феномена. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, Ю.М. Коджаспирова индивидуализация обучения определяется как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика …» [6, интернет – ресурс http://dic.academic.ru]. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Большая психологическая энциклопедия рассматривает термин индивидуализация как потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувствовать себя в точности похожими на них [6, интернет – ресурс http://dic.academic.ru].
Предложенные определения подчеркивают, что процесс индивидуализации в целом, и индивидуализация как педагогический феномен в частности, предполагает учет индивидуальных особенностей при планировании той или иной деятельности с целью оптимизации условий для достижения участниками этой деятельности лучшего результата.
На современном этапе развития педагогики и методики преподавания иностранного языка многие как зарубежные (Г. Гарднер, Б. У. Ливер, Д. А. Колб и др.), так и российские исследователи (Е. И. Пассов, А. С. Запесоцкий, С. Ф. Шатилов, М. А. Холодная и др.) занимались проблемой индивидуализации обучения иностранному языку. Этой области
уделяется много внимания, так как индивидуализация является очень важным моментом в методике.
Особое значение индивидуализации в обучении обусловливает различные подходы учёных к ней. Так И. В. Андрюкова пишет о том, что в современной педагогике выделяются два подхода к трактовке понятия "индивидуализация" применительно к сфере образования:
- традиционная педагогическая трактовка индивидуализации как особой организации образовательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);
- дифференцирование понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход в образовании» (Т.М. Ковалева, Г.Н. Прозументова, Е.А. Суханова, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и другие) [1].
Т. М. Ковалева, как представитель второго направления, отмечает принципиальную разницу между индивидуализацией и индивидуальным подходом. Индивидуальный подход в образовании, по её мнению, несмотря на то, что он реализуется путём учета индивидуальных особенностей ученика (студента), направлен на выполнение определённого единого государственного "заказа", т. е. выполнения общей для всех образовательной программы. Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является учитель, именно он, опираясь на особенности своих учеников, выстраивает определенную программу обучения, и что самое важное, не одного конкретного ученика, а всего класса, что делает современное образование направленным на среднего ученика. И здесь ученики являются объектом обучения.
Более широкая задача стоит перед индивидуализацией - активизировать деятельность ученика с целью постановки собственного, индивидуального "заказа", а затем управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог, взрослый помогает ребёнку нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы [1] .
Так или иначе, перед педагогом стоит задача "научить всех" и, несмотря на определённые различия в данных понятиях, оба они предполагают получение знаний учащимися, а также учет педагогами их индивидуальных особенностей, опираясь на современные исследования в педагогике, методике, психологии, медицине, физиологии.
Индивидуализация как один из важнейших факторов реализации коммуникативного подхода в обучении всегда была в центре внимания Е.И. Пассова, который рассматривал индивидуальность ученика как многогранную систему. Исходя из включаемых философами и психологами в систему индивидуальности свойств человека в трех аспектах его жизнедеятельности (как индивида, как субъекта и как личности), Е.И. Пассов выделяет три вида индивидуализации [3]:
1. Индивидная индивидуализация, основанная на индивидных свойствах, представленных в индивидуальности в виде определенных комплексов природных свойств человека. Совокупность этих свойств в более общей форме выступает в виде темперамента, задатков, органических потребностей, которые составляют природную основу индивидуальности. По мнению Е. И. Пассова, методисты признают существование неравной индивидуальной одаренности, неравных естественных потенциальных свойств и особенностей человека. При обучении иноязычной речевой деятельности роль задатков проявляется в том, что одни ученики оказываются более способными к выполнению одних действий, другие — других. Для учителя различия в индивидных свойствах выступают как объективная данность, с которой необходимо всемерно считаться и учитывать в обучении. В силу их значимости и специфики учет индивидных свойств человека в обучении должен, на наш взгляд, производиться в рамках специально выделенного вида индивидуализации индивидной. Индивидная индивидуализация в первую очередь призвана служить учету и развитию способностей к иноязычной речевой деятельности.
2. Субъектная индивидуализация. Как субъект человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны, природными способностями, а с другой стороны, умением трудиться, т. е. субъектными свойствами. Таким образом, продуктивность деятельности зависит не только от способностей, но и от определенной системы приемов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности каждого человека, т. е. «индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение данным человеком». Для обучения иноязычному говорению учет субъектных свойств учеников важен потому, что у каждого ученика есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия. Специфика субъектной индивидуализации при обучении иноязычному говорению состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение дидактических материалов, различных по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящих, в конечном счете, к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени.
3. Личностная индивидуализация занимает ведущую позицию. Первостепенная значимость личностной индивидуализации для обучения говорению определяется тем, что личностные качества теснее, чем индивидные и субъектные, связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию. Игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, мировоззрения, то есть от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формализованную систему, а не орудие общения. Речевой акт в данном случае находится в полной психологической изоляции от деятельности личности.
Личностная индивидуализация учитывает:
- контекст деятельности обучаемого;
- жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников и т. п.);
- сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;
- мировоззрение (взгляды на жизнь);
- эмоционально-чувственную сферу (при «провоцировании» учеников на высказывания в защиту своей любимой команды, актера, книги, профессии);
- статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в речевых группах и т. п.
Е. И. Пассов считает, что в методике обучения иноязычной речевой деятельности личностная индивидуализация должна занять центральное место в общей системе индивидуализированного обучения. Поскольку именно через личностную индивидуализацию учитель может показать эффективность и пользу иностранного языка в кругу личностных ценностей, интересов каждого ученика, превратив иностранный язык как общественную ценность в ценность личностную. Иными словами, реализация личностной индивидуализации в образовательном процессе способствует приданию личностного смысла процессу овладения иностранным языком, что, в свою очередь повышает мотивацию и развивает автономию учащегося в познавательной деятельности.
Однако вся система индивидуализации не должна сводиться к использованию одной личностной индивидуализации. Не отрицая её ведущей роли, учитель должен учитывать также субъектные и индивидные свойства ученика.
Субъектная индивидуализация по Е.И. Пассову, а именно учет природных и субъектных свойств и способностей личности, которые характеризуют индивидуальный стиль деятельности каждого человека, получила свое продолжение и расширение в одной из самых широко признанных зарубежных теорий - теории множественного интеллекта Г. Гарднера. Для учёта образовательного потенциала детей и взрослых Гарднер предлагает восемь типов интеллекта, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке:
1. Вербальный или Лингвистический интеллект – способность эффективно применять слова либо в устной, либо в письменной форме. Ребенок с данным типом интеллекта, рано и быстро учится читать, общительный, интересуется другими языками.
2. Логический или Математический интеллект - способность использовать умозаключения, решать абстрактные задачи, понимать сложные отношения взаимосвязанных вещей. Ребенок с данным типом интеллекта любит загадки и головоломки.
3. Визуальный или Пространственный интеллект – способность точно ощущать зрительный мир и воссоздавать собственные зрительные впечатления. Ребенок с данным типом интеллекта способен воспринимать цвета, линии, состояния, формы, пространство.
4. Физический или Кинестетический интеллект – даёт возможность контролировать и интерпретировать движения, управлять физическими предметами. Ребенок с данным типом интеллекта любит спорт и активные игры в любом виде.
5. Музыкальный или Ритмический интеллект – способность чувствовать звук и реагировать на него. Ребенок с данным типом интеллекта любит петь и танцевать, музицировать.
6. Межличностный или Коммуникативный интеллект – способность быстро распознавать и оценивать настроения, намерения, мотивации и чувства других людей, владение навыками вербальной и невербальной коммуникации, совместной работы, умение сглаживать конфликтные ситуации, способность доверять, уважать, руководить и мотивировать других к достижению взаимовыгодной цели. Ребенок с данным типом интеллекта лидер, заводила и прекрасный организатор. У него всегда много друзей.
7. Внутриличностный интеллект – способность чётко воспринимать себя, замечать внутреннее настроение, намерения, мотивации, темперамент и желания, способность самодисциплины, самопонимания и самооценки. Ребенок с данным типом интеллекта ведет дневник, строит жизненные планы, хорошо знает свои сильные и слабые стороны.
8. Натуралистический интеллект – способность обучаться посредством природы. Ребенок с данным типом интеллекта любит гулять на природе, помогать на даче и на кухне, интересуется животными и растениями.
Базовый принцип теории заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям [4, 5]. Ориентируясь на типы интеллекта учащихся, учитель использует задания, нацеленные на развитие определённых интеллектуальных умений, что, с одной стороны, способствует эффективному усвоению, а с другой стороны, гармонично развивает личность.
Одним из положительных моментов данной теории для методики преподавания иностранных языков является то, что информация о преобладании того или иного типа интеллекта дает педагогу возможность выбрать из многообразия методических приёмов и методов именно те, которые позволят ученику (студенту) наиболее эффективно и легко решить поставленную педагогическую задачу. Учитывая характеристики типов интеллекта, учитель может разрабатывать упражнения и задания, используя разнообразные печатные и электронные источники, прививать ученикам знания о стратегиях обучения, необходимых для непрерывного образования, использовать множественные формы контроля наряду с традиционными тестами. То есть, теория задает концептуальные основы для разработки учебных планов, оценки эффективности образования и педагогической практики, что в свою очередь позволяет педагогам разрабатывать новые подходы для более эффективного удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Всё вышеизложенное позволяет нам сделать следующий вывод: каждый человек индивидуален, он имеет собственные особенности (психологические, физические, интеллектуальные), которые определяют способности к изучению одних предметов и трудности при изучении других, интерес и мотивацию к одним видам деятельности и полное отсутствие заинтересованности в других, проблемы при выполнении тех или иных действий. Индивидуальность обучающегося может стать вызовом для педагога, однако при умелом включении учета индивидуальных особенностей в процесс обучения, вооружившись "багажом знаний", добытым российскими и зарубежными учёными, работавшими над проблемой индивидуализации, можно повысить эффективность работы в обучении иностранному языку.
Литература:
1. Андрюкова И.В. Подходы к индивидуализации обучения школьников в основной школе, 2013 г.
2. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики, 2011 г.
3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения говорению. - М.: Просвещение, 1985 г.
4. Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. - New York: Basic Books, 1993.
5. Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. - Cambrige, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".
В данной работе рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...
Лингвострановедческие факторы в процессе обучения иностранным языкам
Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в качесте определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания и процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированно...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
Статья "Мотивация как ключевой фактор успешности в освоении иностранного языка".
Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» Какие бы современные м...
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация: Исходя из современных реалий, действующие Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают наличие у выпускников неязыковых вузов професси...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....